Студопедия — Авалон Артрур – Кундалини-йога. Змеиная сила 4 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Авалон Артрур – Кундалини-йога. Змеиная сила 4 страница






Представители северной шиваитской традиции, в которой ведущей Шастрой является «Малинивиджайя Тантра», описывают эти Таттвы очень детально. Здесь же дается только общее изложение. В Тантрах 36 Таттв разделяются на три группы, называемые Атма, Видья и Шива Татгвы. Первая группа включает в себя все Таттвы от самой низшей Притхиви (земля) до Пракрита. Эти Таттвы известны как нечистые категории. Вторая группа включает в себя Майю, Канчука (формы Шакти, в которых сознание ограниченно) и Пурушу. Это смешанные, чисто-нечистые категории. Третья группа включает пять высочайших Таттв, называемых чистыми, — от Шива-Таттвы до Шудцха- Видья. Как уже установлено, высшее неизменяемое состояние (Парасамвит, не считается Таттвой, будучи Таттва- тита) — это то переживание, в котором «Я» и «Это» сливаются воедино. В кинетическом Шакти-аспекте, представленном в своих чистых категориях, опыт подтверждается как «Я» и «Это», но последнее рассматривается не как что- то противоположное, находящееся вне «Я», а как часть единого «Я» с двумя аспектами — само «Я» (Ахам) и «Это» (Идам). Большее или меньшее преобладание то самого «Я», то «Это» порождают следующую за этим двойственность в сознании.

Чисто-нечистые категории — промежуточные между чистым и нечистым. Существенная характеристика опыта, основанного на нечистых категориях, есть его дуализм, производимый Майей, а их ограниченность — результат деятельности Канчук. Здесь «Это» уже не рассматривается как часть «Я», а как противоположное «Я» и как некий посторонний объект. Каждое сознание по отношению к другому сознанию становится взаимоисключающим. Описываемое здесь состояние троично: трансцендентное смешивание «Я» и «Это», в котором эти элементы опыта, как таковые, не развернуты; чистая форма опыта, промежуточная между первым и последним, в которой и то и другое — «Я» и «Это» заняты опытом, как частью единого «Я»; и третья часть — состояние, когда проявляется личность, и есть полное разделение между «Я» и «Это» и внешний объект представляется сознанию познающего как нечто принципиально иное, чем сам познающий субъект. В этой последней стадии двойственность наибольшая. В первой стадии Пуруша поглощен переживанием однородной Вселенной, отличая себя при этом от Пракрита; во второй стадии Пракрита разделяется в своих проявлениях на ум и материю и производит множество существ, из которых и состоит Вселенная. Шакти, как Пракрита, сначала развертывает ум (Буддхи, Ахамкара и Манас) и чувства (Индрии), а затем чувствующую материю (Бхута) в пятеричной форме (эфир, воздух, огонь, вода, земля), происходящую из той сверхчувственной всеобщности обычных чувств, которая называется Танматра. Когда Шакти входит в последнюю, самую грубую Таттву (земля) — то есть плотную материю, тогда ее деятельность закончена, ее творческая активность прекращается, и она успокаивается в своей последней эманации, в стихии земли. Там она сворачивается и засыпает. Теперь она — Кундалини-Шакти, чья обитель в человеческом теле есть центр земли, Муладхара-Чакра. Как в своем высшем состоянии Маха-Кундалини она пребывает свернутой кольцом вокруг верховного Шивы, так и здесь она свернута вокруг Сваямбху-Лингама в Муладхаре.

Этот последний центр, или Чакра, и четыре другие над ним — центры пяти форм материи. Шестая Чакра — это центр ума. Сознание и его процессы, предшествующие появлению Майи, реализуются в седьмом лотосе, Сахасрара- Падма, и в центрах, находящихся между ним и Аджна- Чакрой.

В «Шарада-Тилаке» (гл. 1) сказано, что из Сакала-Шивы (Шива-Таттва) который Сат-Чит-Ананда, исходит Шакти- Таттва, а из Нада разворачивается Бинду, Ишвара-Таттва, который называется Верховным Бинду, чтобы отличить его от последующих форм Бинду. Так происходит эволюция Мантры. Нада и Бинду — такие же аспекты Силы Шакти, как и все остальное, и они являются теми ее состояниями, которые являются особыми условиями для Упайога-Вастха, в которых она (Шакти) склонна к творению. В этих Татгвах зародыш действия (Крийя-Шакти) дает первый росток по направлению к полному своему проявлению.

Тантры, в частности Мантра-Шастра, проявляют особый интерес к Шабда, или звуку. Этот термин будет объяснен в дальнейшем. Мантра — проявление Шабда. Нада, которая буквально тоже обозначает «звук», есть первый этап проявления причинных тел из Шабда. Бинду, о котором уже говорилось, описывается как состояние буквы «Ма» перед проявлением, состоящей из Шива-Шакти- Таттвы, окруженной Майей, или Парама-Кундалини. Оба они наполняют Великую Пустоту (Шунья), состояние Брахмана внутри точки Бинду, так же как действуют содержащиеся там же Гуны, неотделимо присущие Шакти и являясь в ней той причиной, которая порождает все вещи. Пара-Бинду называют Гханавастха — массивное состояние Шакти. Это — Чид-Гхана, или массивное сознание, или Чит, соединенное с недифференцированной Шакти (Чидрупини), в массивности которого потенциально содержатся все миры и существа, которые только могут возникнуть. Это — Парама-Шива, в котором — все боги. Это — тот Бинду, Господь (Ишвара), которого некоторые толкователи Пуран называют Маха-Вишну, а другие — Брахма-Пуруша («Шат-Чакра Нирупана», 49). Как говорит комментатор «Шат-Чакра Нирупана», нет ничего, с чем можно было бы его сравнить. Это — Господь, втайне почитаемый всеми богами, он проявляется в разных фазах Бхандра-Бинду или Нада, Бинду, Шакти и Шанта ОМ, и в других Биджа-Мантрах. Его обитель — Сатьялока, которая в человеческом теле находится в основании лотоса Сахасрара, в самом высшем мозговом центре. «Шарада- Тилака» говорит, что этот Пара-Бинду, чья сущность — Высочайшая Сила, в самом себе разделяется натрое и проявляется в тройственном аспекте. Это три Бинду, первый из которых так и называется Бинду[33], а два других — Нада и Биджа; Бинду соответствует природе Шивы, а Биджа — природе Шакти. Нада — это Шива-Шакти, то есть их взаимное отношение и взаимодействие, или Йога — так говорит об этом «Раджа-Йога Сара»[34]. Троичный Бинду (Трибинду) — высший, тонкий и грубый. Нада — единство их в творении. Как говорит «Шат-Чакра Нирупана» (40), из этого разделения Шивы и Шакти возникает творческая идея (Сришти-Калпана). Причинный Бинду исходит из недифференцированного аспекта Шакти со всеми формами силы; из ее Пракрити-аспекта — Тригунамайя Мула-Пракрити, из Дэвата-аспекта — не- проявленное, а из аспекта Дэви — Шанта. Три-Бинду указывают на деятельность трех сил: Воли, Знания и Действия, а три Гуны — Раджас, Сатгва и Тамас, также есть отражение трех богинь — Вама, Джиестха и Раудри, и три Дэвата (Брахма, Вишну, Рудра) выходят из них. В «Прайо- гасаре» и «Шарада-Тилаке» говорится, что Раудри истекает из Бинду, Джиестха из Нада и Вама из Биджа. Из них возникли Рудра, Вишну и Брахма — в аспектах Знания, Действия и Воли, или Солнца, Луны и Огня. Солнце, Луна и Огонь, эти символы трех Бинду, постоянно встречаются в «Шат-Чакра Нирупане». В Солнце уже есть и Огонь и Луна, поэтому оно называется Мишра-Бинду и в такой форме не отличается от Парама-Шивы. Это Кама- кала, треугольник божественного желания, образованный тремя Бинду, и в нем — корень всех Мантр. Луна — Сома, Чандра — это Шива-Бинду, и она белая. Огонь — Шакти-Бинду, и он красный. Солнце — смесь того и другого. Огонь, Луна и Солнце — это Воля, Знание и Действие; Иччха, Джняна и Крийя-Шакти. На материальном плане белый Бинду принимает форму семени, а красный — менструальной крови. Маха-Бинду — это состояние перед проявлением Пракрита. Все три Бинду — это треугольник Камакала, символ Шакти, хотя одни из этих Бинду подчеркивает аспект Шивы, а другие — Шакти. Иногда Мишра-Бинду (Солнце) называется Шакти- Таттва, чтобы указать на верховенство Шакти, но чаще — Шива-Таттва, указывая на превосходство Шивы, обладателя силы. Оно имеет форму соединенных Шивы и Шакти, потому что нет Шивы без Шакти и Шакти без Шивы. Разделить их так же нельзя, как нельзя отделить движение ветра от неподвижного пространства, в котором ветер дует. Нада — это дрожь, вибрация, возникающая при соитии (Майтхуне) Шивы и Шакти; от этого появляется тройственное Маха-Бинду, и это — Камакала. В «Шарада- Тилаке» говорится, что при «вспыхивании», или дифференциации Верховного Бинду, возник непроявленный звук. Этот непроявленный Шабда посредством Крийя- Шакти становится источником проявленного звука, Арт- ха, который описан далее. Брахма, как источник речи и идеи, с одной стороны, и объекты (Артха), которые идеями и речью обозначаются, — с другой стороны, называется Шабда-Брахман, или же, если использовать европейскую терминологию, Логос. Из этого недифференцированного Бинду в форме Пракрита развиваются Таттвы ума и материи во всех их различных формах, как владыка Таттв, их управляющий разум — Шамбху, Дэвата, пребывающий выше Аджна-Чакры, центра ментальной силы. А Сада-Шива, Иша, Рудра, Вишну, Брахма — это Дэвата пяти форм материи, заключенных вместе с Притхиви (стихия земли) в Муладхара-Чакре, где творящая Шакти заканчивает свою деятельность и снова успокаивается, называясь теперь Кундалини.

Также как атом состоит из статического центра, вокруг которого движутся вращающиеся частицы, так и в теле человека Кундалини в «центре земли» является таким же статическим центром, вокруг которого она проявляется в своем кинетическом аспекте, как силы тела. Как проявление Шакта, все тело находится в непрерывном движении. Кундалини-Шакти — неподвижная опора всей этой деятельности. Когда она пробуждается и сама движется вверх, она увлекает с собой и в себе все эти движущиеся силы и тогда соединяется с Шивой в лотосе Сахасрара. Этот восходящий процесс — эволюция, обратный тому процессу, который был описан выше. Время от времени мир растворяется (Лайя) для всех существ. Йога есть такое же растворение Лайя. Совершенный йогин может растворить Вселенную для себя в любое время.

Прежде чем перейти к описанию Чакр, нужно подробнее описать строение тела. Сила проявляет себя как вышеупомянутые Таттвы, устремляясь от Пракрита к Притхиви. Чакры — центры этих Таттв. Кроме того, необходимо объяснение учения о «звуке» — Шабда, который существует в теле в трех внутренних состояниях (Пара, Пашьянти и Мадхьяма) и выражается в форме произносимой речи (Вайкхари). Это поможет читателю понять значение Мантры, как проявленного Шабда, и «гирлянду букв», которая проходит через шесть центров тела.

Глава 3

Воплощенное сознание. Дживатман

Единое сознание обладает двумя аспектами — трансцендентным и имманентным. Трансцендентное, развопло- щенное сознание называется Параматман, а имманентное сознание, воплощенное в ум и материю, — Дживатман. В первом случае сознание бесформенно, а во втором оно имеет форму. Форма создается силой, как аспектом сознания. Один из видов такой силы — Шакти-Пракрити. Она — непосредственный источник ума и материи. Тот же статический аспект сознания, с которым взаимодействует Пракрита, называется Пуруша. Иногда в обозначении высшего уровня этой двойственности употребляется термин Брахма-Пуруша. В этом случае это означает сознание, ограниченное соединением Пракрита (Природы) и ее порождений — ума и материи. В более простом значении под Пурушей, или Дживой, подразумевается чувствующее существо с телом и чувствами, то есть в форме органической жизни. Человек — микрокосм, а мир — макрокосм[35].

Хотя есть бесчисленные миры, каждый из которых управляется своим собственным Господом, на самом деле есть только одна Великая Мать всего, которую эти владыки сами обожают, кладя себе на головы пыль от ее ног. Во всем есть все остальное, что существует где-либо. Нет ничего во Вселенной, чего бы не было в человеческом теле, и не обязательно поднимать взор к небесам, чтобы найти Господа. Он есть внутри, знаемый как Антарьямин — внутренний правитель или Антаратма — внутреннее «Я». Где бы во Вселенной ни существовали ум и материя, в той же форме они существуют и в человеческом теле. Об этом в «Вишвасара-Тантре» сказано так: «Что есть здесь, то есть везде, а чего нет здесь, того нет нигде». В теле есть высшие Шива-Шакти, которые пропитывают все вещи. В теле представлена Природа (Шакти) и все ее продукты. Фактически тело — это обширный резервуар силы. Целью тантрического ритуала является повышение этих различных форм силы до их полного проявления. Это — задача Садха- ны. В Тантрах говорится, что человек достигает всего, чего он захочет, если он сконцентрирует свою волю на этом. И, согласно учению, это так, потому что человек по своей сущности — одно с Высшим Господом и с Матерью, и чем больше он проявляет свой дух, тем больше он наделяется силами. Центр и корень всех его сил как Дживы, воплощенного существа — Кундалини-Шакти. Центром, в котором реализуется неподвижное сознание, является вершина мозга, Сахасрара, откуда, согласно учению Йоги, при смерти Прана покидает тело через отверстие, называемое Брахма-Рандхра. Ум же и тело — область действия Пракрита. И ум и материя имеют общее происхождение — они материальны. По своей природе они — ограниченные инструменты, через которые функционирует дух, сознание. Дух и сознание сами по себе неограниченны, но, проявляясь в форме ума и материи, кажутся ограниченными. Яркий свет фонаря доходит до нас только через тот материал, из которого сделан сам фонарь. Пракрита — это, однако, не то же самое, что «материя» научных представлений. Материя — самая грубая вещь, и поэтому она и существует не всегда. Пракрита же — это, так сказать, материя в ее конечной, общей форме, и она является причиной и ума, и вещества, и всей Вселенной, которую она создает. Это та таинственная плодоносящая утроба (Йони)[36], откуда рождается все. Чем она является сама по себе — для нас непостижимо, и она может представать перед нами только в своих проявлениях. Хотя Мула-Пракрити — это материальная причина мира, из которой он возникает, но в конечном счете в самой себе (Сварупа) Пракрити-Шакти, как и все остальное, — это сознание. Сознание при развертывании Вселенной принимает форму Пракрита, творческой силы. Субстанция состоит из Гун, или качеств, называемых Сатгва, Раджас и Тамас. Главное действие, которое производит Шакги, — это вуалирование, или сжимание сознания. Фактически Пракрита — это ограничивающий принцип. Она ограничивает и придает форму бесформенной неограниченности сознания. Таково действие всех Гун, но если одна делает это в большей мере, то другая — в меньшей. Функция первой — Саттва-Гуны — открывать сознание. Когда Саттва-Гуна преобладает — это наибольшее приближение к чистому сознанию. Функция Тамас- Гуны — сжимать, или сдавливать сознание. Функция Раджас-Гуны — активизировать: проявляясь в Тамасе — сжимать Саттву, а проявляясь в Саттве — сжимать Тамас. Цель и результат эволюции, так же как и Садханы, — проявление Саттва-Гуны. Гуны существуют всегда во всем совместно, но в разных случаях преобладает то одна, то другая из них. Когда преобладает Тамас-Гуна, грубая инертная субстанция, происходит спуск вниз по лестнице эволюции. Чем больше преобладает Сатгва, тем выше происходит подъем. Истинно саттвический человек — это божественный человек, и его темперамент в Тантрах называется Дивья-Бхава. Посредством Сидцха-Йоги через Саттва- Гуну проявляется Сат (Бытие), которое в то же время есть Чит, чистое сознание, тождественное чистому духу.

Пракрита существует в двух состояниях, в одном из которых она покоится. Тогда Гуны в устойчивом равновесии, не воздействуют одна на другую, и нет их проявления. Это непроявленная (Авьякта) потенция естественной силы (Natura Naturans). Когда же от созревания Кармы приходит время для творения, тогда Гуны приходят в волнение (Гу- наксоба) и происходит первоначальная вибрация (Спанда- на), известная в Мантра-Шастре как космический звук — Шабда-Брахман. Гуны воздействуют одна на другую, и так из трех Гун создается Вселенная. Проявленные формы Пракрита называются Викара или Викрити. Викрити — это проявленная Пракрита (Natura Naturata). В бесконечной бесформенной Пракрита проявляется напряжение, или усилие, проявляющееся как форма. При ослаблении этого напряжения и растворении формы исчезают в бесформенной Пракрита, которая, как проявленная сила, снова входит в Брахман. Эти Викрити-Таттвы, проистекающие из Пракрита, Авидья-Шакти, различные формы ума, чувств и материи.

Тела троичны: причинное (Карана-Шарира или Пара- Шарира, как называют его шиваиты), тонкое (Сукшма- Шарира) и плотное (Стхула-Шарира). Эти три тела, в которые заключен Атман, развиваются из Пракрити-Шакти и состоят из ее различных продуктов. Они формируют вместилище духа (Атмана), который «находится и во всех существах, и изнутри всех существ управляет ими» («Бриха- дараньяка Упанишада», III, 7,15). Тело Господа Ишвары — это чистая Саттва-Гуна (Шудцха-Саттва-Гуна-Прадхана). Это совокупная Пракрита, или Майи, Его или Ее как Творца и Творительницы всех вещей.

«Джива ограничен узами, а Сада-Шива свободен от них. Если первый — Пашу, то второй — Пашупати, владыка Пашу (Джив)» («Куларнава-Тантра», XI, 48).

Ишвари (Шакти) не воздействует через свою собственную Майю. Она — всезнающая, всевидящая, всемогущая. Ишвара управляет Майей, а Джива управляем Майей. С этой точки зрения мать и дитя (Джива) — это не то же самое. У Дживы ограниченное сознание, субъект заблуждения, в котором господствует Майя-Шакти, отчего мир воспринимается не таким, каков он есть на самом деле. Поэтому тело Дживы — это индивидуальная форма, или Авидья, в которой есть смешанные Саттва, Раджас и Тамас. Но все создания — в Матери. В «Трисати» Богиня называется «имеющая форму одной или многих букв». Как Эка (единое), она — Аджнана (незнание), чистая Саттва и качество Ишвары; как Ан-эка, она — Упадхи, или носитель Дживы. Ишвара один, а Джив много. Из-за различий индивидуальных форм проявления Пракрита, Раджас и Тамас проявляются в разных пропорциях. Атман проявляется как Джива в различных формах растительного, животного и человеческого миров.

Поэтому первое, причинное тело любого отдельного Дживы есть эта Пракрита (Авидья-Шакта), которая и является причиной возникновения тонкого и плотного тел Дживы, развертывающихся из него. Это причинное тело сохраняется до самого освобождения, когда Дживатма прекращает быть таковым и становится Парамартхой, бестелесным духом (Видеха-Мукти). Джива пребывает в причинном теле во время сна без сновидений (Сушупти).

Второе и третье тела выделились в процессе эволюции причинного тела, из которого сначала возникает тонкое тело, а из него уже плотное. Тонкое тело, называемое также Линга-Шарира или Пурьястака, — это первое проявление причинного тела, тела Пракрита, и внутренний инструмент (Антах-Карана) вместе с внешним инструментом (Бахья-Карана) или чувствами — Индриями и их сверхчувственными объектами — Танматрами.

Третье, или плотное, тело — материальный плотный объект, воспринимаемый чувствами. Тонкое тело можно было бы назвать ментальным, потому что то тело, которое следует за ним, мы называем плотным или материальным. Если абстрактно рассматривать ум как таковой, то он отделен от сознания, и он является той бессознательной силой, разбивающей на части целостное переживание, которое есть Чит (сознание). Ум называют «внутренним работником», или «внутренним инструментом» (Антах- Карана), — это одно и то же; разные названия даются им для того, чтобы указать на разделение их функций. Санк- хья говорит о Будцхи, Ахамкара и Манасе, к которым Веданта добавляет Читту, проявляющуюся в различных аспектах и атрибутах (Дхармах) Ума и принимающую участие в психических процессах, посредством которых Джива знает, чувствует и желает.

Это можно рассматривать с точки зрения эволюции согласно той последовательности, в которой развертывается ограниченный опыт Дживы, — или в том порядке, в котором они рассматриваются после творения, когда опыт конкретных чувственных объектов уже имеется. Согласно первому аспекту, Буддхи, или Махат-Таттва, — состояние представления сознания только о бытии, без мыслей о «Я» (Антах-Карана) и не затрагиваемое ощущениями отдельных объектов (Манас и Индрии). Это — безличное сознание Дживы. Из Будцхи проявляется Ахамкара, личное сознание, которое реализует себя как отдельное «Я» переживающего опыт. В процессе творения Джива сначала приобретает опыт переживания без осознания самого себя, подобно состоянию сразу после пробуждения от сна. Затем он относит этот опыт к ограниченному самому себе и приобретает самосознание «Я есть то-то и то-то».

Манас — это желание, следующее за этим переживанием, а чувства (Индрии) и их объекты — средства, которыми достигается это обладание, в котором конец всякого желания жизни. Однако в порядке эволюции Буддхи — это первый принцип, а Антах-Карана в своей деятельности творения занимает второе место. Поэтому более удобно было бы начинать с объектов чувств и ощущений, ими вызываемых. На познающего материя воздействует пятью различными путями, давая возникнуть в нем ощущению слуха, осязания или прикосновения, цвета, формы и зрения, вкуса и запаха. Чувственные восприятия возникают только от отдельных объектов и постигаются только в их вариациях. Но существуют также и общие элементы особых чувственных восприятий. Эти общие идеи могут сформироваться как частные объекты чувств, указывая свое существование некоторым частям природы Дживы как факт опыта; в то же время общие идеи не могут быть сформированы как физические факты опыта из частностей, даваемых чувствами. Это общее носит название Танматра (буквально «более, чем это»), и это — абстрактное качество объекта. Танматра звука (Шабда-Танматра) — не только особое частное ощущение, формируемое звуком, но то сущностное в этом звуке, что общее во всех его различных проявлениях. Поэтому о Танматрах можно говорить как об общем знаменателе частных ощущений, и в этом смысле они главный элемент чувственного восприятия. Они входят в существование, когда те или иные чувства испытываются, в смысле необходимости чего-то, что может быть объектом ощущения. Эти тонкие Бхуты, как они называются, непостижимы обычным образом, потому что они сверхчувственны (Атиндрия). Их существование постигается только умом, через плотные частные объекты, для которых они являются общими и которые происходят от них. Они могут быть объектами непосредственного (Пратикша) восприятия только для йогов. Их, подобно плотным, происходящим от них объектам, пять: звук — Шабда-Танматра, осязание или чувствование — Спарша-Танматра, цвет и форма — Рупа- Танматра, вкус — Раса-Танматра и запах — Гандха- Танматра. Каждая из Танматр возникает из предшествующей. Ощущения, приходящие от объектов чувств, постигаются на опыте посредством внешних инструментов (Бахья- Карана) Господа тела, и чувств (Индрий), которые — те врата, через которые к Дживе приходит опыт переживания мира. Индрий десять, и они разделяются на два класса: пять органов чувств или восприятия (Джняна-Индрии) — уши (слух), кожа (ощущение прикосновений), глаза (зрение), язык (вкус) и нос (запах); и пять органов действия — Карма-Индрии, производящие реакцию, посредством которой индивид получает ощущения: рот, руки, ноги, задний проход и половые органы, посредством которых он говорит, схватывает, ходит, выделяет и порождает, и через это осуществляет желание Дживы. Это афферентные (исходящие) и эфферентные (приходящие) импульсы.

Индрии, или чувства, — это не физические органы, а силы ума, оперирующие через эти органы как их инструменты. Внешние органы — средство, через которое чувство слуха и другие осуществляются на физическом плане. Но так как они только инструменты и сила их исходит из ума, то йог может совершать посредством ума все то, что может быть сделано посредством физических органов, без употребления их.

По физическим проявлениям Индрии можно разделить на классы, соответствующие сенсорной и двигательной функциям нервной системы. Так как Индрии — это не физические органы — уши, глаза и т. д., — а способности Дживы, стремящегося знать и действовать через них, то Йоги утверждают, что могут делать без их употребления все, что обычно делается с помощью этих органов. Так, под действием гипноза человек может воспринимать вещи, не употребляя для этого физические органы восприятия. Факт их бытия для различных действий не обязательно затрагивает эти Индрии. Акт «хождения» может осуществляться и с помощью рук (безногий калека), и тогда он рассматривается как реальная деятельность Индрии ног, хотя руки принадлежат Индрии взятия. Через эти инструменты Индрии воспринимают и действуют в соответствии с ними. Однако одних только Индрий недостаточно для этих целей. Во-первых, без участия внимания ощущений не будет вообще. Быть «умственно отсутствующим» — значит не знать, что происходит. Поэтому внимание должно сотрудничать с чувствами прежде, чем они смогут дать восприятие чего-либо. Кроме того, в один и тот же момент воспринимающий является объектом получения бесчисленного числа ощущений, которые приходят к нему со всех сторон и давят на него. Если какое-либо из них прорывается в поле сознания, оно может быть отобрано, исключая все прочие. Процесс получения восприятий — это отбор какой-то особой части из общего потока всего и затем связывание с ней, пока она не становится присвоенной, как особый объект мысли или особое поле деятельности. Наконец, как утверждает западная психология, ощущения приходят не все сразу, а раздельно. Эти «точки чувства» должны быть собраны вместе и составлены в одно целое. Эти три функции — внимание, отбор и синтез определенного разнообразия чувств — принадлежат к тому аспекту ментального тела, внутренним представителем которого является Манас. Как Манас (ум) необходим для чувств, так и они необходимы для Манаса, потому что Манас — область желаний, без которых он не может существовать. Это желания познавать или действовать, и поэтому они проявляются вместе с Индриями.

Манас ведет за собой Индрии, и через него чувства получают свою силу. Без помощи внимания Манаса другие Индрии не способны совершать свои функции, а так как это Индрии восприятия и действия, то Манас, сотрудничающий с теми и с другими, разделяет характер познания и действия.

Объединяясь с глазами или с другими органами чувств, Манас становится деятельным, будучи в то же время отдельным, разобщенным с этими особыми инструментами, которые не могут выполнять свои функции иначе как только в сочетании с Манасом.

Его функция называется Самкальпа-Викальпа, то есть отбирание одного и отбрасывание другого из того материала, который дают Джняна-Индрии. Когда, находясь в контакте с объектами чувств, он отбирает ощущения, которые должны быть представлены другим способностям ума, то это Самкальпа. Однако активность Манаса самого по себе еще не вызывает ни умственный результат, ни чувство удовольствия или неудовольствия. Он не является независимой силой, чтобы обнаружить себя для субъекта, переживающего опыт. Прежде чем та или иная вещь может быть обнаружена и реализована как объект восприятия, она должна быть субъектом операций Ахамкара и Буддхи, потому что без «освещенности» интеллектом она останется темной и невидимой познающему, и усилия Манаса будут слепы и подобны движению на ощупь в темноте. Образы, которые создает Манас, не могут воздействовать на познающего ни сами по себе, ни каким-либо иным способом, пока познающий не отождествит себя с ними посредством Ахамкара, то есть сделает их своими собственными в ощущениях и переживаниях. Манас, будучи таким опытом активности в темноте, невидимый и не обнаружимый светом Буддхи и не проявляющий себя для познающего до тех пор, пока он не отождествит себя с ним в чувстве единства, в котором темнота, вуалирующая качество Шакти-Пракрити, проявляется более всего. Эта Гуна также преобладает в Ин- дриях и в тонких объектах их операций — Танматрах.

Ахамкара («Я есть делающий») — это выделение самого себя, то есть сознавание самого себя в качестве личностного «Я», самосознания, — той формы мирового опыта, в которой Джива думает о себе самом как об отдельной личности, которая находится в связи с объектами его опыта. Это сила самовыделения, посредством которого все эти слагаемые сливаются в одно «Я», а восприятие и выводы относятся к этому’ особому мыслящему субъекту и становятся частью его опыта. Поэтому, когда восприятие улавливается Манасом и определено Буддхи, Ахамкара говорит «Это Я постиг».

Это «Я» феноменального сознания, отличающееся от «Этого», познаваемого. Функция Буддхи — поддерживать его. По сравнению с другими силами, посредством которых получается опыт, Буддхи — это тот аспект Антах- Караны, который определяет. Человек определяется так: тот, кто «схватывает» (Манас) и думает. «Я заинтересован в этом и поэтому самовыделяюсь, иду к определению»[37]: «Это должно быть сделано мною».

«Должно быть сделано» — это относится не только к внешнему действию, но и к умственному действию, такому как определение посредством образования идеи и объекта восприятия («Это есть именно так, и не иначе» и решения «Это должно быть сделано»). Буддхи пропитывает все действия, каковы бы они ни были. Это — главная Таттва, потому что она пропитывает все инструменты, является вместилищем всех Санскар (отпечатков), кармических тенденций и в Санкхье считается местопребыванием памяти. Это — мыслящий принцип, формирующий концепции или общие действующие идеи, действующие через Ахамкара, Манас и Индрии. В деятельности чувств главный — Манас, в деятельности Манаса главный фактор — Ахамка- ра, а в деятельности Ахамкара главное начало — Буддхи. Во всех них, как в инструментах, действует Буддхи, а изменения в Буддхи происходят через органы физических чувств. Буддхи — основа всех познавательных способностей, ощущений и решений, и передающее все объекты восприятия дальше, Пуруше — то есть сознанию. Поэтому и говорится, что Буддхи, чья функция определять, — возница; Манас, чья функция Санкальпа-Викальпа, — это поводья, а сами чувства — это кони. Джива — получающий удовольствие (Бхокга). Атма сочетается с телом, чувствами, Манасом и Буддхи. В Буддхи преобладает Саттва-Гуна, в Ахамкара Раджас, а в Манасе, Индриях и других объектах — Тамас.







Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 418. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Типы конфликтных личностей (Дж. Скотт) Дж. Г. Скотт опирается на типологию Р. М. Брансом, но дополняет её. Они убеждены в своей абсолютной правоте и хотят, чтобы...

Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.разновидности агностицизма Позицию Агностицизм защищает и критический реализм. Один из главных представителей этого направления...

Функциональные обязанности медсестры отделения реанимации · Медсестра отделения реанимации обязана осуществлять лечебно-профилактический и гигиенический уход за пациентами...

Этапы творческого процесса в изобразительной деятельности По мнению многих авторов, возникновение творческого начала в детской художественной практике носит такой же поэтапный характер, как и процесс творчества у мастеров искусства...

Тема 5. Анализ количественного и качественного состава персонала Персонал является одним из важнейших факторов в организации. Его состояние и эффективное использование прямо влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности организации.

Билет №7 (1 вопрос) Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Русский литературный язык как нормированная и обработанная форма общенародного языка Важнейшая функция языка - коммуникативная функция, т.е. функция общения Язык представлен в двух своих разновидностях...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия