Студопедия — Обретение взаимопонимания
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Обретение взаимопонимания






 

Итак, чтобы быть истинным пастырем и нравственным руководителем, нужно предварительно раскрыть в себе способность совершенно открыто и искренно входить в общение с ближними, отстранять от себя самовольную застенчивость и замкнутость

Митр. Антоний Храповицкий

 

Священник может потерять очень много времени, выслушивая историю жизненных сложностей от наркомана. Но для начала, для первой встречи, не это важно. Лучше не дать человеку посредством рассказа слишком далеко вернуться в свое прошлое. Пусть при необходимости расскажет о том, что важно, что значимо для него в этой жизни, какие у него цели, чего он хочет достигнуть, ради чего решил бросить свое зелье.

На этом этапе задача священника — ПОСТРОИТЬ КАЧЕСТВЕННО НОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ с обратившимся к нему за помощью человеком, отношения, аналогов которым у наркомана до сих пор не было.

Пастырю необходима вера выздоровление пришедшего к нему человека. Вспоминается рассказ митрополита Антония Сурожского:

«Однажды в Москве, на ступенях гостиницы "Украина", молодым офицером мне был задан вопрос:

— Хорошо. Вы верите в Бога, а Бог-то, во что Он верит?

— Бог верит в человека, — ответил я ему.

Это очень важный момент в христианской жизни: вместе с Богом верить в человека, начиная с себя самого. Христос не напрасно нам говорит, что мы должны любить себя самих и ближнего, как самих себя. Любить — это быть готовым делать все возможное для того, чтобы любой человек ликовал в своей жизни, рос бы в полную меру своих возможностей и был бы достоин своего человеческого звания. Поэтому первое, чему нас учит Христос, когда мы делаемся Его учениками, — это верить в человека, надеяться на него, любить его даже ценой собственной жизни». [62]

Кем для пастыря является обратившийся за помощью человек: самарянином, впадшим в разбойники, возвратившимся блудным сыном, или лишней обузой? Какие отношения пастырь хочет построить с ним? Сможет ли он поверить в полное выздоровление пришедшего к нему человека?

Отношения пастыря с обратившимся к нему за помощью наркоманом не всегда складываются просто. Если у наркомана не было по-настоящему близких людей, то у него нет никаких оснований доверять священнику. Как установить отношения доверия? Исключительно одним способом: безоценочным принятием человека таким, каков он есть. Никакого труда не составляет принятие и симпатия по отношению к «правиль­ному» церковному человеку, который регулярно ходит в храм, поет на клиросе, читает святоотеческую литературу. Но вот такого: безвольного, непостоянного, нечестного перед самим собой и перед другими, и при этом такого самоуверенного — как его полюбить?.. А без любви невозможно оказать человеку никакой деятельной помощи.

Даже если удастся найти в себе душевные силы относиться к наркоману с долей сочувствия и участия в его жизни, пастырю, в некоторых случаях, приходится пройти целый ряд «тестов на вшивость»...

Нередко при работе с молодежью священнику придется иметь дело с их психологической незрелостью. Иногда человеку по паспорту 25-27 лет, а по уровню ответственности и личностной зрелости он равен подростку не старше 12-14 лет. Личностная зрелость человека состоит в умении найти свое предназначение и следовать ему. Пастырю предстоит быть тем человеком, который поможет личностному росту и развитию человека.

На этом этапе отношений с наркоманами многие пастыри опускают руки, отчаиваются и разочаровываются в помощи этим людям. Но если это испытание удается преодолеть, остается надежда на то, что дальше будет легче... И добрым советом, и отеческим предупреждением пусть послужат для пастыря слова архимандрита Киприана: «Особенно, может быть, важно советовать пастырю не поддаваться пессимизму и самоуверенности в его трудной и ответственной работе по окормлению душ. Исполняя свой пастырский долг, он должен все возлагать на милость Бога, не только нелицеприятного Судии, но и любящего Отца». [63]

Во-первых, во-вторых, и, в-третьих, принять обратившегося за помощью человека как родного и выстроить с ним теплые человеческие отношения. Следует помнить, что наркомания — это кризис отношений с окружающим миром, приведший человека к нарушению отношений между телом и душой, неумение строить подлинно глубокие отношения с людьми.

Оказавшийся на попечении пастыря наркоман должен быть уверен: священник любит его и искренне хочет ему помочь. «Переламываясь», он может быть агрессивным, злым, лживым, будет провоцировать пастыря на ответные действия и поступки. Не следует поддаваться на эту провокацию! В данном случае действует не человек, а его болезнь. "Пастырю, как и всякому воспитателю,— пишет архимандрит Киприан, — дано развивать и воспитывать свободу человека в хорошем направлении. Наряду с этим пастырь должен разобраться в том, что у человека от него самого, а что от среды и рода». [64]

В монастыре наркоману будет нелегко выстаивать «непонятные» службы и «скучные» правила. Но не нужно запрещать уйти, если станет совсем тяжело. В этих «отстаива­ниях» еще, возможно, не будет ничего похожего на подлинно духовную или церковную жизнь. На первом этапе все дело в том, чтобы просто сменить ритм, заполнить жизнь (для начала чисто механически) иным содержанием.

В течение этого времени пастырь должен быть чутким и внимательным к своему подопечному, в добром и ненавязчивом общении обучать его глубоким, подлинным и здравым отношениям с другими людьми, корректировать его потребность в постоянном стремлении к «эмоциональной переполненности», обучать его эмоциональной сдержанности как состоянию, в котором возможно устремление к большей глубине понимания себя и своей болезни.

 

 

Как пастырю показать,







Дата добавления: 2015-06-12; просмотров: 403. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Признаки классификации безопасности Можно выделить следующие признаки классификации безопасности. 1. По признаку масштабности принято различать следующие относительно самостоятельные геополитические уровни и виды безопасности. 1.1. Международная безопасность (глобальная и...

Прием и регистрация больных Пути госпитализации больных в стационар могут быть различны. В цен­тральное приемное отделение больные могут быть доставлены: 1) машиной скорой медицинской помощи в случае возникновения остро­го или обострения хронического заболевания...

ПУНКЦИЯ И КАТЕТЕРИЗАЦИЯ ПОДКЛЮЧИЧНОЙ ВЕНЫ   Пункцию и катетеризацию подключичной вены обычно производит хирург или анестезиолог, иногда — специально обученный терапевт...

Сравнительно-исторический метод в языкознании сравнительно-исторический метод в языкознании является одним из основных и представляет собой совокупность приёмов...

Концептуальные модели труда учителя В отечественной литературе существует несколько подходов к пониманию профессиональной деятельности учителя, которые, дополняя друг друга, расширяют психологическое представление об эффективности профессионального труда учителя...

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия