Студопедия — Политико-правовые концепции французских просветителей
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Политико-правовые концепции французских просветителей






Страной классического Просвещения называют Францию, а одним из главных вдохновителей и лидеров французского Просве­щения был великий французский мыслитель и литератор Воль­тер (1694-1778гг.). Он не оставил после себя специальных политико-правовых трудов, не исследовал формы управления госу­дарством, но подготовил почву для последующего развития политико-правовых учений, акцентировав внимание на прин­ципах, которые реализуются с помощью институтов и проце­дур власти. Для него такими принципами являлись свобода, собственность, законность, гуманность, терпимость. Эти поли­тико-правовые ценности были самыми значимыми для Вольте­ра. Им он стремился придать наивысший авторитет. Жизнетвор­ное начало всякой свободы свободу совести и слова – он от­стаивал в беспощадной борьбе с католицизмом, религиозным фанатизмом и мракобесием. Именно против католической цер­кви, насаждавшей невежество, суеверия, подавлявшей разум, Вольтер выдвинул лозунг «Раздавите гадину». Христианство и разум, полагал он, не могут сосуществовать одновременно. Веру в карающего Бога необходимо сохранять лишь для того, что­бы внушать непросвещенным (черни, а равно неразумным правителям) нравственный образ поведения. Отсюда крылатое изречение Вольтера: «Если бы Бога не было, то его нужно было бы выдумать».

Вольтер развил и конкретизировал понятие свобода. У него свобода в первую очередь – свобода личности, а не свобода об­щества в целом. Личной свободы не может быть без свободы слова, свободы печати и свободы совести, без устранения фео­дальных пережитков, сковывающих творческую инициативу человека, его частнопредпринимательскую деятельность, лиша­ющих права на свободу труда. Вольтер сводил свободу к неза­висимости граждан от произвола: «Свобода состоит в том, что­бы зависеть только от закона».

Свобода, по Вольтеру, должна дополняться и подкреплять­ся равенством. «Быть свободным, иметь вокруг себя только равных – такова истинная жизнь, естественная жизнь челове­ка». Но равенство понимается им только в политико-юриди­ческом смысле: одинаковость статуса гражданина, одинаковая зависимость всех граждан от закона и одинаковая защита их законом. Социальное и политическое равенство он отвергал. «В нашем несчастном мире, – писал Вольтер, – не может быть, чтобы люди, живя в обществе, не разделились бы на два класса: один класс богатых, которые приказывают, другой – бедных, которые служат».

Как уже отмечалось, Вольтер не стремился определить во всех подробностях форму управления государством. В разных ситуациях и в разные периоды государство, отвечающее потреб­ностям эпохи, может, по его мнению, выступать в различных организационных формах. Но при прочих равных условиях предпочтение отдает форме правления, сложившейся в Англии, – конституционной монархии, особенно если на троне «просве­щенный монарх». «Самое счастливое время, – считает Вольтер, – когда государь – философ».

Вольтер, ценивший свободу и равенство, воплощающие од­новременно разум и интерес, данные природой, по существу враждебно относился к демократии, народовластию. Это, по его мнению, «не для портных и сапожников». Он всерьез пола­гал, что «если чернь начнет думать, то все погибло».

Объективно идеи Вольтера имели революционный харак­тер: они ориентировали прогрессивные силы общества на лик­видацию реакционных феодальных устоев, вытеснение из мас­сового сознания клерикальных стереотипов. Но его отношение к революции было неоднозначным: оправдывая предшествую­щие революции, он вместе с тем рассуждал о нежелательности кровопролития, о пагубных последствиях гражданской войны, хотел верить, как и многие французские просветители, что фео­дальное общество можно реформировать, как только страной начнет управлять высокоученый нравственный самодержец.

Другим крупнейшим теоретиком и деятелем французского Просвещения был Шарль Луи де Монтескье (1689-1775гг.), кото­рому по праву принадлежит роль наиболее последовательного систематизатора в юриспруденции того времени.

В его учении весь политико-правовой материал был рас­смотрен как некое целое, составные части которого находятся в исторической взаимосвязи и взаимодействии. Это позволило ему описать причины, вызывающие изменения в законодатель­стве и нравах общества и государства, и, обобщая накоплен­ный предшественниками материал, выявить законы истории, установить, что ход истории определяется не божественной волей и не случайным стечением обстоятельств, а действием со­ответствующих закономерностей.

Достижения Монтескье в развитии политико-правовой мысли во многом определяются его передовыми для того вре­мени методами познания государственно-правовых явлений. Феодально-религиозным догмам о божественном происхождении монархической власти и всех феодальных установлений он противопоставил рационалистическую, по сути дела материа­листическую, теорию общества и государства, морали и даже самой религии – деизм (идея «естественной религии», религия разума).

Эмпирические методы исследования в трудах Монтескье дополняются применением принципа историзма и сравнитель­ного анализа при изучении общества. Иначе говоря, он стре­мился понять политико-правовой мир при помощи науки.

Исходя из признания закономерного характера историчес­кого развития, Монтескье при изучении материалов по исто­рии законодательства пришел к выводу, что законы государ­ства также не являются продуктом произвольной деятельности законодателей или простой проекцией естественных законов, вытекающих из природы человека. Они – результат закономер­ного воздействия факторов общественного развития на право­творческий процесс. Именно эти факторы обусловливают по­ведение законодателя и проявляются в том, что Монтескье на­звал «духом законов» (отсюда название его главного труда). Это принципиально отличало учение Монтескье от других ес­тественно-правовых доктрин, выводивших право из абстракт­но понятой природы человека, неизменной и вечной.

На общий дух, нравы и законы нации, по Монтескье, воз­действует множество причин. Эти причины делятся на две груп­пы: физические и моральные. Физические причины определя­ют общественную жизнь на самых первых порах, когда народы выходят из состояния дикости. К таким причинам относятся: климат, состояние почвы, размеры и положение страны, чис­ленность населения и др. Кроме того, полагал Монтескье, «за­коны очень тесно связаны с теми способами, которыми различ­ные народы добывают себе средства к жизни». Ведущую роль среди физических причин Монтескье отводил географическим факторам. Такая постановка вопроса ориентировала полити­ческую мысль на выявление объективных причин государства и права.

Моральные причины вступают в действие позднее, отме­чал Монтескье, с развитием цивилизации. К их числу относят­ся: принципы политического строя, религиозные верования, нравственные убеждения, обычаи и др. Моральные причины воздействуют на законодательство народов сильнее, чем физические, и постепенно вытесняют их. Как писал Монтескье, «мо­ральные причины более влияют на общий дух, общий характер нации и должны более учитываться при выявлении общего духа по сравнению с физическими причинами». Среди моральных причин важнейшими являются принципы государственного строя. Таким образом, в своем учении Монтескье поднимается до осознания того, что историческое развитие общества пред­ставляет собой результат сложного взаимодействия объектив­ных и субъективных причин.

Монтескье уделил много внимания формам правления. Он выявил четыре типичные формы: демократию, аристократию, монархию и деспотию. Каждая из них имеет свой собственный принцип, характеризующий государственную власть относи­тельно её взаимоотношений с гражданами. Введя понятия «принцип правления» и «природа правления», Монтескье на­полнил понятие «формы государства» такими определениями, которые в последующих доктринах будут обозначены как «по­литический режим».

Центральная тема и главная ценность политико-правовой теории Монтескье, которую он отстаивает, – это политическая свобода. «Свобода есть право делать то, что дозволено закона­ми. Если бы гражданин мог делать то, что этими законами зап­рещено, то у него не было бы свободы, так как то же самое мог­ли бы делать и прочие граждане», – отмечал Монтескье. Необ­ходимым условием обеспечения этой свободы являются спра­ведливые законы и надлежащая организация государственнос­ти. С политической свободой тесно связана свобода граждани­на – чувство безопасности и возможность проявить свои спо­собности. Наилучшим способом для обеспечения и политичес­ких, и гражданских свобод является установление принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Принцип разделения властей, согласно взглядам мыслителя, состоит прежде всего в том, чтобы они принадле­жали различным государственным органам. Сосредоточение всей полноты власти в руках одного лица, учреждения или со­словия неминуемо ведет к злоупотреблениям и произволу. По­мимо разграничения компетенции, принцип разделения влас­тей предполагает также предоставление им специальных пол­номочий с тем, чтобы они ограничивали и сдерживали друг друга. Нужен такой порядок, указывал Монтескье, при котором «одна власть останавливает другую». Идея разделения вла­стей является самой важной в политико-правовой доктрине Монтескье.

Учение Монтескье о разделении властей обладало значи­тельной новизной по сравнению с предшествующими концеп­циями. Во-первых, он соединил либеральное понимание свобо­ды с идеей конституционного закрепления механизма разделе­ния властей. Свобода, утверждал просветитель, «устанавлива­ется только законами и даже законами основными». Во-вторых, Монтескье включил в состав властей, подлежащих разграниче­нию, судебные органы. Иначе говоря, обоснование парламен­таризма как системы управления, основанной на разграниче­нии законодательных и исполнительных полномочий, было дополнено у Монтескье принципом независимости судей.

Обоснованные Монтескье идеи свободы, гражданских прав и разделения властей получили закрепление в конституцион­ных актах Франции, были положены в основу Конституции США и ряда других государств. Декларация прав человека и гражданина 1789 г., в частности, провозглашала: «Общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей, не имеет конституции». Монтескье заслу­женно считается классиком конституционализма.

С именем Жана-ЖакаРуссо (1712-1778гг.), выходца из про­стого народа, связан новый этап в развитии просветительского движения Франции – радикальный пересмотр некоторых его фундаментальных целей и идеалов. Разработанная им програм­ма коренных преобразований общественного строя выражала интересы и требования крестьянства, радикально настроенной бедноты, предусматривала утверждение идей равенства, соци­альной справедливости, народного суверенитета, законности сопротивления тирании.

Для понимания политических взглядов Руссо очень важное значение имеет его работа «Рассуждения о происхождении и основаниях неравенства между людьми», в которой, используя терминологию и общую схему теории естественного права (ес­тественное состояние, переход к гражданскому обществу и го­сударству), он дал совершенно иную трактовку естественного состояния, выработал концепцию происхождения неравенства, не имевшую аналогов в предшествующей литературе.

Руссо отделяет естественное неравенство, порождаемое различиями в физической силе, интеллекте, энергии, от искусст­венного, основанного на социальных условиях. Он показал, что первым по времени возникает имущественное неравенство как следствие установления частной собственности на землю. Со времени появления частной собственности естественное состо­яние заканчивается, на смену ему приходит гражданское обще­ство.

«Первый, кто, огородив клочок земли, осмелился сказать: Эта земля принадлежит мне – и нашел людей, которые были настолько простодушны, чтобы поверить этому или согласиться с этим, был истинным основателем гражданского общества, пришедшего на смену естественного состояния. Сколько пре­ступлений, сколько войн, сколько бедствий и ужасов отвратил бы от рода человеческого тот, кто, вырвав столбы и засыпав рвы, служившие границами, воскликнул бы, обращаясь к лю­дям: Берегитесь слушать этого обманщика! Вы погибли, если забудете, что плод принадлежит всем, а земля никому!»

В этом монологе – суть учения Руссо. Частная собственность, утверждает он, первый источник зла, она побуждает людей жить за счет других. С её возникновением происходит деление обще­ства на богатых и бедных, разгорается ожесточенная борьба. Богатые, едва успев насладиться положением собственника, на­чинают помышлять о «порабощении своих соседей».

Для того чтобы обезопасить себя и свое имущество, бога­тые хитростью и обманом навязывают большинству принять судебные уставы и создать мировые суды, учредить публичную власть. Так было образовано государство. На данной ступени имущественное неравенство дополняется новым, политическим, делением общества на правящих и подвластных. Принятые за­коны, по словам Руссо, безвозвратно уничтожили естественную свободу, окончательно закрепили собственность и ради выго­ды немногих «обрекли с тех пор весь человеческий род на труд, рабство и нищету».

Наконец, последний предел неравенства наступает с пере­рождением государства в деспотию. В этом случае все сводится к закону силы, а следовательно, как бы вновь возвращается в естественное состояние. Круг замыкается, говорил Руссо, на­род вступает в новое естественное состояние, которое отлича­ется от прежнего тем, что представляет собой плод крайнего разложения.

Каковы же пути и средства, позволяющие, согласно Руссо, выбраться из пучины неравенства, перейти в состояние свобо­ды? Прежде всего – это заключение подлинного общественно­го договора. Для этого необходимо, чтобы каждый из индиви­дов отказался от ранее принадлежавших ему прав на защиту своего имущества и своей личности. Взамен этих мнимых прав, основанных на силе, он приобретает гражданские права и сво­боды. Подчиняясь сообществу, индивид не подчиняет себя ни­кому в отдельности и, следовательно, остается «таким же сво­бодным, каким он был раньше». По Руссо, это возможно толь­ко тогда, когда верховная власть, суверенитет принадлежат народу, если господствует его истинная воля.

Народный суверенитет, согласно учению Руссо, имеет два признака – он неотчуждаем и неделим. Это значит, что сувере­нитет не может быть передан ни отдельному лицу, ни группе лиц. Точно так же он не может быть поделен между какими-либо органами. Народ как суверен, как носитель и выразитель общей воли «может быть представляем только самим собою». Руссо отвергает осуществление высшей власти через предста­вителей, выступает за прямое народоправство. Только путем непосредственного выражения воли народа, полагал он, мож­но обеспечить благо всех, которое должно быть целью всякого государства и законодательства. Благо же «сводится к двум важнейшим вещам: свободе и равенству».

Руссо осознавал, что политическое равенство граждан нельзя обеспечить, пока сохраняется имущественное неравен­ство. Однако как идеолог крестьянства он был противником обобществления частной собственности. Решение проблемы мыслитель видел в том, чтобы уравнять имущественное поло­жение граждан. Все граждане, как ему представлялось, должны обладать более или менее равным достатком. Руссо считал, что такой порядок вполне осуществим при сохранении частной собственности мелких размеров, основанной на индивидуаль­ном труде. «Нужно, чтобы все имели средства к существова­нию и чтобы никто не обогащался: вот основной принцип про­цветания нации». Труд, по Руссо, основа основ справедливого общественного устройства.

Что касается форм организации власти и методов её осуще­ствления, то Руссо не предлагал какого-либо идеального проек­та. Он считал, что такие формы и методы следует определять применительно к каждой отдельной стране, с учетом её разме­ров, исторического прошлого и т.п. Руссо допускал любую из трех основных форм правления – монархию, аристократию, де­мократию, но при этом подчеркивал обязательность законодательствования народа и его постоянного контроля за исполни­тельной властью, т.е. склонялся в пользу демократической рес­публики. Правительство должно в ней ежегодно отчитываться перед самим народом. Народ по своей воле устанавливает лю­бую форму правления и может её изменить. Он высший судия по отношению к власти и, в случае, если правители посягают на его прерогативы, вправе прибегнуть к восстанию, сместить узурпа­торов и установить новую власть в соответствии со своей волей. Но демократизм у Руссо парадоксальным образом сочета­ется с приоритетом государства над личностью. У него, как и у монархиста Т. Гоббса, государство полностью поглощает лич­ность со всеми её правами и не дает ей никаких гарантий, кро­ме участия в голосовании при формировании общей воли, лю­бое предписание которой обязательно для всех. Решение боль­шинства, по Руссо, обязательно и для тех, кто с ним не согла­сен, т.е. никаких границ общей воле он не ставит. Абсолютная власть государства распространяется у него не только на дей­ствия, но и на мысли граждан. Правда, Руссо утверждает, что подчинение общей воле не означает ограничения свободы. За­кон, по его мнению, не может быть несправедливым по отно­шению к самому себе. Но могут ли законы носить исключи­тельно всеобщий характер? Не принимает ли суверен законов, касающихся лишь отдельных категорий граждан? Руссо, про­тивореча сам себе, не отрицает этого.

Идеи Руссо оказали огромное воздействие на последующее развитие политико-правовой мысли и социально-политической практики. Авторитет Руссо был настолько высок, что к его уче­нию обращались представители самых разных течений от уме­ренных конституционалистов до коммунистов во многих стра­нах мира, в том числе в России.







Дата добавления: 2015-04-16; просмотров: 725. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Методика исследования периферических лимфатических узлов. Исследование периферических лимфатических узлов производится с помощью осмотра и пальпации...

Роль органов чувств в ориентировке слепых Процесс ориентации протекает на основе совместной, интегративной деятельности сохранных анализаторов, каждый из которых при определенных объективных условиях может выступать как ведущий...

Метод Фольгарда (роданометрия или тиоцианатометрия) Метод Фольгарда основан на применении в качестве осадителя титрованного раствора, содержащего роданид-ионы SCN...

Потенциометрия. Потенциометрическое определение рН растворов Потенциометрия - это электрохимический метод иссле­дования и анализа веществ, основанный на зависимости равновесного электродного потенциала Е от активности (концентрации) определяемого вещества в исследуемом рас­творе...

Гальванического элемента При контакте двух любых фаз на границе их раздела возникает двойной электрический слой (ДЭС), состоящий из равных по величине, но противоположных по знаку электрических зарядов...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.007 сек.) русская версия | украинская версия