Художественно-обобщенные, образные характеристики ландшафта и его элементов
Хорошо известно о значении эмоционального воздействия эстетических качеств природы на человека. В то же время, эта сторона эстетических свойств природы была достаточно точно зафиксирована термином «вдохновляющие ресурсы» природы. Автор этого термина — Ван Буркалов А.В. объясняет его происхождение тем, что «... вдохновение определено как «пробуждающий, стимулирующий, творческий импульс», и в качестве такового оно может воздействовать на разум, или на дух [2]. Вдохновляющие ресурсы природы оказывали очень сильное влияние на искусство и литературу. Но важно и другое. Искусство позволяло осознать эстетические ценности природы. Так, например, художники-живописцы умели проникать в эстетические тайны пейзажа, умели схватить в нем главные его художественные качества. Они утверждали взгляд на ландшафт, как созданное природой произведение, обладающее закономерной совокупностью художественных свойств. Такой взгляд на природный ландшафт характерен и для географов. По Семенову-Тян-Шанскому, различные ландшафты и местности характерны типическими художественными признаками: жизненные элементы Земли, сконцентрированные на определенном пространстве, сочетаются всегда естественным образом в определенную, гармоничную, закономерную картину, составляющую типичный для данной местности географический ландшафт или пейзаж [13]. В то же время, он видит в ландшафте определенный стиль как результат сочетания оригинальных линий и красок, «начертанных самым великим зодчим – природой» [14]. А в связи с этим, по его мнению, закономерно сближение географа с художником-пейзажистом: «Географии есть наука изобразительная, наука зрительных представлений, зрительной памяти. Географом может быть только тот, кто, зажмурив глаза, способен представить себе, более или менее ясно, размещение предметов в пространстве –...– представить, более или менее ярко, себе их природные сочетания: в линиях, формах и красках, т.е., в сущности, проделать в голове ту самую работу, которую производит на полотне или бумаге художник, рисующий с натуры пейзаж... Цель художника – подметив красивые или своеобразные, хоти бы и корявые, сочетания линий и красок в природе, дать зрителю их стильный компендиум, цель географа в сущности та же, но с подысканием научных толкований, с объяснением их логической связи и преемственности» [15]. Таким образом, и географ должен мыслить образами и уметь выявить в ландшафте типическое и уникальное. Художественный подход к ландшафту необходим и архитектору. Выявленные в ландшафте образные свойства могут оказать эмоциональное воздействие на проектирование. Его следствием могут стать ассоциативные связи с ландшафтом. Образ ландшафта детерминируется его свойствами, но не совпадает с ними полностью. Прошлый опыт наблюдателя, его эстетическое пристрастие вносят в образ субъективный фактор, то есть человеческое «Я». Так возникает, согласно теории познания диалектического материализма, первичная (субъективная) модель образа ландшафта в сознании. Следующий этап формирования образа – создание его вторичной «овеществленной» модели – рисунков, фотографий. Сплав объективной картины природы с отношением к ней человеческого «Я» становится совокупностью знаков, свойственных человеческому языку. Однако, важно не только то, что вторичная модель становится носителем ценной художественной информация о ландшафте. Овеществленная модель способна нести программу будущих действий [16]. Такая программа, обусловленная задачами архитектурного проектирования в ландшафте, определяется необходимостью определенной согласованности архитектурной формы со следующими свойствами «овеществленной» модели: – мотивами; – эмоциональной окраской. Финский архитектор Аулис Бломстед не без оснований отмечал, что облик земли подсказывает человеку определенные темы и сюжеты для его творчества. Он писал: «земля в этом отношении — мать архитектуры и все тематические мотивы и вариации, которые были открыты архитектурой и могли быть развиты, можно с большей или меньшей ясностью найти в структурах различных ландшафтов» [25]. Но «предложения» природы носят скрытый характер. Крайне важно увидеть те из них, которые представляют обоснованный интерес для архитектуры.
|