Студопедия — Обогащение идеалов реформаторской педагогики в педагогических учениях Запада второй половины ХХ – начала ХХІ века
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Обогащение идеалов реформаторской педагогики в педагогических учениях Запада второй половины ХХ – начала ХХІ века






А́брахам Маслоу (1908—1970) Цель гуманистического образования – человек, который самостоятельно творит себя. Оно должно отвечать интересам каждой конкретной личности, способствовать её самоактуализации. Главная задача образования – помочь человеку максимально полно реализовать его возможности.

 

  Таблица 5 Обогащение идеалов реформаторской педагогики в педагогических учениях Запада второй половины ХХ – начала ХХІ века (продолжение)
Карл Роджерс (1902-1987) Педагог-гуманист должен принимать ребёнка таким, какой он есть, помогать ему заглядывать в самого себя, понимать, что он из себя представляет, способствовать и радоваться его росту и самоактуализации. Педагог должен быть предельно откровенен со своими питомцами, представать перед ними живым человеком, чувствующим и переживающим. Задача учителя – превратиться в средство развития ученика, помочь ему высвободить те интересы и увлечения, которыми он обладает, способствовать их реализации.
Беррес Федерик Скиннер (1904-1990) Концепция программированного обучения. Процесс учения предполагалось представлять в виде подробно разветвленного плана – программы, в которой предусматриваются различные варианты вопросов и ответов учителя и ученика.
Эрих Фромм (1900-1980) «Педагогика мира». Дети должны учиться чувствовать себя гражданами Земли в целом, стремиться к преодолению всех видов границ и разногласий между народами.
Джером Сеймур Брунер (1915-1998) Проблемное обучение. Учение путем решения проблем связывалось с процессом самовыражения ученика, что, якобы создает дополнительную устойчивую мотивацию учения. В ходе практической реализации этой идеи неизбежным было нарушение системности изучения школьных предметов. Вместе с тем, некоторые идеи проблемного обучения, например, проблемная постановка учебных задач в ходе традиционного обучения, широко использовался и используется педагогами.

 

Представители гуманистической педагогики, уделяя особое внимание личной инициативе учащихся в образовании, доказывают необходимость перехода от традиционного обучения, направляемого «извне», к обучению, направляемому «изнутри», которое только и обеспечивает самореализацию личности. При этом возможно использовать любые формы учебной работы, соответствующие интересам и потребностям детей, их сознательному и свободному выбору.

Многие установки гуманистической педагогики постепенно получают всё большее признание и с 1970-х гг. ХХ в. проникают в практику образования на Западе. Со второй половины 80-х годов ХХ в. гуманистическая педагогика привлекает пристальное внимание теоретиков и практиков отечественного образования.

Таким образом, в зарубежной педагогической культуре XVII-XXI веков намечается поворот к личности ребёнка, его индивидуальной неповторимости, выдвигаются требования уважения к свободе и независимости личности. Цель воспитания определяется как развитие природных особенностей ребёнка, его самораскрытия.

ХРИСТИАНСКО-ПРАВОСЛАВНЫЙ ИДЕАЛ ЧЕЛОВЕКА И ЕГО ВОСПИТАНИЕ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ X-XVII ВВ.   Характер и направленность воспитания подрастающего поколения обуславливались совокупностью факторов: мировоззренческими идеями, географической средой, природными условиями проживания и др. Таблица 1
Воспитание детей у славян до принятия христианства
Первобытная община, дохристианский период воспитательницей ребёнка была мать начало русской школы, истоки русской педагогики и её методов закладывались в семье, в её укладе, традициях, обычаях. Опыт воспитания детей находил отражение в фольклоре: сказаниях, песнях, былинах, пословицах, поговорках. В устном народном творчестве большое место занимала тема учения, его важности для достижения жизненных успехов и благополучия. В народной педагогике отражены педагогические идеалы, средства и методы их достижения.
Крещение Руси – X в. (988 г.)
Христианство главный и единственный народный наставник – церковь Педагогическое сознание славян радикальным образом меняется. Учение византийских отцов церкви (православное) определяло воспитательные идеалы на Руси вплоть до XVII века. Средствами византийского влияния были церковь и книга.
школы и училища, первыми учителями были привезённые князем Владимиром греки, затем – священники, впоследствии же – миряне, «мастера грамоты» В Киеве открывается дворцовая школа «учения книжного». Школа носила элитарный характер, в ней обучались дети боярского окружения князя. Большое внимание уделяли просвещению русские князья, которые открывали училища и выделяли средства на их содержание. Образование на Руси получило довольно широкое распространение. В Киевской Руси письменность проникла практически во все слои населения, обслуживала все сферы жизни общества. Содержание обучения было единым для всех: и боярских детей, и посадских, и детей бедных родителей.
организация библиотеки князем Ярославом Мудрым (первая половина XI в.) Помимо богослужебных книг переписывались и составлялись многочисленные сборники энциклопедического характера, включавшие сочинения разных жанров. В XI в. появляются оригинальные русские произведения: летописи, жития первых русских святых, памятники торжественной ораторской прозы. Книга становится на Руси главным источником знаний, средством достижения мудрости. Русское средневековье не знало специальных педагогических работ. Педагогические по своей сути

 

 

Таблица 1

(продолжение)

    идеи (о целях воспитания, воспитательном идеале, характере обучения) можно обнаружить в самых различных источниках. В целом же педагогическая мысль Древней Руси была направлена не на проблему обучения, а на проблему воспитания и не выделяла человека в качестве особого объекта воспитания. В средневековой литературе весь мир рассматривался как школа, где человек учится и воспитывается всю жизнь. Книжный фонд в Киевской Руси включал учебные Псалтыри, Измарагды, Златоусты, Златоструи, представлявшие собой кладезь педагогической мудрости. Из зарубежных авторов особой популярностью пользовался Иоанн Златоуст, а из отечественных – Кирилл Туровский, которые были выдающимися учителями-просветителями, оставившими будущим поколениям интересные мысли о воспитании и обучении детей.
Первая четверть XIII века
Распад Руси на юго-западную и северо-восточную В огне пожаров уничтожались центры просвещения – церкви и монастыри. Московское княжество возрождает былые формы просвещения при монастырях, церквях, у мастеров грамоты. В XV в. получают широкое распространение частные школы. Государственная и церковная тенденция в образовании, тесно переплетаясь между собой, были поставлены на службу общим целям Стоглавый собор 1551 г. в главе «Об училищах» сборника соборных решений постановил создавать школы повышенного типа (училища) в домах священников и дьяконов. Особое внимание обращалось на уровень грамотности учителей и их нравственный образ жизни. Элементарные школы грамотности к концу XVI в. начали видоизменяться в связи с выпуском в свет печатных учебников, расширением сведений по грамматике и увеличением объёма текстов для школьного чтения. Появляются новые пособия – рукописные азбуковники, содержащие сведения по различным отраслям знаний. В 1574 г. Иван Фёдоров издал во Львове Букварь. О направленности русского воспитания XVI в духе православия красноречиво говорит знаменитый памятник того времени «Домострой», 64 глава Домостроя раскрывает представления о воспитании детей в семье.
1631 г. создание академии предлагала своим воспитанникам курсы филологии, математики, логики, естествознания, метафизики. Среди методов обучения важное место отводилось диспутам

 

Таблица 1 (продолжение)
XVII век
Преобладание гражданских, светских элементов иностранные специалисты, учёные, учителя, стационарные школы, школы при церкви, государственные школы повышенного типа, академии Не имея своей образовательной системы, государство и церковь вплоть до конца XVII века делали неоднократные попытки использовать образовательные учреждения соседних, более развитых стран, приглашали иностранцев в Россию, посылали русских за границу для получения образования. Широко были распространены произведения иностранных авторов, как в переводах, так и в оригиналах. Неудовлетворённость русского общества существующим уровнем образования привела к развитию частной инициативы в организации образования передовых слоёв городского населения. Первой попыткой организации стационарных школ была общественная школа повышенного типа, открытая боярином Ф.М.Ртищевым в 1649 году. Другим проявлением частной инициативы была попытка прихожан церкви Иоанна Богослова создать при церкви школу. В 60-х годах попытки организации школ предпринимает и Московское правительство. В государственной школе повышенного типа изучали латынь, польский язык, историю, пиитику, риторику, богословие и отчасти философию. Кроме этой школы существовало ещё одно государственное учебное заведение, преследовавшее цели специальной подготовки – медицинская школа. Третьей государственной, но уже элементарной, была основанная в 1681 году типографская школа. Патриаршее училище в Чудовом монастыре, во главе которого стоял в 1652 году Е.Славинецкий - с его именем связано распространение педагогического сочинения «Гражданство обычаев детских». Спасская, Типографская и Богоявленская школы послужили базой для создания первого высшего учебного заведения в Москве – Славяно-греко-латинской академии, открывшейся в 1687 году. Перечисленные выше школы ещё нельзя было назвать регулярными. Число учащихся в них было невелико, а функционирование школ – недолговременным. Обучение в школах велось на основе рукописных учебных книг и печатных учебников. Установление контактов со странами Европы, повлекшее проникновение в Россию элементов западной системы образования, привело к выделению различных подходов в решении вопроса чему и как учить.

 

  Таблица 2 Направления педагогической мысли и выдающиеся педагогические деятели XVII века
Симеон Полоцкий (1629-1680), Сильвестр Медведев (1641-1691), Стефан Яворский (рубеж XVII-XVIII вв.) считали возможным использовать опыт зарубежной школы в России.
Симеон Полоцкий (1629-1680) Поддерживал идею светского воспитания в сочетании с древнерусскими традициями, заложенными в основе семейной педагогики. Педагогические взгляды изложены в проповедях и «Словах». Охватил своим вниманием большой круг педагогических проблем, которые были созвучны отечественным идеалам: роль и значение воспитания, воспитание в семье, раннее начало воспитания, значение примера в воспитании, трудовое воспитание, роль учителя в воспитании и требования к нему, значение просвещения и книги.
Другое направление просветительской мысли этого периода представляли: Е.Славинецкий (1600-1675), Ф.Ртищев (1626-1673), К.Истомин (конец 1640-х – 1718), братья Иоанникий (1639-1711) и Софроний (1652-1730) Лихуды, которые ориентировались на византийско-русскую традицию.
Е.Славинецкий (1600-1675) Педагогические взгляды изложены в «Гражданство обычаев детских» - пересказ-перевод известного в Европе произведения Э.Роттердамского «О приличии детских нравов». Обращает внимание на внутреннее духовное начало личности, из которого вырастало и внешнее поведение – соблюдение в жизни главных христианских норм и законов. Обосновывал необходимость сочетания умственного и нравственного воспитания, школьного образования с традициями русского «учения книжного», религиозно-православного воспитания.
Раскольники (старолюбцы, старообрядцы)
Протопоп Аввакум и его единомышленники Не приняли церковную реформу, проведённую Никоном. Они её рассматривали как крушение истинной старой веры, а сторонников этой реформы считали «еретиками». Аввакум был убеждён, что изучение наук («внешняя мудрость») мешает внутренней духовной работе, ведущей к «истинному богопознанию». Он считал, что «старая вера» доступно изложена в Священном Писании, она присуща христианину по его душевной природе, которой образование не нужно. По его мнению, никто не может называть себя учителем, кроме единственного – Иисуса Христа, который не учил ни диалектики, ни красноречия, а потому ритор и философ не может быть христианином.

Таким образом, после крещения Руси на многие века доминирующей становится педагогика православная, ориентирующая жизнь человека по заповедям господним, на развитие добродетелей – религиозного восприятия мира, любви, милосердия, всепрощения, трудолюбия, благочестия, добронравия.

РАЗВИТИЕ И ТРАНСФОРМАЦИЯ ИДЕАЛОВ ВОСПИТАНИЯ В XVIII ВЕКЕ И ДО 1917 ГОДА К концу XVII века православное образование утрачивает свою доминирующую роль, на смену ему приходит светское, государственное. Но это не означало исчезновения из сферы воспитания и образования православной педагогики. Она сохраняется, будучи постоянно поддерживаемой царским правительством, вплоть до 1917 года. Таблица 1 Светская, профессиональная и сословная направленность образования в XVIII веке
Годы царствования Петра I (1672-1725) Ярко проявляется государственное начало в развитии образования. Петр I стремился поставить науку и школу на службу практическим нуждам армии, флота, промышленности, торговли, государственного управления. Среди его указов было немало относившихся к просвещению. В России раньше, чем в западноевропейских странах, возникло реальное образование (школа математических и навигацких наук). Чтобы удовлетворить запросы городского сословия, укрепить армию и флот не только грамотными офицерами, но и солдатами, создаются государственные (цифирные) школы, гарнизонные, адмиралтейские. Все они были светские. Школьная реформа Петра I коснулась и церкви. Была организована широкая сеть школ для подготовки духовенства: архиерейские школы, духовные семинарии. Вместо Часослова, Псалтыря в практике обучения стали использоваться буквари и азбуки. Основание Петром I Академии наук в Петербурге (1724 г.). Педагогические идеи в петровское время изложены в произведения: Феофана Прокоповича (1681-1736), Ивана Тихоновича Посошкова (1652-1726), Василия Никитича Татищева (1686-1750). Ни один из них не был педагогом и не оставил специальных педагогических работ, но каждый касался довольно подробно вопросов воспитания в сочинениях, имевших другие цели.
После смерти Петра I (1672-1725) Дворянское сословие стало создавать для обучения своих детей узкосословные учебные заведения. Различные виды школ, созданные в первой трети XVIII века, заменяются новыми, ограничивается доступ в школы детям «третьих чинов». С середины XVIII века в России открываются военно-учебные заведения закрытого типа, имевшие целью подготовку дворян к военной службе. Таким был, например, Cухопутный кадетский шляхетский корпус, который пользовался особым вниманием государственных учреждений и правительства, был прекрасно оборудован. Дворянство прибегало к услугам частного предпринимательства, определяя детей в различного рода пансионы, содержателями которых были, главным образом, французы. Не предлагая ни образовательных, ни профессиональных знаний, пансионы обучали мальчика французскому языку и литературе, танцам, «манерам».

 

  Таблица 1 Светская, профессиональная и сословная направленность образования в XVIII веке (продолжение)
М.В.Ломоносов (1711-1765) В XVIII веке российское образование испытало на себе мощное и продолжительное влияние Запада. Прогрессивная общественность во главе с М.В.Ломоносовым боролась за развитие отечественной науки, создание научных национальных кадров. М.В.Ломоносов положил начало просветительству в России как течению общественной мысли, провозгласив в качестве одной из главных задач государства развитие образования, национальной культуры и науки, промышленности и техники. Основой обучения мыслитель считал родной язык, большое внимание уделял истории и естественным наукам, активно участвовал в создании учебных книг с методическими указаниями по преподаванию этих предметов. В своей научной и практической деятельности он обосновывал идеи гуманного просвещения, принципы патриотического, народного и демократического образования, которые стали определяющими для всего последующего развития образования в XIX веке. По проекту учёного в 1755 году в Москве был учрежден университет с тремя факультетами – философским, юридическим, медицинским. Учёные Московского университета внесли большой вклад в разработку самобытной национальной педагогики и создание отечественных учебников, учебной литературы.
Государственная педагогика во время Екатерины II (1729-1796) Главнейшие представители государственной педагогики – И.И.Бецкой и Ф.И.Янкович. Екатерина II поддерживала связи со многими выдающимися иностранцами, была хорошо знакома с новыми течениями современной ей педагогической мысли. И.И.Бецкой (1704-1795) долго жил за границей, был хорошо знаком с новой европейской педагогикой и, в частности, с педагогическими идеями Руссо. Ф.И.Янкович (1741-1814) – австриец-серб, специалист-педагог хорошо знал педагогическое дело и педагогическую литературу. В западной педагогической мысли педагогов-государственников заинтересовали две идеи. Первая – идея просвещённого абсолютизма, мысль о том, что просвещение – большая сила, но управлять им должно государство и использовать школу и педагогику в государственных интересах – для воспитания хороших граждан. Вторая идея – воспитание человека, ограждение детей от пороков взрослых, о создании путём правильного воспитания улучшенного человечества, более благородного, чистого, нравственного и умного, чем существующее. Имя И.И.Бецкого связано с идеей воспитания новой породы людей, не заражённых пороками современного общества, воспитанием строго государственным.

 

Таблица 1







Дата добавления: 2015-06-12; просмотров: 533. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Тема: Составление цепи питания Цель: расширить знания о биотических факторах среды. Оборудование:гербарные растения...

В эволюции растений и животных. Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений. Оборудование: гербарные растения, чучела хордовых (рыб, земноводных, птиц, пресмыкающихся, млекопитающих), коллекции насекомых, влажные препараты паразитических червей, мох, хвощ, папоротник...

Типовые примеры и методы их решения. Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно. Какова должна быть годовая номинальная процентная ставка...

Дизартрии у детей Выделение клинических форм дизартрии у детей является в большой степени условным, так как у них крайне редко бывают локальные поражения мозга, с которыми связаны четко определенные синдромы двигательных нарушений...

Педагогическая структура процесса социализации Характеризуя социализацию как педагогический процессе, следует рассмотреть ее основные компоненты: цель, содержание, средства, функции субъекта и объекта...

Типовые ситуационные задачи. Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической   Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической нагрузке. Из медицинской книжки установлено, что он страдает врожденным пороком сердца....

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия