Студопедия — Умение различать личность человека и его поступки
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Умение различать личность человека и его поступки






 

Пастырь всегда должен быть готовым видеть в человеке возможность разных противоречий. Человек — это загадка, иероглиф, который требует своего внимательного наблюдения и который не так-то легко может быть расшифрован.

В самом деле, какие только противоречия не заложены в каждой душе? Ревность и любовь, радость и отчаяние, вдохновение и апатия, стремление к творческому увековечению себя и призрак смерти, все стирающий и всему кладущий свой предел, жажда свободы и обаяние рабства. Разве так уже легко разобраться в том, чем обусловлено то или иное настроение, тот или иной поступок?

Архимандрит Киприан Керн

 

Довольно важным препятствием на пути выхода из зависимости является то, что и наркоман, и окружающие люди ставят знак равенства между его греховными поступками и собственно его личностью. В итоге даже ему самому зависимость начинает казаться неотъемлемой частью личности.

Совсем не так заповедует смотреть на человека Евангелие. Каждый человек уникален и неповторим, за каждого человека распялся Христос, ищущий хотя бы маленький повод, ухватившись за который, Он мог бы спасти человека.

Зависимый человек попадает в ситуацию внутреннего конфликта. Здравая часть его личности фокусируется на том, чтобы ВЫЖИТЬ, для чего необходимо немедленно бросить наркотик, а больная, пораженная зависимостью, требует удовольствий, игнорируя ценности здравой части. «Какие только противоречия не заложены в каждой душе? Ревность и любовь, радость и отчаяние, вдохновение и апатия, стремление к творческому увековечиванию себя и призрак смерти, все стирающий и всему кладущий свой предел, жажда свободы и обаяние рабства. Разве так уж легко разобраться в том, чем обусловлено то или иное настроение, тот или иной поступок?» [104] Если человек, оказавшийся в сетях зависимости, воспринимает себя как существо, неотъемлемой частью жизни которого является употребление наркотика, уместно постараться увидеть подлинную глубину личности этого человека, убедить его в том, что его действия не определяют по-настоящему того, кем он является.

Если эти действия в прошлом были вредны для организма и греховны по отношению к Богу, то сейчас НАСТУПИЛ ПЕРЕЛОМНЫЙ МОМЕНТ, за которым начинается нечто новое...

Если священник говорит об этом уверенно, с убедительностью рассказывает подобные случаи из личной практики, он тем самым вселяет надежду на изменение, открывает источник душевных сил для внутренней работы окормляемого им наркомана.

Следует отметить, что помощь всегда оказывается индивидуально, конкретному, единственному, неповторимому человеку. Этот принцип должен быть положен в основу пастырской работы. «Наркоман вообще» не понятен ни врачу, ни пастырю, ни кому-то другому. Никто не может помочь «вообще наркоману». Но конкретному человеку помочь можно. Этот человек употреблял наркотики, но на самом-то деле, он — создание Божье. Христос за него распялся. Господь привел его в этот мир, и если еще держит на этом свете, значит, имеет надежду на исправление. Вот что по этому поводу написано у архимандрита Киприана Керна: «Никаких обобщений невозможно сделать, да и сама жизнь не терпит обобщений и схематических заключений. В каждом отдельном случае надо действовать «с оглядкой», с особою осторожностью, проникнувшись духом сострадания и жалости, внимания и внутреннего такта». [105]

Работа с внутренним конфликтом:

«хочу бросить» и «не хочу бросать»

 

Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех

Рим. 7; 19-20

 

В работе с наркозависимыми мы встречаемся с проблемой противоречия, существующего между разумом и страстной природой человека. Современный человек не привык осознавать свои страстные желания и поэтому так называемая "сознательная установка на трезвость", сознательный отказ от употребления наркотиков, искреннее желание и стремление убедить себя в нежелании употреблять наркотическое вещество отнюдь не решает вопроса освобождения от наркотической зависимости.

Один из главных вопросов для людей, имеющих любую зависимость, — это внутренний конфликт, раскол личности на две части. Одна часть хочет одного, а другая — совсем иного.

Приведу пример. Большинство людей знает, что такое принимать решение в новогоднюю ночь. Одна часть, очень откровенная, искренняя, говорит:

— Ни одного пирожного в следующем году, (ни одной сигареты, гимнастика каждое утро), начну новую жизнь...[106]

Многие знают, что происходит дальше. Через два-три дня вступает в права другая часть личности. К примеру, человек приходит в гости, где угощают вкусными пирожными, и вторая часть как бы нашептывает такую причину, по которой на три дня можно отдалить свое прежнее решение:

— У тебя никогда не появится больше шанса попробовать эту вкуснятину. Ничего страшного, ты же три дня вытерпел...

Вот так действуют противоречащие друг другу части личности в расколотом грехом человеке, и действуют они не одновременно. Возьмем для примера бросающего пить алкоголика. «Пьющая часть» проявляется в одном контексте, а «трезвая часть» — в других. Священник на Исповеди общается, по преимуществу, с «трезвой частью» алкоголика или наркомана. «Трезвая часть» кается, просит прощения, дает обещания... Священник остается довольным тем, что наконец-то дождался от человека «чистосердечного раскаяния». Однако душепопечение было оказано одной части личности, которая и так «хорошая», которая и так «не хочет больше пить».

Этим же вечером, когда он возвратится домой, может проявиться другая, «пьющая часть».

Некоторые наркоманы подобную проблему называют проблемой «раз о чка».

Наркоман, борющийся с соблазном, также оказывается жестоко раздираемым как бы двумя личностями, живущими в одном человеке. Одна часть, которая хочет выйти из зависимости, хочет жить здоровой жизнью без наркотика, мужественно противостоит другой, очень переменчивой в настроениях, которая то просит: «Ну, пожалуйста, ну хоть чуть-чуть...», то властно требует: «Если ты сейчас не уколешься, то сдохнешь». Для наркомана, желающего выйти из зависимости, важно не принять второй голос за свое подлинное «я». Если же он уступит — бой с наркотиком в очередной раз окажется проигранным.

Первая часть личности — это трезвый наркоман, не употребляющий наркотиков, искренне стремящийся избавиться от зависимости, а вторая — буквально не находит себе места в безудержном желании принять наркотик. Первая — испытывает искреннее раскаяние по поводу своей зависимости и желание избавиться от нее, а второй — совершенно плевать на всех, она буквально готова убить, если кто станет на ее дороге. Это две личности, как бы две идентичности одного и того же человека. Одна — трезвая, другая — наркотическая.

Неуспех в работе с наркозависимыми во многом является следствием того, что работа осуществляется только с трезвой частью личности, но в очень малой степени касается наркотической части.

Задача пастыря в процессе душепопечения зависимого человека видится не столько в том, чтобы «чинить» наркотическую часть личности, сколько в том, чтобы усилить волю трезвой части, чтобы взрастить и развернуть лучшее в человеке, то, что ХОЧЕТ и МОЖЕТ быть здоровым.

В процессе этой работы возможны срывы, надо быть готовым к ним. Изгонять наркомана по причине срывов, в случае, если видна его заинтересованность в этой работе, было бы неверным. Важно правильно расставить акценты. И тогда срыв будет восприниматься не как «искушение было слишком велико, и я не устоял...», но как преткновение на пути, который человек выбрал САМ. Задача пастыря быть спутником на этом пути, постоянно поддерживать СОВМЕСТНОЕ движение в нужном направлении.

 







Дата добавления: 2015-06-12; просмотров: 460. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Весы настольные циферблатные Весы настольные циферблатные РН-10Ц13 (рис.3.1) выпускаются с наибольшими пределами взвешивания 2...

Хронометражно-табличная методика определения суточного расхода энергии студента Цель: познакомиться с хронометражно-табличным методом опреде­ления суточного расхода энергии...

ОЧАГОВЫЕ ТЕНИ В ЛЕГКОМ Очаговыми легочными инфильтратами проявляют себя различные по этиологии заболевания, в основе которых лежит бронхо-нодулярный процесс, который при рентгенологическом исследовании дает очагового характера тень, размерами не более 1 см в диаметре...

Йодометрия. Характеристика метода Метод йодометрии основан на ОВ-реакциях, связанных с превращением I2 в ионы I- и обратно...

Броматометрия и бромометрия Броматометрический метод основан на окислении вос­становителей броматом калия в кислой среде...

Метод Фольгарда (роданометрия или тиоцианатометрия) Метод Фольгарда основан на применении в качестве осадителя титрованного раствора, содержащего роданид-ионы SCN...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия