Просветительско-рационалистический этап(XV ст. - I половина XIX ст.)
В эпоху Нового времени, с зарождением капиталистических отношений, политическая философия пыталась освободиться от теологии, рационально объяснить природу политических явлений. Данный период представлен такими пятью основными концепциями: § Макиавеллизм § Концепция государственного суверенитета § Теория общественного договора § Концепция разделения властей § Концепция гражданского общества и правового государства § Марксизм Макиавеллизм
Основателем данной был Николо Макиавелли. Главная его работа, в которой заложил основы светского понимания государства и политики—«Государь». Он пытался освободить политику от религиозных и моральных основ. Сущность любого вероучения, по мнению Макиавелли, важно не с точки зрения его истинности, а с точки зрения общественной выгоды; т.е. для выполнения рабской повинности или для формирования высоких качеств свободного человека. Отстаивал лозунг «цель оправдывает средства», а это означало, что правитель ради славы и могущества государства может нарушать моральные нормы. Но допускал аморальность правителя только в случае смертельной опасности для Родины. Во всех других случаях правитель должен стремиться быть честным и справедливым. Идеалом государственного управления для Макиавелли была смешанная республиканская форма Древнего Рима. Но ей должна предшествовать единоличная диктатура для укрощения своеволия аристократии и наведения твердого порядка. Основные принципы политики (советы для политика), обоснованные Макиавелли, можно обобщить таким образом: · Для того, чтобы управлять, нужно знать истинные причины поступков людей, их желания и интересы; · В политике всегда нужно рассчитывать на худшее, а не на идеально лучшее; · Власть не должна посягать на собственность подданных, поскольку это вызывает ненависть · Правитель должен объединять в себе качества льва, чтобы силой сломать врагов, и лисицы, чтобы избегать хитро расставленных противниками ловушек; · Государь должен вызывать ужас для того, чтобы если не приобрести любовь, то хотя бы избавится от ненависти и обеспечить порядок в государстве; · Народ, выбирая должностных лиц, способен сделать лучший, чем правитель, выбор; · Тирания правителя значительно страшнее, чем тирания народа.
Концепция государственного суверенитета.
Основатель Жан Боден.
Жан Боден сформулировал понятие суверенитета как существенного признака государства. В его понимании, суверенитет государства–единая, неделимая, свободная от ограничений и законов власть над гражданами и подданными. Основными признаками суверенитета (по Бодену) являются: · самостоятельность власти, которая внешне проявляется в независимости от других государств, а внутренне–в независимости от подчинения кому-либо внутри государства; · постоянство и непрерывность власти (которые во Франции, например, проявлялась при официальном сообщении про смерть одного короля и вступление на престол другого (король умер, да здравствует король) - передача власти мирным путем; · несвязанность законами, поскольку они являются распоряжениями той же суверенной власти (власть может быть связана правом как проявлением общей справедливости); · неотчуждаемость и неделимость власти (монархия).
Суверенная власть, по мнению Ж.Бодена, имеет право издавать законы, провозглашать войну и мир, назначать чиновников, осуществлять высший суд, миловать, чеканить монету, устанавливать меры и веса, собирать налоги. Теория общественного договора
Концепции природных прав и общественного договора были разработаны английскими мыслителями Томасом Гоббсом и Джоном Локком, а также французскими мыслителем Жан-Жаком Руссо. Сущность концепций природных прав человека заключалась в признании того, что люди от природы наделены правом на жизнь, свободу, собственность и безопасность и никто не должен посягать на природные права как неотъемлемые от самой сущности человека. Этими правами люди были наделены в природном состоянии. Это состояние философы понимали по-разному: Т.Гоббс—как «войну всех против всех», Дж.Локк, хоть и подчеркивал мирный характер людей в природном состоянии, однако не исключал возможности возникновения угрозы существования природных прав людей, а Ж.-Ж. Руссо трактовал природное состояние как наиболее счастливый период человечества. В зависимости от понимания природного состояния эти мыслители поясняли суть общественного договора между властью и людьми.
1. Томас Гоббс «Левиафан».
Природа человека–война всех против всех. Государство- результат общественного договора между властью и людьми, где люди полностью отказываются от своих прав, подчиняются абсолютной власти (Левиафану- мифическому чудовищу), чтобы избавиться от постоянного страха за собственную жизнь.
|