Студопедия — Систематизация мифа
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Систематизация мифа






Персонажи (высшие существа, первопредок, герой, трикстер, люди, чудовища, духи, душа).. Миф – наиболее достоверное, наиболее ценное, самое значительное знание, знание, в котором нельзя усомниться. Миф содержит прежде всего сведения, относящиеся не к бытовой сфере, а к области священных истин, к сакруму. Мифы нужно разделить на актуальные (живые) и неактуальные (мертвые). К настоящему моменту сложилась такая ситуация, когда многие мифы уже стали мертвыми. Прежде в них верили, а теперь нет. Таковы, например, античные мифы. Однако есть и древние мифы, которые по сию пору являются предметом веры, подчас для очень многих людей. Это мифы Ветхого и Нового Заветов, буддийские, индуистские, даосские, мусульманские мифы. Они крепко впечатаны в человеческий опыт. Так, наш календарь прочно связан с основополагающим мифом культуры. В христианском мире отсчет ведется от даты рождения Иисуса Христа, в мусульманском – от даты бегства Муххамеда из Мекки в Медину. Основным способом мифологического представления является наглядный и конкретный образ. Мифологические системы устроены весьма сложно. Архитектоника мифологических систем имеет несколько уровней. Но на всех уровнях все эти системы обнаруживают немало общих черт, что позволяет производить анализ разных систем, классифицировать их элементы и их взаимосвязи. Всякое явление и действие в мире мифа персонифицировано. Его осуществляют персонажи мифа. Есть общие, универсальные признаки мифологического персонажа (он – живая реальность, персонаж конкретен, качественность). Есть несколько типов персонажей, которые играют ведущие роли в мифе.

Высшие существа - непременный разряд мифологических персонажей. Обычно их называют божествами. В мифах древности это действительно олицетворенные божественные сущности. Но в современных мифах бывает и по – другому. Наиболее кратко можно определить миф как историю о боге или о богах. В мифе мир существует в присутствии богов. В мире есть явное божественное измерение. Все может быть мотивировано вмешательством богов. Божество – высшая сущность, высшая реальность, сущность мира. Бог в мифе существует как средоточие событий и ситуаций, связанных с ним, как абсолютный предел тех или иных качеств. Это универсальная личность. Таков бог евреев, египтян, арийцев. У древних греков бог совершенен даже вопреки своему несовершенству. Пути раскрытия сущности божества – фиксация его имени, разворачивание его генеалогии, биографии, сведения об его действиях, описание его явлений и качеств. Бог – творец мира, Бог непреходящ, властен над временем. Его бытию нет начала, нет и конца. Бог бессмертен, а если и умирает, то ему назначено еще и воскреснуть. Есть таинственная логика его бытия, его поведения. Боги ужасны и притягательны. Карают и благоденствуют. Злы и добры. Воля божества – закон. Его закон – произвол.

Качества: непостижимость, имя Б таит в себе его сущность, универсален, властен над временем, вездесущ, всезнающ, наделен властью.

Бог м.б.: 1) трансцендентальным – выходящим за пределы земного мира, нет опр облика

2) имманентым – Б назодится в здешнем мире. (анропоморфные и зооморфные)

Бог м.б. – транзитивным – активным

- интранзитивным – его функции изчезают вместе со временем

: Бог-правитель, Бог-как жизненный порыв, личный бог, бог-родитель

. Первопредок – Категории - это общий родоначальник, таинственный предок, к которому восходит цепь поколений. Его функция – порождение потомков, помощь им. Он предопределил основные свойства своего рода.

ПервоАдам, (первочеловек с необычайными чертами, возникший сам собой или созданный богами),

- Великая Мать (Исида, Инанна, Нинхурсаг и др. – женственный источник всеобщей жизни, предвечная, никм не созданная, многоликая. В этом случае первопредок – одновременно и богиня. Она – «мать всех богов», «мать всех детей», порождает живых существ и способствует всякому рождению, плодоношению, выступает подателем дождя и хранительницей небесной влаги, владычествует над миром, заботиться о нем как хозяйка и хранительница жизни. Будучи началом порождающим, она, однако, и поглощает в себя все и вся. Она и лоно, и могила, она может выступать источником смерти, болезней, неурожая

- Тотемный предок. Загадочное первосущество, как правило, это зооморфный предок с чертами человека. Это животное (кенгуру, дикий кот и т.д.), птица (орел, утка, ворона и т.д.), лягушка, улитка, личинки, рыба, насекомое, растение с человеческим потенциалом, раскрывающимся в потомках

- «живой мертвец» - ушедший из жизни предок рода

Герой.. Герой мифа – полубог – получеловек. В нем есть начала божественное и человеческое. Он имеет двойное – человеческое и божественное происхождение. Часто герой – сын божества (либо божественного чудовища) и земной женщины. Чудесное происхождение – основание для благородства и причина сверхъестественных качеств и способностей. Центральный момент в жизни героя – подвиг. К этому он предназначен богами. Обязательность совершения подвига определяется тем, что герой является посредником между богами и людьми. Ему надлежит выполнить волю богов на земле. Обычно герой упорядочивает жизнь, вносит в мир лад и строй, справедливость, законы. На это он употребляет свои чудесные способности. Основное содержание мифов о героях - это история совершения подвигов.По своему масштабу это действие беспрецедентное и неповторимое.

Типология подвигов: подвиг силы, подвиг дбывания культурных объектов, подвиг хитроумия, п соц устройства, п мастерства, исцеления, пророчества, п самоотречения, самопожервования.

Человеческое нач героя – смерть.

Трикстер. Трикстер возникает как антипод, антагонист героя, знаменующий своим появлением возникновение ущерба и зла в мире. Он разрушает, нарушает запреты и соглашения. В нем есть демоническое начало. Его средства – обман и притворство, глум и каверза, игра и пародия. Знаменательна эта парадоксальная связь демонического и смехотворного. Трикстер умен, но глуп, страшен, но смешон. В христианском мифе появляется личность антихриста – человека, принявшего сторону дьявола, ставшего его посланником. Антихрист носит маску Христа, выступает как лжец, имитатор дел и чудес Христа. Это своего рода христианский трикстер. В мировой культуре фигура трикстера проявилась в шуте, скоморохе, юроде. ВXXвеке трикстерное начало было выражено у многих крупных художников и идеологов

Чу довища – таинственные существа, обладающие ужасными свойствами и жуткие на вид. Нередко чудовища обладают божественной природой. Они непостижимы и реализуют некоторые свои свойства на пределе совершенства. Наиболее распространенные виды чудовища – змей и дракон. Змей связан с землей и водой, с мрачными безднами. Оттуда он выносит свою холодную мудрость. Дракон - чудесный гибрид, крылатый змей. У него несколько голов, туловище пресмыкающегося (змеи, ящера, крокодила) и крылья птицы. Дракон летает, плавает и ползает по земле, изрыгая огонь в случае опасности. По функциям дракон подобен змею и может рассматриваться как дальнейшее развитие этого образа. Дракон живет в пещере и охраняет воды. Он связан со смертью и является ее причиной, пребывает во мраке. Порой он выступает хранителем сокровищ, прячущихся в складках земли.

Духи – активно прояв сила, вступающая в контакт с человеком.

Свойства: - воплощаться в конвретные вещи, внезапно появл и исчезать, м.б. пластически оформлен, - м.б. прикреплен к месту, м.б. полезным человеку или вредить.

Человек в мифе может являться как герой. Человек выступает также в качестве первопредка, родоначальника. Обычный, заурядный человек как отдельная обособленная личность в мифе обычно не присутствует. Он существует здесь лишь в составе общности «люди», «народ». Люди создаются высшими существами, богами. Человек – объект творения. Цель творения – служить высшим существам. Особое положение у человека в библейском мифе. Здесь он находится в центре мироздания. Адам – наместник Бога на земле. Его судьба связана с судьбами Вселенной. Он ведет диалог с Богом. Огромное значение имеют также Авраам, Исаак, Исав, Иосиф, Моисей и др. персонажи Библии. В христианском мифе человек призван к богосыновству и к бессмертию Положение человека акцентрировано и выявлено также двойной, богочеловеческой природой Иисуса Христа. Христос – полностью Бог и полностью человек.

Душа - основа сущ человека

Свойства: неповторима, уход из тела = смерть, отделяется во сне, реинкарнация, способность к воскрешению, невидима, бесплотна (эфирная материя), не известно место пребывания в теле, иногда имеет сложное строение, м.б. несколько душ, способна чувствовать, связана с духом ангелов-хранителей.







Дата добавления: 2015-06-15; просмотров: 850. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Типовые ситуационные задачи. Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт. ст. Влияние психоэмоциональных факторов отсутствует. Колебаний АД практически нет. Головной боли нет. Нормализовать...

Эндоскопическая диагностика язвенной болезни желудка, гастрита, опухоли Хронический гастрит - понятие клинико-анатомическое, характеризующееся определенными патоморфологическими изменениями слизистой оболочки желудка - неспецифическим воспалительным процессом...

Признаки классификации безопасности Можно выделить следующие признаки классификации безопасности. 1. По признаку масштабности принято различать следующие относительно самостоятельные геополитические уровни и виды безопасности. 1.1. Международная безопасность (глобальная и...

Схема рефлекторной дуги условного слюноотделительного рефлекса При неоднократном сочетании действия предупреждающего сигнала и безусловного пищевого раздражителя формируются...

Уравнение волны. Уравнение плоской гармонической волны. Волновое уравнение. Уравнение сферической волны Уравнением упругой волны называют функцию , которая определяет смещение любой частицы среды с координатами относительно своего положения равновесия в произвольный момент времени t...

Медицинская документация родильного дома Учетные формы родильного дома № 111/у Индивидуальная карта беременной и родильницы № 113/у Обменная карта родильного дома...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия