Студопедия — Моделирование
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Моделирование






Главенствующую роль в серьезном типе изданий играет содер­жание. Необходимость «отвлечься» на содержательную составляющую вполне объективна: форма, как известно, — способ существова­ния содержания, и без рассмотрения предварительной подготов­ки (систематизации) содержательной части просто нельзя присту­пать к работе над формой издания — к верстке и оформлению.

Кстати, попытка пойти от формы к содержанию была предпри­нята относительно недавно и в казанской журналистике (1996 г.) При организации газеты «Казанское время» заказчик — учредитель и глав­ный редактор — поставил перед группой разработки цель создать сна­чала «лицо» издания, предварительно определив только основную тематику полос. А разграфление полос на блоки-рубрики и блоки-иллюстрации была «отдана на откуп» верстальной группе. По замыс­лу, дизайнеры должны были представить на суд наиболее красивую верстку пустых блоков и предложить оптимальное их количество и объем, а уж потом редакция определила бы, куда ставить, скажем, «горячие» новости, куда репортаж, куда комментарий и пр. Опыт был небесполезный, интересный. Но до сих пор такая метода представля­ется спорной. Во-первых, работая практически вслепую, дизайн-груп­па затратила много усилий на варианты (например, 86 вариантов од­ной только 1-й полосы), львиная доля которых затем была отвергну­та (на практике впоследствии применялись только 8). Во-вторых, уже при непосредственном выпуске газеты жизнь вносила свои корректи­вы в необходимые объемы и сочетания, так что все равно потребова­лась доводка графической модели уже на «живой» газете. То есть «к.п.д.» предварительного, «бессодержательного» этапа был весьма низок и потребовал массу времени, затрат и усилий.

Приведенный пример показывает, как важно определить ха­рактер и порядок взаимоотношений между поставщиком содер­жания (редакторатом) и создателем формы (секретариатом). Если проще — точно и в полном объеме определить, что необходимо «выдавать» секретариату для работы.

Для этой цели и существует такой методологический продукт, как тематическая модель издания.

Тематическая модель — это система подачи содержатель­ной части периодического издания, которая определяет его ко­личественную (объем и число материалов), пространственную (размещение материалов в целом по номеру и по конкретным по­лосам), качественную (жанровую) и временную (периодичность) составляющие текстового и иллюстративного массивов.

Основой тематической модели является рубрикатор (полный список используемых рубрик и система их подачи).

Поскольку модель подразумевает относительное постоянство расположения рубрик, то представляется целесообразным раз и навсегда закрепить за определенными полосами определенные рубрики.

Не обязательно те или иные рубрики присутствуют в каждом номере. Но периодичность их подачи должна строго соблюдаться. В газете «Вечерняя Казань» в свое время использовалась недельная пе­риодика публикаций. Рубрики делились на постоянные и периоди­ческие. Постоянные рубрики на оперативных (новостных) полосах составляли большинство — около 2/3 материалов, что было связано с характером самого издания — оперативной городской газеты (ново­сти, городской репортаж, блиц-комментарий, «У газетного стенда» и др.) Остальные, периодические, рубрики имели жесткий график пуб­ликации и закреплялись за соответствующим отделом. Периодичес­кие рубрики готовились загодя. Они составляли так называемые «фир­менные блюда», то есть были отличительной чертой издания («Го­родской курьер», «По городским адресам», «Субъективный объек­тив», «Заметки фенолога» и др.) Периодичность их появления была разной, иногда довольно сложной. Например, «Городской курьер» выходил по вторникам, четвергам и пятницам каждую 1-ю и 3-ю не­дели месяца, по средам и субботам — каждую 2-ю и 4-ю недели. Фор­мат «набегавшей» 5-й недели в течение двух месяцев определялся в рабочем порядке редакторатом. Такая сложность создавала для читателя видимость этакой анархичности, «неожиданности» в появле­нии тех или иных материалов, разнообразила полосы в разные неде­ли, в то время как внутри самой редакции жесткость графика значи­тельно облегчала задачу не только секретариату, но и отделам: каж­дый знал, что и когда с него будут требовать, а также знал свои заре­зервированные площади в том или ином номере. Разумеется, в опре­деленных ситуациях на штатные места внедрялись и «нештатные» ма­териалы, — модель не носила абсолютно догматического характера.

Словом, тематическая модель является своего рода расписанием работы редакции; на первый взгляд сугубо формальным документом. На самом деле она является продуктом творческим, и творческое на­чало как раз должно присутствовать в процессе ее создания.

В процессе подготовки тематической модели следует обратить особое внимание на приготовление т. н. «фирменных блюд». Экск­люзивная форма подачи даже стандартного материала всегда при­влекает читателя. Универсального рецепта на создание такого блю­да, разумеется, не существует — на то оно и фирменное. Можно при­вести лишь аналоги. Например, целый набор фирменных рубрик существовал в газете «Казанское время»: «Огорчил — Порадовал», «Пустячок» (огромная событийная «шапка» с небольшим текстом прямо под заглавием газеты), «И тогда Бабай сказал...», «Мыслен­но с нами», «Сегодня в верхах», и др. Очень привлекательная фир­менная рубрика существует в «Комсомольской правде» — «Люди, которые нас удивили». Так что прежде, чем изобретать собственное «блюдо», стоит приглядеться к тому, что выгодно отличает одно хорошее издание от другого, еще лучшего.

Графическая модель — воплощение тематической модели из­дания графическими, шрифтовыми и изобразительными средствами. Основой графического моделирования является:

а) конструкция номера в целом и всех его полос по отдельности;

б) шрифтовая политика;

в) подача видеоряда;

г) использование изобразительных средств второго плана (как-то — подложек, рамок, линеек и др.).

Конструкция номера — дело сугубо индивидуальное для каж­дого издания. Базируется она на выборе определенной системы вер­стки: вертикальной и горизонтальной, плоской и объемной. Вариантов конст­рукции номера может быть бесконечное множество, но необходимо иметь в виду, что выбрав ту или иную конструкцию, следует придер­живаться ее постоянно. В противном случае возникает впечатление хаотичности и эклектики, что в читательском восприятии в любом случае оставит отпечаток неаккуратности, если не просто безвкуси­цы. Важным является и постоянство в выборе определенного числа колонок. По некоторым исследованиям, оптимальной шириной ко­лонки основного текста является около 5 санти­метров. Максимальная же ширина колонки рекомендуется не более 10–11 см. (Правда, могут существовать варианты от­хода от базового количества колонок — при верстке, например, тема­тических полос. Отход от традиционного количества колонок явля­ется дополнительным выделительным средством верстки, когда ре­дакция хочет обратить внимание аудитории именно на эту полосу. Следует помнить, что такой прием является довольно сильным сред­ством, поэтому использовать его нужно крайне осторожно. По неко­торым наблюдениям, общая площадь подобных материалов не дол­жна превышать 1/4 от общей площади номера, применять этот прием оптимально в масштабах целой полосы).

Некоторые наблюдения по общей конструкции номера:

– принципы верстки должны быть традиционными в рамках одно­го издания (если редакция практикует простую вертикальную вер­стку — она должна продолжаться из номера в номер как мини­мум в течение года). Кардинальные изменения, если в таковых все же назрела необходимость, предлагается вводить с начала полугодия (что связано с подпиской), а лучше — с начала года;

– общий объем рабочего текста не должен превышать 2/3 общей площади запечатанного поля, в противном случае есть риск ос­тавить полосу «слепой»;

– при отработке того или иного экстравагантного приема верстки у читателя должно остаться восприятие этакой нарочитости его применения; он должен понять, что оформитель руководство­вался собственными задумками, а не верстка вынудила его при­менить, скажем, «сапог», мощный трекинг или крупный кегль;

– специализированные или рекламные полосы лучше делать в кор­не отличными от традиционных — то есть вводить новые базо­вые элементы верстки. Как-то: другое количество колонок (или вообще новую модульную сетку); «свои» шрифты —как рабочие, так и заголовочные; изменить соотношение Заголовок — Подза­головок — Врубка; новую форму подачи иллюстративного ряда; смелее использовать «воздух»; попробовать новые подложки и т. д. В какой мере и в каких сочетаниях применять новшества — это уже дело вкуса секретариата; здесь важно не «перебор­щить», но не менее важно и не упустить шанса опробовать новый комплекс приемов, который впоследствии может стать основой для нового лица издания.

Некоторые наблюдения по конструкции применительно к черно-белому формату А3:

– наиболее практичным и гарантирующим недопущение серьезных ошибок при верстке является принцип асимметрии; он может быть достигнут, например, довольно простым способом — отсе­чением целой колонки справа или слева на полосе. Такой прием можно использовать в качестве некоего рефрена, проходящего сквозь весь номер; особенно эффектен он в многостраничном издании (12–24 полосы);

– рефрен — повторяющийся заметный элемент верстки — весьма же­лателен для стягивания всей конструкции номера. Он служит организующим началом, а также может выполнять функции не­коего фирменного знака издания, что обеспечит данному изда­нию узнаваемость и своеобразие. Это может быть не только «от­битая» колонка, но и колонтитул, материал на подложке, систе­ма рисованных заставочных рубрик, особая рамка и т. д.;

– дубликат — принцип «поддержки» какого-либо локального новшества или простого нестандарта. Вы применили на развороте новую заголовочную гарнитуру, и если это начало внедрения но­вого шрифта в практику ваших заголовков, то нелишне где-ни­будь на этом же развороте или вообще в номере хотя бы еще один раз применить этот же шрифт. То же самое касается и нео­жиданной подачи фотографий, новой формы врубок, оформле­ния графиков и проч.;

– разворот следует рассматривать как единую конструкцию, даже если соседствующие полосы не связаны тематически. Для это­го верстальщику нелишне иметь «под руками» обе полосы, тем более, что практически все современные графические редакто­ры (PageMacker, QuarkXPress) имеют такую опцию, как верстка разворотами; исключение в этом правиле могут и даже должны — составлять рекламные полосы и отдельные рекламные ма­териалы;

– шрифтовая политика на одном развороте (особенно взаимоот­ношения Рубрика — Заголовок — Подзаголовок — Врубка — Выде­лительный шрифт) должна быть если не абсолютно, то по край­ней мере идентична процентов на 90;

– желательно не увлекаться сугубо полосными материалами, а «раз­бавлять» крупные текстовые куски подверсткой хотя бы одного небольшого материала; оптимальная пропорция крупного и мел­ких материалов по объему — соответственно 3:2 или 2:3 (эта про­порция касается и взаимоотношения иллюстративного с тексто­выми массивами);

– на каждом развороте желательно присутствие хотя бы одного «фирменного блюда» — материала, выделенного как содержани­ем, так и оформлением (см. выше).

 







Дата добавления: 2015-03-11; просмотров: 549. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Седалищно-прямокишечная ямка Седалищно-прямокишечная (анальная) ямка, fossa ischiorectalis (ischioanalis) – это парное углубление в области промежности, находящееся по бокам от конечного отдела прямой кишки и седалищных бугров, заполненное жировой клетчаткой, сосудами, нервами и...

Основные структурные физиотерапевтические подразделения Физиотерапевтическое подразделение является одним из структурных подразделений лечебно-профилактического учреждения, которое предназначено для оказания физиотерапевтической помощи...

Почему важны муниципальные выборы? Туристическая фирма оставляет за собой право, в случае причин непреодолимого характера, вносить некоторые изменения в программу тура без уменьшения общего объема и качества услуг, в том числе предоставлять замену отеля на равнозначный...

КОНСТРУКЦИЯ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ ВАГОНА Тип колёсной пары определяется типом оси и диаметром колес. Согласно ГОСТ 4835-2006* устанавливаются типы колесных пар для грузовых вагонов с осями РУ1Ш и РВ2Ш и колесами диаметром по кругу катания 957 мм. Номинальный диаметр колеса – 950 мм...

Философские школы эпохи эллинизма (неоплатонизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм). Эпоха эллинизма со времени походов Александра Македонского, в результате которых была образована гигантская империя от Индии на востоке до Греции и Македонии на западе...

Демографияда "Демографиялық жарылыс" дегеніміз не? Демография (грекше демос — халық) — халықтың құрылымын...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия