Студопедия — Миксодиатонические лады. Обиходные
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Миксодиатонические лады. Обиходные






*) Условные знаки. = низящие ступени: = 384 цента, — 882 ц., = 180, = 678. = высящие ступени: отстоят на комму 24 цента от ближайшей сверху ступени.

Модальное одноголосие, особенно в монодической фактуре (то есть не в рамках многоголосной обработки), обладает характерными ладовыми свойствами, сильно отличающими модальность от при­вычного нам тонального и многоголосно-аккордового изложения в ладах полифонической и гомофонной музыки. Сравним их.

В тональных ладах (в мажоре и миноре) основой лада являются: 4 устой-тоника (трезвучие);

4 сильное и непрерывное тональное тяготение к тонике; 4 сила основных тонов микроцентров (аккордо-ступеней) тональ­ности, подчиненных тонике; смены этих ступеней-функций; 4 тональные формулы-модели универсального значения: D-T, S-T, S-D-T и т. д.

В модальных одноголосных ладах действительны другие крите­рии, иные факторы ладовой структуры:

4 звукоряд (состав звуков) в его конкретном объеме и порядке реальной высоты (то есть без перенесения в другие октавы); вы­держивание звукоряда;

4 устой-тон (отдельный звук, а не аккорд); 4 местоположение устоя в реальном звукоряде (внизу, в середине,

изредка вверху); 4 способ расположения тонов ряда — выше устоя (супертоны) и

ниже устоя (субтоны); регистр как фактор ладообразования; 4 возможные побочные опоры лада (местные звуки-устои) в различ­ном интервальном соотношении с главным звуком-устоем; особен­но важна ладообразующая роль реперкуссы (ведущей из побочных опор лада) — реперкуссия как взаимодействие реперкуссы с ос­новным тоном лада составляет характерный облик лада; 4 влияние членения текста на образование ладовых заключений

(каденций) и тем самым — на ладообразование; 4 ладовые формулы — характерные для данного лада мелодиче­ские обороты; типа мелодии-модели (близость понятий «лад» и «определенная мелодия»).

Возможно также и наличие ладовых (модальных) тяготений и соответственно разрешений (как в малом, так и в крупном плане). Гармония звуков в модальном одноголосии и сводится в сово­купности этих (и подобных) звукоотношений к развертыванию си­стемы их во времени. В отличие от многоголосных тональных ла­дов, где главный устой, как правило, дается в начале (причем тони­ческий аккорд обрисовывает квинтовый остов лада в одновременном звучании 1 и 5), в модальном одноголосии подобные отношения рас­крываются лишь в последовательности (по горизонтали); происхо­дит ретроспективное синтезирование ладовой структуры в процессе восприятия. Отсюда особая важность для монодической модальности фактора постепенности раскрытия ладовых связей, значение цельно­сти восприятия мелодии, важность функции конечного тона для вер­ного восприятия ладовых отношений начального и срединного участ­ков ладомелодического развертывания. Еще Гвидо Аретинский (XI в.)

в «Микрологе учения искусству музыки» сформулировал эту осново­полагающую закономерность модальной монодии: «В начале пения мы не знаем, что будет потом, но, услышав последний звук, понима­ем [vides] все, что ему предшествовало» (GS II, 12а).*

Строение конкретного модального лада и методы его анализа по­кажем при разборе мелодий, приведенных в примерах 111, 112, 113.







Дата добавления: 2015-08-29; просмотров: 799. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Деятельность сестер милосердия общин Красного Креста ярко проявилась в период Тритоны – интервалы, в которых содержится три тона. К тритонам относятся увеличенная кварта (ув.4) и уменьшенная квинта (ум.5). Их можно построить на ступенях натурального и гармонического мажора и минора.  ...

Понятие о синдроме нарушения бронхиальной проходимости и его клинические проявления Синдром нарушения бронхиальной проходимости (бронхообструктивный синдром) – это патологическое состояние...

Опухоли яичников в детском и подростковом возрасте Опухоли яичников занимают первое место в структуре опухолей половой системы у девочек и встречаются в возрасте 10 – 16 лет и в период полового созревания...

Тема: Составление цепи питания Цель: расширить знания о биотических факторах среды. Оборудование:гербарные растения...

В эволюции растений и животных. Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений. Оборудование: гербарные растения, чучела хордовых (рыб, земноводных, птиц, пресмыкающихся, млекопитающих), коллекции насекомых, влажные препараты паразитических червей, мох, хвощ, папоротник...

Типовые примеры и методы их решения. Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно. Какова должна быть годовая номинальная процентная ставка...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия