Студопедия — Логика здесь простая – Вам трудно получить хоть что-то, если у Вас нет ничего
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Логика здесь простая – Вам трудно получить хоть что-то, если у Вас нет ничего






Конечно, если к инвестору придет Джордж Лукас, то от него не потребуют бизнес-плана, но обычно Джордж Лукас не ходит к инвесторам. Просто потому что он ненамного уступает солидному инвестору, да и уж если на то пошло, это инвесторы предлагают Лукасу свои деньги. Но Вы не Лукас, пока. Да, возможно Вы сняли несколько фильмов, но это свидетельствует только о том, что Вы немного разбираетесь в кинопроцессе. Да, у Вас был успешный опыт получения грантов от Роскультуры, но все это в малой доле относится к успеху в прокате. Поэтому запомните, что если Вы хотите разговаривать с инвестором, то Вам нужен минимальный набор, описанный выше, чтобы инвестор проникся серьезностью Ваших намерений. Но чтобы создать этот набор, тоже нужны деньги. Хотя бы для того чтобы купить права на экранизацию, оплатить сценариста, если у Вас нет сценария. Инвестор может профинансировать этот этап, т. к. он стоит мало и размер его финансового риска невелик, однако с точки зрения всего проекта риски этой фазы максимальны.

Инвестор понимает, что, несмотря на пакет, на подобранный кастинг, на согласие актеров – не факт, что проект получит деньги. В этом случае даже эта небольшая инвестиция пропадет. Поэтому на этой фазе Вам нужно искать деньги у венчурных инвесторов, бизнес-ангелов либо у профильных компаний, которые могут оценить потенциал проекта даже на базе синопсиса. Это, безусловно, дистрибьюторы и телеканалы. Они могут позволить себе рискнуть вложить небольшие деньги, но забрать права на дистрибьюцию. Нельзя сказать, что это выгодно для продюсера, однако даже предварительная distribution deal уже добавляет веса проекту. Фактически для инвесторов это означает, что квалифицированные люди оценили проект.

Разговор с дистрибьютором – это разговор с бизнесменом, поэтому его интересуют доходы проекта, которые Вы заранее прогнозируете от всех возможных источников. Когда Вы создали прогноз доходов и имеете бюджет расходов, то, совместив их, Вы получаете прогноз движения денежных средств (ДДС) проекта, из которого видно, откуда и в каком объеме деньги втекают и вытекают.

Рис. 4. Упрощенный денежный поток в кинобизнесе.

Это важнейший документ, который показывает Вам, где у Вас переизбыток финансирования, т. е. деньги просто лежат без движения, а где, наоборот, возникает кассовый разрыв, т. е. прогнозный отток средств выше его притока.

Тогда Вы можете корректировать ДДС так, чтобы кассовых разрывов не возникало, изменяя график платежей инвестора, изменяя график платежей по счетам, привлекая краткосрочное овердрафтное кредитование. Имея на руках ДДС, Вы можете построить реальный прогноз прибылей и убытков, т. к. сможете учесть возможные затраты на кредиты и их обслуживание.

Рис. 5. График движения средств в относительных величинах.

Затем Вы можете привлекать инвестора для финансирования оставшейся части проекта. Инвестор может согласиться, но может дать оговорку, что финансирование будет идти против результата, т. е. поступать поэтапно, и если Вы не выполняете условий договора на определенном этапе – денег не будет. Чтобы продвинуть эту ситуацию, имеет смысл заключить максимальное количество дистрибьюторских контрактов, по которым Вы не получите денег, но будете иметь обязательство выкупить права на определенных условиях, если фильм будет готов в срок и будет соответствовать заявленным параметрам.

Это так называемый pre-sale, когда Вы продаете права на фильм еще до его создания. В России это еще не развито, но с увеличением рынка, мы неизбежно к этому придем. Таким образом, Вы вместо денег получаете контракты на сумму, равную или большую бюджету проекта. Этот аргумент убеждает инвестора, и он может выделить Вам средства.

В России любят, когда инвестор дает деньги напрямую. Но это чревато проблемами для продюсера. Часто съемочный процесс останавливается, если у инвестора возникает перерыв в платежах, а это при его затягивании может обернуться катастрофой. Чтобы этого не случилось, лучше получить от инвестора банковскую гарантию, когда в сделке присутствует банк. Тогда банк выступает денежным буфером, и если у инвестора возникает провал в платежах, то банк финансирует кинопроект, а кредит записывается на счет инвестора.

Дополнительными стимулами и средствами обеспечения живучести проекта являются страховые компании и гаранторы, представляющие так называемые completion bonds или гарантии окончания проекта. В США вообще часто продюсер получает от инвесторов или финансирующих структур не деньги, а различные векселя, которые надо banking – т. е. перевести в денежный поток, а для этого нужен банк. Главное в этой схеме, что банк кредитует не кинопроект, а инвестора под залог его платежеспособности. Это конечно же применимо к инвестору, который может выступать для банка первоклассным заемщиком, обладающим большими и ликвидными активами и денежными средствами.

Эта схема выгодна еще и для инвестора, т. к. он может не мобилизовывать реальные денежные средства, а поручить это банку, которому это гораздо легче сделать. Иногда при финансировании серьезного проекта банку несложно мобилизовать десятки миллионов долларов в короткое время, т. к. они могут быть на его корреспондетских счетах, плюс он имеет доступ к рынку межбанковских кредитов. В то же время инвестор может располагать значительными активами, но не располагать свободными денежными средствами. В конечном итоге, если проект успешен, сначала банк получает возврат своего займа, а потом инвестор свою чистую прибыль. То есть, инвестору не нужно вынимать средства из оборотного капитала, он использует свою долговую емкость.

Хорошо, если Вы нашли моно-инвестора, который пусть поэтапно, с банками, со страховыми компаниями и гаранторами финансирует Ваш проект, но такое бывает редко. В реальности профессиональные инвесторы в кинобизнесе редко вкладывают более 50% бюджета проекта, а чаще всего не более 30%. Эти деньги позволяют Вам стартовать, но Вам надо собрать остальные деньги, причем одновременно с ходом кинопроцесса, в противном случае встанете на консервацию. (В США до 40–50% проектов никогда не выходят из консервации.)

К счастью, есть много источников для финансирования кино. В США и во всем мире ассортимент услуг по финансированию кино шире, но и в России ситуация меняется к лучшему.

· Меценаты – редкие люди, которые могут поддержать Ваш проект из любви к искусству или в знак старой дружбы. Суммы могут быть небольшими, все зависит от масштаба проекта и мощности мецената. Некоторые с легкостью строят мега-яхты за $30 млн., поэтому идея о том, чтобы подкинуть Вам на кино $1–2 млн., может быть обсуждаема. Хотя, скорее всего, речь может идти о десятках или единицах тысяч долларов. Эти деньги не нужно возвращать.

· Спонсоры – это те, кому Вы своим фильмом и поднятой вокруг шумихой оказываете услуги по увеличению его паблисити. Типичный пример фильм «9 рота», которую поддерживали руководители афганского движения. Цена спонсорского пакета может быть от десяток до сотен тысяч долларов. Эти деньги не нужно возвращать.

· Рекламодатели – это те, кому Вы своим фильмом оказываете рекламные услуги в виде product placement или совместной рекламной кампанией. Еще полгода назад предельной ценой сделки на категорию была сумма около $200 тыс. Сейчас цены вырастут, особенно в связи с изменением рекламного законодательства. Эти деньги не нужно возвращать.

· Отцы и любовники – очень перспективный сегмент. В старые времена было принято передавать управление бизнесом по наследству. Сейчас для этого существуют управляющие компании, где работают наемные люди. А отпрыски и протеже магнатов могут не утруждать себя обучением в различных MBA программах. Поэтому стало популярно финансировать кино, если жена или любовница спонсора снимается в главной роли, а также его дети, виллы, яхты, особняки и т. п. Суммы могут составлять от 40 до 100% бюджета в форме инвестиций или мезонинного кредита. Не беда, что кто-то лицом не вышел и не умеет играть. Для этого существуют специально обученные люди, которые за папины деньги делают звезд. Как правило, эти деньги не нужно возвращать.

· Частные инвесторы – те, кто верит в кинобизнес и хочет получить доход с вложенного капитала.Эти деньги – возвратные.

· Государственные организации – Федеральное агентство по культуре и кинематографии (Роскультура) типичный тому пример. При наличии соинвестора, дающего не менее 30% бюджета, Роскультура финансирует до $1 млн. К тому же Роскультура имеет уникальную программу для финансирования дебютов с лимитом около 15 млн рублей. Также Роскультура дает гранты на завершение проектов с лимитом до 7 млн рублей, что немало для постпродакшн. Деньги Роскультуры получить сложно, но их пока не нужно возвращать.

· Специализированные фонды – фонды, созданные организациями для инвестирования исключительно в кино. В России я таких не знаю, а на Западе, особенно в США, их сотни. Их общая капитализация исчисляется миллиардами долларов. Эти деньги – возвратные, поскольку организации потребуют свою долю прибыли5.

· Банки – финансируют кассовые разрывы проекта под залог оборудования или поручения третьих лиц. Банковские кредиты можно привлекать для продвижения фильмов, например для печати копий, т. е. в тех случаях, когда риски минимальны и понятен механизм возврата. Делать пилотный проект на банковский кредит опасно. Эти деньги – возвратные. Банки возьмут тело кредита и проценты.

· Лизинговые компании – они дают Вам техническую базу в лизинг. При серьезных проектах это значительно дешевле аренды аппаратуры, Вы можете пользоваться аппаратурой, даже если не имеете денег на ее приобретения в полном объеме. Лизинг сродни банковскому кредиту, только обеспечением выступает сама аппаратура. К примеру, кинокамера стоит около $100 тыс. с аксессуарами. Если Вы арендуете ее за $1000 за день, то при съемочном периоде более 60 дней уже выгоднее камеру брать в лизинг, чем арендовать, особенно если Вы планируете снимать один за другим слот проектов. Лизинговые платежи могут быть значительно меньше, чем арендные. К приведенному примеру, аренда в месяц составит до $30 тыс., а лизинговый платеж не более $2,5–3 тыс. И так с любой аппаратурой от какого-нибудь светового прибора до мощного лихтвагена.

· Производящие компании – они Ваши подрядчики, но Вы можете по договору, во-первых, расплатиться не полностью, а часть оставить в виде кредиторской задолженности в обмен на часть прибыли, во-вторых, полностью использовать ее ресурсы в качестве инвестиций. Эти деньги – возвратные. Производящим компаниям нужно будет вернуть часть прибыли.

· Подрядчики проекта – с ними можно провернуть такой же фокус, как и с производящей компанией. Это нелегко, но кто говорил, что привлекать деньги под кино легко. Эти деньги – возвратные. Они попросят часть прибыли.

· Гаранторы – это компании, которые гарантируют инвесторам или банкам, что они компенсируют им потери, если фильм не будет окончен. За это они берут от 2 до 5% от суммы гарантии, но без них некоторые инвесторы просто не будут иметь с Вами дело. Деньги и поручительства – всегда платные. Можно договориться о выплате комиссии по частям.

· Страховые компании – они страхуют все, что можно и разумно застраховать, исключая маркетинговые риски, хотя, наверное, можно застраховать и это, но сумма взноса будет велика. Это затратные статьи, но наличие страховки может быть принципиально для банка или инвестора. Можно договориться о выплате комиссии по частям или после начала проката.

· Дистрибьюторы – на Западе они первые в числе тех, кто помогает в финансировании проект, не считая самих кинокомпаний. Для них это хлеб и прямая заинтересованность. Дистрибьюторы редко финансируют весь проект, но если они оценят сценарий и состав группы, от них можно получить реальную поддержку. За свои деньги они могут попросить полные права. Если Вы верите в свой проект, никогда не отдавайте права в начале проекта. Учтите, чем позже Вы продадите права, тем большую цену Вы сможете получить. Права на бизнес план и сценарий стоят значительно меньше, чем на готовый фильм. Эти деньги – возвратные. Они попросят часть прибыли.

· Кинокомпании – это Ваши конкуренты или партнеры, в зависимости от того - как посмотреть. Поскольку Ваш бизнес и их бизнес совпадает, то логично привлечь их в качестве партнеров. С другой стороны, если они увидят сильный проект и Вашу слабую позицию, то попытаются выдавить Вас из сделки. Эти деньги – возвратные. Они попросят часть прибыли. Частный случай – копродакшн.

· Телеканалы – они могут выступать и как инвесторы, и как покупатели прав на телепрокат. Исторически телеканалы в России занимают сильную позицию в продюсировании кинопроектов с возможностью показа на ТВ, но системно им сложно продюсировать крупнобюджетные проекты, т. к. выручка от рекламы может не покрыть всех затрат. Если телеканал покупает права, то просто платит Вам вперед до производства фильма, хотя скорее всего также заплатит векселем, который нужно будет перевести в денежный поток.

· Производители DVD-видео – на Западе это вторые в числе тех, кто помогает в финансировании проектов, не считая самих кинокомпаний. Для них это хлеб и прямая заинтересованность. Дистрибьюторы редко финансируют весь проект, но если они оценят сценарий и состав группы, от них можно получить реальную поддержку. За свои деньги они могут попросить полные права. Если Вы верите в свой проект, никогда не отдавайте права в начале проекта. Вообще, чем позже продаете права, тем большую цену можете получить. Права на бизнес-план и сценарий стоят значительно меньше, чем на готовый фильм. Эти деньги – возвратные. Они попросят часть прибыли.В настоящий момент кинобизнес получает основную прибыль именно от видеопроката. В России ситуация осложнена пиратством, но и с ним можно найти общий язык.

· Интернет-порталы. В России этого еще почти нет, но на Западе этот канал дистрибьюции стремительно расширяется. С ними можно выстраивать такие же pre-sale, как с дистрибьюторами и телеканалами.

· Актеры, творческая команда и персонал – все эти люди хотят получить гонорар. Вы можете договориться с ними, что большую часть они получат после выхода фильма из прибыли проекта. На этом можно сэкономить до 15–20% от производственного бюджета, хотя со звездами в отличие от начинающих не всегда можно об этом договориться.

· Налоговые льготы – если Вы получаете удостоверение национального фильма, которое выдает Роскультура, то освобождаетесь от уплаты НДС, соответственно все Ваши подрядчики не имеют право выставлять Вам счета с НДС. При правильном управлении финансами это экономит до 18% бюджета. Это большая сумма.

Имея представление обо всех этих источниках дохода, Вы можете построить график: когда, от кого и сколько средств необходимо получить. Поскольку все эти контакты требуют времени, то Вы составляете график встреч, предварительно посылая им короткое письмо или задавая устный вопрос. Здесь важно не впасть в пустые разговоры, поэтому весь диалог строится по такой схеме:

· сначала кратко описываете проект, поясняете, что хотите и что готовы предложить;

· спрашиваете – интересно или нет;

· в случае отказа вычеркиваете их из списка, если позитив – при личной встрече рассказываете о проекте;

· предполагаемый партнер подтверждает свой интерес, после чего Вы задаете простой вопрос – show your money (либо Вы заранее знаете, что обращаетесь к олигарху). Серьезные люди докажут состоятельность, а посредники станут водить Вас за нос. Ваше время ценно, поэтому не тратьте его на пустых людей;

· при переговорах важно понимать, что Вы общаетесь с человеком, который может реально решать вопросы. Если это некий микроскопический менеджер, то не тратьте на него времени больше, чем это соответствует его статусу. В России любят раздувать свою важность те, кто ничего не решает.

Таким образом, постепенно Вы выстраиваете сеть договоров, на основе которых Вы можете четко прогнозировать свой денежный поток вплоть до окончания проекта и быть уверенным, что у Вас не будет кассового разрыва, включая наличие резервов на превышение бюджета проектов.

Может возникнуть мнение, что в основном все усилия продюсер прилагает на постоянное обеспечение проекта деньгами. Увы, если Вы не работаете с мейджором, то это так.

 

Резюме.

 

· Если Вас не пугает все здесь изложенное, то Вы самостоятельно осваиваете процесс финансирования кинопроекта. Информации море и она доступна. «Учиться, учиться и еще раз учиться», – как поговаривал продюсер самого крупного кинопроекта, который уже более 80 лет смотрит на 1/6 часть суши. В этом случае Вы потеряете больше денег и времени, но станете стреляным воробьем и тертым калачом.

· Если Вас это страшит – идите к профессионалам. За символические деньги они помогут решить Ваши проблемы. Услуги корпоративных финансистов и инвестиционных банкиров – самый недорогой вид консалтинга!

· Привлекайте специалистов по корпоративным финансам – это касается не только продюсеров, но и кинокомпаний, дистрибьюторов и т. п.

· Не ждите только грантов от государства – для бизнеса это тупиковый путь.

· Выходите на правильные рынки.

· Изначально правильно позиционируйте свой продукт по рынку и бюджету.

· Пользуйтесь правильной информацией.

· Главное искусство – оценить потенциал проекта.

 


[1] http://www.the-numbers.com/movies/records/budgets.php

5 Типичные примеры:

http://www.outofobscurity.com/

http://www.investrum.com/

http://www.ostrowandcompany.com/index.php

http://www.studiostar.ca/finance.html







Дата добавления: 2015-04-16; просмотров: 325. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Примеры задач для самостоятельного решения. 1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P   1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P...

Дизартрии у детей Выделение клинических форм дизартрии у детей является в большой степени условным, так как у них крайне редко бывают локальные поражения мозга, с которыми связаны четко определенные синдромы двигательных нарушений...

Педагогическая структура процесса социализации Характеризуя социализацию как педагогический процессе, следует рассмотреть ее основные компоненты: цель, содержание, средства, функции субъекта и объекта...

Измерение следующих дефектов: ползун, выщербина, неравномерный прокат, равномерный прокат, кольцевая выработка, откол обода колеса, тонкий гребень, протёртость средней части оси Величину проката определяют с помощью вертикального движка 2 сухаря 3 шаблона 1 по кругу катания...

Неисправности автосцепки, с которыми запрещается постановка вагонов в поезд. Причины саморасцепов ЗАПРЕЩАЕТСЯ: постановка в поезда и следование в них вагонов, у которых автосцепное устройство имеет хотя бы одну из следующих неисправностей: - трещину в корпусе автосцепки, излом деталей механизма...

Понятие метода в психологии. Классификация методов психологии и их характеристика Метод – это путь, способ познания, посредством которого познается предмет науки (С...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия