Студопедия — Учение об эйдосах
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Учение об эйдосах






Платон полагал, что главные причины того, что про­исходит в социальном мире, находятся за его предела­ми. Эти причины, или сущности, имеют метафизичес­кую природу и являются чистыми формами, по образцу


которых скроено все, что окружает человека. Платон на­звал их идеями (эйдосами). Мир идей в содержательном отношении бесконечно богаче социального мира. Послед­ний является всего лишь его бледным подобием, далеким от совершенства и напоминающим плохую копию с ше­девра гениального художника. Основные свойства идей:

1) обладают сверхчувственной природой, лишены ма­
териальности, не воспринимаются человеческими орга­
нами чувств, а только лишь умопостигаемы;

2) являются причинами всего сущего и должного,
что составляет жизнь космоса, государства и человека;
если же воспользоваться позднейшей аристотелевской
типологией, то идеи — это формообразующие причины,
сами ни от чего не зависящие, но распространяющие
свое влияние на социум и людей; с их помощью хаоти­
ческая бесформенность земных стихий обретает необхо­
димую оформленность и упорядоченность;

3) являются первосущностями всех вещей и явлений
природно-социальной жизни, находящимися'с последни­
ми в отношениях вертикальной генетической детерми­
нации; то, как осуществляются эти отношения, — для
людей непостижимая тайна, проникнуть в которую че­
ловеческий разум не в состоянии;

4) имеют онтологический характер, т. е. пребывают
не в человеческом сознании, а сами по себе, независимо
от чего бы то ни было; они буквально царят над миром,
в котором живет человек; на них невозможно воздей­
ствовать каким-либо образом, ни одну из них невозмож­
но уничтожить;

5) находятся в отношениях изоморфизма с реалиями
социальной сферы, в которой не может появиться ничто
из того, что отсутствовало бы в мире идей или радикаль­
но отличалось бы от них; этот изоморфизм относителен,
но он позволяет говорить о метафизическом и социаль­
ном мирах как о родственных, а не чужеродных;

6) выступают в качестве универсалий для всех еди­
ничных вещей или явлений данного вида; любое конк­
ретное проявление чего-либо, например справедливос­
ти, отмечено воздействием идеи справедливости;

7) отличаются неизменностью содержания, что ме­
шает социальным реалиям слишком далеко и радикаль-


но уклоняться в опасные стороны; будучи ничем не за­мутненными в их идеальности и стабильными в своем совершенстве, идеи стоят как бы на страже и не дают производным от них вещам демонстрировать капризное непостоянство и беспредельное своеволие;

8) характеризуются атемпоральностью и атопологич-
ностью бытия, пребывают вне времени и пространства,
т. е. в вечности; перед их невозмутимо-величавыми ли­
ками меркнет все, что отмечено печатью суетности, брен­
ности, неминуемости грядущей гибели;

9) выступают в качестве образцов наивысшего совер­
шенства, в которых сконцентрированы все идеалы по­
рядка, меры, гармонии и которые дают надежду на то,
что у земного мира имеется возможность быть не самым
несовершенным; в них сосредоточено все лучшее, что
имеет шанс осуществиться в бытии социума, государ­
ства и человека; они выступают метафизическим гаран­
том того, что злу никогда не удастся полностью подчи­
нить себе социальный мир и навсегда превратить его в
гнездилище мрака, пороков и преступлений;

 

10) несут в себе эталонную нормативность, принуж­
дая земные вещи стремиться культивировать в себе те
свойства и качества, которыми обладают породившие их
идеи; Кьеркегор перевернул все с ног на голову, пола­
гая, что в истории практического воплощения идей, в
превращении духовного в материальное, высокого в низ­
кое присутствует логика деградации идей;

11) непостижимы для усилий непосвященного рас­
судка; только философы, способные к метафизическому
умозрению, интеллектуальному созерцанию, могут при­
коснуться к ним своим умственным взором;

12) каждая идея — конкретное единство номоса (выс­
шей нормативности), этоса (высшей ценности), логоса
(высшего смысла) и пафоса (высшей выразительности и
привлекательности).

Мир идей иерархичен, и верховное положение среди них занимает идея блага. Это абсолютная первонорма-первоценность, от которой производны все социальные формы добра, справедливости, нравственности, правопо­рядка. Через ее посредство заявляет о себе творец ми­роздания. Являясь Демиургом, Мастером, Художником,

• 91 •


пожелавшим создать природно-социальный мир, Бог ори­ентировал свои усилия на идею блага. Платон сравнива­ет эту идею с солнцем высшего, невидимого мира. В цен­ностном и нормативном отношении она — альфа и оме­га всего. В ней сосредоточены и исходная причина, и желаемая цель, и вероятный результат практически-духовной, морально-правовой жизни человеческого рода. Устремляясь к ней, руководствуясь ею, люди рано или поздно достигнут обозначенного ею уровня нравственно­сти и состояния правопорядка.







Дата добавления: 2015-06-15; просмотров: 432. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Краткая психологическая характеристика возрастных периодов.Первый критический период развития ребенка — период новорожденности Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последую­щая жизнь проходит под знаком этой травмы...

РЕВМАТИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ Ревматические болезни(или диффузные болезни соединительно ткани(ДБСТ))— это группа заболеваний, характеризующихся первичным системным поражением соединительной ткани в связи с нарушением иммунного гомеостаза...

Решение Постоянные издержки (FC) не зависят от изменения объёма производства, существуют постоянно...

Этапы творческого процесса в изобразительной деятельности По мнению многих авторов, возникновение творческого начала в детской художественной практике носит такой же поэтапный характер, как и процесс творчества у мастеров искусства...

Тема 5. Анализ количественного и качественного состава персонала Персонал является одним из важнейших факторов в организации. Его состояние и эффективное использование прямо влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности организации.

Билет №7 (1 вопрос) Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Русский литературный язык как нормированная и обработанная форма общенародного языка Важнейшая функция языка - коммуникативная функция, т.е. функция общения Язык представлен в двух своих разновидностях...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия