Студопедия — Семейные традиции казахского народа как фактор духовно-нравственного воспитания современных школьников
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Семейные традиции казахского народа как фактор духовно-нравственного воспитания современных школьников






К.п.н. Корнилко И.А.

Южно-Казахстанский государственный университет, Казахстан

В условиях социально-политического обновления общества одно из важных мест занимает проблема воспитания нравственных качеств человека. Одним из решающих факторов в осуществлении этой задачи является семья, ибо она обитель, откуда человек вступает в общественную жизнь.

Богатую историю имеет казахский народ, на протяжении длительной истории жители степных просторов накопили богатый опыт семейного воспитания подрастающих поколений, создали обычаи и традиции, в которых соединяются нравственный опыт народа, правила, нормы и принципы поведения человека. В соответствии со своеобразными особенностями социально-экономических, культурно-исторических, природно-климатических условий у казахов сложились свои требования к семейному воспитанию детей.

Семейные традиции, представленные богатым набором ритуалов, связанных с рождением, новым годом жизни ребенка, обрезанием, свадьбой и смертью человека, дают основание для построения целостной ритуальной системы семейной жизни казахов, содержательная сторона которой способствует формированию нравственных норм поведения у детей.

Духовные сокровища предков сохраняются и передаются в рассказах, пересказах, легендах, назиданиях, пословицах. Предки говорят устами потомков, устами деда говорит прадед. Из поколения в поколение передается сыновнее почтение, уважение к родителям и старшим – характерная черта и лейтмотив многих семейных афоризмов. Педагогика аксакалов – бабушек и дедушек – проявляется в самых разнообразных формах, то есть здесь мы видим проявление преемственности поколений на вековых гуманистических семейных традициях народа.

В этой ситуации как никогда возникает необходимость основательного, более глубокого знакомства школьников с духовными ценностями своего народа, с его нравственной культурой, с народными семейными традициями, в потенциале которых заложено нравственное начало. Нравственное воспитание подрастающего поколения – тема актуальная во все времена, но особое значение она приобретает сейчас, в период обновления общества.

На основании изучения этнопедагогической литературы (К.Б.Жарикбаева, С.К.Калиева, С.А.Узакбаевой, А.А.Калыбековой, К.Ж.Кожахметовой, К.Б.Болеева, Р.К.Дюсембиновой, М.Х.Балтабаева, Т.А.Кишкашбаева) мы рассмотрели и определили сущность, содержание казахских семейных традиций, выявили их воспитательный потенциал,

Уважение к старшим внедряется в сознание подрастающего поколения как высший принцип, следуя которому можно достичь успехов в жизни и завоевать авторитет народа. Поэтому с самого раннего возраста детям внушают: «Слово старца – мед», «Слово старца – лекарство», «К молодому дереву прислонясь, старое дерево стоит», «Как отблагодаришь отца, так отблагодарят дети тебя». Данные пословицы служат подтверждением того, что люди пожилого возраста олицетворяют мудрость и являются хранителями житейского опыта и этикетного поведения. В семейном воспитании идеи почитания предков, уважительного отношения к старшим, проявления заботы и ответственности по отношению к представителям старшего поколения наиболее ярко выражены в таких семейных традициях, как «жеті ата», «кенже ул», «кара шанырак». Благодаря таким семейным традициям, незыблемость которых поддерживалась религиозными воззрениями народа, формировались устойчивые нравственные взаимоотношения между поколениями, поддерживалось соблюдение неписаного морально-этического кодекса казахского народа.

Трогательное проявление заботы о старшем поколении находим также в традиции «бел көтерер» - угощение для пожилых, которые нуждались в особом уходе. Для них готовилось вкусное, мягкое, калорийное угощение: казы, сливочное масло, жент, кумыс, творог, мед и т.д. Угощение готовили и приносили дети, соседи, близкие. Благодарные и тронутые вниманием, заботой, пожилые выражают свою признательность «бата» (благопожелание). Участие детей в «бел котерер», несомненно, является мудрым педагогическим приемом, позволяющим на основе эмоциональных переживаний (видя одобрение со стороны взрослых, ощущая значимость собственного вклада в доброе начинание) стимулировать детей на дальнейшее проявление нравственности и благородства по отношению к пожилым людям. Такие созидательные взаимоотношения между поколениями подчеркивает народная мудрость: «Старик меж двух детей ребенком становится, ребенок меж двух стариков мудрецом становится».

Начиная с появления на свет, ребенок был окружен заботой и вниманием, что ярко отражено в таких семейных традициях, как «Шилдехана», «Ат кою», «Бесикке салу», «кыркыдан шыгару», «тусау кесер» и др. При этом следует отметить, что яркая эмоциональная насыщенность этих семейных традиций, искреннее проявление чувств по отношению к малышу со стороны родителей и родственников служили прочной основой для формирования и развития личности ребенка, а также являлись примером для подражания другим детям, ориентируя их на проявление заботы о малыше, прочные семейные взаимоотношения в будущем.

Еще в глубокой древности у казахов, как и у других народов, ведущих полукочевой образ жизни, предпочитающих среди основных видов трудовой деятельности скотоводство, земледелие и охоту, наряду с передачей трудовых навыков, детям прививалась любовь к труду, ответственное отношение к трудовым процессам, бережное отношение к ценностям, созданным руками человека, его трудом. В связи с этим сердцевиной формирования личности в семье является труд. Многие семейные традиции способствовали формированию у детей с самого раннего возраста понимания значимости коллективного труда, осознания ценности добрых взаимоотношений с окружающими людьми, потребности в оказании помощи и поддержки тому, кто в ней нуждается. Ярким подтверждением сказанному служит «Асар» - одна из древних казахских традиций, согласно которой аульчане, собравшись, выполняли вместе работу, требующую больших сил. Это могли быть постройка дома, загона, кошение сена, стрижка овец. Помогающие не брали плату за свою работу. Хозяин дома готовил для них специальное угощение, оказывал всяческие почести. «Асар» - показатель сплоченности казахского народа, заботы о ближнем.

Традиция уважительного отношения к гостям строго соблюдалась в семейном укладе жизни казахов. Родители всячески стремились привить детям навыки гостеприимства, считая это своим долгом. Все самое вкусное казахи всегда хранили для гостей. Гостей делили на три вида. «Аранайы қонақ» - специально приглашенный или приехавший, «қудайы қонақ» - случайный путник, «кыдырма конак» - специально ждавший и пришедший на угощение. Человека, не давшего «қонақасы», штрафовали (штраф – лошадь, верблюд и т.д.). За гостем ухаживали и заботились вплоть до его отъезда. В казахской семье гостеприимство считается неотъемлемой частью человечности, а кто не уважает гостя, тот не пользуется уважением окружающих. Несомненно, в этом проявляется высоконравственный принцип гуманности. Об этом свидетельствуют такие обычаи и традиции, как «сыбага»: для почетных гостей и родных всегда хранится часть (муше) мяса, каждому приезжему, останавливающемуся на ночлег у кого-либо, положен «сыбага», в противном случае он имеет право осудить хозяина, обидеться на него.

Нравственное отношение к миру окружающей природы является неотъемлимым качеством воспитанного человека. Природа служила для казахов неиссякаемым источником и гарантом жизни, поэтому особое внимание в традициях семейного воспитания уделялось формированию норм и правил взаимодействия с миром природы, бережного отношения к животным, растениям, природным ресурсам. С самого раннего возраста родители внушали детям: «Срубил одно дерево, посади десять», «Где вода, там достаток», «Отец богатства – труд, земля – мать», «Человек без Родины, что соловей без леса».

Важное значение в плане воспитания ребенка в гармонии с природой отражено в «көгентұп» – традиции дарить ребенку новорожденное животное (көгендік). Если в гости приехал родственник или хороший знакомый с ребенком, то хозяин дома в знак уважения и любви дарил ребенку животное (теленка, жеребенка, ягненка). Такой обычай дает возможность детям с самого раннего возраста узнать анатомию и повадки животных, оказывать им первую и «ветеринарную» помощь, получить ранние умения и навыки по уходу за скотом в разное время года, наблюдать за его развитием.

Календарно-обрядовая деятельность являлась у казахского народа одним из важнейших средств приобщения подрастающего поколения к национальной культуре. Почти все обрядовые и праздничные церемонии проходили в присутствии детей, которые внимательно следили за их исполнением, запоминали слова, песни, движения. Все увиденное и услышанное воспроизводилось ими в играх. Казахские семейные традиции обеспечивали воспитание у детей таких нравственных качеств, как патриотизм, любовь к Родине, верность роду, общине, следование единым правилам общежития, уважительное отношение к обществу. Особенно отчетливо это выражается в единстве и согласии, взаимодействии семей друг с другом во время традиционных праздников, в которых принимали участие все от мала до велика. Народный праздник сам по себе представляет нравственно-социальное явление. Массовость, красочность, приподнятость и романтическая окрашенность народных праздников делают их эффективным средством формирования нравственных чувств, мировоззрения, навыков нравственного поведения детей и молодежи.

Во всех приведенных выше образцах выражено представление казахского народа, его идеи о совершенном человеке, которые служат моделью современной личности, одновременно выступая как богатейший нравственно-этический материал, способствуя формированию у подрастающего поколения устойчивых нравственных норм поведения.

Таким образом, воспитательный потенциал семейных традиций казахского народа выражается в том, что они:

- достаточно доступны для восприятия, что не требует для их усвоения и осмысления специальной педагогической подготовки;

- основаны на общечеловеческих ценностях, что не ограничивает их использование в рамках сугубо одной национальности;

- позволяют решать достаточно широкий спектр воспитательных задач (умственного, нравственного, эстетического, экологического, физического, правового, трудового воспитания);

- способствуют эффективности организации и осуществления процесса воспитания в школе (использование содержания, форм, методов и приемов воспитания на основе казахских семейных традиций, личный пример и авторитет учителя, нравственные взаимоотношения в коллективе учащихся);

- направлены на установление благоприятной атмосферы во внутрисемейных отношениях, на воспитание отношения членов семьи к обществу, ориентируют семьи на взаимодействие друг с другом для достижения более эффективных результатов воспитательной работы, осуществляемой общими усилиями;

- обеспечивают единую направленность воспитательных усилий школы и семьи, ориентируя на главные принципы народной системы воспитания, основу которых составляют: гуманное отношение к детям, обеспечение преемственности поколений, естественность и природосообразность в воспитании детей, опора на положительное.

 

Если поставить себе задачу, рассказать о всех традициях и обычаях казахского народа в одной статье, то она получится слишком длинной, поэтому мы посвятили этой теме целый сайт, а в данной статье мы попытаемся сделать краткий экскурс по сайту и рассказать о наиболее ярких и интересных обычаях и традициях казахов. Богатейшая культура казахского народа сохранила множество традиций и обычаев, почитаемых и передаваемых из поколение в поколение на протяжении многих веков. Большое влияние на их их формирование оказали исторические события и религиозные мировоззрения. В частности многие традиции и обычаи уходят корнями в тенгрианство, языческие представления об устройстве мира, существовавшие до принятия ислама. В то же время они тесно переплетаются с мусульманскими обычаями. Таким образом в казахской культуре образовался своеобразный симбиоз обычаев и традиций, которые удивительно гармонично сочетаются и дополняют друг друга, пронизывая все этапы жизни человека: рождение ребенка, период беременности и родов, и свадьба, послесвадебный период, замужество, воспитание детей на разных этапах развития, обычаи гостеприимства, особенности приема гостей, устройства праздников и поминок, погребально-поминальный обряд и самые разнообразные моменты и сферы жизни.

Невозможно не отметить традиционное уважительное и почтительное отношение к старшему поколению, уважение к мудрости, почитание предков. У казахского народа принято считать своим долгом - знать всех своих предков до седьмого колена. Эта традиция исходит из тенгрианства. Согласно древним верованиям, у человека есть душа, которая не нуждается в физической пище, но пищей для нее является дух предков Аруах. Если человек совершает дурной поступок, предает честное имя своих предков, то он тем самым оскорбляет духов Аруахов, а значит и Тенгри. Поэтому человек четко осознавал, что его деяния будут отражаться на семи последующих его поколениях. А если человек прожил достойную уважения жизнь, то духи будут благосклонны к его потомкам.

Другой отличительной чертой казахского народа являлось и является гостеприимство. Обычаев и традиций связанных с гостеприимством у казахов очень много. Так обязанностью хозяина и хозяйки считалось радушно встретить и накормить гостя. Казахская кухня всегда славилась разнообразием вкуснейших мясных блюд и деликатесов, таких как бешпармак, манты, казы, шужук и.т.д., а также полезными напитками: кумыз, шубат, айран и конечно чай. К слову, у казахов существует целый обряд правильной разделки мяса при подаче на стол. В нарядной юрте накрывали праздничный дастархан, пели песни, танцевали, играли на музыкальных инструментах.Считалось большим позором для хозяина, не напоить гостя чаем и не накормить тем, чем богат. Также было высшей бестактностью показать гостю свое плохое расположение духа. У казахского народа существуют множество пословиц и поговорок связанных с гостеприимством, одна из которых переводится, как "Если гость приходит, счастье в дом приводит!". Хозяева дома всегда стремились, чтобы гость ушел в хорошем настроении, обязательно давали в дорогу гостинец. А если в гости приходил ребенок, то его обязательно угощали чем-нибудь вкусненьким и дарили небольшой подарок. Существовало поверье, что если ребенок уйдет из гостей расстроенный, то заберет с собой счастье из дома.

Свои особенности имеет и воспитание детей у казахов. Корни их уходят в глубокую древность. Например, такой обычай, как выведение из 40 дней ребенка связан с древними представлениями о том, что первые 40 дней ребенок наиболее подвержен влиянию злых духов, и что они могут наслать на него болезни или подменить ребенка. Поэтому ребенка до 40 дней никому не показывали, кроме самых близких. И даже первые казахские колыбельные скорее напоминают заговоры, чем песни, смысл которых заключается в том, чтобы обмануть злых духов и отогнать их от младенца.

Некоторые традиции и обычаи казахского народа имеют религиозный характер. Например, обрезание крайней плоти у мальчиков или сундет. Обряд этот зародился в арабских странах, и уже позже пришел к казахскому народу вместе с мусульманской религией. Сундет - это очень важное событие для любого мальчика, так как этот обряд присоединяет его к мусульманскому миру, ведь о необходимости обрезания крайней плоти говорится в Коране. Сундет - это далеко не рядовое событие и по этому поводу как правило устраивали большой праздник и ребенка в этот день поздравляли и дарили много подарков.

Еще одной особенностью воспитания детей у казахов является то, что большую роль в воспитании играли бабушки и дедушки, которые были основными носителями традиций, обычаев, опыта и мудрости народа. Первенцы в семье традиционно считались детьми свекра и свекрови. Усыновленные таким образом дети традиционно были любимчиками в семье.Большую роль в воспитании играл народный фольклор. Как только ребенок учился говорить, его сразу обучали песенкам, поговоркам, стихам. У казахского народа всегда ценилось красноречие, умение импровизировать, экспромтом слагать стихи и песни. Не зря айтыс пользуется такой популярностью и в наше время. Многому дети обучались в игровой форме уже с самых маленьких лет. Всем известно, что нормы общественной и хозяйственной жизни, ценности закладываются в первую очередь в семье. Дети наблюдая за работой взрослых: дочери - за ремеслами матерей, сыновья - за хозяйскими делами отцов, - постепенно и сами тянулись поучаствовать в процессе и помочь. Так понемногу приобретая жизненные навыки уже к первому жизненному отрезку - мушелю, к 12 годам девочки становились хорошими помощницами матерям, а мальчики - молодыми жигитами. Воспитание девочки изначально больше было направлено на семью, привитию ей главных семейных ценностей, образованию же мальчика уделяли гораздо большее внимания, так как ему предстояло стать главою семьи, решать сложные хозяйственные вопросы.

Еще одной характерной чертой казахского народа является его сплоченность, взаимовыручка и взаимопомощь. Жители одного аула всегда были как одна большая семья. Если у кого-то случалась беда, то соседи и родственники обязательно стремились помочь. Выручали "всем миром". Правило для любого казаха - никогда не оставлять близких и родственников в беде, хранить честь и достоинство своей семьи и рода.

В современном Казахстане многие обычаи потеряли свою актуальность, ввиду изменения ритма и уклада жизни, а также под влиянием исторических факторов. Женщины стали более эмансипированными и уже не обязательно полностью посвящают себя семье и детям, а стремятся достичь карьерных высот наравне с мужчинами. Такой обычай, как воровство невесты хоть и случается, но в большинстве случаев при согласии невесты, когда например родители невесты против свадьбы. Если же подобный факт случается без согласия девушки, то существует ряд уголовных статей предусматривающих наказание в зависимости от инкриминируемой статьи. Но многие обычаи и традиции наоборот возрождаются из забытья. Это - детские обычаи, связанные с рождением ребенка и свадебные. Стало модным проводить традиционную казахскую свадьбу в национальной свадебной одежде жениха и невесты, с соблюдением основных этапов традиционной свадебной церемонии. Свадебная одежда хоть и претерпела изменения, но в современном наряде прослеживаются элементы казахского орнамента, колоритность образа в целом. На голову невесты вновь одевают саукеле. Возрождаются национальные ремесла, такие как валяние шерсти, ювелирное мастерство, выделка кожи, изготовление музыкальных инструментов итд. Все это свидетельствует о живом интересе прежде всего молодого поколения к истории своего народа.

Далее представлен краткий экскурс по статьям касающимся традиций и обычаев казахского народа, представленным у нас на сайте. Все обычаи и традиции казахского народа можно условно разделить на обычаи и традиции, связанные со сватовством и свадьбой, с рождением и воспитанием ребенка, обычаи гостеприимства, различные обычаи в быту, и погребально- поминальный обряд.

 







Дата добавления: 2015-06-15; просмотров: 2050. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Типовые примеры и методы их решения. Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно. Какова должна быть годовая номинальная процентная ставка...

Выработка навыка зеркального письма (динамический стереотип) Цель работы: Проследить особенности образования любого навыка (динамического стереотипа) на примере выработки навыка зеркального письма...

Словарная работа в детском саду Словарная работа в детском саду — это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных слов, которое идет одновременно с ознакомлением с окружающей действительностью, воспитанием правильного отношения к окружающему...

Закон Гука при растяжении и сжатии   Напряжения и деформации при растяжении и сжатии связаны между собой зависимостью, которая называется законом Гука, по имени установившего этот закон английского физика Роберта Гука в 1678 году...

Характерные черты официально-делового стиля Наиболее характерными чертами официально-делового стиля являются: • лаконичность...

Этапы и алгоритм решения педагогической задачи Технология решения педагогической задачи, так же как и любая другая педагогическая технология должна соответствовать критериям концептуальности, системности, эффективности и воспроизводимости...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия