МОНАШЕСТВО. Правила Святого Вселенского Шестого Собора, КонстантинопольскогоПравила Святого Вселенского Шестого Собора, Константинопольского. Правило 43. Позволительно христианину избрать подвижническое житие, и, по оставлении многомятежной бури житейских дел, вступить в монастырь, и постричься по образу монашескому, даже если бы и обличен был в каком-либо грехопадении. Ибо Спаситель наш Бог сказал: — приходящего ко Мне не изгоню вон (Ин. 6, 37). Поскольку монашеское житие изображает нам жизнь покаяния: то искренне прилепляющегося к такому житию одобряем, и никакой прежний образ жизни не воспрепятствует ему исполнить свое намерение. св. Амвросий Оптинский Монашество само по себе имеет великую важность духовную и приносит большую пользу душевную тем, кто приступает к оному с искренним расположением, и проходит оное с простотою и незлобием во смирении. св. Феодор Студит Вы скороходы Владыки Бога, и бег ваш не по земле, но от земли до неба; зрители не люди, а сонмы Ангелов и Святых; раздаятель венцев — Сам Господь, и венцы неувядаемы. Блаженны вы, что вступили в сие поприще состязания, приняв схиму. св. авва Дорофей Когда человек отрекается от мира и делается иноком, оставляет родителей, имения, приобретения, торговлю, даяние (другим) и приятие (от них), тогда распинается ему мир, ибо он отверг его. Это и значат слова Апостола: —“мне мир распяся”; потом он прибавляет: — и “аз миру”. Как же человек распинается миру? Когда, освободившись от внешних вещей, он подвизается и против самых услаждений или против самого вожделения вещей и против своих пожеланий и умертвит свои страсти, тогда и сам он распинается миру, и сподобляется сказать с Апостолом: —“мне мир распяся, и аз миру”. св. Нил Синайский Путь к добродетели — бегство от мира — путь благий и краткий. св. Антоний Великий Кто хочет спастись (в мироотречном образе жизни), пусть не остается в доме своем и не живет в том городе, в котором грешил; также пусть не посещает родителей своих и ближних по плоти ибо от этого бывает вред душе и гибнут плоды жизни.
свт. Симеон Благоговейный Положить в помысле такое убеждение, что, после твоего поступления в обитель, померли твои родители и друзья, и почитать отцом и материю лишь Бога и настоятеля. св. Серафим Саровский Не наше дело судить других. А удаляемся мы из общества братства не из ненависти к нему, а более для того, что мы приняли и носим на себе чин ангельский, которому невместительно быть там, где словом и делом прогневляется Господь Бог. И потому мы, отлучаясь от братства, удаляемся только от слышания и видения того, что противно заповедям Божиим, как это случается неизбежно при множестве братии. Мы избегаем не людей, которые одного с нами естества и носят одно и то же имя Христово, но пороков, ими творимых, как и великому Арсению сказано было: —“бегай людей и спасешься”. игумен Никон Серьезно ищущий Царствия Божия должен быть одинок, и... идущему на этом пути Господь дает утешения, пред которыми все земные радости — ничто. Пролог, 16 июня Если не отвержется человек всего сущего во всем мире, не может быть монахом. св. Феодор Студит Поелику нашенское завещание есть Евангелие, то в сладость послушаем, что говорится в нем и в силу его, и ревностно емлемся за подвиги, не обращаясь вниманием и сердцем ни к чему житейскому, ни к родителям, ни к братьям, ни к сродникам и ни к чему вообще тварному, подражая некоемому из святых отцов, который, когда выходил из келлии, клал покрывало на главу свою, чтоб не смотреть на солнечное сияние, и который, когда спросили его о причине того, ответил: — Для чего мне желать видеть этот временный свет? св. авва Дорофей Мы думаем, что, вышедши из мира и придя в монастырь, оставили все мирское; но (и здесь), ради ничтожных вещей, исполняем пристрастия (мирские). Однако мы не должны так делать; но как мы отреклись от мира и вещей его, так должны отречься и от самого пристрастия к вещам. св. схиархимандрит Захария Путь монашествующих — это непрестанный крест — распятие себя, отречение своей воли — это мученичество. свв. Варсонуфий и Иоанн Говори себе словами блаженного Арсения: — Арсений, зачем ты вышел (из мира)? — Научайся тому, чего пришел ты здесь искать. Теки к Иисусу, чтобы и достигнуть Его. Не все, живущие в монастырях,— монахи, но тот монах, кто исполняет дело монашеское. свт. Феофан Затворник Можно и вне монастыря быть монахинею, живя по-монашески, и в монастыре можно быть мирянкою. св. авва Дорофей Монах никогда не должен допускать, чтобы совесть обличала его в какой-либо вещи. свт. Феофан Затворник Главнейший враг жизни в Боге есть многозаботливость; а многозаботливость есть рычаг, приводящий в движение самоначинательную мирскую деятельность. С утра до ночи темной, каждый день, гоняет она мирских предпринимателей от одного дела к другому и ни на минуту не дает покоя. Некогда им обратиться к Богу и побыть с Ним в молитвенном к Нему возношении. Эта многозаботливость у монахов места не имеет. Понимающие дело затем и в монастырь вступают, чтоб избавиться от сей мучительницы. И у монашествующих есть деятельная жизнь, похожая на деятельность мирян; только нет у них при сем многозаботливости, грызущей мирян, свобода от которой, по порядкам монастырской жизни, и дает им способ быть у своей цели или пребывать неотходно с Богом и в Боге. св. Нил Синайский Вожделевшему нетленного надлежит ни во что вменять все тленное. св. Исихий Иерусалимский Благочестивого и богобоязненного принадлежность — нищета и смирение. св. Феодор Студит Хотя вы занимаетесь обычными своими послушаниями, но у вас это не мирские и не житейские занятия, потому что занимаетесь не по страсти, не по своей воле, не в угоду плоти, а для святого братства духовного, по послушанию и заповеди, паче же вся для Богоугождения. Бог прием лет сей труд ваш, как жертву и всесожжение. свв. Варсонуфий и Иоанн Кто хочет быть иноком, тот отнюдь ни в чем не должен иметь своей воли. св. Ефрем Сирин Жизнь монаха да полагает печать умерщвления похоти на все члены его: образец для него жизнь Иоанна Предтечи. св. Иоанн Кассиан Римлянин Есть три вида отречения от мира: первое то, в котором телесно оставляем все богатства и стяжания мира; второе то, в коем оставляем прежние нравы, пороки и страсти как душевные, так и телесные; третье то, в коем, отвлекая ум свой от всего настоящего и видимого, только будущее созерцаем и вожделеваем того, что не видимо. св. Исихий Иерусалимский Отрекшийся от житейского, то есть от жены, имения и прочего, внешнего лишь человека сделал монахом, а не и внутреннего. Но кто отрекся от страстных помыслов о всем этом, тот сделал монахом и внутреннего человека, который есть ум. И такой есть истинный монах. Внешнего человека легко сделать монахом, если захочешь, но не мал труд — сделать монахом человека внутреннего. св. Иоанн Кассиан Римлянин Итак, со всем настоянием надобно нам спешить к тому, чтоб и внутренний наш человек сбросил с себя и расточил все, собранное им в прежней жизни, богатство страстей, которые, прицепляясь к телу и душе, собственно наши суть, и если, пока еще мы в теле сем, не будут отсечены и отброшены, то и по исходе не престанут сопровождать нас. свт. Феофан Затворник Когда молитва твоя до того укрепится, что все будет держать тебя в сердце пред Богом, тогда у тебя и без затвора будет затвор. Ибо затвор что есть? То, когда ум, заключившись в сердце, стоит пред Богом в благоговеинстве и выходить из сердца или чем-либо заняться другим не хочет. Этого затвора ищи, а о том не хлопочи. Главное монашеское правило есть — быть неотлучно умом и сердцем в Боге, или непрестанно молиться. св. Феодор Студит Монах есть тот, кто на единого взирает Бога, Бога единого желает, Богу единому прилежит, Богу единому угодить старается, мир имеет к Богу и мира между другими виновником бывает. свт. Феофан Затворник Один Бог да душа — вот монах. свт. Игнатий Брянчанинов Одна внешняя молитва недостаточна. Бог внимает уму, а потому те монахи, которые не соединяют внешней молитвы с внутреннею, не суть монахи. Монах значит уединенный: кто не уединился в самом себе, тот еще не уединен, тот еще не монах, хотя бы жил в уединеннейшем монастыре. свв. Варсонуфий и Иоанн Делание инока состоит в том, чтобы терпеть брани и противиться им с мужеством сердца. св. Иоанн Кронштадтский Наше дело терпеть, молиться, смиряться и любить.
св. Серафим Саровский Помни, что истинная монашеская мантия есть радушное перенесение клеветы и напраслины: нет скорбей, нет и спасения. игумен Никон Святые угодники объясняют нам, что в последние времена монашества не будет вовсе или кое-где останется наружность, но без делания монашеского. Не будет никаких собственных подвигов у ищущих Царствия Божия, спасаться же будут только терпением скорбей и болезней. Почему не будет подвигов? Потому что не будет в людях смирения, а без смирения подвиги принесут больше вреда, чем пользы, даже могут погубить человека, так как они невольно вызывают высокое мнение о себе у подвизающихся и рождают прелесть. Только при руководстве очень опытных духовных людей могли бы быть допущены те или иные подвиги. св. Ефрем Сирин Кто хочет стать монахом и не переносит оскорбления, уничижения и ущерба, тому монахом не бывать. Древний Патерик Авва Иоанн Фивейский сказал: — Монах прежде всего должен сохранять смиренномудрие, ибо оно — первая заповедь Спасителя, говорящего: —“Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное” (Мф. 5, 3). Авва Моисей сказал авве Захарии: — Скажи мне, что мне делать? — Захария, услышав, повергся на землю к ногам его, говоря: — Тебе ли, отче, спрашивать меня? — Старец отвечает ему: — Поверь мне, сын мой Захария, я видел Духа Святаго, сходящего на тебя, и это заставляет меня спросить тебя.— Тогда Захария, снявши с головы своей куколь, положил его к ногам, и, поправши его, сказал: — Если не сокрушится таким образом человек, не может быть монахом. св. Феодор Студит Нам нельзя довольствоваться тем, что отличаемся от мирян, но должно в совершенстве следовать в жизни по стопам отцев, нельзя довольствоваться и тем, если превосходим не-киих из одного с нами чина, но должно ревновать сравниться с совершеннейшими. Ибо “много званных, мало же избранных” (Мф. 22,14). Нельзя также мерять свое преуспеяние длительностию времени, думая, столько и столько лет уже монашествуем мы; но смотреть, соответствует ли длительности времени число и степени добродетелей наших? И не то опять надо иметь во внимании, что вот и еще один день прошел, но то, отложено ли и в этот день какое-либо доброе дело в сокровищницу небесную на содержание души в будущей жизни, и то, прибавлено ли еще хоть малое что к очищению души и к препобеждению томящей нас страсти. Так монах по имени доходит до того, чтоб быть монахом и самым делом, освобождаясь от тьмы страстей и от уз злых навыков, и давая чрез то душе и уму свободно стремиться к Господу, к Нему единому воспарять любовию и с Ним единым вожделе-вать общения.
св. Иоанн Лествичник Свет монахов суть Ангелы, монахи же свет для всех человеков; и поэтому да подвизаются они быть благим примером во всем, “никому ни в чем не полагая претыкания” (2 Кор. 6, 3), ни делом, ни словом.
|