Периодизация эпохи гоненийОтвет
Римское правительство сначала не отличало христиан от иудеев. К ним применялись одинаковые законы. В дальнейшем правительство различало религии покоренных народов: дозволенные (отечественные и древние) и недозволенные (новые). Христианство признавалось недозволенным. Его быстрое распространение считали опасным для национальной веры – язычества, потому что «в отличие от либеральных доктрин новейших времен, Рим не рассматривал религию, как частное дело граждан, для римлян она была государственным делом». Непризнание императора богом, отказ в принесении ему жертв и поклонении его изображению породили подозрение христиан в измене. «Христианами становились бывшие язычники, которые еще вчера почитали богов и возносили почести государственному культу, но затем принимали веру Христову и переставали посещать языческие капища, и это рассматривалось как большая политическая опасность». Подозревалась принадлежность христиан к тайному обществу заговорщиков, которые якобы под покровом религиозных стремлений замышляют ниспровергнуть существующий порядок. Начались жестокие гонения, продолжавшиеся в течение трех веков.
Можно выделить несколько этапов гонений. Первый этап: с I до середины III века ненависть простого народа была гораздо сильнее, чем репрессивные намерения властей. Нероново гонение было исключением, и коснулось оно одного лишь города Рима, совершенно не затронув провинции, а многие последующие императоры старались не столько развязать репрессии, сколько, наоборот, ввести начатые по инициативе язычников, по инициативе местных возглавителей администрации гонения в какие-то более узкие рамки. Второй этап: начиная с середины III века (император Декий) и до самого конца гонений, т. е. до начала IV века, императорская власть берет на себя инициативу гонений и становится во главе антихристианской кампании.
При императоре Нероне (54-68 г.) произошло первое настоящее гонение на христиан, до тех пор носившее частный и случайный характер. Гонение Нерона при всей его жестокости и кровопролитное было ограничено пределами Рима и не было вызвано идеологическим конфликтом между Церковью и Государством: просто Нерону нужно было обвинить кого-нибудь в пожаре. Тем не менее это создало прецедент: магистраты приговорили христиан к смерти лишь за то, что они были христианами, а не по какой-либо иной причине.
Второе известное гонение произошло во время правления Домициана (81-96 гг.). Если не считать Калигулу и Нерона, императоры, как правило, успокаивали чрезмерный энтузиазм ряда своих граждан и не давали им оказывать себе божественные почести. Домициан ввел новый порядок: он провозгласил себя «владыкой и богом» и объявил всех, не принимающих участия в собственном культе, изменниками.
В царствование Траяна (98-117) была создана юридическая база для гонений на христианство, которая и применялась во все последующие времена. При нем в первый раз был издан эдикт, надолго определивший неправоспособное положение христиан в Римской империи. Он был создан в ходе переписки императора с Плинием Младшим, – имперским наместником (проконсулом или губернатором) провинции Вифинии в Малой Азии. Общий смысл его очевиден: христиан следует казнить – за само имя, т.е. за одну только принадлежность к христианству. Однако он не советовал местным властям проявлять инициативу.
В 177 году началось страшное гонение на христиан при императоре-философе Марке Аврелии. Он ненавидел христиан за их, по его мнению, суеверное учение.
Гонения при императоре Септимии Севере (202 год), которые затем были частично возобновлены при Каракалле.
В 235 году император Максимин (235-238), начал новое гонение, краткое, но жестокое.
До второй половины III в. гонения не были длительными, последовательными и систематическими. С этого времени христианство преследуется императорской властью как враждебная империи секта. В 249-51 годах прошло самое жестокое за всю тогдашнюю историю христианства гонение Декия. В 250 году он издал эдикт о предании всех христиан смерти, дабы умилостивить богов и отвратить бедствие от империи (императора убедили, что целостность государства неразрывно связана с сохранением язычества).
Во второй половине III в. гнали христиан императоры Валериан (253-260) и отчасти Аврелиан (270-275).
Последнее гонение началось в конце правления Диоклетиана (284-305) и продолжалось до объявления веротерпимости Константином.
ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ ПЕРЕЧЕНЬ:
37 год - Обращение Апостола Павла. 44 год - Гонение при Ироде. 51 год - Апостольский собор в Иерусалиме. 62 год - Гонение на христиан в Иудее. 64 год - 1 ое общее гонение при Нероне. 67 год - Мученичество Апостолов Петра и Павла. 70 год - Разрушение Иерусалима Титом. 96 год - 2 ое гонение при Домициане. 106 год - 3 е гонение при Траяне. 166 год - 4 ое гонение при Марке Аврелии. 202 год - 5 ое гонение при Севере. 235 год - 6 ое гонение при Максимине. 250 год - 7 ое гонение при Деции. 257 год - 8 ое гонение при Валериане. 261 год - Первые эдикты о веротерпимости при Галлиене. 275 год - 9 ое гонение при Аврелиане. 303 год - 10 ое великое гонение. 313 год - Видение Константином креста на небе. 313 год - Миланский эдикт о веротерпимости.
|