Организация самостоятельной работы
Самостоятельная работа по дисциплине включает следующее: – аналитический реферативный обзор (реферат, доклад), построенный на изучении, анализе материалов по методологическим и практическим вопросам искусствознания; – изучение и анализ тематических порталов (отечественных и зарубежных); – составление тезауруса изучаемой дисциплины (работа в группах); – разработка пакета учебных материалов; – составление библиографии по дисциплине и аннотированного справочника Internet-адресов; По результатам самостоятельной работы формируется портфолио.
Примерные темы рефератов, докладов, фрагментов лекций 1. Исторические принципы описания, токования и атрибуции памятников изобразительного искусства 2. Исторические типы понятия «стиль» и противоречия на пути развития метода стилистического анализа 3. История западноевропейской искусствоведческой мысли: основные пути развития 4. Становление отечественной школы искусствознания 5. Историко-художественный метод в трудах российских искусствоведов 6. История формирования принципов архитектуроведения 7. Биографический метод изучения художественного творчества 8. Методы социального анализа истории искусств 9. Понятие «художественный образ» в искусствознании 10. Специфика мифологического и религиозного восприятия искусства и архитектуры 11. Проблемы соотношения эстетического и художественного в искусствознании 12. Проблема «герменевтического кольца» в искусствознании 13. Анализ «репрезентаций значений» в визуальных искусствах 14. Анализ перспективных построений в искусствознании 15. Материалы, техники и технологии в изобразительном искусстве и архитектуре и их связь с художественно-образными значениями 16. Историко-психологический метод В.Дильтея 17. Структурно-семантический анализ М.Шапиро 18. Движение от структурализма к постструктурализму в трудах У.Эко 19. Психоанализ и его влияние на неоиконологию
Рекомендуемая литература: Основная 1. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства – М: Изобразительное искусство, 1985. 2. Герчук Ю.Я. Основы художественной грамоты.6 Язык и смысл изобразительного искусства: Учебное пособие – М: Учебная литература, 1998. 3. Ильина Т. В. Введение в искусствознание. – М.: Издательство: АСТ, 2003. 4. История европейского искусствознания от античности до конца ХУШ века. М., 1963. 5. История европейского искусствознания первой половины Х1Х века. – М., 1965. 6. История европейского искусствознания. Вторая половина XIX века – начало XX века. – в 2-х кн. М.: Наука, 1969. Дополнительная Искусствознание и проблема метода в искусствоведческой науке 1. Современное искусствознание за рубежом. М., 1964.
История искусствознания в России 1. Записки Якоба Штелина об изящных искусствах в России. 2 т. М.: Искусство, 1990. 2. Кеппен П.И. Список русским памятникам, служащим к составлению истории художеств и отечественной палеографии. М.,1822. 3. Веселовский Н.И. История имп. Русского археологического общества за первое пятидесятилетие его существования. 1846 – 1896. СПб., 1900. 4. Кызласова И.Л. История изучения византийского и древнерусского искусства в России (Ф.И.Буслаев, Н.П.Кондаков: методы, идеи, теории) 5. Вздорнов Г.И. История открытия и изучения русской средневековой живописи. Х1Х век. М.: Искусство, 1986. 6. Кириченко Е.И. Архитектурные теории Х1Х века в России. М.: Искусство, 1986.
Периэгеза и современная искусствоведческая эссеистика 1. Павсаний. Описание Эллады: В 2 т. М., 1937. 2. Аллен. Рассуждения об эстетике. – Н. Новгород, 1996. 3. Муратов П.П. Образы Италии. М.: Изд-во «Республика», 1994. 4. Манчини Дж. «Путешествие по Риму», «Размышление о живописи». 5. Брагинская Н.В. Поэтика описания. Генезис «Картин» Филострата Старшего // Поэтика древнегреческой литературы. М., 1985. – С.224 – 290.
Технико-технологические описания, знаточество, атрибуция и реставрация 1. Плиний. Естественная история 2. Филострат. Картины. Минск, 1996. 3. Линник И. Голландская живопись XVII века и проблема атрибуции картин. Л., 1980. 4. Немилова И.С. Загадки старых картин. М., 1973. 5. Одноралов Н.В. Скульптура и скульптурные материалы. М.: Изобразительное искусство, 1982.
|