Студопедия — Преподобный Ефрем Сирин В подражание притчам
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Преподобный Ефрем Сирин В подражание притчам

«ДРУГ»

5. Ему можно доверить свои секреты.

10. С ним как-то спокойнее.

15. Он всегда придет на помощь.

20. Он способен разделить с ребятами радости и горести.

«ЛИДЕР»

1. Он всегда в центре внимания.

6. Глядя на него, как будто заряжаешься какой-то энергией.

11. То, что он предлагает, всегда хочется делать.

16. Когда он говорит, кто что будет делать, с ним всегда соглашаешься?

21.Когда он с ребятами, то от него исходит то, что будем делать или о чем будем говорить.

«РЕФЕРЕНТНОЕ ЛИЦО»

2. Тому, что он говорит, всегда веришь.

7. С его мнением всегда хочется согласиться.

12. Когда что-то сделаешь, хочется услышать его оценку.

17. Неприятно, когда его в чем-то подведешь.

22. Хочется знать, а как бы он поступил на твоем месте. На него хочется быть похожим.

«ПЕДАГОГ-МАНИПУЛЯТОР»

4. Он говорит так, как будто повелевает.

9. Ему нравиться всех учить всему.

14. Ему не нравится, когда ему возражают.

19. Он всегда уверен в своей правоте.

24. По каждому поводу он высказывает свою оценку.

«НЯНЬКА»

3. Он всегда готов сделать все за всех.

8. Если что-то не так, он может принять ответственность на себя, защитив детей.

13. Он всегда предлагает уже готовый план занятий или действий.

18. Его предложения редко чем можно дополнить.

Преподобный Ефрем Сирин В подражание притчам

Веруяй в Сына Божия имать живот вечный (Ин.3:16). Если кто верует в Сына Божия, то не запнутся стопы его (Притч.4:12); и хотя чрез огонь перейдет, пламень не опалит его (Ис.43:2). Веруяй в Сына Божия, якоже рече Писание, реки от чрева его истекут воды живы (Ин.7:38).

От множества дров увеличивается пламень: и в сердце человека страх Божий умножает ведение, а деятельность усиливает оное.

Будь крайне трезвен, когда сеешь семя Господа своего, чтоб враг не подмешал как плевел, и чего либо своего; потому что у него в обычае и посредством добра делать зло.

Будем у Господа просить благодати, чтобы даровал нам ведение и смысл трезвиться во всем.

Пещь искушает серебро и золото (Притч.17:3), а страх Господень - помыслы любящих Господа. Как художник, сидя у наковальни, отделывает благопотребные сосуды: так страх Божий истребляет в сердце всякую лукавую мысль и заменяет ее разумным словом.

Воздадим славу Тому, Кто дает страх Свой в сердца наши: ибо Он есть учай человека разуму (Пс.93:10). Начало премудрости страх Господень, разум же благ всем творящим его. Благочестие же в Бога начало чувства (Притч.1:7).

Мудрый соблюдет заповеди Христовы; а кто поступает по оным, тот не постыдится во век. Кто оставляет их, тот безумен, суетна надежда его; а кто по истине соблюдает их, тот переходит от смерти в живот (Ин.15:24), во веки не узрит тьмы, и в день кончины своей обретет благодать. Верные Ангелы будут путеводителями души его; на незыблемом камне утвердится основание его, и соделается он наследником вечной жизни. Он всех блаженнее; потому что научился творить волю Сотворшего его.

По знаку трубы воинство уготовляется на брань; но во время подвига не все участвуют в сражении. Многие - монахи только по наружности, но немногие - подвижники. Во время же искушения открывается достоинство монаха.

Прежде кончины никого не ублажай, и прежде смерти ни в ком не отчаивайся.

Не называй себя праведным и непорочным пред Господом; ибо что утаилось от тебя, то явлено пред Богом. Должно же верить, что если Ему предоставим себя, то будет плод от нашего делания.

Лучше хочу быть деятельным и отличным из братий, нежели преступать заповеди и быть для них мерзким.

Кто знает все Писание и нерадит о заповедях Христовых, тот биен будет много (Лк.12:47). А кто исполняет волю Господню, тот будет признан мужем совершенным.

Не место нужно мужу совершенному, но нужна рассудительность, а немощным надобно и место иметь сообразное с правилами.

Кто же муж совершенный? Кто в действительности любит Господа, и ближнего своего любит, как себя самого.

Бойся Господа, и обретешь благодать: ибо страх Господень производить такие нравы и обычаи, которыми образуются в нас добродетели, а бесстрашие порождает горькое соперничество, происки и тому подобное. Страх Господень - источник жизни. Страх Господень - твердыня души. Страх Господень приводит в порядок духовную мысль. Страх Господень - хранилище души. Страх Господень во всяком занятии подает благодать боящемуся Господа. Страх Господень - кормчий души. Страх Господень просвещает душу. Страх Господень истребляет лукавство. Страх Господень ослабляет страсти. Страх Господень возвращает любовь. Страх Господень умерщвляет всякое худое пожелание. Страх Господень отсекает сластолюбие. Страх Господень - училище души, и возвещает ей благие надежды. Страх Господень вознаграждает миром. Страх Господень наполняет душу святыми мыслями и вручает ей скипетр небесного царства. Никто из людей так не высок, как боящийся Господа. Кто боится Господа, тот подобен свету, указывающему многим путь спасения. Кто боится Господа, тот подобен укрепленному граду, стоящему на горе; и пред лицом его трепещут лукавые бесы. Весьма блаженна душа боящаяся Господа; потому что всегда пред собою видит праведного Судию. Если боишься Господа, то соблюдай заповеди Его, и не постыдишься.

Иной оставляет место ради добродетели, а иной ради праздности и неподчинения; иной же гонится за наследством. Иной исследывает многое, чтоб научиться мудрости, а другой исследывает многое из тщеславия. Один течет поприщем и подвизается из любви ко Христу, а другой из тщеславия. Один подчиняется для заповеди Христовой, а другой ради высшей степени и гнусного прибытка. Иной хвалит ближнего по человекоугодию, другой хвалит ближнего ради заповеди Христовой, иной же унижает ближнего ради чревоугодия. Один смиряет себя ради заповеди Христовой, другой унижается по безумию. Один неутомимо занимается работой из сребролюбия, другой много работает по любви к благотворение. Иной работает, когда не должно, а во время работы ничего не делает. Иной поет псалмы и громким голосом, когда не должно, а во время псалмопения молчит, или празднословит с ближним. Иной бодрствует, когда не нужно, а во время бдения ропщет. Написано: ад и пагуба явна пред Господем; како не и сердца человеков (Притч.15:11)?

Начало доброго жития - слезы во время молитвы; а начало правильного образа мыслей - слушание божественных Писаний.

Тысячи книг в ушах безумных - ни во что. И кто безумен, как не пренебрегающий страхом Божиим?

Написано: сердце мудраго приимет заповеди (Притч.10:8). Даждь премудрому вину, и премудрейший 6удет; сказуй праведному, и приложит приимати (9:9). Сын наказан премудр будет, безумный же слугою употребится (10:5).

Богатства ленивии скудни бывают: крепцыи же утверждаются богатством (11:16). Премудр убоявся уклонится от зла: безумный же на себе надеявся смешавается с беззаконными. Острояростный без совета творит: муж же мудр многая терпит (14:16.17).

Чти Господа, и благоуспешны будут пути твои. Почитай иерея и старейшего, да низойдет на тебя благословение уст их. Почитай старцев, как много послуживших Христу. Почитай братий своих, как рабов Христовых, чтоб они возлюбили тебя.

Если полюбишь безмолвие, брат, то плавание свое совершишь в тишине. Кто бегает безмолвия келлии своей, тот мечтает о земном; а кто имеет попечение о внутреннем делании, тот вожделевает уготованного святым на небесах.

Господь наперед знает мысль монаха, который желает себе священства; а священство - высокая степень, если проходят его беспорочно.

Христолюбивый царь - всех блаженнее: в благословение оставит он память свою, и хвала ему на небе и на земле. Царь неверный не познал мудрости в жизни своей, и скончавшись на проклятие оставил память свою, и укоризна ему не изгладится во век. Престол же верного преуспевает во век.

Судия правдивый будет взыскан, и уста праведных благословят его. А неправедный не пожалеет души своей; потому что не сотворит суда и правды на земле.

Написано: обидяй убогаго многая себе зла творит. Не насильствуй нищаго, зане убог есть: и не досаждай немощному во вратех: Господь бо имать судити его суд (Притч.22:17.22.23).

Написано: избави ведомыя на смерть (24:11), и не выдавай слугу в руки господина, чтобы не проклял он тебя, и не погиб ты.

Написано: радуяйся о погибающих не обезвинится: милуяй же благословен будет (17:5).

У верного целый мир имения; а у неверного нет и обола.

Взаим дает Богови милуяй нища, по даянию же его воздается ему (19:17).

Написано: вес велик и мал, и мера сугуба нечиста пред Господом обоя (20:10). Изрываяй яму искреннему впадется в ню (26:27). Но бойся Господа, и в день лют избавит тебя (Пс.40:1).

Царь благочестивый позаботится о пристанях на море, а опытный и разумный не оставить в небрежении крепостей на пределах своих. То и другое возникает на сердце царя по его многоопытности и человеколюбию.

Верный царь всегда имеет памятование о вечном суде, и помня праведного Судию, не забудет об освобождении душ, содержащихся в нуждах и тесноте, в темницах и заточении.

Блажен человек, который временною властью приобрел вечную славу. Кто сегодня царь, тот на утро скончается; а кто творит волю Господню, тот пребывает во век.

Врач делается искусным чрез действительный опыт.

Большая роскошь порождает страсти и недуги; а трудная работа в самое время труда утомляет, по утомлении же доставляет здравие и благосостояние.

Не имей, монах, пожелания есть мясо, и не пей вина до упоения; иначе огрубеет твой ум, и житейским попечениям не будет у тебя конца.

Обрежь пальму, и даст побеги вверх: очисти душу от житейских попечений, и возрастет в добродетели.

Кто терпеливо переносит, когда его злословят или обижают, тот подобен заключившему льва в зверинце; а кто отражает злословие и обиду, тот походит на человека, который сам себя губит.

Хорошо придти к службе Божией прежде всех, но нехорошо без нужды оставить службу прежде отпуска.

Приходи, брат, и слушай божественное Писание, чтоб получить от того пользу. Как путнику во время жара дорога чаша холодной воды; так слово Божие орошает душу.

Если хочешь слушать, приходи; и если выслушаешь, будешь мудр. А если и слушать слово тяжело для твоего терпения; то тем паче тяжело для тебя исполнение его на деле. Итак заключай из этого о себе, что ты так же нерадив, как и я.

Вошедши в дом Божий, не будем парить умом; напротив того внутренний человек наш да займется созерцанием и молитвою. А молясь, будем говорить: Отче наш, иже еси на небесех, чтоб никакие другие помыслы не смущали ума нашего.

Стоя же на молитве, знай, Кому предстоишь. К Нему да будут обращены и вся твоя душа и все твое сердце. Разумей, что говорю. Если кто, взяв в руки узел с деньгами, пойдет на торг с намерением купить быков, то станет ли смотреть на собак? Не занята ли вся мысль его тем, чего ему хочется, чтоб иначе не быть осмеянным и не погубить понапрасну того, что есть у него в руках?

Если ставший близ тебя брат немощен телом, и случится ему кашлять, или часто плевать; то не смущайся тем, но вспомни, что многие предали себя на услужение недужным и увечным.

Если здоров ты телом, то не превозносись, а бойся; ибо как многострунные гусли в руке человека, так всякая плоть в руке Иисуса Христа Спасителя нашего.

Написано: на всяко время очи злых приемлют злая; добрии же безмолвствуют присно (Притч.15:15). Путие живота помышления разумнаго, да уклонився от ада спасется (24).

Написано: не возлюбит ненаказанный обличающих его, с мудрыми же не побеседует (12).

Безчестяй убогия согрешает, милуяй же нищия блажен (14:21).

Написано: аще падет враг твой, не обрадуйся, в преткновении же его не возносися. Яко узрит Господь, и не угодно Ему будет, и отвратит ярость Свою от него (24:17.18).

Иже затыкает ушеса свои, еже не послушати немощнаго, и той призовет, и не будет послушаяй (21:13).

Не хвалися о утрии, не веси бо, что родит находяй день (27:1).

Не твори зла, и не постигнет тя зло (Сир.7:1).

Не люби клеветати, да не вознесешися (Притч.20:13).

Написано: иже отвещает слово прежде слышания, безумие ему есть и поношение (18:13).

Не веселится отец о сыне ненаказаннем (17:21).

Сын же наказан премудр будет (10:5).

Не во многом изучении Писаний мудрость, но, как пишется, начало премудрости страх Господень: разумети же закон, помысла есть благаго (9:10).

Вера рождает добрую мысль, а добрая мысль - река воды живой. Кто приобрел ее, тот наполнится водами ее. Без елея не будет гореть светильник; и без веры никто не приобретает доброй мысли.

Написано: иже отметает наказание, ненавидит себе: соблюдаяй же обличения любит свою душу (15:32).

Не впадай в тяжбу скоро, да не раскаешися послежди (25:8).

Лучше имя доброе, неже богатство много; паче же сребра и злата благодать благая (22:1).

Без терпения не построишь башни, и без ведения не преуспеешь в добродетели.

Нет и меры терпению, если оно растворено смиренномудрием.

Дарование терпения - от Господа, и любящим Его дарует оное; обладающие им избавятся от многих скорбей.

Безумный множит словеса (Сир.22:12), щадяй же устне разумен будет (Притч.10:19).

Если благоразумный монах послан на служение, то видящие его воздадут славу Господу. А безумный и упившийся срамно бесчинствует в селениях; он стыдит настоятеля и братию.

Бесстрашие рождает юношеский помысл; а страх Господень и юных делает старцами.

Чти Господа, и не соблазняй мирянина. Подражай Пророку Самуилу; потому что он и Богу угождал, и людей назидал. А сыны бесстрашия пали от меча.

Отважному юноше и старцу не придавай смелости делать неприличное. Ибо боящийся Господа попечется о людях Своих.

Благоговение при смиренномудрии и любви возносит голову монаха, и во время посещения его возсияет он (Прем.3:7).

Ненависть или зависть под покровом благочестия - горькая вода в золотых сосудах. Вложи в нее древо жизни, и сделается сладкою; потому что древом услаждена была вода (Исх.15:25), и все наветы коварного врага упразднены крестом Спасителя нашего Иисуса Христа.

Любовь просвещает мысленные очи; а кто любит вражду и ссору, тот подобен человеку, который часто влагает руку свою в нору к аспидам.

Что червь в дереве, то тщеславие в монахе; и что моль в одежде, то страсть сребролюбия в сердце человеческом.

Не возносися, да не падеши, и наведеши души твоей безчестие (Сир.1:30). Ибо приемляй кроткия Господь, смиряяй же грешники до земли (Пс.146:6). Кто сам себя возвышает, тот готовит себе безчестие; а кто служит ближнему в смиренномудрии, тот прославится.

Кто сердоболен к ближнему в день скорби, к тому и Господь всегда будет милосерд; потому что милостыня человека - как печать при нем.

Иной человек, пока не имеет никакой власти, оказывается кротким и милостивым; потом, как скоро получит власть, готов уже приказывать и повелевать, ничего не разбирая; но если отнята у него власть, невыносимы для него собственные его постановления. Он, как не мудрый, не познал своей немощи.

Во всех делах твоих, брат, поминай последняя твоя, и во веки не согрешиши (Сир.7:39); не кичись и не ширься, но смиряйся; наказание нечестивым - огонь и червь.

Приобрети страх Божий, чтоб и бесы боялись тебя; одно наружное всегда суетно.

Если все захотим приказывать и начальствовать, кто будет подчиненным, или повинующимся? Если все будем желать себе чести, кто будет воздавать честь? Мудрый муж отказывается давать, а не получать приказания, исполняя заповедь Сказавшего: иже аще хощет в вас вящший быти, да будет вам слуга: и иже аще хощет в вас быти первый, буди вам раб: якоже Сын человеческий не прииде, да послужат Ему, но послужити, и дати душу Свою избавление за многих (Мф.20:26.29).

Старейшину ли тя поставиша? Не возносися, но буди в них, яко един от них (Сир.32:1). Взвесь прежние свои труды, и знай, что подчиненные несут те же труды, и не будь о них нерадив, но приложи попечение.

Написано: во мнозе языце слава царю: во оскудении же людсте сокрушение сильному. Долготерпелив муж мног в разуме: малодушный же крепко безумен (Притч.14:28.29).

Будем молиться, чтоб сподобиться нам дарования, а сподобившись, не высоко будем думать о себе.

Если кто имеет попечете о братиях своих, и преподает им вразумление и учение Господне; то душа его угодна будет Господу.

Кто пренебрегает жизнью своею, тот грешит пред Богом.

Не радуйся невежеству братий своих; потому что нет тебе славы в бесчестии.

Не завидуй успеху братий своих; ибо Писание говорит: больше сея не имам радости, да слышу моя чада во истине ходяша (3Ин.4).

Написано: Имже несть управления, падают, аки листвие, спасение же есть во мнозе совете (Притч.11:14).

Если брат сведущ, не печаль духа его, как скоро живет он свято. Как Иаков к Сириянину Лавану, так и ты обрати к нему лицо свое.

Ты называешь себя сведущим? Пусть знают это по делам твоим. Как тело без духа мертво, так и знание без деятельности праздно.

Признаки доброй жизни в молодом монахе - смиренномудренное воздержание от винопития и многословия. Кто любит их, тот не доведет до конца своей доброй жизни.

Не принуждай брата своего пить вино до опьянения, хотя бы издавна он вкушал; ибо корабль строится долгое время, а сокрушается мгновенно от одного удара.

Кроткого юношу да возлюбит душа твоя, и не возлагай на него бремени ему не по силам, чтоб спасти тебе душу его о Господе, и получить неувядающий венец славы в явление Архипастыря.

Со всех сторон обнеси дом свой стеною, и не оставляй скважины в ограде, чтобы враг, вошедши чрез нее, не разграбил дома твоего и ты не стал виною своей погибели.

Снабди нуждающегося, а не говори: "он не имеет нужды", чтобы доброе вразумление в последствии не приводило к скудости.

Какие способы дал тебе Господь, те и употреби в помощь бедному, чтоб не быть нам осужденными в недостатке любви и в немилосердии.

Послушаем, братия, того, кто говорит: имеюще пищу и одеяние, сими довольни будем. А хотящии богатитися впадают в напасть и сети и в похоти многи несмысленны и вреждающия, яже погружают человеки во всегубительство и погибель. Корень бо всем злым сребролюбие есть (1Тим.6:8-10).

Из всех сил своих чти отца своего, и не нарушай уставов того, кто родил тебя о Господе; в таком случае не одолеют тебя лукавые бесы. Особенно смиряй душу свою пред Господом и обретешь благодать. Ибо домы досадителей разоряет Господь (Притч.16:25), и посади кроткия вместо их (Сир.10:17).

Не поноси человеку, обращающуся от греха: не безчести человека в старости его, ибо и от нас стареются (8:6.7).

Не оставляй в пренебрежении недужного; ибо написано: иже затыкает ушеса своя, еже не послушати немощнаго, и той призовет, и не будет послушаяй (Притч.21:13).

Ненавистен в соседстве, кто переносит речи из дома в дом; муж же мудр безмолвие водит (11:12).

Не входи в келлию брата своего, не постучав прежде в дверь; потому что возмущение не прилично безмолвию.

Умный настоятель укрепляет души братии своей вразумлением и учением Господним, а пренебрегающий ими потерпит вред.

Оказывай честь старцам ради Господа и ради наиболее ведущих из братии.

Не приневоливай старцев к делу; потому что они сокрушили подвигами плоть юности своей.

Боящемуся Господа достаточно свидетельства совести.

Человеку, который в силах работать, не хорошо есть хлеб в праздности, когда Апостол говорит: без стужения себе соблюдох и соблюду (2Кор.11:9).

Написано: блажени милостивии: яко тии помиловани будут (Мф.5:7).

Не обижай ближнего под предлогом, что он не на месте стоит; церковь составляют не столпы, а люди; потому написано: горе умножающему себе не сущая его, доколи? и отягчающему узу свою тяжце. Яко внезапу возстанут угрызающии его, и ободрятся наветницы твои, и будеши в разграбление им (Авв.2:6.7).

Кто строит себе дом неправдою, тот сооружает себе памятник, свидетельствующий об его любостяжательности; ибо святые возненавидели всякий неправедный путь.

Большая опасность - жить детям в монастыре, если нет там надлежащего управления. А кто воспитает детей благоугодно Богу, тот блажен.

Не малый ущерб готовит себе пастырь, который спит вне овчего двора; потому что сон пастырей - радость волкам.

Если брат смиряется под руку твою, то разумей, что не тебя боясь, делает это; и потому памятуй о Господе, для Которого и он терпит, и ты не должен озлоблять его.

Не домогайся прибыли, в которой есть вред для души; ибо что дороже души?

Бедный монах, который в смиренномудрии безмолвствует, лучше богатого монаха, который исполнен гордости и надменности.

Союза с братом не подтверждай клятвою, но имей с ним единомыслие в страх Божием.

Смотри, монах, и желая угодить рассуждающим по мирскому, не погуби жизни монашеской, но в страхе Божием пребывай целый день.

Ропотливый монах потерпит большой вред; а если все переносит он мужественно, то наследует он радость.

Не будем малодушествовать, возлюбленные; потому что нам не вечно жить в этой жизни.

Что ни сделает кто для Господа, все это прибыток ему. Ибо брашна чреву, и чрево брашном: Бог же и сие и сия упразднит (1Кор.6:13).

Если ты, монах, внимателен к самому себе, то, во-первых, себе тем сделаешь милость, а потом доставишь радость и любящим тебя, так как Премудрость говорит: сыне, аще премудр будеши, себе премудр будеши и искреннему: аще же зол будеши, един почерпнеши злая (Притч.9:12).

Разумей, монах, что говорю; пусть не будет у нас вне - благоговение, а в келлии - роскошь, чтоб не уподобиться гробом повапленным, иже внеуду убо являются белы, внутрьуду же полны суть костей человеческих и нечистоты (Мф.23:27). Ибо на всяком месте один Бог, Которому слава во веки! Аминь.

Смири помысл гордыни прежде, нежели гордыня смирит тебя. Низложи помысл высокоумия прежде, нежели оно низложит тебя. Сокруши похоть прежде, нежели похоть сокрушит тебя.

Не укоряй брата в непостоянстве, чтоб и самому тебе не впасть в ту же немощь.

Если будешь жить с великим старцем, то не пересказывай только его добродетели, но и подражай его жизни; ибо сие полезно для тебя.

К новоначальному, монах, оказывай долготерпение; потому что все возможно Господу.

Новоначальный же, который ненавидит смирение, не имеет у себя оружия на сопротивного; и таковой потерпит великое поражение.

Кто желает плотского успокоения, тот готовит себе много болезней; а долготерпеливый спасается.

Умный настоятель не почтет маловажным выслушать недоумение между новоначальным и старшим его, а сведущий исследует дело в точности и примирит их страхом Божиим.

Кто множит словеса в монастыре, тот умножает ссоры и ненависть к себе; а кто блюдет уста свои, тот будет любим.

Хорошо послушание ради Бога соблюдаемое, возлюбленные; посему узнавай, какое послушание благоугодно Богу.

Послушание, соблюдаемое ради Бога, исполнено святыни даже до смерти.

Прилагай старание о душе своей, и не смущайся падением своим; ибо есть стыд, который ведет за собою грех, и есть стыд в котором слава и благодать.

Если впадешь в недуг, возлюбленный, помни, кто говорит: сыне, не пренебрегай наказания Господня, ниже ослабевай от Него обличаемый. Егоже любит Господь, наказует, биет же всякаго сына, егоже приемлет (Притч.3:11,12).

Кто заключен в темницу, и думает воспротивиться царю, тот сделает ли себе какую пользу? А кто припадает к ногам и умоляет, тот скорее возбудит к себе сострадание.

Брат однажды занемог и сказал сам к себе; "увы мне грешнику! состареюсь я в этой немощи". Он выздоровел, и снова постигла его другая немощь, которая была тяжелее прежней; и он опять сказал то же слово; между тем не объявил вдруг своего страдания человеку, но стал просить милости у Господа, Который подает здравие в болезни и крепость в немощи.

Если придет на тебя дух уныния, не оставляй своего дома, но противостань сему духу с терпением. Да не убедит тебя помысл внушающий перейти с места на место. Ибо, если склонишься на сей помысл, то никогда не будет у тебя терпения.

Написано: в чесом исправит юнейший путь свой? внегда сохранити словеса Твоя (Пс.118:9). Сим наипаче спасется живущий в обществе с братиями.

Должно приобрести страх Господень и в высшей степени целомудрие, от которых рождаются любовь, радость, мир, послушание, великодушие, воздержание, терпение и все, что прилично христианам.

Да будет скор услышати, и косен глаголати, косен во гнев. Гнев бо мужа правды Божия не соделовает (Иак.1:19.20). Пусть и видя, как бы не видит того, что ему неполезно, и слыша, не слышит того, что непристойно.

Пусть из последних сделает себя последним, и обретет себе упование. Ибо смиряяй себе вознесется, а возносяйся смирится (Лк.18:14).

Если начнет кто приказывать, но не будет помогать в труде по мере сил; то будет иметь труд при конце.

Не всегда дует одинаковый ветер, но в ветрах бывают перемены; посему надобно приучать себя к делу, ибо не знаем, что родит находяй день (Притч.27:1).

Имей всегда пред очами Сказавшего: не судите, да не судимы будете. Имже бо судом судите, судят вам; и в нюже меру мерите, возмерится вам. Что же видиши сучец, иже во оце брата твоего, бервна же, еже есть во оце твоем, не чуеши? Или како речеши брату твоему, остави, да изму сучец из очесе твоего, и се бервно во оце твоем? Лицемере, изми первее бервно из очесе твоего: и тогда узриши изъяти сучец из очесе брата твоего (Мф.7:1-6), и, без сомнения, приобретешь благодать пред Господом и пред людьми.

Не дозволяй глазам своим кружиться туда и сюда, и не всматривайся в чужую красоту, чтоб с помощью глаз твоих низложил тебя противник твой.

Соревнуй не тем, которые нерадивее тебя, но тем, которые украшены всякою добродетелью.

Не будь, брат, легкомыслен; что делается без страха Божия, то не имеет иного последствия, кроме осуждения и раскаяния.

Блаженна душа, работающая Господу во истине; потому что напоследок обретет себе упокоение от Господа.

Малое нерадение рождает грех, и малая трезвенность отвращает великий вред.

Лучше есть о Господе и благодарить Господа, нежели не есть и осуждать ядущих и благодарящих Господа.

Сел ты за трапезу? Ешь хлеб, а не клевещи на ближнего, чтоб чрез клевету не сделаться тебе пожирающим брата своего. Ибо написано: снедающии люди Моя, в снедь хлеба, Господа не призваша (Пс.13:4).

Будь здрав в вере, и ешь все предлагаемое тебе о Господе. Если же предложено вам что снедное, чего не хочешь ты есть, не отсылай его с трапезы, когда многие хотят есть и благодарить Господа.

Сел ты за трапезу? Ешь как человек, и не озирайся, как невежда.

Один брат сказал: "не по разборчивости какой-нибудь отказываюсь вкушать мясо: зане всякое создание Божие добро, и ничтоже отметно, со благодарением приемлемо: освящается бо словом Божиим и молитвою (1Тим.4:4). Но поелику написано: не пользует безумному слабость (Притч.19:10); то неразумно - монаху есть мяса животных.

Когда предложены куски, не гнушайся и кусками; ибо Господь повелел ученикам Своим собрать избытки укрух, да не погибнет ничтоже (Ин.6:12).

Если брат, уступив искушению, отлучится с места своего, и потом раскаявшись, захочет возвратиться, то не препятствуй сему, возлюбленный, но скорее присоветуй сделать это; ибо не веси, что родит находяй день. Таких людей не должно презирать, как вдавшихся в обман, но скорее надобно опять принять их, как освободившихся от немощи.

Если живешь с братиею, не подавай никому повода отлучаться от братства, чтоб не быть тебе осужденным в том мире.

Всего более остерегайся соблазнить кого-нибудь, чтоб не быть тебе исключенным из небесного царства вместе с творящими соблазны.

Если затрудняется делом брат твой, раздели с ним труд, чтоб сподобиться тебе в оный день услышать от Господа: что сделал ты для единаго сих братий Моих меньших, то для Меня сделал (Мф.25:40).

Кто нерадит о немощных, тот прогневляет Учителя: и кто радуется падению брата своего, тот подвергается гибельному падению.

Не говори: "сегодня согрешу, а завтра покаюсь". Но лучше сегодня покаемся, ибо не знаем, доживем ли до завтра.

Согрешили мы, возлюбленные? покаемся, потому что Господь приемлет покаяние истинно кающихся.

Не говори, монах: "здесь брань и теснота, а там упокоение и беззаботная жизнь". Ибо знаешь ли, кто ведет с нами брань? Не враг ли наш диавол? Итак выслушай, что говорится у Иова: и рече Господь диаволу: откуду ты грядеши? Тогда рече диавол пред Господем: прошед поднебесную и обшед всю землю, приидох (Иов.2:2). Поэтому знай, что куда бы ни пошел ты, везде выше тебя небо. Посему оставайся на том месте, куда ты призван, и противустань диаволу; и он убежит от тебя. И приблизься к Богу; и Он приблизится к тебе.

Кто любит золото, тот не будет оправдан; а кто любит Господа, тот будет благословен. Кто возложил упование на золото, тот падет; а кто возложил упование на Господа, тот спасется.

Горе тому, в кого вошли неверие, бесстрашие, неведение, неразумие и бесстыдство; потому что будет он часть лисовом (Пс.69:9). Но блаженна душа, в которой обитает страх Божий.

Кому не нравится служить одному господину, тот поработает многим, и кто не хочет подчиниться одному настоятелю, тот подчинится многим в разных местах. Кто не остается при одном рукоделии, тот будет завален разными делами.

Кто украшает одежды свои, тот вредит душе своей: потому что дороги одежды срамят душу монаха; приличны же монаху 6едные одежды.

Злая укоризна монаху - гордыня, дерзость, бесчувственность, бесстыдство, безрассудность, вспыльчивость, безумие.

Укоризна монаху - блуждающее око: ибо блуждающее око причиняет много скорбей тому, кто следует за ним. Если не воздержишься от скитания очей, то не проложишь прямых стезей целомудрия.

Укоризна человеку - упиваться вином; видев многих, никого не нашел я подобных упивающемуся.

Монах, который хвалится своею крепостью, первый безумец; стыд и укоризна монаху - хвалиться собственною своею силою: хваляйся, о Господе да хвалится (1Кор.1:31).

Безумный в смехе возносит глас свой (Сир.21:23), а еще безумнее, кто, расхаживая, сильно движет плечами и машет руками.

Признак невежества в монахе, если в сильном волнении поднимает левую часть своей сорочки; обучившийся благоприличию во всем будет благоговеен.

Гибельная страсть в человеке - сделать клятвы привычными для языка своего. Не делай клятв привычными языку своему, чтобы не умножилось твое неведение, и вместо оправдания не собрать тебе кучи грехов.

Слава монаху - бояться Господа и соблюдать заповеди Его; слава монаху - смиряться пред малыми и пред великими. Слава монаху - рассудительность и смиренномудрие. Слава монаху - непамятозлобие, и терпение, и трезвенность во всяком деле благом.

Не презирай старца, если пожелает войти в труд монашеской жизни, потому что и Господь не отверг пришедших в единонадесятый час, и ты не знаешь, что может быть, и сей есть сосуд избран (Деян.9:15).

Если возлюбишь гордыню, будешь часть бесам; если возлюбишь смиренномудрие, будешь часть Владыке Христу.

Если возлюбишь сребролюбие, пойдешь отселе ни с чем; а если возлюбишь нестяжательность, не лишишься небесного богатства.

Если будешь скрывать в сердце своем страсть памятозлобия. то сделаешься обителью ярости и неведения, а вместе и печали, и вид лица в тебе изменится. Ибо сказано: путие злопомнящих в смерть (Притч.12:28).

Высокоумный человек много понесет печалей, а смиренномудрый всегда будет веселиться о Господе.

Высокоумие во всякое время домогается чести, а смиренномудрие в славе не превозносится, и в бесславии не беспокоится; потому что ожидает награды от Господа.

Кто скрывает в сердце своем памятозлобие, тот подобен откармливающему змею на груди своей.

Не давай печали сердцу своему; ибо мира печаль смерть соделовает, а печаль, яже по Бозе, доставляет тебе жизнь вечную (2Кор.7:10).

Взыщи Господа, возлюбленный, всеми силами твоими, чтобы спаслась душа твоя, и порок не водворился в сердце твоем.

Как порог в реке обращает в другую сторону стремление вод, так порок отвращает ведение от сердца.

Аще гониши правду, постигнеши, и облечешися в ню, яко в подир славы (Сир.27:8).

Монах, вмешивающийся в дела житейские, потерпит много вреда, а пребывающий в подвижнических трудах не потерпит вреда.

Кто по отречении и удалении от мира обращает свой помысл к мирскому, тот ни чем не разнится от человека, который сам себе остригает волосы. Кто думает шутить тем и другим, тот сам себя обманывает; ибо написано: Бог поругаем не бывает: еже бо аще сеет человек, тожде и пожнет (Гал.6:7).

Не заглядывай, монах, в городские улицы, и не скитайся по городским площадям, чтоб не встретилось тебе что-нибудь, и не поползнулась душа твоя в погибель.

Превозношение ослепляет умные очи; а смирение просвещает их любовью; ибо научит кроткия путем Своим (Пс.24:9).

Не заходи, брат, в тину брения и удаляйся от людей, ходящих бесстрашно.

Опасно человеку надеяться на себя самого; надеющийся на Господа спасется.

Украшающий одежды свои возгордится; а гордый монах - неоперившийся орел.

Смиренномудрый монах - легки скороход и как бы меткий стрелок.

Как железо все утончает и покоряет, так и смирение по Богу разрушает козни врага.

Что рогатина для зверолова, и оружие для воина, то для монаха смирение.

Спеши, брат, добровольно вступить на путь узкий и тесный, пока невольно не вступил на путь еще теснейший.

Мирскому человеку похвальба - его выходы, а монаху похвала - и помыслом не переступать за порог своего дома.

Слушай, возлюбленный: борец во время подвига сжимает уста свои; и ты сомкни уста свои для всего излишнего, и будешь иметь упование.

Сказано: коль велик, иже мудрость обрете, но несть паче боящагося Господа (Сир.25:13).

Велик и начавший, но не как продолживший; велик и первый, но не как совершивший.

Не люби плотского покоя, чтоб не найти себе в нем духовного вреда.

Не любопытствуй о чужом, чтобы не погубить своего.

Не вдавайся в непомерную работу; потому что хорошо и полезно делать все в меру и в порядке.

Кто не имеет страха Божия в сердце своем, хотя бы каждый день стал есть мед и млеко, не может быть в покое; а верующий все переносить мужественно.

Оставайся под благим игом Господним; чтоб избежать тебе недоброго и тяжкого ига мира сего.

Не учащай в келлию к брату своему.

Ежели есть у тебя полезная книга, и брат, услышав, захочет попользоваться ею, не скупясь дай ему.

А ты, возлюбленный, пользуйся книгою тщательно, и с миром возврати ее, кому она принадлежит.

Если имеешь у себя в келлии монастырскую книгу, то не бросай ее с пренебрежением, но береги и тщательно обверни ее, как Божию.

Дерзкий монах стыдит настоятеля и братию, а мудрый сберегает их честь.

Воздержание измождает плоть, а многоядение делает грубым ум.

Монаху в келлии дает терпение не то, что он не скорбя совершает дело по установленному порядку, но страх Божий, памятование о смерти и о мучениях.

Лучше заниматься делом, молитвою и размышлением при чтении божественных Писаний, чем прекращать сие не во время и предаваться празднословию, от чего рождается клевета.

Не искушай брата своего, преследуя его насмешками, чтоб самого не выдали в нужде; ибо написано: иже раздражает словесы, не спасется (Притч.19:7).

Кто своею злонамеренностью сам себя делает ненавистным, тот кем будет любим? А любящий любящих его кую мзду имать? как сказал Господь. Не и грешники ли тожде творят (Мф.5:46)?

Человек горячий возмутит души братии, а долготерпеливый в любви побоится Господа.

Юного труженика не обременяй, и с старцем неразумным не ходи вместе; а разумные старцы - по Боге опора братии.

Великое дело - воздержание очей, чрева и языка; а если еще в изобилии при нем милость, воссияет оно, как светило.

Человек, который хвалит ближнего в его отсутствии, то же, что собирающий доброе в свою сокровищницу.

Бойся Господа, и наследуешь блага.

Не ходи по путям грешных, но следуй по стезям праведных.

Если возлюбишь пути правды, то обрет




<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | К читателю. Веруяй в Сына Божия имать живот вечный (Ин.3:16)

Дата добавления: 2015-08-31; просмотров: 311. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

КОНСТРУКЦИЯ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ ВАГОНА Тип колёсной пары определяется типом оси и диаметром колес. Согласно ГОСТ 4835-2006* устанавливаются типы колесных пар для грузовых вагонов с осями РУ1Ш и РВ2Ш и колесами диаметром по кругу катания 957 мм. Номинальный диаметр колеса – 950 мм...

Философские школы эпохи эллинизма (неоплатонизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм). Эпоха эллинизма со времени походов Александра Македонского, в результате которых была образована гигантская империя от Индии на востоке до Греции и Македонии на западе...

Демографияда "Демографиялық жарылыс" дегеніміз не? Демография (грекше демос — халық) — халықтың құрылымын...

Примеры решения типовых задач. Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2   Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2. Найдите константу диссоциации кислоты и значение рК. Решение. Подставим данные задачи в уравнение закона разбавления К = a2См/(1 –a) =...

Экспертная оценка как метод психологического исследования Экспертная оценка – диагностический метод измерения, с помощью которого качественные особенности психических явлений получают свое числовое выражение в форме количественных оценок...

В теории государства и права выделяют два пути возникновения государства: восточный и западный Восточный путь возникновения государства представляет собой плавный переход, перерастание первобытного общества в государство...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия