Студопедия — Вопрос 10. Фихте
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Вопрос 10. Фихте






Во взглядах выдающегося философа и общественного дея-

теля Иоганна Готлиба Фихте (1762—1814) двойственность и

противоречивость политических тенденций немецкого бюргер-

ства сказались гораздо отчетливее, ярче, разительнее, нежели у

Канта.

Общетеоретические взгляды Фихте на государство и право,

которые резюмированы им в трудах «Учение о праве» (1812) и

«Учение о государстве» (1813), развивались в русле естествен-

но-правовой доктрины. Своеобразием отличается методологи-

ческая, философская основа этих взглядов. Фихте — убежден-

ный субъективный идеалист, для которого материальный мир

во всех его бесчисленных аспектах существует лишь как сфера

проявления свободы человеческого духа; вне человеческого

сознания и человеческой деятельности нет объективной дейст-

вительности.

И, по Фихте, право выводится из «чистых форм разума».

Внешние факторы не имеют отношения к природе права. Не-

обходимость в нем диктует самосознание, ибо только наличие

права создает условия для того, чтобы самосознание себя вы-

явило. Однако право базируется не на индивидуальной воле.

Конституируется оно на основе взаимного признания индиви-

дами личной свободы каждого из них. «Понятие права, — разъ-

516 Глава 16. Германия в конце XVIII — начале XIX в.

ясняет Фихте, — есть понятие отношения между разумными

существами. Оно существует лишь при том условии, когда та-

кие существа мыслятся во взаимоотношениях друг к другу...»

Чтобы гарантировать свободу отдельного человека и совмес-

тить с ней свободу всех, нужна правовая общность людей.

Стержнем такой правовой общности должен стать юридический

закон, вытекающий из взаимоотношений разумно-свободных су-

ществ,а не из нравственного закона. Право функционирует не-

зависимо от морали, регулируя исключительно область дейст-

вий и поступков человека.

Фихте считал, что правовые отношения, а следовательно

свобода индивидов, не застрахованы от нарушений. Господство

закона не наступает автоматически. Правовые отношения, сво-

боду надлежит защищать принуждением. Других средств нет.

Потребность обеспечить личные права людей обусловливает

необходимость государства. Принудительной силой в государ-

стве не может являться индивидуальная воля. Ею может быть

лишь единая коллективная воля, для образования которой надо

согласие всех, необходим соответствующий договор. И люди

заключают такой гражданско-государственный договор. Благо-

даря ему и устанавливается государственность. Общая воля на-

рода составляет стержень законодательства и определяет грани-

цы влияния государства. Так, демократ Фихте стремился пре-

сечь произвол абсолютистско-полицейской власти над своими

подданными и, опираясь на естественно-правовую доктрину,

утвердить политические права и свободы личности.

Не скрывая симпатий к республике, Фихте отмечал, что от-

личительной чертой всякого разумного, согласованного с требо-

ваниями права государства (независимо от его формы) должна

быть ответственность лиц, осуществляющих управление, перед об-

ществом. Если такой ответственности нет, государственный

строй вырождается в деспотию. Чтобы народный суверенитет не

остался пустой фразой и правительство строго подчинялось за-

кону, Фихте предлагает учредить эфорат — постоянную кон-

трольную, надзирающую власть, представители которой — эфо-

ры — избираются самим народом. Эфоры могут приостанавли-

вать действия исполнительной власти, коль скоро усмотрят в

них угрозу правопорядку. Окончательную оценку действиям

правительства дает народ. Позднее, в 1812 г., Фихте признал

идею создания эфората нереалистичной.

З.Фихте 517

Фихте убежденно отстаивал идею верховенства народа:

«...народ и в действительности, и по праву есть высшая власть,

над которой нет никакой иной и которая является источником

всякой другой власти, будучи сама ответственна лишь перед

Богом». Отсюда категорический вывод о безусловном праве на-

рода на любое изменение неугодного ему государственного

строя, о праве народа в целом на революцию.

Правда, примерно с 1800 г. Фихте отходит от столь ради-

кальных позиций и начинает все больше уповать на реформы

сверху. Тем не менее убежденность в острой необходимости ли-

берализации политического режима, отмены сословных приви-

легий, установления твердой законности, горячее сочувствие

народным массам никогда не оставляли Фихте. До последних

дней он был предан гуманистической идеологии Просвещения,

оставался сторонником буржуазно-демократических преобразо-

ваний.

В работе «Замкнутое торговое государство» (1800), написан-

ной под впечатлением теорий французских социалистов-утопи-

стов, Фихте рисует картину идеального государства, в основе

которого лежат разум и истинная свобода и которое гарантиру-

ет благоденствие каждого индивида. Мечтая о таком государст-

ве, построенном в интересах обездоленных масс на основе ор-

ганизованного труда, Фихте резко критикует общественные от-

ношения в Германии и выставляет свои известные тезисы о

правах человека на обеспечение существования и на труд.

«Замкнутое торговое государство» зиждется на частной собст-

венности, создаваемой личным трудом. Государство дает мак-

симум возможного для развития и подъема производительных

сил. Оно детально регулирует производство и распределение,

сохраняя при этом старую цеховую структуру ремесел и делая

главный упор на сельское хозяйство. Население разбито на три

сословия: земледельческое, промышленное, купеческое. Кроме

того, имеется категория лиц, занятых в сфере культуры и поли-

тики. Свобода промысла и выбора профессии запрещена. Же-

стко регламентируется быт. С точки зрения экономической го-

сударство стремится превратить страну в «самодостаточный»,

«самообеспечивающийся» организм.

Фихте видел в государстве не самоцель, а лишь орудие до-

стижения идеального строя,в котором люди, вооруженные нау-

кой и максимально использующие машинную технику, решают

практические, земные задачи без большой затраты времени и

518 Глава 16. Германия в конце XVIII — начале XIX в.

сил и имеют еще достаточно досуга для размышления о своем

духе и о сверхземном. По поводу назначения человека и судеб

государства Фихте писал: «Жизнь в государстве не относится к

абсолютной цели человека... при определенных обстоятельствах

она есть лишь наличное средство для основания совершенного

общества. Государство, как и все человеческие установления,

являющиеся голым средством, стремится к своему собственно-

му уничтожению: цель всякого правительства — сделать прави-

тельство излишним». Фихте, правда, полагал, что такое состоя-

ние наступит через мириады лет.

Когда в Германию вторглись войска Наполеона, Фихте стал

призывать широкие массы к решительной борьбе против чуже-

земных захватчиков. Он старается в первую очередь разбудить

национальное самосознание немцев, оскорбленное завоевате-

лем; он апеллирует к их национальной гордости. В пылу пат-

риотической агитации Фихте подчас высказывал мысли, кото-

рые вне их исторического контекста могут быть истолкованы

как признание духовного и нравственного превосходства гер-

манской нации над остальными народами. Самому же Фихте —

приверженцу идеи вечного мира — претил шовинизм и была

ненавистна сумасбродная идея господства Германии над иными

государствами, захвата и порабощения Германией других стран.

Не случайно он, как и Кант, ратует за мир и справедливость в

отношениях между государствами, за создание международной

организации, которая бы поддерживала такие отношения.

Для Фихте характерно, что национальное возрождение своей

страны он тесно связывает с ее социальным обновлением:с созда-

нием единого централизованного германского государства, ко-

торое должно наконец стать «национальным государством», с

проведением серьезных внутренних преобразований на буржуаз-

но-демократической основе. Главную роль в достижении этой

цели Фихте отводит просвещению и воспитанию народа в духе

любви к отчизне и свободе. Вот почему он чрезвычайно высоко

оценивает труд интеллигенции, ученых как истинных наставни-

ков нации, способных двинуть ее по пути прогресса.







Дата добавления: 2015-04-16; просмотров: 385. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Алгоритм выполнения манипуляции Приемы наружного акушерского исследования. Приемы Леопольда – Левицкого. Цель...

ИГРЫ НА ТАКТИЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Методические рекомендации по проведению игр на тактильное взаимодействие...

Реформы П.А.Столыпина Сегодня уже никто не сомневается в том, что экономическая политика П...

Принципы и методы управления в таможенных органах Под принципами управления понимаются идеи, правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются общие, частные и организационно-технологические принципы...

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА Воспитывать сегодня подрастающее поколение на со­временном уровне требований общества нельзя без по­стоянного обновления и обогащения своего профессио­нального педагогического потенциала...

Эффективность управления. Общие понятия о сущности и критериях эффективности. Эффективность управления – это экономическая категория, отражающая вклад управленческой деятельности в конечный результат работы организации...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия