Студопедия — ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА БУДДИЙСКОЙ ТАНТРЫ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА БУДДИЙСКОЙ ТАНТРЫ






Тантра представляет собой коренной пересмотр господствую­щих ценностей, практик и символов буддизма. Как новая ре­лигиозная парадигма, буддийская Тантра послужила стиму­лом для мощного подъема литературного и художественного творчества. Последователи Тантры дали миру новый корпус литературы, называемый тантрами, которым они придали ста­тус божественных откровений. Питаясь из того же источника, что и индуистские Тантра и Шакта (почитание богинь), буд­дийские тантры возникли из динамичного взаимообмена среди различных элементов общества, который оживил буддизм све­жими вливаниями культурной энергии. В этих произведениях предстает поражающее воображение яркое многообразие риту­алов, посвящений, магии, мантр, йоги, священных пиршеств и экстатических практик.

Социальная среда и образ жизни последователей Тантры были чрезвычайно разнообразны. Среди них были царевичи, царские советники и богатые купцы, которые занимались тант­рическими практиками медитации, продолжая исполнять свои обязательства перед обществом. Другие выходцы из царских и знатных семейств, такие как царевна Лакшминкара (Laksmlnkara), расставались со своим привилегированным поло­жением и роскошью, дабы предаться суровым тантрическим практикам в отдаленных пещерах, лесах и местах сожжения трупов. Третьи, такие как ученый Тилопа, который стал дро­бильщиком кунжутного зерна, начинали вести самый скром­ный образ жизни, который больше соответствовал занятиям тан­трической практикой. Монах Сараха (Saraha), оставив свои монашеские обеты, нашел духовную спутницу и перенял ее ремесло, став стрелоделом. Он восславил свою скромную жизнь семьянина как наилучшую обстановку для религиозной практики. В тот день, когда он соединился с изготовительницей стрел, он воскликнул: «Сегодня я стал настоящим монахом!». Одна из его поэтических строф выражает урок, который он получил от своей спутницы:

Без медитации, без отречения от мира Живи дома вместе со своей супругой. Совершенное знание можно обрести Услаждаясь радостями чувств.

Некоторые тантристы сами происходили из низших слоев об­щества — башмачники, птицеловы, ткачи, содержатели постоя­лых дворов — и продолжали заниматься своим делом, живя неприметно, но внутренне развивая духовную свободу. Среди них мы находим Манибхадру (Manibhadra), домохозяйку, ко­торая, выполняя работу по дому, предавалась тантрической медитации. Даже просветление Манибхадра обрела, занимаясь обыденными делами: однажды, возвращаясь от деревенского колодца, она уронила полный кувшин, и одновременно с хлы­нувшей водой вырвалось наружу ее сознание, слившись со всем сущим. Традиция Тантры объединяла людей, для ко­торых духовное знание или совершенства обычно несвойствен­ны, а именно таких неприкасаемых и отверженных, как тря­пичники, подметальщики улиц, воры, игроки, разносчики, лицедеи и разнообразная челядь. Были также и представители племен, обитавших в отдаленных диких местностях, такие как охотницы Падмалочана (Padmalocana) и Джняналочана (Jiianalocana). Некоторые, например Сараха, уходили из монас­тырей, чтобы более полно изведать чувственный мир обычной жизни. Другие оставались в монастырях и старались выпол­нять тантрические практики тайно — хотя такие попытки обычно не удавались, судя по известности некоторых подобных прак­тиков.

Как ветвь Махаяны, буддийская Тантра заимствовала свою философию из традиции Махаяны. Воззрения философии мад-хьямаки, йогачары и татхагатагарбхи, а также идеалы беско­рыстных помыслов и преданности сострадательному служению составляют теоретическое ядро тантрической практики. Тем не менее, интеллектуальная преемственность этих двух направле­ний иногда опровергается поразительным несходством методов. Махаяна учит, что мир, кажущийся непросветленному восприятию таким порочным, на самом деле — сияющая страна Буд­ды, лишь одна из драгоценностей бесконечной череды стран Будды. Тантра разделяет эту онтологическую точку зрения, но выдвигает другие методы обретения реализации. В то время как Махаяна предлагает постепенный процесс очищения в тече­ние множества жизней, посвященных совершенствованию муд­рости, сострадания, терпения и других добродетелей, буддийс­кая Тантра заявляет, что просветления можно достичь за одну жизнь. Тантрические практики требуют от практикующего не­медленно увидеть все вещи и все переживания как чистые по природе и исконно совершенные. Многие тантрические методы направлены на то, чтобы сломать привычные двойственные сте­реотипы мышления быстро и непосредственно, самым прямым способом. Они могут включать в себя ситуации, рассчитанные на то, чтобы поразить, возбудить отвращение или ужас с целью вызвать сильную реакцию и пробудить первичное содержание души. Каждый уголок ума и сердца будет освещен, а все тени и темные тайники выявлены. Вот почему Тантра считается «бы­стрым путем» к просветлению. Эту быстроту придает ей метод, который заставляет взглянуть в лицо самому себе, а после этой встречи со своим «я» духовный наставник дает необходимые средства для его преображения.

Махаяна рассматривает эмоции как питательный ил, в ко­тором может укорениться и расцвести лотос сострадания, щед­рости и восприимчивости, как сказано в Вималакиртинирдеша-cyтре: «Такие цветы, как синий лотос, красный лотос, белый лотос... не растут на сухой почве пусты­ни, а расцветают на болотах и грязных топях. Точно так же качества Будды... расцветают в тех живых существах, кото­рые, подобно болотам, наполнены грязными топями страстей». Отталкиваясь от такой оценки эмоций, Тантра утверждает, что страсти, желание и чувственное восприятие по природе чисты. Тантра славится тем, что это путь для сильных, страстных лю­дей. Ведь на пути Тантры вас могут подстерегать западни, потому что страсть становится препятствием для того, кто недо­статочно чист сердцем и умом. Однако для йогинов и йогинь, развивших в себе непривязанность и движимых состраданием, страсть служит топливом и дает энергию для практики созер­цания пустоты. «Пустота» (шунъята: sunyata) — это буддийс­кий термин, обозначающий подобную радуге невещественность и иллюзорную природу всех явлений. Задача Тантры заклю­чается в том, чтобы сохранять ясное осознание пустоты среди страсти, потому что это позволяет превратить страсть в высшее блаженство. Поэтому многие тантрические практики нацелены на то, чтобы вернуть йогина или йогини к слиянию с непрекра­щающимся потоком прямого, непосредственного переживания. Кроме того, Тантра предлагает много методов для того, чтобы усилить, направить в нужное русло и наконец совершить под­ношение этого переживания блаженства. К числу таких мето­дов относятся ритуальные пиршества, спонтанное стихосложе­ние, ритуальные танцы и песни, подношение внутренней теплоты, вкушение мяса и спиртных напитков, а также йоги-ческие практики, выполняемые совместно мужчинами и жен­щинами. Более подробно эти практики описываются в следую­щих главах.

Поскольку путь к просветлению требует бесстрашно встре­чаться лицом к лицу с любым аспектом психики, в том числе с первичными уровнями гнева, желания и страха, необходим опыт­ный наставник. Таким наставником является тантрический учи­тель, или гуру. Гуру дарует посвящение, дает наставления и применяет точный психологический подход в обучении каждо­го ученика. В начале пути гуру дает посвящение (абхишека: abhiseka), которое подготавливает ученика и позволяет ему по­лучить эзотерические учения. Посвящение может быть как крат­ким, конфиденциальным действием, так и сложным ритуалом, длящимся много дней. Он накладывает печать обязательства и священного доверия на всё, что происходит во взаимоотноше­ниях учителя и ученика. Эти взаимоотношения могут стать до­вольно близкими, по мере того как гуру наблюдает психологи­ческую эволюцию ученика и применяет всевозможные методы, исследуя особенности его личности, скрытые отдаленные воспо­минания, детские разочарования и печали, тайные источники страдания в настоящей и прежних жизнях и очищая от всех личных и накладываемых воспитанием наносных факторов. Цель прохождения этой эволюции — не только освобождение от стра­дания, но и расширение творческой способности, ясности и ра­дости.

Тантру можно практиковать в любом окружении. Хотя буд­дийская Тантра предлагает много практик, по сути, ни один метод не является необходимым. Нужен лишь способ как можно более непосредственно прорваться сквозь обычное восприя­тие, чтобы обрести просветление за одну жизнь. Для каждого человека есть свой наилучший метод, поэтому учителя опреде­ляют, какие практики они считают самыми подходящими для того или иного ученика. Для начала часто предписывают такие энергичные методы очищения, как простирания и повторения мантр, чтобы подготовить ум для последующих практик. Тант­рические учителя разработали практики медитации, которые можно выполнять, занимаясь любой деятельностью. Домохо­зяйки, ремесленники, люди любого труда получали наставле­ния, как преображать свое восприятие, занимаясь повседнев­ными делами. Ювелир мог выполнять практику, представляя, что всё вокруг — чистое и сияющее, как блестящее золото; ви­нодел мог воображать извлечение блаженства из гроздьев пере­живания; башмачник — что он прошивает кожу-страсть нитью-свободой, чтобы изготовить сандалии-просветление.

Например, Сахаджаваджра была бродячей торговкой ви­ном в Уддияне (Uddiyana) и всегда старалась угодить тамош­ним тантристам. Ее мучили сомнения, совместим ли ее способ зарабатывать на жизнь с возможностью достичь просветления. Когда она активно искала ответ на этот вопрос, гуру Падма-ваджра (Padmavajra) узрел, что она близка к полному просвет­лению, и дал ей практику медитации, соответствующую ее ре­меслу:

Все будды пьют вино, не сотворенное человеческими рука­ми и неиссякаемое... Это следует понимать как неисчерпае­мую сокровищницу, врата в область всех будд. Ее называют также областью вне мысли. Дочь Будды, пребывай в этом созерцании, и ты отведаешь изначального вина спонтанной реализации (сахаджа: sahaja), которое пьют все будды. Оно утолит твою жажду, и ты сможешь служить всем суще­ствам.

Поскольку Сахаджаваджра практиковала Тантру, ей не нуж­но было отказываться от своего ремесла. Ее гуру дал ей метод, благодаря которому она смогла объединить свою работу с прак­тикой медитации.

Некоторые тантрические совокупности методов при помощи языка, образа и ритуала создают эстетический мир, в который посредством медитации и ритуала первоначально погружается практикующий и из которого он в конце концов обретает пря|мое осознание. Один из этих эстетических, или использующих творческое воображение, методов — йога божества (дэва-йога), где созерцающий представляет себя божеством: Тарой, Манд-жушри или Авалокитешварой. Назначение этой практики — пробудить и обнаружить в себе просветленные качества, будь то защитная сила Тары, сияющая мудрость Манджушри или неисчерпаемое сострадание Авалокитешвары. Созерцающий может расширить эту практику и представлять всех существ как будд, окружающий мир как обитель будды, все звуки как речь будды, а все события как его освобождающие деяния.

Одно из главных тантрических изображений, используе­мых для воссоздания субъективной реальности практикующе­го, — мандала (mandala). Мандала — это схематический план просветленного видения. Обычно каждый человек воспринима­ет мир таким, каким его отражает культурная среда, склад психики и привязанности этого человека, а также его стереоти­пы мышления и поведения (обусловленные кармой). Созерца­ние мандалы замещает привычно замутненный способ видения мира ярким, хрустально прозрачным миром сияющих красок, прекрасных форм, божественных образов и звуков. Основная схема мандалы — дворец, покоящийся на цветке лотоса, кото­рый поднимается из космического океана. Дворец мандалы пред­ставляют не материальным, а, скорее, сотканным из кристал­лизовавшегося света или прозрачным, как драгоценный камень, пропускающий сквозь себя лучи света: сапфирово-синий, ру-биново-красный, изумрудно-зеленый, желтый как топаз и бе­лый как алмаз. В каждой стене — большие врата, украшен­ные драгоценными сосудами, балдахинами, жемчужными гирляндами и знаменами победы. Путешествие по мандале сим­волически воссоздает путь к просветлению. Созерцающий вхо­дит через восточные врата и встречает ряд будд, олицетворяю­щих разные аспекты личности и их просветленные соответствия. В этом процессе визуализация и воображение используются, чтобы превратить пять ядов эгоцентрического бытия в пять нек­таров, или мудростей будды. Гнев преображается в зерцалопо-добную мудрость, надменность становится мудростью равности, вожделение — различающей мудростью, ревность — всесовершающей мудростью, а неведение — всесторонней муд­ростью всеобъемлющего пространства.

Благодаря влиянию Тантры буддийский пантеон расширился, включив в себя новых божеств и божеств новых разновид­ностей. К поражающему воображение измерению буддийской иконографии и сотериологии прибавились будды в женском облике, наглядно подтверждая возможность обрести состояние будды, пребывая в женском теле. В ранних буддийских тек­стах подтверждается, что женщины могут достигать просветле­ния, но отрицается существование каких-либо будд в женском облике: «Это невозможно, это никак не может произойти, что­бы женщина, даже совершенная, могла стать полным и совер­шенным буддой». Поскольку обретение состояния будды счи­талось редким событием, случавшимся лишь через космические интервалы времени, это положение вовсе не представляло со­бой серьезного ограничения для женщин. Махаяна тоже при­держивалась мнения о способности женщины обрести просвет­ление, но отрицала возможность существования будды в женском облике. Однако, поскольку в Махаяне состояние будды вы­двигалось как всеобщая цель всех практикующих, отрицание будд в женском облике заключало в себе больше противоре­чий. Обретя просветление, женщина должна была стать буд­дой мужского облика, очевидно, единственной разновидностью будды, известной в Махаяне. В Бодхисаттвабхуми (Boddhisattvabhiimi), тексте IV века, говорится:

Полностью совершенные будды — не женщины. А почему? Именно потому, что бодхисаттва [то есть тот, кто находится на пути к полному просветлению]... полностью отказался от женского состояния. Восходя к непревзойденному престолу просветления, он уже больше никогда не родится женщи­ной. Все женщины по природе полны скверны и слабы разу­мом. И ни один из тех, кто полон скверны и слаб разумом, не достигает полностью совершенного состояния будды.

Хотя в других отношениях в текстах Махаяны высказываются положительные точки зрения на женщин, этот предрассудок имел для женщин отрицательные последствия, поскольку ут­верждал непригодность женского тела как оболочки для суще­ства, обретающего просветление.

Появление в тантрической иконографии будд в женском облике стало для женщин благоприятным фактором в разных отношениях. Введение будд в женском облике было особенно удачно, если иметь в виду точку зрения буддийской теории о том, что состояние будды может быть обретено в нынешней жизни и в нынешнем теле. Поскольку тела бывают и мужски­ми и женскими, отсутствие будд в женском облике, по суще­ству, исключало бы женщин из тантрической теории обретения состояния будды в нынешнем теле. Напротив, более раннее уче­ние о неотъемлемо присущем состоянии будды развилось в тан­трическое определение мужчин как будд в мужском облике, а женщин — как будд в женском облике. Так, в Чандамахаро-шана-тантре {Candamaharosana-tantra), в которой содержится диалог будд в мужском и женском облике, будда в мужском облике провозглашает:

Я, сын Майи [то есть Шакьямуни],

Ныне ношу облик Чандамахарошаны.

Ты же, благородная Гопа [жена Шакьямуни],

Тождественна богине Совершенство Мудрости.

Все женщины во вселенной —

Твои воплощения,

А все мужчины — мои воплощения.

Вероятно, самый значительный будда женского облика — это Ваджрайогини. Она кроваво-красного цвета, с распущенными черными волосами и в убранстве из костяных украшений; она танцует вздымая чашу-череп, до краев полную нектара. Она прекрасна, страстна и неистова. Иногда эта высшая освободи­тельница попирает ногами труп, а иногда парит в небе. Ваджрайогини часто являет себя одна, но иногда изобра­жается со свитой йогини, а временами — в сопровождении муж­ского спутника. Другой важный будда в женском облике — это Найратмья (Nairatmya), синяя как небо, что символизирует ее выход за пределы эгоцентрического бытия. Она танцует, воздевая вверх руку с ножом в форме полумесяца, которым она отсекает эгоцентрические состояния ума, где бы они ни возникли.

Другим нововведением тантрической иконографии являют­ся яростные, или гневные, будды и другие божества. У гнев­ных божеств {кродхакая: krodhakaya), иногда называемых херу-ками, или «пьющими кровь»,19 обычно налитые кровью глаза, свирепый взор, синяя кожа, одеяние из тигровой шкуры, под­поясанное змеей, и украшения из костей и черепов. В разряд гневных входят такие мужские будды, как Хеваджра, и такие женские, как львиноликая Сингхамукха. Тантрические йогины и йогини, подражая божествам, тоже носят тигро­вые шкуры и костяные украшения и пьют из чаш-черепов. Гнев­ные божества танцуют, попирая всё то вредоносное, что они одолели, и хохочут, торжествуя победу над этой темной, гнету­щей силой, которую непросветленные люди принимают за страш­ных демонов. Такие будды могут показаться угрожающими, но будды по определению действуют только на благо живых существ. Гневные божества демонстрируют, что даже в ярости заключена чистая энергия. Практикующий должен перестать видеть в устрашающих и враждебных проявлениях угрозу для себя и понять, что они есть символы чистой энергии, свободной от всего неблагого. Как учила одна последовательница Тантры VIII века:

Поступки милосердные, героические, устрашающие,

Сострадательные, свирепые и умиротворяющие,

А также страсти: гнев, жадность, гордость и зависть, —

Всё это без исключения

Суть совершенные образы

Чистой, самопросветленной мудрости.

На духовном пути ярость и гнев не устраняются полностью, потому что подчас бывает необходимо уметь проявлять гнев, чтобы кого-то спасти, освободить или защитить. Например, Чандамахарошана говорит своей возлюбленной Двешаваджри (Dvesavajri), что он не расстается с оружием, дабы защищать женщин от мужчин, не умеющих чтить их и служить им.

Четы будд, в которых будда мужского облика соединен с буддой женского облика священным союзом (майтхуна: maithuna), и другие божественные пары — еще одно нововведе­ние тантрической иконографии. Эти пары божеств бывают и в мирном и в гневном обличье. В своем упоительном объятии божественные супруги переживают блаженство и страсть, но их лики выражают нежность и покой, обнаруживая совершен­ный плод их мудрости. Переживание этого соединения у будд не приземленное, в нем нет ни эгоистичности, ни привязаннос­ти, потому что благодаря постижению пустоты их страсть пере­несена на высший уровень. Они воплощают страстное просвет­ление.







Дата добавления: 2015-08-27; просмотров: 445. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ МОЗГА ПОЗВОНОЧНЫХ Ихтиопсидный тип мозга характерен для низших позвоночных - рыб и амфибий...

Принципы, критерии и методы оценки и аттестации персонала   Аттестация персонала является одной их важнейших функций управления персоналом...

Пункты решения командира взвода на организацию боя. уяснение полученной задачи; оценка обстановки; принятие решения; проведение рекогносцировки; отдача боевого приказа; организация взаимодействия...

Выработка навыка зеркального письма (динамический стереотип) Цель работы: Проследить особенности образования любого навыка (динамического стереотипа) на примере выработки навыка зеркального письма...

Словарная работа в детском саду Словарная работа в детском саду — это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных слов, которое идет одновременно с ознакомлением с окружающей действительностью, воспитанием правильного отношения к окружающему...

Правила наложения мягкой бинтовой повязки 1. Во время наложения повязки больному (раненому) следует придать удобное положение: он должен удобно сидеть или лежать...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.026 сек.) русская версия | украинская версия