Студопедия — Способы существования этносов
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Способы существования этносов






Этническое развитие в отличие от социального дискретно, то есть прерывисто. Это связано с внутренними и внешними процессами, влияющими на функционирование этносов, а следовательно и на их существование. В специальной литерату­ре выделяются следующие способы существования этносов:

• зарождение;

• расширение;

• снижение уровня активности, или распад;

• переход в гомеостаз, то есть статическое состояние эт­носа.

Под зарождением понимается процесс образования этно­са в ходе сецессии, или ассимиляции. Это первичный этап об­разования этнической общности, если рассматривать его во временном плане.

Вторым этапом существования и развития этноса являет­ся расширение. Под ним подразумевается укрепление связей внутри этноса, а также увеличение количества его членов за счет ассимиляции соседних этнических групп. В ходе расши­рения этническая группа постоянно прогрессирует, так как внутри данного этноса происходят внутренние психологиче­ские процессы, обусловливающие его непрерывное развитие. На этом этапе растет уровень этнического (и национально­го) самосознания, результатом чего является гармонизация этноса и его развитие. Однако этот процесс происходит до тех пор, пока члены этнической общности не станут выделяться по отдельным признакам в новые этнические группы. Стрем­ление к выделению может быть обусловлено тем, что в резуль­тате ассимиляции соседних этносов происходит дифференци­ация в пределах данной этнической общности по каким-либо критериям (экономическим, культурным, социальным, рели­гиозным).

Появление дискриминационных процессов внутри этноса способствует соответственно падению уровня этнического са­мосознания, обесцениваются национальные идеи, так как личные мотивы начинают превалировать над национальными. Как результат мы наблюдаем снижение уровня активности этноса. На таком этапе этнос становится наиболее уязвимым, что может привести к внешней агрессии со стороны других этни­ческих общностей либо к его ассимиляции соседними общностями и к последующему распаду вследствие утраты террито­рии, культуры, языка и единства. Например, А.М. Волконский отмечает, что «сожительство русских с финнами привело почти к полному обрусению последних и к некоторому изменению ант­ропологического типа у северных русских: широкие скулы, широ­кий нос— это наследие финской крови».*

* Волконский А.М. О трех ветвях русского древа и... сепаратизме. — М., 1991.-С.6-17.

 

Процесс распада либо снижения активности этноса может трансформироваться в гомеостаз, при котором этнос находит­ся в статическом состоянии. Гомеостаз представляет собой подвижное равновесное состояние этнической общности, сохраняемое путем ее противодействия нарушающим равнове­сие внешним и внутренним факторам. Понятие гомеостаза сложилось первоначально в физиологии для объяснения по­стоянства внутренней среды организма и устойчивости его основных физиологических функций. Эта идея была развита американским физиологом У. Кенноном в учении о «мудро­сти тела как открытой системы, непрерывно поддерживающей стабильность». Принцип гомеостаза перешел из физиологии в этнопсихологию, приобретя более общее значение принципа системного подхода и саморегуляции на основе обратной свя­зи. Представление о том, что каждая система стремится к со­хранению стабильности, было перенесено и в этнопсихоло­гию. Каждая этническая общность стремится к стабильности, однако на определенном этапе эта стабильность перестает со­провождать прогрессивное развитие этноса, что приводит к состоянию гомеостаза. Примером этнических общностей, на­ходящихся в состоянии гомеостаза, являются индейские пле­мена Северной Америки, сохранившие развитие и культуру конца XIX — начала XX века, которые, однако, не распались, так как сохранили сильное этническое самосознание.

Это типичное энергетическое состояние системы, обмени­вающейся информацией и энергией с окружающей средой. Общественные же институты этносов различны. Это значит, что социальная форма движения материи и этногенез — два различных процесса, хотя и соотносимых и даже пересекаю­щихся.







Дата добавления: 2015-08-17; просмотров: 1195. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Метод Фольгарда (роданометрия или тиоцианатометрия) Метод Фольгарда основан на применении в качестве осадителя титрованного раствора, содержащего роданид-ионы SCN...

Потенциометрия. Потенциометрическое определение рН растворов Потенциометрия - это электрохимический метод иссле­дования и анализа веществ, основанный на зависимости равновесного электродного потенциала Е от активности (концентрации) определяемого вещества в исследуемом рас­творе...

Гальванического элемента При контакте двух любых фаз на границе их раздела возникает двойной электрический слой (ДЭС), состоящий из равных по величине, но противоположных по знаку электрических зарядов...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Методика исследования периферических лимфатических узлов. Исследование периферических лимфатических узлов производится с помощью осмотра и пальпации...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия