Студопедия — Эволюция психологии в философских учениях о сознании. Психологические идеи в немецкой классической философии (И. Кант, И. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель, Л. Фейербах)
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Эволюция психологии в философских учениях о сознании. Психологические идеи в немецкой классической философии (И. Кант, И. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель, Л. Фейербах)






Древнегреческие философы представляли душу как не что, похожее на пламя или движение воздуха. Душа отдельного человека лишь слабый отпечаток мировой души -Космоса Душа - основа идей древнегреческих философов Гераклита), Демокрита, Платона, Аристотеля и др. Платон (ученик Сократа) - Душа человека не зависят от тела. Она существует до рождения, и после смерти отдельного телесного организма: она может переселяться из одного тела в другое. Активность души проявлялась, главным образом, в приобщении к идеям мирового разума, а также в обращении ее к чувственному миру Аристотель ( ученик Платона) Подобно Демокриту, Аристотель был ученым внесшим вклад, по сути, во все области современного ему знания. Вопрос о душе рассматривался Аристотелем как одна из центральных проблем философии; Аристотель выделил знания о душе в самостоятельный раздел в философии. Психологическая концепция Аристотеля была тесно связана с его общефилософским учением о материи и форме. Мир и его развитие понимались Аристотелем как результат постоянного взаимопроникновения двух начал – пассивного (материи) и активного (формы). Материя – это все то, что окружает человека и сам человек. Все конкретные материальные вещи возникают благодаря форме, придающей им качественную определенность. Формой живой материи является душа. Наряду с обоснованием единства души и тела Аристотель вслед за материалистами доказывал, что объективным содержанием и источником психического является внешний мир. Свою конкретизацию это общее положение нашло при раскрытии механизмов познавательных процессов: чувственный образ - это не тот самый воспринимаемый объект в миниатюре, а только его форма, копия, слепок с вещи без ее материи, подобно оттиску печати на воске или бумаге без самой печати. Для возникновения восприятия как деятельности, связанной с принятием воспринимающим органом формы внешнего предмета без его материи, необходимо, с точки зрения Аристотеля, наличие трех главных условий: 1) воздействующего объекта; 2) промежуточной среды и 3) ощущающей способности. Стоицизм. Близкими к учению Аристотеля - взгляды стоиков. Стоики полагали, что все явления космоса связаны единством своего происхождения в результате взаимодействия двух мирообразующих начал - пассивного и активного. Пассивным началом выступает материя, активным - воздухо-огненная стихия, названная стоиками пневмой. Пневма в ее наиболее совершеннейших проявлениях и есть то, что составляет человеческую душу.

Эпикур Эпикур считал, что первичной реальностью является материальный мир, неза­висимый от человека. Исходными элементами всего сущего являются атомы. Атомы находятся в вечном движении, необходимым условием которого является пустота. Душа - это то, что придает движение. А то, что придает движение, не может быть само пустотой. Следовательно, душа человека материальна. Чувство удовольствия и положительные эмоции связаны с удовлетворением потребностей и равномерным движением круглых, гладких атомов. Побуждения, чувства, аффекты, переживания рассматривались Эпикуром как ведущие движущие силы человека.

Р.Декарт (1596 – 1650). Интуиция - состояние умственной самоочевидности. Наличие сомнения есть признак ложного знания. Декарт полагал, что существуют врожденные идеи, составляющие исходное знание, которое осознается субъектом с помощью интуиции. Существование двух самостоятельных субстанций – мыслящей (духовной) и протяженной (телесной).

Декарт переносит физико-механические принципы действия механизмов на жизненные функции животного и человеческого организма. Эта точка зрения предполагала изучение органических и психических явлений при помощи методов, аналогичных используемым в физике и в механике. Поэтому Декарта справедливо оценивают как основателя экспериментальной психофизиологии.

Однако следует иметь в виду, что Декарт существенно сузил сферу психического, исключив из нее ощущения, восприятие, память, воображение, аффекты. Все эти акты Декарт относит к области телесных проявлений. Собственно психическим Декарт считает лишь сферу сознания. Моральный идеал Р.Декарта заключался в земном счастье, которое состоит в ясном самосознании и покое - равновесии мыслящей души. В этом смысле цель жизни - это “душевное довольство”.

Б.Спиноза Душевная жизнь индивидуума определяется единством души и тела. Различные движения и действия, производимые человеком при взаимодействии с различными материальными телами, приводят к внутренним изменениям телесных структур.

Первоначальными формами душевных состояний являются ощущения и восприятия, представляющие собой осознание внешних воздействий и состояний тела.Познание у Спинозы проходит ряд уровней – чувственное познание, демонстративное познание и интуитивное познание. Большое внимание Спиноза уделяет в своем творчестве страстям или аффектам. Базовым в его теории аффектов является положение о самосохранении,.На основе трех первичных аффектов (самосохранение, влечение и желание, удовольствие) возникают производные, вторичные аффекты и страсти, число которых соответствует количеству предметов, их вызывающих. Аффекты нельзя уничтожить, поскольку они есть проявления законов природы. Однако идти на поводу у своих эмоций – верный путь к разрушению своего благосостояния и всей жизни. Само познание есть высший аффект.

Г.Лейбниц.. Учение Г.Лейбница заложило философские основания немецкой экспериментальной психологии.

С целью восстановить единство духа и материи, физического и психического, он выдвигает учение, позволяющее объяснить многообразие мира исходя из единой по природе и происхождению, но разнообразной по своим состояниям субстанциональной основы.

По Лейбницу, “истинными атомами природы” являются душеподобные единицы – монады, бесчисленное множество которых составляет мироздание. Несколько стадий развития монад: 1 - наличие активности, - соответствует неживой, но активной и изменяющейся материи. 2 - монады-души, которым присущи активность эта стадия соответствует уровню растений и животных. 2 - Монады-духи свойственны человеку. Они активны и обладают отчетливыми представлениями. Учение Г.Лейбница оказало значительное влияние на последующее развитие психологии. Лейбниц впервые показал активную природу сознания и его постоянную изменчивость. Его учение расширило границы психического, включая в него досознательные перцепции

Сенсуализм Дж. Локка. Эмпирическая традиция получает свое продолжение в творчестве Джона Локка). Исходным пунктом философско-психологической концепции Дж. Локка явилась критика теории врожденных идей. Основная посылка Локка состояла в том, что знания сами по себе возникнуть не могут. Все идеи и понятия проистекают из опыта. Опираясь на данные медицины, детской психологии, этнографии философ показывает, что у людей нет данных им от рождения знаний.

Иоган Готлиб Фихте второй после Канта представитель немецкого классического идеализма. Последователь субъективно-идеалистического подхода и принципа в теории познания. История человечества, по взгляду И.Фихте, - процесс развития от состояния первоначальной невинности, через всеобщее падение и испорченность, к сознательному царству разума. Основные сочинения: “Опыт критики всяческого откровения” (1792), “Наукоучение” (1794), “Назначение человека” (1800).В качестве принципов науки И.Фихте провозглашает свободу, волюнтаризм, критицизм и очевидность. В основу его психологической концепции положено учение о субъекте деятельности - “Я”. Раскрывая его содержание, ученый обращает внимание на то, что “Я” - это есть абсолютный субъект, который наделен бесконечной активностью и творит мир. Но “Я” - не индивидуально, но и не субстанция. “Я” - это и нравственная деятельность сознания и ограниченный человеческий субъект (эмпирическое “Я”). Поэтому субъект имеет эмпирическую природу. Человеческое “Я” представляется И.Фихте противопоставлением в своих рамках (“я” - “не-я”), как результат ограничения и противопоставления. На основании своей концепции ученый делает выводы, что сущностью “Я” является деятельность, а не познание (как у Канта). Органом разумного познания у личности выступает созерцание истины умом - “интеллектуальная интуиция”. Ее творческая способность раскрывается в разумной воле, которая проявляет себя в эмпирическом “Я”. Знание человека не является целью, а провозглашается средством господства над природой. Таким образом, по И.Фихте, человек, личность - это действующий субъект. А душевная жизнь человека раскрывается из целенаправленной деятельности “Я”.

Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг - немецкий философ, представитель немецкой классической философии. Внес в понимание природы идею развития через противоречия. Автор работ: “О “Я” как принципе философии”(1795), “Идеи к философии природы”, “Система трансцендентального идеализма” “Философские исследования о сущности человеческой свободы и связанных с нею предметах”.В своей теоретической концепции Ф.Шеллинг применил диалектический метод к природным процессам. Природное тело он представил продуктом деятельности динамических начал - сил, противоположно направленных. В основе живого организма заложен принцип целесообразности. Деятельность человеческого “Я” имеет теоретическую и практическую сферы. Содержание человеческой деятельности представлено психологической схемой, включающей этапы: ощущения - созерцания - представления - суждения - осознания себя самостоятельным и самодеятельным. Ф.Шеллинг рассматривает душевную жизнь людей через призму учения о природе, целесообразно связанной с духовным. Данная связь осуществляется через процессы магнетизма, электричества, химических реакций, развития всего живого. Отсюда делается вывод о том, что человек есть связующее звено в системе “природа - дух”. Существование субъекта осуществляется в форме созерцания разумом предмета, именуемого ученым интеллектуальной интуицией. Эта интуиция распространена на все ступени размышления - рефлексии. Но, по мнению ученого, интуиция есть удел немногих, избранных. раскрывая проблему свободы человека, Ф.Шеллинг связывает ее с осознанием собственной спонтанности. Через свободные действия проявляется закономерный процесс единства природы и духа, субъекта и объекта, свободы и необходимости. Открывается этот процесс не познанию, а вере. Поэтому гарантии исторического и нравственного прогресса, по Ф.Шеллингу, - в Боге.

Георг Вильгельм Гегель. К его основным сочинениям можно отнести “Феноменологию духа” (1806), “Науку логики” (1816), “Энциклопедию философских наук” (1817), “Философию права” (1826).В основу всех явлений природы и общества ученый положил абсолютное, духовное и разумное начало в трех его формах: “абсолютную идею”, “мировой разум” и “мировой дух”. В соответствии с этими компонентами Г.Гегель выделяет этапы развития абсолютной идеи. Логика - это развитие идеи в собственном лоне, в стихии чистого мышления, где идея раскрывает свое содержание в системе взаимопереходящих логических категорий. Философия природы - это развитие идеи в форме инобытия - природы, которая служит лишь внешним проявлением саморазвития логических категорий, составляющих ее духовную сущность. Философия духа - это развитие идеи в мышлении и истории (в “духе”). На этом этапе абсолютная идея вновь возвращается к самой себе и постигает свое содержание в различных видах человеческого сознания и деятельности. Психология Г.Гегеля изложена в учении о субъективном духе - индивидуальном сознании. В соответствии с его концепцией индивидуальное сознание в своем развитии проходит этапы - ступени:

- дух как душа, который сплетен с телом (формы психических проявлений, обусловленные возрастными, физиологическими, национальными особенностями: ощущения, характер, темперамент). В таком контексте он выступает предметом антропологии;

- дух как сознание предстает в форме рефлексии и является предметом феноменологии духа (развитие сознания от сознания вообще, далее - к самосознанию и к разуму);

- дух как ум (теоретический дух - познание), воля (практический дух), нравственность (свободный дух) предстают предметом собственно психологии.Тем самым в своем учении Г.Гегель утверждает новое понимание человеческого сознания, которое обнаруживается не только в слове, но и в самых разнообразных проявлениях творческой активности человека - практике. Это проявление происходит через проблему духа и его опредмечивания в морали, государстве, праве, религии - формах общественного сознания и государственных надстройках.

Людвиг Андреас Фейербах (1804-1872) - немецкий философ, материалист. Философские и антирелигиозные идеи Фейербаха стали исходным пунктом многих материалистических направлений, в том числе марксизма. Один из основателей антропологического материализма. К его основным трудам следует отнести “Мысли о смерти и бессмертии...” (1830), “Критику идеализма” (1838), “О начале философии” (1841), “Сущность христианства” (1841), “Вопрос о смерти души с точки зрения антропологии” (1846), “Сущность религии” (1851), “О спиритуализме и материализме” (1866).Характерная особенность теоретической концепции Л.Фейербаха заключается в ее антропологизме. Исходный пункт его антропологии - критика Гегеля по вопросам идеалистического понимания человеческой сущности и сведения к самосознанию; отказ от идеализма вообще (“природа составляет основу духа”); подчеркивание связи идеализма с религией и идеалистического характера гегелевской диалектики.В антропологии Л.Фейербаха на первый план выступает проблема сущности человека, которая является единственным универсальным и высшим предметом философии. В этой связи человек предстает субъектом мышления, а не мышление является субъектом. Человек в концепции мыслителя есть абстрактный индивид, чисто биологическое существо, ибо “природа не только создала простую мастерскую желудка, она воздвигла также храм мозга”. Поэтому делается вывод о том, что “тщетно всякое умозрение, которое хочет выйти за пределы природы и человека”, а источник его оздоровления нужно искать только в возвращении к природе.

В теории познания Л.Фейербах утверждает эмпиризм и сенсуализм, направленные против агностицизма. Применение метода интроспекции, по его мнению, недостаточно, т.к. сознание обусловлено материальными процессами.Религию Л.Фейербах называет “бессознательным самосознанием” человека, ибо “божественная троица” проявляется в человеке и даже над индивидуальным человеком в виде единства разума, любви и воли. “В воле, мышлении и чувстве заключается высшая, абсолютная сущность человека как такового”.Девизом к психологическим воззрениям Л.Фейербаха можно считать его выражение о том, что “ в психологии нам влетают в рот жареные голуби, в наше сознание и чувства попадают только заключения, а не посылки, только результаты, а не процессы организма... Но из того, что мышление для меня не мозговой акт, отличный и независимый от мозга, не следует, что и само по себе оно не мозговой акт. Напротив, что для меня или субъективно есть чисто духовный нечувственный акт, то само по себе или объективно есть материальный чувственный акт”.

 







Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 1860. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

РЕВМАТИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ Ревматические болезни(или диффузные болезни соединительно ткани(ДБСТ))— это группа заболеваний, характеризующихся первичным системным поражением соединительной ткани в связи с нарушением иммунного гомеостаза...

Решение Постоянные издержки (FC) не зависят от изменения объёма производства, существуют постоянно...

ТРАНСПОРТНАЯ ИММОБИЛИЗАЦИЯ   Под транспортной иммобилизацией понимают мероприятия, направленные на обеспечение покоя в поврежденном участке тела и близлежащих к нему суставах на период перевозки пострадавшего в лечебное учреждение...

СИНТАКСИЧЕСКАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ В языке различаются уровни — уровень слова (лексический), уровень словосочетания и предложения (синтаксический) и уровень Словосочетание в этом смысле может рассматриваться как переходное звено от лексического уровня к синтаксическому...

Плейотропное действие генов. Примеры. Плейотропное действие генов - это зависимость нескольких признаков от одного гена, то есть множественное действие одного гена...

Методика обучения письму и письменной речи на иностранном языке в средней школе. Различают письмо и письменную речь. Письмо – объект овладения графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации языкового и речевого материала...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия