Студопедия — Принципы практического разума
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Принципы практического разума






 

Свобода не открывается теоретическому (познающему) разуму, ведь мир явлений (природа) подчинен строгой необходимости. Свобода открыта практическому разуму, который направляет наши поступки. Практический разум – это разум, применяемый для разумного выбора цели поступка (зачем я буду так поступать?).

Тогда что же означает выражение «разумно выбрать»? Разумный выбор – это выбор обоснованный, т.е. основанный на принципах, которые установил сам разум. Конечно, выбирает наша воля, но она может выбирать либо по прихоти желания или настроения, либо по разумному принципу. Отсюда Кант формулирует еще одно определение практического разума: практический разум - это разумная воля.

Однако сами принципы, которые устанавливает разум, могут быть разного значения (и по характеру, и по последствиям) Поэтому Кант считает необходимым провести классификацию принципов практического разума.

 

 

Принципы практического разума Максимы– это субъективные (имеющие силу для конкретного субъекта с его особым характером) принципы выбора целей. Но можно ли считать данный принцип объективным – то есть имеющим силу для любого человека? Нет, так как они субъективны.  
Императивы – это объективные принципы разума, которые значимы для любого разумного субъекта. Однако они также неравнозначны, потому Кант вводит два вида императивов: Гипотетические императивы, которые определяют волю в зависимости от поставленной цели. Формула: «Если…, то…». (Например, если ты хочешь быть здоров, веди здоровый образ жизни. Однако человек может не желать быть здоровым, и тогда этот императив не имеет для него силы) Это сфера разумного выбора, но в ней есть момент относительности
Категорический императив Формулировка 1: «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству – и в своем лице, и в лице всякого другого – как к цели и никогда только как к средству». Формулировка 2: «Поступай так, чтобы ты мог пожелать, чтобы максима твоего поступка стала всеобщим законом». Формула: «Должен, потому что должен». В категорическом императиве нет произвольности, а лишь безусловное веление. Таким образом, в действие вступает добрая воля, которая определяется принципом добра, а не возможными последствиями поступка, она не расчетлива.

 

Для того, чтобы достигать своих целей в природном мире, всегда нужен расчет (например, чтобы выбрать способ лечения больного). В сфере свободы, напротив, важен мотив: то, ради чего мы совершаем тот или иной поступок. При использовании категорического императива важно, что он распространяется и на самого себя - человек не должен делать и себя орудием для достижения своих или чужих целей.

Отсюда возникает этический парадокс Канта: «свободная воля и воля, подчиненная нравственному закону – это одно и то же». Общепринято, что свобода состоит в том, что мы поступаем в соответствии с внутренними принципами. Но с другой стороны, долг – это также поступки в соответствии с внутренними устремлениями и принципами человека. Следовательно, свобода и долг не могут противоречить друг другу. Мы свободны только тогда, когда поступаем в соответствии с собственными принципами. Таким образом, знак равенства между долгом и свободой устанавливает наша разумность.

Конечно, этика, которая рассматривает человеческую личность лишь как разумное существо, оценивается неоднозначно. Например, Николай Бердяев, высоко ценя кантовское разделение свободы и природы, в то же время считал, что сводя личность лишь к разумности, Кант выхолостил свою этику, – в основе нравственного выбора лежит душевный порыв, некое внутреннее движение. Напротив, Мераб Мамардашвили считает, что сила Канта как раз в его формализме и примате разумного, так как без формы и четкой определенности, которую задает разум, человек подвержен радикальному злу. Такое расхождение в оценках свидетельствует о том, что 1) Кант затронул важную «болевую точку» человеческого существования и 2) не существует однозначного выбора в пользу одного «единственно верного» принципа построения этической теории







Дата добавления: 2015-03-11; просмотров: 418. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Механизм действия гормонов а) Цитозольный механизм действия гормонов. По цитозольному механизму действуют гормоны 1 группы...

Алгоритм выполнения манипуляции Приемы наружного акушерского исследования. Приемы Леопольда – Левицкого. Цель...

ИГРЫ НА ТАКТИЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Методические рекомендации по проведению игр на тактильное взаимодействие...

Анализ микросреды предприятия Анализ микросреды направлен на анализ состояния тех со­ставляющих внешней среды, с которыми предприятие нахо­дится в непосредственном взаимодействии...

Типы конфликтных личностей (Дж. Скотт) Дж. Г. Скотт опирается на типологию Р. М. Брансом, но дополняет её. Они убеждены в своей абсолютной правоте и хотят, чтобы...

Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.разновидности агностицизма Позицию Агностицизм защищает и критический реализм. Один из главных представителей этого направления...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия