Студопедия — Часть А.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Часть А.






Именно формально-операционное, а не до-операционное или конкретно-операционное мышление обладает способностью различать ценностные сферы. Как указывает Кук-Гройтер, до-операционное мышление дает точку зрения первого лица, конкретно-операционное дает точку зрения второго лица, а формально-операционное — точку зрения третьего лица, и потому только формально-операционное мышление может различать все три сферы «я», «мы» и «оно» (эстетика, мораль и наука). Таким образом, когда мы говорим о том, что современность дифференцировала эти сферы, мы также говорим, что современность представляет собой более высокую степень коллективной эволюции по сравнению с мифическим-членством (конкретно-операционное) и перспективным эго (формально-операционное). Древние греки, которые весьма рано развили некоторые аспекты формально-операционного мышления и зрительной логики, также различали Благо, Истину и Красоту, и по этой причине они справедливо считаются предвестниками современности. Тем не менее, они не сумели широко внедрить эту рациональность (и ее постконвенциональную мораль) в свою культуру (иначе они, среди прочего, покончили бы с рабством). В то же время, наиболее высоко развитые философы-мудрецы — от Платона до Плотина и Асанги — всегда разграничивали Большую Тройку (поскольку они владели зрительной логикой и имели доступ к высшим сферам); но это различение не могло быть принято средним уровнем культурного сознания их эпохи: это произошло только в эпоху современности. Мы можем сказать: Христос (среди всего прочего) понимал Золотое Правило, но только в эпоху современности оно стало законом, подкрепленным моральной санкцией всей культуры.

Это лишь одна из множества причин, по которым мы не можем просто утверждать, что онтологические уровни реальности заданы изначально и ждут только того, чтобы мы их увидели. Эти уровни также эволюционируют с ростом переднего края сознания, ибо все они открыты для развития, которое представляет собой не что иное, как Дух-в-действии, проявляющийся во всех сферах. Те модели, которые используют независимые и самодостаточные онтологические уровни реальности, являются «метафизическими» в самом «плохом», или некритичном смысле, и плохо сочетаются с уточнениями, которые внесла современность и пост-современность, а эти уточнения совершенно необходимы для продолжения процесса дифференциации-и-интеграции всех сфер бытия и знания. См. прим. 1.5.

Описание методологии «одновременного отслеживания» (si-multracking) уровней и секторов см. в "An Integral Theory of Consciousness" (CW7). Психология традиционно сосредоточивала свое внимание на уровнях и линиях Верхнего-Левого сектора. Интегральные исследования в целом сосредоточивают внимание на всех уровнях и линиях во всех секторах. Так, например, линии развития Нижнего-Правого сектора включают в себя производственные силы (от собирательского общества к садоводческому, и далее к аграрному, индустриальному и информационному обществу), геополитические структуры (города, государства), экосистемы, письменные своды законов, стили архитектуры, средства транспорта, формы коммуникационных технологий и т. д. Линии Верхнего-Правого сектора включают в себя органические структуры, нейронные системы, нейромедиаторы, волны электрической активности головного мозга, развитие скелетно-мускульной системы и т. д. Линии Нижнего-Левого сектора включают в себя различные мировоззрения, интерсубъективную лингвистику и семантику, культурные ценности и модусы поведения, фоновые культурные контексты и т. д. Несмотря на то, что психология естественным образом сосредоточивается на Верхнем-Левом секторе, для достижения полного понимания психики человека необходимо исследовать все четыре сектора, поскольку каждый из них оказывает определенное влияние на состояние его сознания.


* Ментальный = относящийся к деятельности ума. — Прим. ред.

* Когнитивное развитие = развитие способностей к познанию. — Прим. ред.

* Ментальное концептуальное познание = познание умом путем формирования понятий. — Прим. ред.

* Harry Gardiner, Jay Mutter & Corinne Kosmitzki. Lives Across Cultures: Cross-Cultural Human Development.

* Конвенциональный = обусловленный соглашением и правилами; социоцентрическое/конвенциональное мышление ориентируется на правила и нормы, принятые в обществе. — Прим. ред.

** Термин психологии развития, означающий начальный этап социализации.

* Higher Stages of Human Development, С. Alexander & E. Langer, ed.

* Буквально «Я сам», совокупность всего, что делает человека субъектом переживаемого им опыта. — Прим. ред.

* Robert Kegan. The Evolving Self; In Over Our Heads.

* Так называемый «древний мозг», доставшийся нам в наследство от первых земноводных и образующийся раньше всего в процессе развития человеческого зародыша. У человека ствол мозга, или древний мозг, состоящий из среднего и продолговатого мозга (и мозжечка) и расположенный в затылочной части черепа, управляет непроизвольными функциями жизнедеятельности (дыхание, сердцебиение, пищеварение и т. д.) и, кроме того, (химически) регулирует работу всех остальных частей мозга. — Прим. ред.

** Структуры «старого мозга» — таламус и т. п., впервые появляющиеся у высших животных; в частности, ответственны за эмоции, память и обучение. — Прим. ред.

*** Собственно большие полушария головного мозга, появляющиеся в ходе эволюции у высших млекопитающих (и птиц) и особенно развитые у человека; считаются ответственными за высшие формы мышления. — Прим. ред.

**** Химические вещества, использующиеся в нервной системе для передачи сигналов между нейронами, а также от нейронов к другим клеткам. — Прим. ред.

* В последующих главах проницательный читатель без труда заметит, что хотя Уилбер яростно нападает на теорию систем (и даже называет ее главным врагом духовности!), он широко применяет ее понятийный аппарат в своих собственных построениях. Секрет прост — на сегодняшний день общая теория систем (включая теорию хаоса и теории сложности) — это наиболее адекватный и универсальный язык описания процессов самоорганизации, применимый ко всему, от неорганических структур до живых клеток, организмов и экосистем (правый верхний и правый нижний сектора), от социально-экономических систем до индивидуальных и коллективных систем убеждений (левый верхний и левый нижний сектора) и до самоорганизующихся информационных систем (а к какому сектору отнести искусственный интеллект (ИИ), а возможно и сетевой ИИ, который, несомненно, появится в ближайшие десятилетия?). Именно общая теория систем показывает, что результатом самоорганизации являются холоны и холархии (термины А. Кёстлера), и что сложные системы, построенные по принципу вложенных иерархий, обладают внутренней перспективой (следствие теоремы Гёделя). — Прим. ред.

* Серотонин и дофамин — ингибирующий (тормозной) и возбуждающий нейромедиаторы (см сноску на стр. 88), связанные с регуляцией эмоциональных состояний. — Прим. ред.

** ПЭТ — метод наблюдения за интенсивностью обмена веществ в клетках мозга с помощью вводимых в сосуды мозга химических веществ, меченных специальными радиоактивными изотопами. Применяется для диагностики повреждений и опухолей мозга, а также для поиска физиологических причин или коррелятов психических расстройств («душевных болезней»). — Прим. ред.

* См. сноски 1-3 к этой части. — Прим. ред.

** Уилбер несколько упрощает дело. Онтологически можно говорить о биоэлектрической активности мозга как феномене Левой Стороны, но паттерны этой активности уже наполнены «правосторонним» — субъективным и интерсубъективным смыслом (в силу известного тезиса философии науки, что результаты любого эксперимента являются теоретически нагруженными). В любой области человек наделяет смыслом, а значит и градациями ценности и красоты все, с чем он имеет дело. Поэтому, например, для нейрофизиолога, наблюдающего пациента с поражением мозга, ЭЭГ-паттерн, свидетельствующий о благоприятном прогнозе, безусловно, ценнее и красивее, чем патерн, указывающий на ухудшение состояния. Здесь, скорее уместна аналогия с созерцанием произведения искусства, о чем Уилбер пишет чуть ниже. — Прим. ред.

* J.M. Baldwin. Thought and Things: A Study of the Development and Meaning of Though, or Genetic Logic.

* Здесь уместно напомнить слова Виттгенштейна: «О том, о чем нельзя сказать словами, следует умолчать». Любая философская теория или модель (в том числе, модель Уилбера) основана на лингвистически порождаемых структурах понимания. Единственной альтернативой является передача духовной традиции как практики. — Прим. ред.

* Необходимо учитывать, что, говоря о патологиях, связанных с нарушением нормального развития самости на том или ином поворотном пункте, Уилбер, как правило, имеет в виду патологии, которые проявляются не на самом этом уровне развития, а на последующих стадиях. То же касается и методов терапии — за редкими исключениями, психотерапевт обычно имеет дело не самими нарушениями развития в момент их возникновения, а с их более или менее отдаленными последствиями. — Прим. ред.

* Здесь необходимо пояснение. Этот довод направлен против сторонников «романтического» воззрения, согласно которому новорожденный младенец «един с Высшей Основой всего сущего», и «регрессия на службе эго» представляет собой возврат к этому единству. — Прим. ред.

* Как впервые показал Поль Рикёр, образы обладают многими свойствами знаков — в частности, они могут быть взаимообозначающими и взаимозаменяющими (а также взаимодополнительными). В соответствии с этим, зрительно-логическое мышление осуществляет формальные операции с образами, как знаками. Это мышление было бы правильней называть абстрактно-образным (в отличие от примитивного конкретно-образного), поскольку образы не обязательней должны быть зрительными — они могут относиться к любой сенсорной (и репрезентативной) модальности или быть синестетическими, т. е. полимодальными. Хочется надеяться, что Уилбер имеет в виду как раз такую логику синестетических образов, так как именно она, судя по всему, используется во многих духовных традициях. — Прим. ред.

* Здесь Уилбер снова критикует «романтические» воззрения, согласно которым путь к духу как Первооснове всего сущего лежит через повторное обретение потенциальных возможностей, данных человеку при рождении и утерянных в ходе личностного развития. — Прим. ред.

* Уилбер использует терминологию западного психоанализа, которая может быть не вполне понятна неискушенному читателю. Ментальная самость возникает, когда человек начинает определять себя как ум («мыслю, следовательно существую»), заключенный в оболочку тела. Концептуальное «Я» — это просто совокупность представлений о себе, выраженных с помощью (языковых) понятий.

** Сами понятия, с помощью которых человек начинает определять себя, неразрывно связаны с нормами и правилами общества и культуры и с воплощающими их фигурами, и потому эти последние становятся частью концептуального «Я», выполняя функцию контролирующей инстанции. — Прим. ред.

*** То есть, составляют часть общего фонда коллективного бессознательного. — Прим. ред.

* Речь идет о гипотезе, согласно которой в достаточно сложных системах нервных сетей (или нервных соединений — отсюда коннекционизм (англ. connect, соединять) возникают (англ. emerge) принципиально новые системные свойства, в том числе, внутренняя (субъективная) перспектива, или способность к саморепрезентации. Эта гипотеза, впервые предложенная выдающимся нейрофизиологом и нобелевским лауреатом Роджером Сперри, в последнее время находит подтверждение в так называемых «системах искусственного интеллекта». — Прим. ред.

** «Эгоистичный ген» — термин молекулярной генетики. Ученые обнаружили, что значительная часть генетического материала человека (и животных) никогда не считывается классическим образом (то есть, с последующим синтезом РНК и белков) и просто передается организмами по наследству. О роли этих генов высказывались самые смелые гипотезы — от наследственной памяти до потенциальных возможностей, ожидающих своего раскрытия; следствием одной из таких гипотез было утверждение, что современная жизнь существует только для сохранения и передачи будущим поколениям этих «эгоистичных генов». — Прим. ред.

* Согласно утверждениям социобиологии — одной из разновидностей неодарвинизма — каждый организм стремится, прежде всего, к распространению своих генов (и, значит «эгоистичных генов»! — см. предыдущее примечание), тогда как все остальное (сознание, эстетика, мораль и т. д.) — это просто сложные формы поведения, поставленные на службу этой первоочередной цели. — Прим. ред.

** Это своего рода «гены», кодирующие целостные формы поведения; авторы этой гипотезы утверждают, что на высших ступенях эволюции естественный отбор идет не на уровне биологических генов, а на уровне таких «матриц». — Прим. ред.

*** Заметьте, что это полностью совпадает с выводом общей теории систем и следствием теоремы Геделя (которые, как считает Уилбер, принадлежат к «флатландии»): достаточно сложные системы могут включать в себя собственное описание, то есть, обладать внутренней (субъективной) перспективой. Дело совсем в другом — внутреннее описание (Левая Сторона) и внешнее описание (Правая сторона) несовместимы в рамках одной (классической) теории или модели — сколь угодно «интегральной» — поскольку они связаны соотношением дополнительности (так же, как квантовое и макроскопическое описание в физике). Для подлинно интегральной модели требуется, прежде всего, принципиально новая (неклассическая) логика, и здесь стоит присмотреться к другим частям наследия вечной философии, помимо Великого Гнезда — например, к христианской концепции Троицы — равно как к идеям современной физики и математики. — Прим. ред.

* Буквально «приобретают на разных условиях». Дело в том, что есть два разных (и взаимодополняющих) типа приобретения или освоения чего бы то ни было — «консервативный», ради сохранения, и «прогрессивный» (инвестиционный), ради использования в качестве средства для дальнейшего развития; продуктами этих двух подходов являются культура и цивилизация. То, какой из полов берет на себя одну или другую из этих функций (патриархат или матриархат), разумеется, не определяется только биологическими факторами, но не лишне заметить, что различие консервативный/прогрессивный существует и на биологическом уровне: женские наследственные клетки (яйцеклетки) закладываются с рождения, тогда как мужские половые клетки (сперматозоиды) постоянно синтезируются в любом возрасте и, возможно (неоламаркизм), несут в себе информацию о наиболее успешном преодолении соответствующих этапов онтогенеза. — Прим. ред.

* Нелюбовь Уилбера к физике заходит настолько далеко, что он не замечает любопытного сходства своей аргументации с тем, что говорилось в начале века в дебатах между школами Бора и Эйнштейна: последний настаивал на сводимости описания микромира к классическому описанию, тогда как Бор говорил о принципиальной ненаблюдаемости (и несводимости) квантовых феноменов и утверждал, что классическое и квантовое описания связаны отношением дополнительности. Квантовая физика, как она виделась Бору, не сводит макромир к микромиру или наоборот — будучи, по своей основе, эпистемологией она не претендует на роль онтологии: ее не интересует, как устроен мир на самом деле — она лишь позволяет точно предсказывать результаты экспериментов. В этом отношении она поразительно похожа на восточные духовные системы — что неоднократно отмечали многие исследователи. Точно так же, теория систем, вопреки обвинениям Уилбера, не претендует на роль онтологии — она имеет дело не с сущностями, а с взаимосвязями и закономерностями, и одинаково способна описывать системы материальных объектов, экономических законов, моральных норм, религиозных убеждений и т. д. — короче говоря, любые системы сущностей как Правой, так и Левой стороны, не интересуясь, что представляют собой сами сущности, тем более, не сводя их друг к другу, а основываясь только на наблюдаемых (неважно, в медитации или в лаборатории) закономерностях их взаимосвязей. — Прим. ред.

** J. Gebser. Ursprung und Gegenwart.

* Jean Houston. Life-Force.

** Duane Elgin. Awakening Earth.

*** Combs. The Radiance of Being.

* В данном (теоретико-лингвистическом) контексте следует говорить именно о значении, а не о смысле. Это очень важное различие, поскольку значение является интерсубъективным, а смысл — субъективным, то есть, одно и то же значение для разных людей может иметь разный смысл. Язык понятен именно потому, что он переносит значения, а не смыслы. — Прим. ред.

* Эмерджентный физикализм — точка зрения, согласно которой в сложных физических системах могут возникать новые «системные» свойства или качества, не являющиеся физическими. — Прим. ред.

* И это вполне возможно — по существу, это сделал еще Гегель в своей концепции самопознания Абсолютного Духа (а задолго до него — индусы в своей концепции Амана-Брахмана). Нужно лишь понимать, что проблема разум-тело — это вариация на тему пресловутого «основного вопроса философии», который можно переформулировать как проблему соотношения онтологии и эпистемологии. Чтобы познавать, сначала должны существовать то, что познает и то, что познается, даже если это одно и то же (скажем, Дух). То есть, должно существовать что-то независимое от самого познания (онтология). Это что-то в своей целостности составляет основание познания и, потому, не может быть его содержанием (эпистемология). Любое описание — будь то на языке «оно» или на языке «я» — это сфера эпистемологии, которая не может стать онтологией, и в этом смысле проблема разум-тело действительно неразрешима, поскольку сама возможность любого описания уже основана на существовании разума. — Прим. ред.

* Здесь Уилбер снова распространяет свой излюбленный обличительный термин «флатландия» на естественные науки в целом, хотя он применим только к ньютоно-картезианской парадигме, давно отвергнутой, например, современной физикой, которая признает принцип дополнительности. На нобелевском гербе Нильса Бора (изображавшем известный символ инь-янь) было написано: «Противоположностью тривиальной истины является ложь, но противоположностью глубокой истины может быть столь же глубокая истина». Противоречия, о которых говорит Уилбер — это просто взаимодополнительные описания, вместе составляющие полное возможное знание об описываемых феноменах. — Прим. ред.

* Уилбер проделывает именно то, что сам чуть ранее назвал семантическим ухищрением. На пострациональном, недвойственном уровне не существует проблемы разум-тело в рациональной постановке. Тем не менее, сама проблема остается: человек постигает, что все имеет Один Вкус — он переживает это в непосредственном опыте, онтологически. Но как только он захочет превратить это переживание в знание, ему придется изобрести соответствующие «надрациональные» логику и эпистемологию, предложить язык описания, построить теорию. Такая попытка (до сих пор не до конца понятая и оцененная) уже была предпринята в раннем буддизме. Возможно, на роль языка описания или посредника между внешним и внутренним подойдет математика, нейтральная по отношению к мирам «Я» и «Оно». — Прим. ред.

* The Journal of Consciousness Studies.

** The View from Within, Fransico Varela & Jonathan Shear, eds.

*** Investigating Phenomenal Consciousness, Max Velmans, ed.

**** William Braud & Rosemarie Anderson. Transpersonal Research Methods for the Social Sciences.

* О терминах «тифон» и «кентавр» и соответствующих этапах развития см. «Проект Атман» (готовится к печати).

* Строго говоря, термин Уилбера «vision-logic» дословно означает «логика видения» или «визионерская логика». То, что он при этом имеет в виду, правильней было бы называть образной или, лучше, имагинативной логикой. Однако, для перевода этого термина как «зрительной логики» существует ряд веских оснований: (1) зрительная логика осуществляет формальные операции, обычно применимые к знакам, с образами (семиотика образов П. Рикёра); (2) она знаменует собой переход от последовательного вербально-концептуального измерения (не допускающего множественности перспектив) к одновременно данному зрительно-пространственному измерению (допускающему такую множественность). На уровне мозга (о чем Уилбер не упоминает) такой переход означает развитие навыка синестетической трансляции (G. Hunt) всех сенсорных и репрезентативных модальностей в наиболее универсальную зрительно-проетранственную модальность. — Прим. ред.

* Эмерджентное = неожиданно возникающее; коннекционистское = придающее центральное значение связям. Данная модель рассматривает психику как системное свойство сложных иерархически организованных нейронных сетей, обусловленное возникновением в них новых связей. — Прим. ред.

** Alwyn Scott. Stairway to the Mind.

*** Означающее, означаемое, референт — термины «семиотического треугольника» де-Соссюра. Референт = объект во внешнем мире; означаемое = его субъективное восприятие; означающее = знак, используемый для его обозначения (например, слово естественного языка). — Прим. ред.

* Это справедливо лишь в том случае, если «объективное» и «субъективное» имеют онтологический статус. Если же они рассматриваются эпистемологически, то есть, просто как два взаимодополнительных описания, никакой проблемы не возникает. Об этом были осведомлены не только недвойственные философы мудрецы — современная физика уже «проходила» это в начале века в связи со спором о природе квантовой реальности. — Прим. ред.

** На этот вопрос столь нелюбимые Уилбером теория систем и теорема Гёделя (которую он даже не упоминает) отвечают: как эмерджентное системное качество или свойство самоописания (внутренней перспективы) системы, не входящее в число ее компонентов. — Прим. ред.

* Этот не вполне ясный термин Уайтхеда, по существу, означает, что любые сущности хранят в себе, в качестве внутреннего аспекта или совокупности «импринтов», историю своего взаимодействия. См. А.Н. Уайтхед. Процесс и реальность. — Прим. ред.

** David Ray Griffin. Unsnarling the World-Knot.

* То есть, как только мы предполагаем, что элементарные кирпичики вселенной состоят из еще более элементарных кирпичиков, мы обязаны предполагать у последних наличие внутреннего аспекта. Это не так сложно, как хочет представить Уилбер, поскольку все «элементарные кирпичики» от атом и ниже представляют собой теоретические построения человеческого ума (столь же условные и относительные, как сама идея внешнего и внутреннего), и если даже физики «видят» атомы, нужно помнить, что результаты любого эксперимента «теоретически нагружены» (то есть подтверждают или опровергают теорию, положенную в основу эксперимента: третьего не дано). — Прим. ред.

* Dobert, Habermas, and Nunner-Winkler. "The Development of the Self, in: Broughton Critical Theories of Psychological Development.

Часть А.

1. Что из перечисленного отражает тенденцию к межнациональной интеграции в обществе?

1) сепаратизм 2) сближение народов 3) национальная изоляция 4) национальная дифференциация

2. Какую категорию населения относят к люмпенам?

1) безработных 2) интеллигенцию 3) молодежь 4) нищих

3. Известный предприниматель учредил именную стипендию для студентов-отличников. Это пример социального(ой)

1) авторитета 2) нормы 3) санкции 4) стратификации

4. Наличие в обществе различных этнических общностей иллюстрирует проявление социального(ой)

1) неравенства 2) мобильности 3) конфликта 4) стратификации

5. Верны ли суждения?

Этническое самосознание народа

А фиксирует унаследованные культурные традиции, понимание своего места среди других народов.

Б еще не сформировалось на такой стадии развития этноса, как племя.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

6. Понятие, используемое в социологии для определения тех, кто оказался на социальном дне

1) страта 2) маргинал 3) люмпен 4) плебей

7. Официальной формой выражения одобрения со стороны начальства для человека является

1) устная характеристика 3) доброжелательное отношение

2) лестный отзыв на собрании коллектива 4) вручение премии

8. В Древнем Риме рабы не имели права наследовать имущество, участвовать в общественной жизни, вступать в брак. Это пример проявления социального(ой)

1) стабильности 2) мобильности 3) неравенства 4) эволюции

9. Если в межнациональных отношениях используется принцип толерантности, это означает, что существует

1) уважение к чужому мнению, доброжелательность 3) возможность исповедовать любую религию

2) уважение к традициям и обычаям других народов 4) свобода экономической деятельности

10. Верны ли суждения?

Люди, принадлежащие к одной нации

А объединены общностью исторических и культурных традиций

Б говорят на одном языке

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

11. Какой признак отличает молодежь как социальную группу?

1) однородность, отсутствие дифференциации 3) общность политических убеждений

2)сходные черты поведения 4) единство уровня доходов

12. Все виды социальных норм характеризует признак

1) выполнение роли регулятора поведения людей

2) направленность на формирование положительных качеств личности

3) сходные черты поведения

4) единство уровня доходов

13. Социальная стратификация представляет собой

1) социальное различие, неравенство в положении людей

2) результат взаимодействия внутри общественной группы

3) любые изменения в статусе личности

4) освоение индивидом социальных норм

14. Причиной возникновения конфликтов на этнической форме является(ются)

1) усиление инфляционных процессов в экономике 3) экологические проблемы в регионах

2) ущемление прав национальных меньшинств 4) имущественная дифференциация населения

15. Верны ли суждения? Социальный статус

А характеризует место личности в социальной структуре общества

Б может меняться в течение всей жизни человека

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

16. Какое социологическое понятие используется для обозначения общественной группы, занимающей промежуточное положение, неустойчивое положение в социальной структуре?

1) пролетарии 2) интеллигенты 3) маргиналы 4) люмпены

17. Общим признаком как для моральных, так и для правовых норм является

1) обеспеченность силой государственного принуждения

2) отражение представлений государства о справедливости

3) регулирование общественных отношений

4) закреплены в письменной форме

18. Основатели некоторых королевских династий Европы происходили из бедных незнатных фамилий. Данный факт иллюстрирует явление социальной(ого)

1) стратификации 2) мобильности 3) неравенства 4) эволюции

19. Многообразие культур служит в современном мире проявлением

1) национальной изолированности 3) культурного застоя

2) национальной дифференциации 4) культурной глобализации

20. Верны ли суждения?

Смена одного статуса на другой

А всегда означает переход человека из одной профессии в другую

Б означает, как правило, изменение социальных ролей человека

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

21. Достигаемому статусу личности соответствует принадлежность к определенному(ому)

1) профессии 2) возрасту 3) происхождению 4) религии

22. Что составляет особенность религиозных норм?

1) распространение предписаний на все население

2) обеспеченность силой государственного принуждения

3) регулирование отношений между личностью и властью

4) поддержка общественным сознанием

23. Разница в положении общественных групп называется социальной

1) стратификацией 2) интеграцией 3) мобильностью 4) традиционностью

24. В демократическом государстве национальная политика реализуется через

1) гарантирование прав малочисленных народов

2) конституционное закрепление национального избирательного ценза

3) предоставление прав гражданам по национальному признаку

4) ограничение использования национального языка

25. Верны ли суждения?

А Права, обязанности, привилегии всех статусов основаны исключительно на общественном мнении

Б В современном обществе ведущее значение приобретают достигаемые статусы

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

26. Социализация

1) в детском возрасте формирует комплекс предписываемых статусов

2) заканчивается с переходом индивида из юношеского возраста к зрелости

3) не может оказать отрицательного воздействия

4) наиболее активно происходит в зрелом возрасте

27. Для всех социальных норм характерен признак

1) закрепление в судебных решениях

2) возникновение в процессе исторического развития

3) закрепление государством

4) общеобязательность

28. Межнациональная интеграция предполагает

1) развитие национальной самостоятельности 3) саморазвитие наций

2) развитие национальной культуры 4) расширение межэтнических связей

29. К предписанным относится статус

1) шахтер 2) чемпион 3) подросток 4) преступник

30. Верны ли следующие суждения?

Отклоняющееся поведение

А всегда приводит к отрицательным последствиям

Б в большинстве случаев расценивается как негативное явление

31. Совокупность всех функционирующих в обществе общностей называется социальным(ой)

1) институтом 2) структурой 3) средой 4) группой

32. В процессе социализации индивид осваивает социальные

1) профессии 2) статусы 3) позиции 4) роли

33. Семья относится к социологическому понятию

1) институт 2) престиж 3) статус 4) мобильность

34. В 1804 г. Наполеон Бонапарт провозгласил себя императором. Этот факт служит проявлением социальной(ого) 1) мобильности 2) происхождения 3) адаптации 4) изоляции

35. Верны ли следующие суждения?

Основную регулирующую функцию в современном западном обществе выполняют нормы

А политические и религиозные

Б моральные и правовые

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

36. Средний класс

1) выполняет функцию стабилизатора общества

2) выполняет деструктивную социальную функцию

3) есть социальная прослойка между классом рабочих и классом крестьян

4) возникает в результате уничтожения частной собственности

37. На процесс социализации в подростковом возрасте наиболее отрицательное воздействие способно(а) оказать

1) излишняя привязанность к семье 3) загруженность учебой

2) общение со сверстниками 4) изоляция от общества

38. Систему признаков расслоения общества представляет социальная(ый)

1) стратификация 2) мобильность 3) статус 4) роль

39. Верны ли суждения?

Отклоняющееся поведение

А иногда может приводить к положительным последствиям, как один из факторов общественного прогресса

Б в большинстве случаев расценивается как негативное явление

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

40. Молодежь, женщины, пожилые – это социальные общности

1) территориальные 2) демографические 3) этнические 4) культурные

41. Для всех социальных норм характерен признак

1) регулируют общественные отношения 3) обеспечиваются принудительной силой государства

2) являются обязательным правилом поведения 4) выражены в официальной форме

42. Теория социальной стратификации основывается на

1) уровне дохода 3) отношении к собственности

2) отношении к власти 4) уровне профессиональной подготовки

43. К позитивным проявлениям отклоняющегося поведения относится

1) наркомания 2) экстремизм 3) алкоголизм 4) чудачество

44. Верны ли суждения?

В процессе социальной мобильности

А происходит перемещение людей относительно социальных страт

Б происходит изменение статуса только индивидов и никогда социальных групп

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

45. К малой социальной группе относится(ятся)

1) интеллигенция 2) преподаватели 3) выпускники школ 4) семья

46. Социальные нормы

1) неизменны на протяжении всей истории человечества

2) одинаковы для всех обществ

3) неукоснительно выполняются всеми членами общества

4) распространяются на всех членов общества

47. К негативным формам отклоняющегося поведения относится

1) фантазерство 2) новаторство 3) чудачество 4) коррупция

48. Верны ли суждения?

Социальная напряженность в обществе

А характеризуется утратой доверия к власти

Б характеризуется стихийными массовыми действиями

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

49. Реальное социальное равенство проявляется в

1) равенстве природных качеств людей

2) удовлетворении социальных потребностей всех членов общества

3) распределении материальных благ

4) отсутствии привилегий для отдельных групп

50. Группу людей, имеющую кровные связи, общий язык, быт и общую культуру, называют

1) гражданами 2) населением 3) родом 4) племенем

51. Положение индивида в малой социальной группе, зависящее от оценки и восприятия его качеств окружающими, обозначается понятием

1) социальная роль 2) личный статус 3) статусный набор 4) социальный статус

52. Распределение общественных групп в иерархически упорядоченном виде называется

1) стратификацией 2) социализацией 3) общностью 4) мобильностью

53. Причина кризиса современной семьи

1) увеличение рождаемости

2) усиление роли государства в регулировании семейных отношений

3) увеличение социальной активности женщин

4) несовершенство законодательной базы, регулирующей семейные отношения

54. Процесс усвоения индивидом социальных норм общества называется

1) образованием 2) социализацией 3) приспособлением 4) адаптацией

55. Примером негативного отклоняющегося поведения является

1) использование клеветы для достижения цели

2) получение золотой медали по окончании школы

3) нежелание поддерживать дружеские отношения с соседями

4) принадлежность к объединению футбольных фанатов

56. Малая социальная мобильность характерна для общества

1) информационного 2) индустриального 3) доиндустриального 4) сословного 5) капиталистического

57. Единица социального измерения, когда в качестве общности рассматриваются люди, объединенные возрастными рамками, связанные общностью судеб и событий

1) страта 2) слой 3) поколение 4) нация

58. Межнациональная интеграция предполагает

1) развитие национальной самостоятельности 3) развитие связей между нациями

2) поглощение одной нации другой 4) обострение межнациональных отношений

59. На основе общности интересов происходит объединение людей в

1) расы 2) нации 3) социальные группы 4) народности

60. Термин, используемый для обозначения слоя населения, являющегося основой гражданского общества

1) средний класс 2) рабочий класс 3) интеллектуальная элита 4) буржуазия

61. Переживание собственной неспособности оказаться на высоте тех требований, которые человек предъявляет к самому себе, определяется понятием

1) горе 2) гнев 3) стыд 4) страх

62. Примером отклоняющегося поведения является

1) повышенный интерес к футболу 3) увлечение азартными играми

2) фанатичная преданность поп-музыке 4) нарушение закона для блага общества

63. Отклоняющееся поведение человека свидетельствует о наличии конфликта между

1) уровнем воспитания отдельных людей 3) уровнем образования различных социальных групп

2) личными и общественными интересами 4) воспитанием и образова







Дата добавления: 2015-08-31; просмотров: 1881. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Этические проблемы проведения экспериментов на человеке и животных В настоящее время четко определены новые подходы и требования к биомедицинским исследованиям...

Классификация потерь населения в очагах поражения в военное время Ядерное, химическое и бактериологическое (биологическое) оружие является оружием массового поражения...

Факторы, влияющие на степень электролитической диссоциации Степень диссоциации зависит от природы электролита и растворителя, концентрации раствора, температуры, присутствия одноименного иона и других факторов...

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОРФЕМНОГО СОСТАВА СЛОВА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В практике речевого общения широко известен следующий факт: как взрослые...

СИНТАКСИЧЕСКАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ В языке различаются уровни — уровень слова (лексический), уровень словосочетания и предложения (синтаксический) и уровень Словосочетание в этом смысле может рассматриваться как переходное звено от лексического уровня к синтаксическому...

Плейотропное действие генов. Примеры. Плейотропное действие генов - это зависимость нескольких признаков от одного гена, то есть множественное действие одного гена...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия