Студопедия — ИСТОРИЯ ИСКУССТВА КАК САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ НАУКА
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ИСТОРИЯ ИСКУССТВА КАК САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ НАУКА






Автономизация истории искусства как научной дисциплина в связи с художественными и научными движениями 19-нач. 20 века. Развитие экспериментальной психологии. «Искусство для искусства» и проблема эстетизма. Вклад художников-теоретиков (Делакруа, Энгра, Курбе, импрессионистов) и художественной критики в сложение автономной истории искусства (Стендаль, В. Гюго, Т. Готье, де Гонкуры, Ш. Бодлер, Э. Золя).

«Новая наука об искусстве»: изменение структуры науки и сложение междисциплинарной парадигмы на рубеже 19-20 вв. Определяющая роль психологии в сложении новой искусствоведческой методологии.

 

3. «АРХЕОЛОГИЯ ИСКУССТВА». МЕТОДЫ ПЕРВИЧНОЙ ОБРАБОТКИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПАМЯТНИКА (ЗНАТОЧЕСТВО)

Источниковедческие аспекты истории искусства. Материальный и филологический уровни истории искусства как науки. Памятник искусства как исторический источник. Понятие первичного и вторичного источника применительно к материалу истории искусства (проблема точки отсчета в случае с художественным произведением: первичность замысла или конечного результата творческих усилий). Работа с источниками: основные этапы и принципы. Два способа отбора источников (область интересов историка и проблемная область). Основные приемы критики источников: вопрос о подлинности и способы его решения (в том числе текстология и палеография – применительно к художественным памятникам). Критика содержания (от непосредственного понимания текста к психологической и идейной оценке автора). Принцип контекстуального анализа как способ обработки памятника-источника (сравнительный метод описания). Косвенный анализ (произведение искусства как средоточие неосознанных свидетельств). Роль непосредственного психологического контакта исследователя и памятника (интуиция в сочетании с «вчувствованием»).

Знаток и любитель (происхождение и смысл понятий). Эмпирическая и интуитивная природа атрибутивной деятельности. «Суждение глаза». «Манера», вкус и стиль: происхождение и взаимоотношение понятий. Приемы и инструменты атрибуции. История искусства с точки зрения знатока (примат памятника, отсутствие обобщающих построений, уклонение от смысловой интерпретации).

Ранняя история знаточества (собирательство «древностей» и деятельность антикваров). Понятие «антикварного менталитета» в исторической науке и его отличие от «исторического сознания». Складывание музейной практики и задачи систематизации материала. Выставочная деятельность. Потребности художественного рынка.

Братья Буассере (Сульпиз и Мельхиор): собиратели эпохи романтизма (интерес к северному и неклассическому искусству).

Дж. Морелли (1816-1891). Особенности знаточеской практики (сходство со сравнительной анатомией и криминалистикой – метод «художественной аутопсии» как альтернатива культурно-историческому подходу). «Художественно-критические труды по итальянской живописи» (1890-1893).

Деятельность Дж. А. Кроу (1825-1896) и Дж. Б. Кавальказелле (1819-1897). «Ранняя фламандская живопись» (1852). «Новая история живописи в Италии…» (1864-1866). «История живописи в Северной Италии» (1871). Происхождение идеи новой истории итальянского искусства (замысел английского критического издания Вазари: перепроверка данных «Жизнеописаний…» по итальянским первоисточникам). Принципы сотрудничества (Кавальказелле – зарисовки, архивы, атрибуция; Кроу – текст). Методы работы (привлечение максимального числа художников, в том числе и второго ранга, зарисовки, сравнение и детальная обработка архивов). Переводческая деятельность Кроу (английские издания Буркхардта и Куглера).

Б. Беренсон (1865-1959): личность и взгляды (знаток как «советник» собирателя). Идея превосходства глаза: над документом (документ – чисто исторический источник) и над художественной и научной традицией (традиция не должна мешать знатоку). Два метода знаточества – «количественный» в духе Морелли (внимание к форме) и «эстетический» – по У. Патеру (внимание к стилю и качеству). Количественный анализ («Rudiments of Connoisseurship”, 1902) – в соответствии с иерархией элементов изображения: различение деталей по степени важности и, соответственно, по степени внимания со стороны художника и по степени механичности и бессознательности исполнения (от максимально релевантных деталей – уши, руки, складки, пейзаж – через относительно релевантных – волосы, глаза, рот, нос – к наименее релевантным – лоб, подбородок, архитектура, колорит). Основа «эстетического» подхода («Итальянские живописцы Ренессанса», 1894-1907) – теория «осязательного воображения» (присущее зрителю чувство текстуры, веса, объема и т.д. («тактильные ценности») художник превращает в «ретинальные впечатления»). Метод значимых словесных категорий-характеристик, призванных пробуждать или стимулировать в воображении читателя соответствующий чувственный и эмоциональный опыт. Задача знатока – помочь зрителю-читателю заново пережить в настоящем художественную личность (творение свидетельствует о своем творце).

Итальянское знаточество: А. Вентури (1856-1941). Преподавание в Сапиенца (с 1890). «Мадонна» (1900): иконография в исполнении знатока (собрание различных видов изображений). «История итальянского искусства» (1901-1940) как история творческих личностей. Р. Лонги (1890-1970). Раннее знакомство с творчеством Беренсона (отказался от начатого перевода «Итальянских живописцев…» в силу разногласий с автором). Сотрудничество в художественных журналах и выработка индивидуального литературного стиля как словесного эквивалента опыта восприятия памятника. Полемика с Л. Вентури о месте знаточества в науке об искусстве. Деятельность по организации выставок как формы научной практики. Лонги и кинематограф.

В. фон Боде (1845-1929): знаток как музейный и государственный деятель и меценат. Учеба в Берлине на юриспруденции и увлечение историей искусства благодаря Шнаазе. Учеба в Лейпциге и Вене (диссертация о Франсе Хальсе). «История немецкой пластики» (1887). Деятельность в Прусских мезеях (с 1872, организация и возглавление «Музея императора Фридриха» в 1897). Боде как «Бисмарк музейного дела»: основные принципы музейного собирательства. Особенности взглядов на задачи историка искусства – «методологический минимализм»: атрибуция и локализация во времени, местности, школы и принципиальное воздержание от всякого рода обобщений. Боде и Морелли. Отношение к современному искусству (отрицал импрессионизм даже в 20-е гг. 20 в.).

М. Фридлендер (1867-1958). Учеба в Мюнхене, Флоренции и Лейпциге у А.Шпрингера (диссертация об Альтдорфере). Деятельность в беринских музеях (с 1896, генеральный директор с 1924 по 1933). Судьба Фридлендера при нацизме (пользовался покровительством Геринга). «Ранняя нидерландская живопись» (1924-1937). «Анти-венское искусствознание». Роль интуиции. Описание индивидуальной манеры («руки» мастера) как основание для характеристики личности художника (характера, темперамента, привычек, взглядов и т.д.). «Об искусстве и знаточестве» (1942 – англ., 1946 – нем. изд.).

 







Дата добавления: 2015-08-27; просмотров: 1263. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Разновидности сальников для насосов и правильный уход за ними   Сальники, используемые в насосном оборудовании, служат для герметизации пространства образованного кожухом и рабочим валом, выходящим через корпус наружу...

Дренирование желчных протоков Показаниями к дренированию желчных протоков являются декомпрессия на фоне внутрипротоковой гипертензии, интраоперационная холангиография, контроль за динамикой восстановления пассажа желчи в 12-перстную кишку...

Деятельность сестер милосердия общин Красного Креста ярко проявилась в период Тритоны – интервалы, в которых содержится три тона. К тритонам относятся увеличенная кварта (ув.4) и уменьшенная квинта (ум.5). Их можно построить на ступенях натурального и гармонического мажора и минора.  ...

Ваготомия. Дренирующие операции Ваготомия – денервация зон желудка, секретирующих соляную кислоту, путем пересечения блуждающих нервов или их ветвей...

Билиодигестивные анастомозы Показания для наложения билиодигестивных анастомозов: 1. нарушения проходимости терминального отдела холедоха при доброкачественной патологии (стенозы и стриктуры холедоха) 2. опухоли большого дуоденального сосочка...

Сосудистый шов (ручной Карреля, механический шов). Операции при ранениях крупных сосудов 1912 г., Каррель – впервые предложил методику сосудистого шва. Сосудистый шов применяется для восстановления магистрального кровотока при лечении...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия