Студопедия — Альбедиль М.Ф., Дубянский А.М. - Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь 18 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Альбедиль М.Ф., Дубянский А.М. - Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь 18 страница






А. Парибок

 

КУРМА (Черепаха) — авата-ра Вишну (в "Шатапатха-фялс-мане" — Праджапати) в зооморфном облике, символизирующем, в соответствии с ранними космологич. представлениями, дуальное строение космоса (верх и низ панциря), а также миросозидаю-щую силу.

 

С. Невелева

 

КУРУ — царь Лунной династии, общий предок обоих ветвей правящего рода "Махабхараты".

 

С. Невелева

 

КУРУКШЁТРА (Поле Куру)

— священная земля индуизма, расположенная между реками Сарасвати (совр. Сарсути) и Дришадвати (Читанг) в сев. части совр. штата Харьяна. Название получила в честь царя Куру из Солнечной династии, к-рый, по преданиям, совершал здесь жертвоприношения или подвижничал. На небольшой территории К. сосредоточено огромное кол-во тиртх (согласно традиции

— 360); особенно ими богаты окрестности г. Тханесара. Нек-рые из тиртх связаны с событиями ведийских (напр., битва Индры с Вритрой) и индуистских (напр., аватары Вишну) мифов, другие — с деятельностью легендарного Парашурамы (5 "прудов Рамы", к-рые этот брахман-воитель якобы наполнил некогда кровью кшатриев); но большинство тиртх освящено памятью о великой битве народов Индии, по преданиям, состоявшейся некогда на К. и воспетой в "Махабхарате". Тиртхи К. были опустошены мусульманскими завоевателями, но в XV—XVI вв. инду-исты восстановили их, используя для правильной локализации тиртх их описания в эпосе и в пуранах.

— Я. Васильков

КУША (дарбха) — 1) Свящ. трава (Роа cynosoroides Retz.). Относится к роду осоковых (типа нашего мятлика), употребляется в религиозных и ри-туально-магич. церемониях; из нее делают амулеты и обереги, магически охраняющие от всевозможных бед и прегрешений и ограждающие от разного рода ритуальной нечистоты. Ее кладут на алтарь, а также на те места, куда в ритуале приглашаются боги, т. к. она считается "безупречным прибежищем для богов". Считается, что она была первым растением, созданным богами. В народной медицине считается кровоочистительным средством. 2) Название одного из семи континентов в индуистской космографии.

М. Альбедиль

 

КХАДЖУРАХО — селение в Центральной Индии (штат Мадхья Прадеш), где сохранилась группа храмов, построенных в X—XI вв. при династии Чанделлов выдающейся архитектурной школой. В прошлом К. был огромным городом. Сейчас его живописные руины занимают площадь примерно 14 кв. км. Из 85 храмов сохранилось 20. Храмы К. сохраняют стилевую общность с храмами северного, индоарийского типа, но обладают особенностями в композиции, интерьере, пластическом убранстве. Почти все храмы построены из светло-коричневого песчаника на высокой массивной платформе без характерной для индийских храмов ограды. Храмы расположены тремя компактными группами. Лучшими считаются храмы зап. группы. Среди них выделяется храм Чаунсат Йогини (храм 64 послушниц) — один из самых древних храмов, посвященных богине Кали. Самый крупный храм в этой же группе — Кхандария Махадэва, посвящен Шиве. Стены храмов сплошь покрыты резьбой. Скульптуры и рельефы изображают различных мифологич. героев, животных, музыкантов, танцоров, влюбленных, слившихся в страстных объятиях.

М. Альбедиль

 

КХАНДбБА — имя бога, составляющего вместе с Мхасо-бой и Биробой тройку богов, широко распространенных на Декане и генетич. связанных с единым протобожеством горных лесов и пастбищ, когда-то бытовавшим в Юж. Индии. В процессе шедших с сев. "санскритизации" и "брахма-низации" был включен в систему нормативного индуизма в кач-ве регионального воплощения Шивы, обладает также мн. чертами и кач-вами ведического Рудры. Культ К. как самостоят, локального божества особенно популярен в Махараштре и сев. Карнатаке; ему поклоняются дхангары, гавли и др. — ранее кочевые, а теперь полукочевые или оседлые группы населения. Гл. храм К., расположенный на вершине холма, находится в деревне Джедзури недалеко от г. Пуны. В празднествах, посвящ. выезду К. на охоту и т. д., активное участие принимают вагхъя и мурли — слуги-"собаки" К. и храмовые танцовщицы. Для привлечения внимания К. вагхъя занимаются самоистязанием. В отличие от классич. богов индусского пантеона К. обладает способностью вселяться в адептов-мужчин, и деврши (дэва-риши) — одержимые — становятся рупором его распоряжений и предсказаний. К. активно помогает принявшим обет адептам, способствует плодородию, заживлению переломов и т. д. Я. Глушкова

КШАТРИИ — члены второй по статусу варны в древней Индии. Дхармой К. была охрана подданных (по др. источникам — война и управление). К. не признавали свое второе место в иерархии и боролись с брахманами за верховенство в об-ве. Кланы К. вели свое происхождение от Солнца (Сурьявамса) или Луны (Со-мавамса). В первые века н. э. появились кланы, претендующие на происхождение от свящ. огня на г. Абу (Агнику-ла). Варна К. инкорпорировала в свой состав группы неарийских этносов, удерживавших или захватывавших власть — правящие слои местных племен и удачливых завоевателей. Поэтому современные касты, считающие себя К. (раджпуты, тхакуры и др.), могут иметь самое различное происхождение. Л. Алаев

 

ЯП

 

ЛАКШМАНА — в "Рамаяне" младший брат Рамы, сопровождавший его в изгнании, верный соратник в битве с демо-ном-ракшасой Раваной, похитившим супругу героя — Ситу.

 

С. Невелева

 

ЛАКШМИ — богиня богатства и процветания, супруга (шакти) бога Вишну, сопровождающая его повсюду, в т. ч. в разл. его аватарах (Рукмини как супруга Кришны, Сита как супруга Рамы). Имеется несколько легенд о ее происхождении: она родилась из Молочного океана во время его пахтания богами и асурами; была дочерью святого мудреца древности Бхригу; явилась как одна из трансцендентных форм праматери бытия Майи; возникла как третья часть женской сущности, порожденной слиянным тед-жасом Брахмы, Вишну и Шивы. В иконографич. традиции представляется как спутница Вишну, возлежащего на змее Ананте или летящего на Гару-де; изолированно изображается сидящей или стоящей в цветке лотоса; символич. спутниками Л. являются также пара слонов. Одним из наиб, магически благоприятных образов является Дипалакпгми ("Лакшми со светильником"). В шиваитской мифологии Л. представляется иногда одним из воплощений Дурги. В празднично-обрядовой практике почитанию Л. отводятся особые дни во время наваратри и дивали.

Н. Краснодембская

 

ЛАКШМИ-А ЛАКШМИ

— парное противопоставление, где Л. означает счастье, удачу, успех, процветание, богатство, счастливую судьбу, а А. — несчастье, неудачу, бедность, злой рок. Л. является также именем богини богатства, супруги Вишну.

Н. Краснодембская

 

ЛАНКА (др.-инд. название крупного о-ва, соседствующего с Индийским субконтинентом на юге (совр. Шри Ланка, историч. Цейлон). Прекрасная столица Л., также называвшаяся Л., была построена, по преданию, Вишвакарманом для бога Куберы, но затем ее захватил сводный брат Куберы, ракшаса Равана. Поход божеств, героя Рамы на Л. и ее освобождение от Раваны описаны в эпической поэме "Рамаяна". В будд, хрониках повествуется о переселении на Л. (приблиз. в V в. до н. э.) индоарийского племени син-халов, к-рому пришлось столкнуться с населявшими о-в як-шами (пали: яккха). В рассказах о ракшасах или якшах как пер-вонач. обитателях Л., возможно, отразилось знакомство ин-доариев с аборигенами о-ва, племенами веддов (ведда). ВIII в. до н. э. Синхальское царство приняло буддизм. Во II в. до н. э. сев. часть Л. была захвачена вторгнувшимися с моря, из Юж. Индии тамилами; царю Л. Дуттхагамани удалось вытеснить захватчиков, но тамильское население осталось в сев. областях о-ва, к-рые с тех пор по наст. вр. составляют предмет распри между тамилами и синхалами, исповедующими соответственно индуизм и буддизм.

 

Я. Васильков

 

ЛИЛА (игра, представление, развлечение, притворство) — 1) Термин, означающий деяния бога, производимые им по собственной воле, легко,

"играючи". Чаще всего речь идет о таких играх на земле

— с людьми и для людей: проказы Кришны, подвиги Рамы. На юге тамильское слово "ти-рувилеиядаль" (священная игра), соответствующее Л., означает различные деяния Шивы, запечатленные в ср.-век. памятнике "Тирувилеиядаль-пуранам" ("Пурана о священных играх Шивы"). 2) Мистери-альная народная драма Сев. Индии, возникшая в XVI в. в связи с религ. движением бхакти. Существует в 2 формах: рамаитской (рамлила) и кришнаитской (кришналила, или рас-лила).

А. Дубянский

 

,

А. Суворова

 

ЛИНГАМ (знак) — фаллический символ, относящийся к разряду шиваитских. Кроме того что символизирует Шиву, Л. является и самостоят, объектом культа, в особенности в секте лингаятов. Ритуальная значимость Л. подчеркивается легендами о преданном почитании этого символа: таким почитанием Парвати заслужила статус супруги Шивы, а великий мудрец Маркандея

— удлинение срока жизни. В иконографии Л. изображается изолированно, а также вместе с изображениями Шивы, Парвати, Нанди; глубокий смысл содержит изображение Л. в сочетании с йони, воплощающее идею жизненной силы и плодородия. Пользуется особым почитанием у шактистов (см. Шакти). В "Лжпа-пуране " рассказывается о том, как Шива разрешил спор между Брахмой и Вишну о превосходстве. Он явился перед ними в виде гигантского огненного столба-лингама. Чтобы достичь его границ, Брахма превратился в гуся и летел вверх тысячу лет, а Вишну в виде вепря тысячу лет рыл землю вглубь. Но ни тот ни другой не добрались до границ Л. и признали превосходство Шивы над всеми др. богами. В этом мифе огненный Л. функционально соответствует мировой оси и символизирует не только бесконечную творч. мощь Шивы, но и его непревзойденность и непознаваемость.

Н. Краснодембская

 

ЛИНГАРАДЖА (Царь лингама) — эпитет Шивы, отражающий его могучую творч. энергию. См. Лингам.

А. Дубянский

 

ЛИНГАШАРЙРА (знаковое тело, также тонкое тело — су-кшмашарира) — в антропологии не грубо физическое, хотя и в обобщенном смысле материальное тело индивидуального Атмана, не гибнущее с биологич. смертью; т. обр., близко по объему европейскому понятию "душа'', при всем отличии от него. Слагается из 17 составляющих: 5 воспринимающих индрий, 5 деятельных индрий, 5 видов праны, буддхи, манаса. Объектами индрий являются не вещественные элементы, а их танматры (т. е. чистые сущности, ср. санкхья). В веданте Л. есть обобщающий термин для трех "оболочек (коша) Атмана", созданных из знаний, ума и пран. Это тело есть носитель индивидуальной кармы.

А. Парибок

 

ЛИНГАЯТЫ (обладающие [индивидуальным] лингамом) — последователи специфич. модификации регионального бхакти, возникшего в нач. II тыс. н. э. на территории зап. Декана в соприлегающих р-нах южн. Махараштры и сев. Карнатака. Родившийся внутри шиваизма как религ.-реформаторская система, лингаятизм отрицал фундаментальные принципы, привнесенные в доарийскую шива-итскую традицию брахманичес-ким социальным порядком и идеологией. Л. провозглашали всеобщее равенство, подрывая устои четырехварновой

 

Лока

 

структуры и концепцию кармы, и доступность мукти для каждого. Они критиковали внешнюю обрядность, отрицали необходимость жесткой аскезы и длительных паломничеств и отказывались от признания ритуально чистого и оскверняющего. Л. выразили свою приверженность лингаму как концентрированной идее верховного бога Шивы и, отделив его от символич. союза с йони, превратили в единственный объект почитания. Учение и взгляды Л., или, как они предпочитают себя называть, вирашайва (героических шиваитов), запечатлено в вачанах — особом жанре религ.-дидактич. лирики малой формы. Насчитывается более 450 создателей вачан, творивших между X и XVII вв., из к-рых наиб, известные и авторитетные — Рамаййа, Басава, Аллама Прабху и Сиддхараме-швар. Несмотря на декларативное отрицание стержневых принципов индуизма, Л. не утратили с ним связи и воспринимаются как особая социальная группа или каста в рамках индуизма. В наст. вр. Л., численность к-рых оценивается в 6 млн, являются и политич. силой, претендующей на административное лидерство в каннадаязычном Карнатаке. И. Глушкова

ЛОКА — "мир" как часть др.-инд. вселенной. Наиболее ранние универсальные представления о 2 мирах на космич. вертикали — земном и небесном, зафиксированные в "Ригведе", постепенно сменяются понятием "трилока", означающим троемирие — земля, где обитают люди, небо как местопребывание богов и подземный мир, принадлежащий демонам. В индуизме по мере усложнения космографии наряду с три-локой укореняется идея "многоярусное™" высшего и низшего миров, состоящих соответственно из 7 надземных и 7 подземных сфер.

 

С. Невелева

 

ЛОКАПАЛЫ (хранители мира) — 4-членный, а позднее — 8-членный разряд божеств, распределенных по основным и промежуточным сторонам света как их покровители. Наиболее принятый список: Инд-ра — восток, Варуна — запад, Яма — юг, Кубера — север; Су/?ья-Солнце — юго-запад, Сома-Луна — северо-восток, Агни-Отовь — юго-восток, Ваю-Ветер — северо-запад. Таким путем в индуистскую космологию вписываются "старые", гл. обр. ведийские, божества, уступающие по значению "новым", "великим"

 

бно опьяняющей способности вина в бродильном чане. Смерть — конец всему, а цель жизни — получение удовольствий, прежде всего чувственных, и не стоит разумному отвращаться от них, даже если они нередко связаны с неприятным. Единственный источник достоверного знания — чувственное восприятие (легкоуязвимое для критики положение). Философская тупиковость и социальный нигилизм таких взглядов слишком очевидны. Возможно, что Л. сохранялась в грудах оппонентов в качестве образцового учебного "мальчика для битья" и философского пугала. Иногда близкие Л. аргументы могли выдвигаться врачами (страсти — продукт нарушений в организме и пр.). Единственный дошедший до нас текст — "Тапвопаплава-симха" ("Потоп для философских категорий") Джаярашибхат-ты (горделивый титул: "Профессор с ворохом побед"), VII—VIII вв. н. э. Автор не раз ссылается на Брихаспати, но излагает не сенсуалистический материализм, а крайний скептицизм: нет ничего достоверного, невозможно даже корректно определить чувственное восприятие. Диалектическое мастерство огромно. А. Парибок   ЛОТОС - см. Падма.

богам — Брахме, Вишну и Ши- (

ее, объединяемым в онтологи- ]

чески единую космологич. <

триаду. У каждого из Л.;

— свой слон-дигнага, также i "хранитель мира", поддержи- ] вающий землю.

 

С. Невелева

 

]

ЛОКАЯТА (от распространя- J

ющееся [лишь на] мир[ское]" i

или "распространенное в ми- ]

ре/миру") — материалистич. i

даршана, по-видимому, до- ]

вольно популярная в древности ]

и средневековье. Осн. текст ]

— сутры, составленные древним мыслителем Брихаспати ]

— утрачен вместе со всей; лит-рой школы (если таковая ] у нее была); воззрения извест- I ны по описаниям доксографов, и аргументов, вложенных в ус- i та ее сторонников в полемич. ] трактатах оппонентов. Доля окарикатуренности в них весь- < ма вероятна. Для традиции Л. ]

— классический и ярчайший образчик взглядов настики: нет < ни Атмана как духовной суб- ] станции, ни посмертного суще- i ствования и воздаяния (т. е. < кармы), ни небес, ни ада; ритуа-; лы служат лишь обогащению жречества, сословные ограни- i чения не стоит блюсти. Созна- i ние появляется в живом теле ] как продукт "брожения" материальных первостихий, подо

lkj

 

МАДУРАЙ — город в Юж. Индии (штат Тамилнад), древняя столица царства Пандья, известного с IV в. до н. з. Центр тамильской культуры, знаменитый процветавшей при царском дворе поэтич. академией, сангой. В первые века н. э. в М. сосуществовали индуизм, буддизм и джайнизм, но начиная с VI в. главенствующее положение захватывает индуизм, и М. становится одним из свящ. мест шиваизма (хотя в городе и его окрестностях есть немало храмов, посвященных и Вишну). В средние века вокруг М. складывается цикл мифов, рассказывающих об "играх Шивы", о его чудесном появлении здесь в разл. человеческих обликах, о его покровительстве городу

и бхактам-ижвшт&м. Женившись на дочери пандийского царя Минакши, он фактически садится на мадурайский трон и принимает титул Властителя Южной страны. История знаменитого мадурайского храма начинается с мифа о том, как Индра, спустившись на землю, обнаружил в роще деревьев кадамба каменный лингам, над к-рым была воздвигнута вимана. Наянары VII в. упоминают этот храм как храм Шивы. В XIII в. начал строиться храм, посвященный Минакши.

В XVII в. храмовый комплекс приобрел свои осн. очертания, хотя продолжал достраиваться и перестраиваться вплоть до XX в. В наст. вр. этот комплекс, часто называемый храмом Минакши, — один из самых крупных и богатых в Индии. Он занимает 6 га и состоит из 2 осн. храмов — Минакши и Шивы-Сундарешвары ("Прекрасного властителя"), примыкающих к ним других храмов, многочисленных мандап, галерей, залов. Широко известен храмовый пруд Золотого лотоса. По 4 сторонам окруженного высокими стенами комплекса стоят громадные надвратные башни — гопуры. Многие архитектурные сооружения комплекса, скульптуры, настенная живопись являют собой выдающиеся образцы искусства. Гл. храмовый праздник — свадьба Шивы и Минакши, проходящий в течение 12 дней в месяце читра (март—апрель), ежегодно привлекает большое число паломников и гостей. Его кульминацией является ратха-ятра, шествие колесниц богов вокруг храма, а также "приезд" на свадьбу Вишну-Ажахара ("Красивого"), чей храм расположен недалеко от М.

А. Дубянский

 

МАДХВА (1281—1360) — крупный вишнуитский вероучитель и создатель дуалистич. веданты (см. двайта), основатель одной из четырех традиций бхакти — брахмасампрадаи. Резко враждебен адвайте, противник представления о майе, отстаивал реальность различий между богом и миром, богом и индивидуальным человеч. духом, миром и духом человека, индивидуальными душами между собою. Брахман из страны Карнатака. Гл. произведения: комментарии на "Брахма-сутры", "Бхагавадгиту", "Махабхара-ту".

А. Парибок

 

МАЙТХУНА, митхуна (букв, чета, пара) — распространенный в иконографии сюжет, изображающий богов и царей вместе с их супругами. В учении шактизма, в тантрич. культах М. в значении сексуального соития является одним из "пяти "м" (панчамака-ра), т. е. 5 средств, ведущих к "освобождению" в религ.-философском смысле: мадья (опьяняющие напитки), мат-сья (рыба), манса (мясо), мудра (жареные зерна, употреблявшиеся как афрозиатик); М. — также название одного из знаков зодиака (Близнецы).

Н. Краснодембская

 

МАЙЯ (колдовские чары; наваждение) — в адвайта-веданте понятие, объясняющее (точнее, называющее, ибо М. совершенно необъяснима) мир как толь-ко-кажимость, только-явление. Мир нереален, реален лишь Брахман. То, "почему" мир кажется миром, а не Брахманом, и есть М.; хотя, будь это причиной, это было бы чем-то сущим, что неверно. Если философствовать лишь об отношении безличного Брахмана и мира, то М. несказанна: ни тождественна Брахману, ни отлична от него. Окачествленный же Брахман, т. е. Господь, обладает М. как способностью, силой как-бы-творения мира. Понятие "М." резко критиковалось иными школами веданты.

А. Парибок

 

МАКАРА — мифич. морское животное, отождествляемое с дельфином, крокодилом или акулой; эмблема Камы.

 

С. Невелева

 

МАЛА (букв, гирлянда, венок, ожерелье) — важный атрибут в ритуально-праздничном обиходе индуистов, гирлянда из цветочных лепестков, к-рую надевают на мурти богов, а также и на шею участникам обрядов (обычно центральным субъектам действа), таких, как свадьба, торжественный прием гостя и т. п. Термином "М." нередко называются и четки.

Н. Краснодембская

 

МАЛЬ, Тирумаль, Майон

("Темный", "Священный Темный") — тамильское наименование Вишну и его аватары

— Кришны. В тамильской традиции — брат богини Кот-травей. Есть основания полагать, что до слияния с Вишну-Кришной М. — древнее дравидское пастушеское божество, воплощавшее темную половину года, сезон дождей, восходящее, как и Муруган, к "юному богу" протоиндийской мифологии.

А. Дубянский

 

МАНАС (ум, рассудок)

— в ньяя-вайшешике это вечная атомарная вещь (дравья), орган (индрия) Атмана. Существованием его объясняется наличие в каждый момент лишь одного содержания сознания. М. у каждого индивидуального духа один; гл. его функция — связывать внешние индрий (зрение, слух и пр.) с Атманом; это, т. обр., также и внимание. В санкхъе М.

— одна из таттв; это внутренняя индрия, порождаемая из эго при доминировании гуны саттва. В веданте М.

— "Внутренний орган" сознания в аспекте его функции внимания. М. тесно связан с активностью сознания, т. е. с кармой, и при уничтожении кармы в ходе духовного освобождения он тоже уничтожается (что не означает исчезновения интеллекта у освободившегося!). В обычном (нефилософском) языке слово "М." очень расплывчато и многозначно.

— А. Парибок

МАНАСА — гора неподалеку от Кайласы в Гималаях Западного Тибета, а также озеро севернее одноименной горы. В "Ваю-пуране" — одно из 4 свящ. озер (южное) близ горы Меру, центра мира; эти озера образовались после того, как ушла вода 4 потоков,

 

на к-рые, в соответствии с осн. сторонами света, разделилась при нисхождении с небес на землю река Ганга.

 

С. Невелева

 

МАНВАНТАРА — период жизни Many в мифологич. хронологии. В каждой калъпе насчитывается 14 М. по 306 720 тыс. лет в каждой, они разделены большими интервалами. В течение каждой М. мир создается заново. Каждая М. имеет своего Ману, Индру и др. богов. В М. содержится 71 махаюга.

М. Альбедиль

 

МАНГАЛА — название планеты Марс и имя персонифицированного божества, соотносимого с ней. М. считается тождественным Карттикее (он же Кумара, Сканда), является супругом Дэвасены. Влияние М. преимущественно злоносящее, особенно оно опасно для женщин. Родившиеся под знаком М. (в календаре с М. связан вторник) подвержены, как считается в индийской астрологии, многим напастям. Чтобы их избежать, почитают М. по вторникам. Символич. цвет М. — красный. Посвященное ему растение — Mimosa catechu.

Н. Краснодембская

 

МАНДАЛА — 1) Круг, диск; орбита небесного тела; территория; участок неба с определенными созвездиями. 2) Геометрия, фигура, диаграмма, символизирующая присутствие бога или риши, построенная по определенным правилам и закономерностям с целью их почитания. Боги мыслились как "сидящие" в ман-дале. С ее создания начиналось строительство индуистского храма, ведического алтаря, дома. 3) Часть "Ригведы", цикл гимнов.

А. Дубянский

 

МАНДАРА — гора, помещаемая в Гималаях восточнее Гандхамаданы, обиталище Индры и Куберы; в мифе о па-хтании Молочного океана богами и демонами-асурами

— гигантская мутовка.

 

С. Невелева

 

МАНДЙРА, хинди МАНДИР (местопребывание, обитель, храм) — одно из названий индуистского храма.

А. Дубянский

 

МАНИККАВАСАГАР (IX в.)

— тамильский поэт-шиваит, один из наянаров. В его творчестве традиции южного ши-ваитского бхакти достигли зрелости и вершины. В поэме

"Тирувасагам" ("Священное речение") запечатлены интенсивные религ. эмоции адепта, его сомнения, духовные поиски и глубокие раздумья. Осн. тема поэмы — взаимоотношения человека с богом, Шивой, к-рый описывается как близкое, родное существо и как не поддающаяся осмыслению космич. сила, пронизывающая все бытие. Идеи М. во многом подготовили концептуальную базу системы шайва-сиддхан-та. Отличительной особенностью поэтики "Тирувасагама" является обилие фольклорных песенно-танцевальных форм, в к-рых заключено серьезное религ.-философское содержание. М. принадлежит еще "Ти-рукковеияр" ("Священная гирлянда") — цикл стихотворений, в к-рых религиозные чувства получают внешнее выражение в образах любовной лирики.

А. Дубянский

 

МАНТРА (от корня "ман" — мнить, полагать + орудийный суффикс — тра, т. е. "орудие осуществления психического акта") — сугубо необыденный текст, произнесение к-рого, а нередко и твержение вполголоса или почти беззвучное бормотание многие тысячи раз считается производящим особые результаты, магические или духовные. В ведической культуре и раннем брахманизме М. назывались поэтич. части Вед и отрывки из них; использование было в основном ритуальным. Так, важнейшая из ведических М., т. наз. гаятри, ежедневно воспеваемая праведными индуи-стами на заре, содержит самопризыв к преуспеянию посредством благой силы солнца. Эта М. состоит из трех восьмисложных стихотворных строк. В позднейшем индуизме, особенно в тантрах, появилось великое множество М. разной длины, цели, устройства и пр. Очень часто М., в целом понимаемые как санскритские тексты, содержат в разной мере отклонения от обычного общепонятного языка; в пределе это приводит к М. как последовательности звуков, не имеющих смысла вне ее. Существует два главных класса М. Первый класс включает в себя М., требующие передачи-посвящения от лица, осуществившего в своей практике силу М. и испытавшего ее результаты. Без этого твержение М. бесполезно. Второй, как считается, производит результаты вне зависимости от такой передачи.

 

"Ману-смрити

 

В этом случае важно тщательно воспроизводить звучание. Важнейшая краткая индуистская М. — Ом. Гл. шиваитская мантра — "Ом намах щивая", вишнуитская — "Ом намо на-раяная". Перестановка слогов М. дает много других М. на разные случаи жизни (скажем, от зубной боли, от змей и пр.). Особый класс М. в тантрической практике составляют т. наз. "семенные" ("биджа"), т. е. слоги, воображаемые практиком в особых местах тела и разворачивающиеся в божества. М. есть модулятор энергии (праны), как внутренней, так и внешней. С индуистской точки зрения М. являются и нек-рые христианские молитвы, напр. католическая "Аве Мария" или "Отче наш". Если М. содержит в себе обращение к некоему божеств, персонажу, то предельная ее цель — причащение к нему или слияние с ним. А. Парибок   МАНУ — имя нескольких персонажей индийской мифологии. М. предстает как общий предок людей (именуемых ма-нушья или манава), как единственный человек, спасенный богом Вишну от потопа. М., сын Солнца (Вайвасвата), считался первым царем, родона-

чальником Солнечной и Лунной династий, прекратившим хаос и установившим на Земле [ законность (дхарму) и порядок налогообложения (в !/«долю доходов). М., сын Самосу-\ щего Брахмы (Сваямбхува), l продиктовал мудрым риши, дхарма-шастру "Ману-смрити".

А. Вигасин

 

"МАНУ-СМРЙТИ" — наиб, авторитетная дхарма-шастра, то же, что "Манава-дхарма-ша-i стра" или "Ману-самхита", т.

наз. "Законы Ману". Состоит) из 12 глав общим объемом около 2700 двустиший-шлок. Главы II—VI, посвященные дхарме брахмана, по содержанию соот-: ветствуют дхарма-сутрам. [ В главах VII—IX говорится об образе жизни царя-кшатрия, включая изложение не только вопросов войны и политики, но: также судопроизводства и наложения наказания. Архаичные правила дхарма-сутр здесь существенно расширены за счет использования лит-ры об арт-хе (артха-шастра). После не-[ скольких стихов о вайшьях и шудрах следует глава X — о кастах-джати. Первая [ и последние главы М.-с. повествуют — в духе философии санкхья — о сотворении мира и законе воздаяния-карлш.

 

Маричи

 

М.-с. отличается крайней противоречивостью предписаний (и даже терминологии), что связано с разнообразием источников текста, напоминающего иногда антологию популярных изречений. Сотни стихов М.-с. встречаются в "Махабхарате " и др. памятниках др.-инд. лит-ры. Составление М.-с. было завершено в первые века н. э., тогда же он был приписан прародителю людей Many, почитавшемуся со времен "Ригведы ". Из сохранившихся комментариев наиб, ранние принадлежат Бхаручи (VIII в.) и Медха-титхи (IX в.), самый популярный — Куллуке (XV в.). М.-с. получила распространение за пределами Индии и оказала влияние на юридич. сборники Юго-Восточной Азии и Индонезии.

А. Вигасин

 

МАРЙЧИ (Луч) — старший сын Брахмы, отец Кашьяпы, образ, связанный, по-видимому, с солярной мифологией.

В. Эрман

 

М А РУТЫ — братья-близнецы, боги бури ведийского пантеона; числом 21 (или больше). Дети Рудры и пятнистой коровы Пришни (олицетворения тучи), ассоциируются больше с Индрой, сопровождая его в боях с демонами; мчатся по небу на быстрых колесницах, проливают дожди. Их местопребыванием * считается ашваттха, свящ. смоковница. Иногда отождествляются с ру-драми. В М. усматривают олицетворение муссонов, возводят происхождение М. к культу мертвых (М. от корня "мар", умирать).







Дата добавления: 2015-08-27; просмотров: 430. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

ТЕХНИКА ПОСЕВА, МЕТОДЫ ВЫДЕЛЕНИЯ ЧИСТЫХ КУЛЬТУР И КУЛЬТУРАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА МИКРООРГАНИЗМОВ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА БАКТЕРИЙ Цель занятия. Освоить технику посева микроорганизмов на плотные и жидкие питательные среды и методы выделения чис­тых бактериальных культур. Ознакомить студентов с основными культуральными характеристиками микроорганизмов и методами определения...

САНИТАРНО-МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОДЫ, ВОЗДУХА И ПОЧВЫ Цель занятия.Ознакомить студентов с основными методами и показателями...

Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами 64. Получение (сдача) оружия и боеприпасов для проведения стрельб осуществляется в установленном порядке[1]. 65. Безопасность при проведении стрельб обеспечивается...

Концептуальные модели труда учителя В отечественной литературе существует несколько подходов к пониманию профессиональной деятельности учителя, которые, дополняя друг друга, расширяют психологическое представление об эффективности профессионального труда учителя...

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм...

Толкование Конституции Российской Федерации: виды, способы, юридическое значение Толкование права – это специальный вид юридической деятельности по раскрытию смыслового содержания правовых норм, необходимый в процессе как законотворчества, так и реализации права...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия