Студопедия — Г. Москва. Ценностное содержание речевой коммуникации
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Г. Москва. Ценностное содержание речевой коммуникации






Ценностное содержание речевой коммуникации

 

В речевой коммуникации, как известно, ее участники выступают носителями культур. Факторами, определяющими поведение участников диалога в речевой коммуникации, являются индивидуальные мотивы и цели. Однако мотивы по своей природе тесно связаны с ценностными ориентациями; что же касается целей, то понятие ценности нередко осмысливается через понятие цели. Так Н. Смелзер предложил рассматривать ценности в нормативном аспекте в качестве «общепринятых убеждений относительно целей, которым человек должен стремиться» [2:144].

В функциональном аспекте, который ближе к задачам рассмотрения ценностного содержания речевой коммуникации, значимым является метафорическое обозначение ценностей как образующих «ось сознания» [3: 67], а развивая эту идею в русле нашей тематики, аксиологическое поле коммуникации, вокруг которого организуется восприятие субъектом мира и которое, как мы полагаем, и образует ценностное содержание речевой коммуникации. Функциональная значимость аксиологического поля коммуникации состоит в том, что оно позволяет иметь некоторую точку отсчета для конкретного оценивания тех или иных событий, выступая тем самым в качестве регуляторов поведения, в частности, коммуникативного поведения (выбор языковых средств, выбор референциальных объектов для вербализации, выбор стратегии и тактики вербального взаимодействия и др.).

Например:

- Do you think you'll make me love you by keeping me prisoner?

- I want you to get to know me.

- As long as I'm here you'll just be a kidnapper to me. You know that? (Fowler J.).

В первой реплике данного диалога обозначена определенная ситуация – содержание говорящей в изоляции и связанное с этой ситуацией качественное определение партнера по диалогу как похитителя. Семантическая организация данного высказывания имеет определенный ценностный фон - содержание в заточении и попытка таким образом заставить полюбить похитителя противоречит известным ценностям, составляющим аксиологическое поле данного высказывания. Семантическая организация ответной реплики основывается на попытке аксиологического опровержения и приписывании поведения говорящего к положительной ценности – «дать возможность узнать говорящего поближе». Таким образом, аксиологическое поле данного высказывания является продолжением аксиологического поля предыдущего. Наконец, семантическая организация третьей реплики представляет собой продолжение аксиологического поля первого и второго. Итак, взаимодействие реплик диалога и общая семантическая организация диалога основаны на общем аксиологическом поле.

Словесные средства негативной субъективной оценки (kidnapper) обусловлены представлением о ценностях и когнитивной базе реципиента, в которых значение данного слова ассоциируется с отрицательной оценкой, не совместимой с представлениями о любви. Говорящий вербализует знаки негативной субъективной оценки, поскольку допускает, что приводимая им оценка будет убедительной для данного адресата (реципиента) с его ценностями, склонностями, знаниями, коммуникативным и жизненным опытом. Таким образом, вербальные знаки, определенные ценностным полем, употребляются в рамках интерактивной процедуры.

Процесс коммуникации, в аспекте аксиологического поля коммуникации, можно рассматривать как совокупность апелляций к коллективным культурным когнитивным единицам, т.е. ментальным единицам, объединяющим в себе ценностное поле, понятийный и образный элементы. Принципиальное отличие культурного концепта от других применяющихся в современной науке условных ментальных единиц состоит в том, что для концепта, при всей его многомерности, характерен примат ценностного отношения к отражаемому объекту. Будучи многомерной ментальной единицей, детерминированной аксиологическим полем коммуникации, концепт обладает способностью быть опредмеченным в разнообразной языковой форме.

Если принять тезис ряда отечественных лингвистов о том, что тот или иной вид аксиологического поля и предпочтений в сознании людей определенной лингвокультурной общности идёт из глубины веков и представляет собой пласт интернационального, то уместно будет сказать о том, что знания, зафиксированные в ценностно - мотивированных когнитивных единицах, имеют природу архетипов «коллективного бессознательного». Исследование влияния данных архетипов на организацию диалога может позволить устанавливать формы, в которых осуществляется влияние когнитивно - ценностных единиц на употребление ресурсов языка.

Один из создателей культурологической лингвистики Г. Пальмер рассматривает причины, процессы и результаты речевой деятельности носителей языка, анализируя их в когнитивном аспекте. В русле данного подхода в работах, нацеленных на изучение культурного компонента значения единиц различных уровней, обеспечивающее их целостное восприятие, язык трактуется как социальный феномен, отражающий систему ценностей и раскрывающий мир иной культуры. Предметом внимания учёных служат культурные различия, которые проявляются на уровне семантики и в то же время обусловливают ценностно-когнитивную категоризацию мира.

Не следует, однако, забывать, что влияние культуры на человека распространяется не только на языковые, но и на психологические аспекты общения. Развивая данный тезис, современные учёные нередко говорят о необходимости воспитания «медиаторов культур», способных в процессе межкультурной коммуникации создавать единое для её участников значение, рассматривая возникновение эмпатии как одно из непременных условий продуктивного диалога культур.

 

Литература:

1. Сидорова Н.А. Аксиологическое измерение речевой коммуникации. – М., 2007.

2. Смелзер Н. Социология. – М., 1994.

3. Ядов В.А. Социальные идентификации личности в условиях быстрых социальных перемен // Социальная идентификация личности. М., 1994.

 

Синаревская Л.Г.







Дата добавления: 2015-04-16; просмотров: 479. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА Воспитывать сегодня подрастающее поколение на со­временном уровне требований общества нельзя без по­стоянного обновления и обогащения своего профессио­нального педагогического потенциала...

Эффективность управления. Общие понятия о сущности и критериях эффективности. Эффективность управления – это экономическая категория, отражающая вклад управленческой деятельности в конечный результат работы организации...

Мотивационная сфера личности, ее структура. Потребности и мотивы. Потребности и мотивы, их роль в организации деятельности...

Ситуация 26. ПРОВЕРЕНО МИНЗДРАВОМ   Станислав Свердлов закончил российско-американский факультет менеджмента Томского государственного университета...

Различия в философии античности, средневековья и Возрождения ♦Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия