Студопедия — Комические жанры оперного театра в Западной Европе в 18-м веке
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Комические жанры оперного театра в Западной Европе в 18-м веке






 

Основным оперным жанром 18-го века была модель, созданная венецианской школой – опера-серия. Жанр, подразумевающий определенный выбор сюжетов, диспозицию голосов. С течением времени опера-серия постепенно стала сдавать свои позиции. Оперу критиковали фельетонисты. Самый известный из них – Модный театр Бенедетто Марчелло – выпустил сборник антирекомендаций, вредных советов. Предметом насмешек этих фельетонов считается оперный театр Антонио Вивальди. Произошел кризис зрительского восприятия – публике захотелось чего-то другого. Почти одновременно на территории всей Зап. Европы образовались источники критики оперы-серия (3-х актная).

В Италии во время антрактов оперы-серия начиная с 1707 года исполняются маленькие пародийные оперы (особенно ярко пародировались жесты). В Англии, например, возникла пародия «Опера Нищего» (Гей, Пекуш). Герои из оперы-серия были перемещены на лондонское дно. Главный герой – вор, две дамы сердца – проститутки с характерным языком. Музыкальная основа – сборник цитат (около 79 цитат), народные элементы и, конечно, авторская музыка. Марш из «Ринальдо» – одна из цитат-пародий. Особенностью оперы были разговорные диалоги. После «Нищего» было продолжение «Полли» (когда главный герой все же женился на одной из дам). Этот жанр получил название «балладная опера». Джон Фредерик Лэмп – виолончелист, игравший в театре у Генделя, по легенде решил «уделать» Генделя, написав серьезную оперу, но потерпел неудачу, и обидевшись на Генделя (непонятно почему) решил поставить оперу-пародию на своего начальника, чем и прославился. Причем Лэмп остался работать в оркестре у Генделя, сохранив с ним нормальные отношения.

Еще две балладные оперы – «Дракон из Уонкли» и «Пирам и Тизба или Роковая любовь» (пьсеа-репетиция), в которой использован особый прием – театр в театре. Один лорд принимает у себя другого лорда и предлагает ему театральные развлечения. Сюжет – Пирам и Тизба любили друг друга, но не могли увидеться, т.к. их разделяла стена, но после долгих мучений решили все же встретиться у океана. Тизба пришла ранше, Пирам опаздывал, вместо него пришел на свидание лев, которые попытался убить Тизбу. Ей удалось убежать, но убегая она оставила окровавленный шарф. Когда она убежала, на место встречи пришел Пирам, найдя там окровавленный шарф, он решает, что его возлюбленная убита и закалывает себя. Тизба вернувшись обнаруживает мертвого Пирама и сама от горя тоже закалывается. В этой опере даже у стены и у луны есть арии. Лев – персонаж из оперы Генделя, которого то убивали, то воскрешали. Финал – хозяин театра предлагает гостю исполнить апофеоз. «Эй вы, вставайте, спойте нам апофеоз» - говорит он как бы умершим героям, которые ни в чем не бывало встают и исполняют апофеоз.

Некоторые музыкальные особенности – лев делает колоратуру львиным рыком. Предсмертная ария Пирама – доведение до абсурда всех принципов ламентной арии. Например, с текстообрывами. Оркестр даже передразнивает Пирама. Пирам все время повторяет одно и то же (сейчас умру, вот скоро я умру и т.д.). Упав замертво, продолжает репризу арии и допевает ее.

Во Франции сохранилось 10 томов опер-пародий, которые сформировались в целое движение – Ярмарочные театры (ярмарки сен Жермен и ярмарка сен Лоран). На этих ярмарках пародировали актуальные новинки. Утром была премьера, вечером уже были пародии. Сами композиторы часто писали и оригинал оперы, и пародию, используя один и тот же музыкальный материал и получая дважды деньги фактически за одно и то же произведение. Анри Лесаж – драматург с ярким комическим дарованием. В итоге разгорелась борьба между королевскими и ярмарочными театрами – люди не хотели смотреть на оригинал, а сразу шли на пародию. Из королевских театров стали утекать публика и, следовательно, деньги. Власти запретили диалоги в ярмарочных театрах. Они обошли ловко этот запрет – на сцене всегда был один человек, говорил реплику, потом прятался за кулисы, выходил другой, и ему отвечал. Так что формально это были монологи. Потом им все же разрешили диалоги, но запретили петь. К тому времени уже появился жанр водевиль – в конце выходят артисты, каждый поет по куплету, а потом все вместе поют последний куплет. Театры использовали подсадку – актеры выходили на сцену с плакатами каждого куплета, в итоге зрители начинали петь, т.к. мелодии были знакомы, а актеры молчали. После того, как ярмарочные театры все-таки запретили, большинство актеров перешло в театр Камеди Франсе, сохранив свой репертуар и традиции.

В Италии сначала две антракнтых сцены были на разный сюжет. Но после композиторы стали их объединять, используя одних и тех же персонажей. Назвали их Интермеццо. Такой жанр недолго жил по соседству с оперой-сериа. В итоге стал прародителем оперы-буффа. Во-первых, всегда двухчастная структура. Все сюжеты в интермеццо из современной жизни. В опере-сериа – 5 главных поющих персонажей, в интермеццо – два поющих, один мимический. Матримониальная намерения (желание жениться, выйти замуж) – основа интермеццо. В опере-сера использованы высокие голоса – сопрано, кастраты, альтисты. В интермеццо – главный мужской персонаж – буффонный бас (на самом деле бас-баритон). В сериа запутанный сюжет. В интермеццо – простой, с небольшим количеством персонажей. В рамках интермеццо сохраняются отдельные пародии на элементы оперы-сериа. Например, пародия на аккомпанированный речитатив, который обычно появляется в моменты, когда главный герой ставился перед выбором.

«Служанка-госпожа» написана Джованни Батиста Перголези. Три персонажа – молодая девушка Серпина, ее старик-хозяин Уберто и мимический персонаж Веспоне. Тесная связь с комедией дель арте. Особенно важен ансамбль в финалах первой и второй частей. Ансамбль разногласия и согласия соответственно. Серпина хочет выйти замуж за Уберто, но он не согласен. Она протестует – не кормит его, не убирает дома. Уберто начинает бухтеть, что достигается во-первых тем, что тембр вокалиста низкий. Новый вид диалогов – апарте – в зал, герои поясняют публике, что происходит. Серпина потом не выпускает Уберто из дома. В конце концов она просит Веспоне изобразить из себя ее жениха – капитана. Приводит его в дом. Предлагает Уберто поговорить с женихом, который требует у Уберто приданное, а в случае, если его не получит, то Веспоне убьет Уберто. В итоге Уберто решает жениться на Серпине. 1706 года –первое известное нам интермеццо (Фларимон и Фларимона).

 

Оперная модель Люлли тоже подвергается критике. Рамо – последователь Люлли, кардинально не поменял концепцию. Обогатил гармонически музыку. Теперь жанр по праву стал называться оперой-балетом. Французские философы, как и аристократы, горожане были взволнованы операми и недовольны ей. Недовольство продолжалось 50 лет. Но однажды приехала итальянская труппа со Служанкой-госпожой. После этого началась оперная война – война памфлетов. Второе название – война буффонов. Третье название – война двух углов (имелись в виду угол короля-консерватора и угол королевы-новатора). Во Франции в условиях абсолютной монархии и власти аристократии трактовка этой оперы получила иной оттенок – как может служанка стать госпожой. Общее состоянии дел во Франции – аристократия была бедна, а богачи не имели светского статуса, в итоге было много мезальянсов.

В след отъезду итальянской труппы была написана комическая опера «Деревенский колдун» под авторством Дидро. Роднит этот жанр с итальянским – современный сюжет, малое кол-во действующих лиц, незамысловатый сюжет. Различия – интермеццо от начала до конца поется, а опера-комик изобилует разговорными диалогами. И долгое время именно этот параметр был определяющим для жанра, т.е. наличие разговорных диалогов и определяло жанр опера-комик. Довольно много было простодушной лирики. Так по сути это является лирико-комической оперой.

Главные герои – Кален и Калета – люди из деревни. Кален уходит в город посмотреть, что там и как. Калета скучает и приходит к колдуну и просит его вернуть возлюбленного. Колдун на самом деле шарлатан – это и есть комический момент всей оперы. Со временем количество главных героев увеличилось до 5-6 человек. А особенностью опер стали обычные профессии главных героев – солдаты, крестьяне, пастухи и т.д. Аристократ показывался в комическом ключе.

 







Дата добавления: 2015-03-11; просмотров: 1337. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Закон Гука при растяжении и сжатии   Напряжения и деформации при растяжении и сжатии связаны между собой зависимостью, которая называется законом Гука, по имени установившего этот закон английского физика Роберта Гука в 1678 году...

Характерные черты официально-делового стиля Наиболее характерными чертами официально-делового стиля являются: • лаконичность...

Этапы и алгоритм решения педагогической задачи Технология решения педагогической задачи, так же как и любая другая педагогическая технология должна соответствовать критериям концептуальности, системности, эффективности и воспроизводимости...

Предпосылки, условия и движущие силы психического развития Предпосылки –это факторы. Факторы психического развития –это ведущие детерминанты развития чел. К ним относят: среду...

Анализ микросреды предприятия Анализ микросреды направлен на анализ состояния тех со­ставляющих внешней среды, с которыми предприятие нахо­дится в непосредственном взаимодействии...

Типы конфликтных личностей (Дж. Скотт) Дж. Г. Скотт опирается на типологию Р. М. Брансом, но дополняет её. Они убеждены в своей абсолютной правоте и хотят, чтобы...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия