Студопедия — Г. Москва. Принципы дискурсивных отношений в современных масс-медиа
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Г. Москва. Принципы дискурсивных отношений в современных масс-медиа






Принципы дискурсивных отношений в современных масс-медиа

 

Современное масс-медийное пространство, предлагая новые технологические модели получения и передачи информации, апеллирует к классическим законам эффективной коммуникации, которые и в новых условиях определяют качественные показатели информационных связей и коммуникативных отношений.

При этом делаются уверенные шаги в направлении осмысления традиционных законов эффективного общения. Так, например, обращается внимание на диалоговые межличностные отношения, сохранившие свою актуальность и в условиях “технологической” информационной структуры современного коммуникативного пространства. По-прежнему оказываются востребованными отношения конгруэнтности при передаче и получении информации, которые обеспечивают соотнесенность и адекватность информационного наполнения коммуникативных отношений. Закон адресации информации и в новых условиях ориентирует коммуникантов на поиск эффективных «диалоговых пристроек» для обеспечения полноты и качества информации при ее передаче или приеме. Закон конвенциональности обращен к этической, нравственной стороне коммуникативных отношений между отправителями и получателями информации и регулирует нормативный и статусный уровень этих отношений.

Освоение классических законов эффективного общения необходимо для формирования прочных дискурсивных связей в современном информационном обществе, для установления прецедента ответственности и создателей, и потребителей информации, для повышения общей коммуникативной культуры членов информационного общества, их медиаграмотности [4: 121].

Медиаграмотность воспринимается как эталонный и стабилизационный инструмент, понимается как определенный запас знаний об эффективной и продуктивной коммуникативной деятельности в новых условиях современной коммуникации, где соседствуют и традиционные, книжно-письменные, и электронные, аудиовизуальные источники получения информации, что отвечает потребностям человека, живущего в условиях научно-технического и социально-культурного прогресса. Так, в частности, медиаграмотность формирует практико-ориентированное знание, предполагающее усвоение определенной системы коммуникативных правил и технологических приемов в пространстве новой коммуникации. В первую очередь, медиаграмотность позволит избежать консьюмеризма в опытах с информацией: не следует воспринимать информацию потребительски, безответственно, полагаясь лишь на «информационный голод», не осуществляя оценку содержательно-концептуальной и подтекстововй информации. В поисках альтернативы коммуникативистика предлагает в условиях коммерциализации информации, сохранять и всячески поддерживать персонифицированный режим информационных отношений. Это позволит устранить информационное манипулирование, зависимость от мнения информационного источника; обеспечит активную прагматическую позицию коммуниканту, который сможет критически оценить персональный имидж информационного источника, и будет способен адекватно интерпретировать полученные сведения.

Если вернуться к идее совершенствования медиаграмотности современного члена информационного сообщества, то необходимо говорить об освоении приемов медиалогики и признаков медиажанров: форм передачи информации в особом поликодовом режиме, который предполагает одновременное и дифференцированное «считывание» информации; понимание особенностей формата нового информационного продукта, атрибутики того или иного специфически нового жанра, особенностей стилевого воплощения авторского замысла в словесном и видеообразе [1:31].

В каждом из cовременных медиажанров по-своему представлены «авторские знаки», но есть наметившаяся тенденция в оформлении «авторства». К числу сложившихся традиционных приемов можно отнести: представление опосредованных знаков авторской принадлежности: указание на логотип организации, лицом которой является автор; оформление его авторского «права» на публикацию с указанием на историю получения доступа к представленной информации, включение дополнительных сведений о биографии автора или организации, фотопортрет автора, или фотосессия, дающая представление о контексте событий в авторской интерпретации, что приветствуется сегодняшними законами позиционирования социальных (и медийных, в том числе) субъектов; указание на приобщенность к эталонным контекстам и достоверным редакционным материалам, вплоть до признания авторства через представление подлинной авторской подписи под событийными материалами. Все эти приемы, безусловно, усиливают субъективную позицию автора и дают читателю указание на достоверность, фактологичность информационного пространства, демонстрируют «ответственность автора» в медийном пространстве «автор» – «адресат-читатель».

Активно функционируют в медийных жанрах и традиционные приемы выражения авторского отношения, формирующие «ожидание» адресата: обращение к приемам концептуального озаглавливания; смысловая «игра» с заголовками на основе визуальных кодов (подчеркивание, графическое выделение, цветовое маркирование).

Приемы интимизации диалоговых отношений в рамках публичного высказывания мы тоже можем с полным правом отнести к наметившимся в настоящее время тенденциям в массмедийном дискурсе. Это, как правило, проявляется в особой устно-разговорной тональности «собеседования» в рамках интервью или при использовании приемов «рассказывания» в имиджевой статье. Автор, отвлекаясь от конкретного реального события, позволяет себе советы и рекомендации. Часто используются в медийных публикациях приемы иронического «самобичевания» или намеренного снижения «публицистической пафосности» или откровенного “заигрывания” с читателем при указании на его право оценки факта. В текст статьи включаются такие узнаваемые авторские попутные замечания: «избавляю тебя, уважаемый читатель, от своих любительских рассуждений»; «умный меня без труда поймет»; «я не из тех журналистов, кто обязательно разделяет официальное мнение», «я думаю, что нашему читателю достает жизненного опыта», «чтобы оценить (понять, поддержать), нужно родиться и вырасти в нашей действительности» -– и подобные этим, обеспечивающие алгоритм рассуждения в медийном диалоге автора и читателя [2:42].

Следует обратить внимание, что многие жанры в современном масс-медийном пространстве сопровождаются обязательными репрезентативными визуальными знаками: специально оформленными материалами фотосессии; сюжетными смысловыми рисунками, включенными и повторяемыми в каждой публикации авторскими графическми знаками, метафорическими фотоколлажами.

Известно, что многие массмедийные издания имеют свои сайты, где автор и адресная аудитория могут заново оказаться в пространстве диалоговых отношений. Автор получает «реактивные свидетельства» заинтересованности читателя-адресата, представление о его подлинном видении проблемы или идеи (происходит своеобразное «наложение» интенции и экспектации). Адресат получает возможность быть услышанным, обретает «право совещательного голоса» в современном публичном диалоге, что укрепляет его позицию «соавтора», повышает его мотивацию как языковой личности современного социума. Авторизация и адресация, безусловно, обеспечивают не просто диалоговое пространство медийного текста, но дают возможность представить все великолепие и своеобразие «личных миров», что и составляет суть настоящего общения независимо от формы его существования: реальной или виртуальной [3:170].

Названные в статье принципы и приемы только часть арсенала средств взаимодействия в рамках современного информационного пространства, которые в настоящее время изучаются нами в исследовательском контексте характеристики актуальных процессов социальной и массовой коммуникации и, в частности, современного прагматического и социально-культурного дискурса масс-медиа.

 

Литература:

1. Городникова, М. Д. Гендерные аспекты в контексте массовой культуры // Гендер: язык, культура, коммуникация: материалы Третьей международной конференции / Отв. редактор Н.В. Петрушина. – М.: АВАНТА, 2003. – С. 34-35.

2. Злотникова, Т. С. Гендерный и возрастной аспекты архетипа современной массовой культуры // Ярославский педагогический вестник / Отв. редактор П.К. Макушев. – Ярославль: Флинт, 2002. – № 2, С. 40-66.

3. Кавелти Дж. Г. Изучение литературных формул (Cawelti J. G. Adventure, mystery and romance: Formula stories as art and popular culture. Chicago, 1976. P.5-36). Реферат всей монографии см. в книге: Проблемы социологии литературы за рубежом. – М.: 1983. – С.165-184.

4. Чудинов А.П. Политическая лингвистика: учебное пособие. - М.: Наука, 2006.

Галстян С.С.







Дата добавления: 2015-04-16; просмотров: 690. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Приготовление дезинфицирующего рабочего раствора хлорамина Задача: рассчитать необходимое количество порошка хлорамина для приготовления 5-ти литров 3% раствора...

Дезинфекция предметов ухода, инструментов однократного и многократного использования   Дезинфекция изделий медицинского назначения проводится с целью уничтожения патогенных и условно-патогенных микроорганизмов - вирусов (в т...

Машины и механизмы для нарезки овощей В зависимости от назначения овощерезательные машины подразделяются на две группы: машины для нарезки сырых и вареных овощей...

Влияние первой русской революции 1905-1907 гг. на Казахстан. Революция в России (1905-1907 гг.), дала первый толчок политическому пробуждению трудящихся Казахстана, развитию национально-освободительного рабочего движения против гнета. В Казахстане, находившемся далеко от политических центров Российской империи...

Виды сухожильных швов После выделения культи сухожилия и эвакуации гематомы приступают к восстановлению целостности сухожилия...

КОНСТРУКЦИЯ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ ВАГОНА Тип колёсной пары определяется типом оси и диаметром колес. Согласно ГОСТ 4835-2006* устанавливаются типы колесных пар для грузовых вагонов с осями РУ1Ш и РВ2Ш и колесами диаметром по кругу катания 957 мм. Номинальный диаметр колеса – 950 мм...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия