Студопедия — Эвристическая природа педагогической талантливости
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Эвристическая природа педагогической талантливости






К сожалению, большинство людей не верят в свой дар, в свои высшие потенциальные возможности. Между тем... Впрочем, обратимся к фактам.

Вот, скажем, недавнее занятие в Калининграде. Присутствовали на семинаре 25 человек — учителя школ, воспитатели детских садов, педагоги различных образовательных учреждений. После лекции мы перешли к практическим занятиям. Каждый, даже тот, кто никогда не брал в руки кисть, нарисовал картину, а затем «проиграл» ее на фортепиано, то есть сочинил музыкальную пьесу по мотивам своего живописного произведения. Несколько раньше в подмосковном Долгопрудном на семинаре вожатых и педагогов «Артека», «Орленка» и «Океана» (примерно 400 человек) за полчаса с желающими участниками (таких набралось человек тридцать) мы сочинили пьесу, «разучили роли», в результате был поставлен спектакль, который шел около сорока минут. В на-

чале 1994 года в Ростовском педагогическом колледже мы со студентами и преподавателями за два часа поставили спектакль, а затем нарисовали замечательные картины — например, «Мир Волошина», «Мое настроение», «Этот печальный мир» и т. п.

Работы калининградских, ростовских, московских педагогов демонстрировались на многих конференциях, семинарах, выставках. Наши и зарубежные педагоги, ученые и творческие работники высоко оценили мастерство художников. Многие картины многократно демонстрировались по телевидению. И это заслуга самих участников занятий: их талантливость была явлена миру. Суть полученного импульса—в абсолютной вере в то, что божественно-высшее есть внутри нас, а не только вне нас.

Показывая слушателям работы калининградских, ростовских, московских педагогов, подчеркиваю: «Ваши работы могут быть намного лучше... Каждый из вас освоит быстро то, чем владею я... Вы моложе меня, ярче, сильнее, вы по духу своему ближе к детям и, наконец, вы женщины — носители высшей красоты...». Я говорил искренне, и у слушательниц не было возражений. Они воспринимали эти мои уверения как вполне возможную реальность: а как же иначе?!

Я продолжал:

— Что я могу? Я могу увлечь детей любым делом, будь то уборка помещения, игра в футбол, сочинение пьесы или подготовка декораций к ней. Я не знаю, как и чем я увлекаю, но отлично понимаю то, что мое вхождение в мир каждого ребенка берет начало в глубинах моей души. Я должен загореться. Огонь должен быть виден. Огонь не должен быть фальшивым. Все — настоящее: и моя дрожь в голосе, и испуг, и радость, и мой рассказ, и моя сила, и моя культура. Это ни в коем случае не актерская техника. Я не играю даже самого себя, а проживаю лучшие свои мгновения с детьми — и тогда они верят, идут за мной, увлекаются тем, что я им предложу. «Чем я беру?» — спросите вы. Только одним. Волнением. К этому волнению я готовлюсь. Мой главный принцип —

воспитывать и развивать на высоком. Вот я готовлюсь к первому занятию. Я покажу вашим малышам Эль Греко, Босха и Рублева. Когда я каким-то инспекторам сказал, что начну с этих имен, они, наверное, подумали: «Чокнулся профессор» — но заметили учтиво: «А не сложно?». Я сказал: «Аленушку, Серого Волка, Красную Шапочку они уже знают. Эту высоту они уже преодолели. Я благодарен священнику Александру Меню, который издал житие Христа в картинах великих художников. Затем я подбираю музыку: Бах, Перголези, Вивальди. Затем... Вы, Елена Ивановна, подбираете музыку, которая соответствовала бы этим картинам: «Несение креста», «Распятие», «Спас».

— А метод? Есть метод? — наступают коллеги.

— Я не знаю в педагогике слова более абстрактного, глупого и бессмысленного. Если я вас, Елена Ивановна, спрошу, каким методом вы любите жизнь, разве вы сможете ответить? Педагогика как любовь: здесь движение чувств, мыслей, действий; если это движение возводит взрослых и детей на вершины культуры и нравственности — значит, путь может оказаться правильным.

— Но вы же говорите, что мы синтез искусств, культур и наук называем важнейшим методом развития человека.

— Правильно, мы настаиваем на том, что в нашей программе неразрывно связаны история культуры, философия, искусство, спорт, ритмика, экология, история, нравственное совершенствование личности, всему этому мы должны найти технологические решения — сотни, тысячи решений.

— Это наша педагогическая задача и цель эксперимента?

— Нет, цель и задача у нас одна: дать взрослым и детям такой нравственный и культурный заряд, чтобы они оказались на вершинах гуманистического творчества, в чем бы оно ни выражалось — в труде, в искусстве, в общении. Именно поэтому мы и будем с вами разрабатывать технологию. В этой технологии самое трудное — найти правильное соотношение во влиянии наших с вами энергий. Мы будем проводить занятия вместе в виде или в форме развернутой игры. Я — вол-

шебник Ю, вы — фея Лю и фея Ле. Каждая из вас должна использовать особенности своего темперамента, характера, своих знаний, наклонностей и способов самовыражения.

— Постоянно мы будем в роли фей?

— Нет. Строго по необходимости. Переходы из одной роли в другую свободны, и дети никогда не возразят против органичных переходов. Они такие переходы сами постоянно практикуют в своих ролевых играх.

Итак, мы определили с вами цели общения с детьми. Теперь еще раз о способах и о содержании работы. В основе нашего общения — сочинительство. Термин несколько непривычный. Можно сказать — творчество. Но термин «творчество» настолько широк и необъятен, что в нем утрачивается сама конкретика деятельности. Когда я говорю «сочинительство», я подчеркиваю, что вы с ребенком сочиняете — музыку, сказку, композицию, создаете свои собственные сюжеты картин, свои красочные и рисуночные формы. Вы не просто знакомите ребенка с тремя китами изобразительного искусства — цвет, композиция, линия, но и побуждаете каждого найти свою линию, свой цвет, свою композицию. Затем вы привлекаете детей к нахождению соответствий, скажем, цветовую гамму звуков. Вы идете к музыкальному инструменту, и начинается новая форма сочинительства. Конечно же, вы в процессе всех этих действий показываете краски, говорите об их свойствах, просите запомнить, учите новые слова: «Кадмий — оранжевый, кобальт — синий; блик, светотень, перспектива, ближний план, дальний план». Это, так сказать, технологическая сторона дела. А нам важна духовно-творческая. Поэтому мы обращаемся к истории искусств, культур. Как же эти проблемы цвета, света, композиции и линии решали великие мастера — Рафаэль, Эль Греко, Васнецов, Рублев, как эти же сюжеты звучали в музыке Баха, Рахманинова, Моцарта?

Итак, в наших действиях переплетаются две стихии: развитие на высоком, на профессиональном, на общечеловеческом и сочинительство™.

— Вы говорили, что главный прием — игра-импровизация. Как это?

— Чтобы импровизировать на заданную тему, надо дать детям и взрослым набор технологических решений. Первое — расковать силы ребенка, т. е. снять страх, зажатость, стыдливость. Второе — надо ввести ребенка в круг определенных понятий — скажем, свободы, любви, бедности, богатства, жалости, доброты, щедрости.

— Какую педагогику мы исповедуем? Светскую или религиозную?

— Только светскую. Истинно светская педагогика не противоречит христианству.

Тогда нужно уточнить, что следует нам знать о религиозных основах культуры, воспитания...







Дата добавления: 2015-06-15; просмотров: 335. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Тема: Кинематика поступательного и вращательного движения. 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью, проекция которой изменяется со временем 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью...

Условия приобретения статуса индивидуального предпринимателя. В соответствии с п. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Каковы же условия такой регистрации и...

Седалищно-прямокишечная ямка Седалищно-прямокишечная (анальная) ямка, fossa ischiorectalis (ischioanalis) – это парное углубление в области промежности, находящееся по бокам от конечного отдела прямой кишки и седалищных бугров, заполненное жировой клетчаткой, сосудами, нервами и...

Мотивационная сфера личности, ее структура. Потребности и мотивы. Потребности и мотивы, их роль в организации деятельности...

Классификация ИС по признаку структурированности задач Так как основное назначение ИС – автоматизировать информационные процессы для решения определенных задач, то одна из основных классификаций – это классификация ИС по степени структурированности задач...

Внешняя политика России 1894- 1917 гг. Внешнюю политику Николая II и первый период его царствования определяли, по меньшей мере три важных фактора...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия