ВИЗАЖИСТ Катерина-Аст
Подписано в печать с оригинал-макета 17.08.98. Формат бумаги: 60 841\16. Гарнитура Таймс. Уч.-изд.л. 16. Тираж 1000 экз. Заказ 283
Издательство МГСУ «Союз» 107150, г. Москва, ул. Лосиноостровская, 24
Отпечатано с оригинал-макета в [1] Хотя социальная экология основывалась (и основывается) «на различных и даже расходящихся во мнении трактовках, она долгое время существовала по крайней мере как костяк социологии города». Ее понятия, модели и «теории» стали популярным образцом концептуализации и интерпретации территориальной социальной структуры и процессов, особенно в контексте больших городских агломераций (Млинар 3. Еколошке концепциjе, просторно-друштвене промене и развоj. — «Ревиjа за социологиjу». Загреб, 1978, № 1—2, с. 75). [2] Подробнее о гуманной экологии как научной дисциплине между экологией растений и животных и социальной экологией. см. Mattel Dogan. Stein Rokkan (Ed.). Social Ecology. Cambridge. 1974, [3] Марков Ю.Г. Социальная экология. Новосибирск, 1986, с. 39. 1 Термин «созология» происходит от греческих слов созо — защищаю и логос — наука. Иногда созологию определяют как «науку о социальном обмене материей и энергией, устанавливающую его закономерности, познающую его влияние на природу и воздействие измененной природы на общество, разрабатывающую пути управления обменом материи в интересах человечества. Созология — комплексная наука, изучающая методами естественных наук ряд аспектов сложных социальных явлений—обмен материей и энергией между природой и обществом» (Марков Ю.Г. Социальная экология. Новосибирск, 1986, с. 50—51). 2 «Экология из формы позитивной обратной связи в отношении «человек — природа», связи, имеющей своим следствием создание все более сложных видов отношений, превратилась в идеологию негативной обратной связи, основным критерием которой является стремление возвратить отношение «человек — природа» к тем формам, в которых природа будет в малой степени амортизироваться» (Штамбук В. Кључеви развоjа. с. 127). 1 Цифрић И. Социjална екологиjа. Загреб, 1989, с. 314. 2 Млинар 3. Цит. раб., с. 76. 1 Млинар 3. Цит. раб., с. 76. 2 Цифрић И. Социjална екологиjа. Загреб, 1989, с. 312. 1 Млинар 3. Цит. раб., с. 77. 2 См.: Бганба В.Р. Становление ноосферы и экологическая этика // Русский космизм и ноосфера. М., РАН, 1989. Бганба В.Р. Культура и ноосфера // История. Культура. Цивилизация. М., РАН, 1991.Бганба-Церера В.Р. Становление экологической этики. М., РАУ, 1992. 1 В русской литературе используется термин «ноосфера», означающий систему «общество—природа», являющуюся результатом сознательной деятельности людей. Следует учитывать возможность двух подходов к управлению социально-экологическими системами: проектирование и изменение природной среды и изменение и совершенствование социально-экономической структуры общества. Эти два подхода дополняют друг друга, проявляясь как две стороны одного и того же процесса — процесса формирования ноосферы. Социальная экология в соответствии с одним из подходов, не получившим широкого распространения, в качестве предмета своего исследования имеет ноосферу, вернее, сознательное формирование ноосферы (Марков Ю.Г. Социальная экология. Цит. раб., с. 38). 2 Подробнее о биоэкологическом и ноосферном подходе в экологических исследованиях см.: Комаров В.Д. Социальная экология — философские аспекты. Л., 1990, с. 38—46. 1 Цифрић И. Социjална екологиjа. Загреб, 1989, с. 333—334. 2 Никитин Д.П., Новиков Ю.В. Окружающая среда и человек. М., 1986, с. 32—41. [4] См. подробнее: Введение в социальную экологию. М., РАУ. 1993 1 Unawelt — Lexicon. Koeln, 1985, p. 283—284. 2 Mattei Dogan, Stein Rokkan. Social Ecology. — «The M.I.T. Press». Massachusets Institute of Technology, Cambridge, Massachusets, 1974. 3 Марков Ю.Г. Социальная экология. Новосибирск, 1986, с. 65. 4 Термин «ноосфера» ввели в науку французские ученые Э. Леруа и П. Тейяр де Шарден. В.И. Вернадский употребил этот термин для обозначения фазы развития биосферы, когда она переходит в новую эволюционную форму (ноосферу), представляющую собой новое геологическое понятие на нашей планете, где человек становится значительной геологической силой. Человек, по его мнению, должен своим трудом переделать среду, в которой живет, изменяя ее по отношению к тому, что было (Лось В.А. Человек и природа. М., 1978, с. 65). 5 Исследование процесса формирования и функционирования ноосферы и соответствующих процессов управления окружающей средой ведется на двух уровнях: дисциплинарном и междисциплинарном. Первый уровень включает дисциплины, находящиеся в стадии интенсивного развития. Это прежде всего биология защиты природы, экология, конструктивная география и экология человека, ориентированные на исследование возможностей управления окружающей средой на основе собственных знаний. Междисциплинарный уровень реализуется социальной экологией как комплексной наукой, связанной с другими дисциплинами низшего уровня (Марков Ю.Г. Социальная экология. Цит. раб., с. 66). 1 Так, например, В.Д. Комаров в предмет социальной экологии включает выявление закономерностей и метода оптимизации взаимодействия общества и природы, т.е. оптимальные условия жизни человека как биологического и социального существа. (Подробнее см.: Гирусов Э.В. Социальная экология: специфика и проблемы, ее основные задачи развития. — «Вопросы социоэко-логии». Львов, 1987, с. 11—23.) 2 См.: Комаров В.Д. Социальная экология — философские аспекты. Л., 1990, с. 64—76. 3 Например, Цифрич И. считает, что социальная экология не может быть ни узкой, ни исключительно социологической дисциплиной, а также, с другой стороны, не может быть постулирована как вершина комплексных дисциплин, которая соединяла бы в себе знания других дисциплин (Социjална екологиjа. Загреб, 1989, с. 317—318). 1 «Здесь речь идет о сложном предмете, состоящем, с одной стороны, из природы (первичной природы) со своими закономерностями, а с другой стороны, из человеческой деятельности (с ценностным II целевым определением), т.е. речь идет о «культивированной природе», «вторичной природе», или, другими словами, о социально конституированной природе — о природе, которая все труднее воспроизводится или должна воспроизводиться (с помощью человека). Поэтому экология становится социальной экологией, наукой с ценностными нормами и как таковая содержит «стратегические элементы для возможной концепции развития будущего. Эго реализованная наука с «альтернативными» общественными целями, кроме одной, не имеющей альтернативы: социальное воспроизводство природы» (Социjална екологиjа. Цит. раб., с. 329). 2 Там же, с. 330. [5] См. подробнее: Бганба-Церера В.Р. Экологическая проблема: социально-философские основания и пути решения. М., РАУ, 1993. 2 Мы исходим из положения, что отраслевые социологии в качестве своего предмета изучают отдельные общественные явления, специфические закономерности их развития и специфические связи явлений, ставших предметом изучения, с другими социальными явлениями, образующими вместе человеческое общество (подробнее об этом см.: Маркович Д.Ж. Общая социология. М., 1995, с. 50—54). 1 В какой мере социальная экология сможет познать эти закономерности, зависит от программы исследований экологических проблем и вообще реализации прикладных исследований. 1 Цифрић И. Социjална екологиjа. Загреб, 1989, с. 331. 1 Цифрић И. Социjална екологиjа, с. 324¾325. 2 Fradier Georges. A propose de la qualite de la Vie. UNESKO, Paris, 1976, p. 6. 3 О различных трактовках качества жизни см.: Попов С.Н. Проблемы «качества жизни» в современной идеологической борьбе. М., 1977, с. 14—43. 1 См.: Марковић Д. Социjална екологиjа и хуманизациjа човекове средине. ¾ «Комуна», Београд, № 9.1984. 2 Гирусов Э.В. Система «общество — природа». Проблемы социальной экологии. М., 1976. 3 Fradier Georges, р. 7— 8. 4 В Атласе Всемирного банка, опубликованном в Нью-Йорке, впервые в 1985 г. названы так называемые факторы «качества жизни»: продолжительность жизни и процент детей, посещающих общеобразовательные школы. По этим данным три четверти населения в мире проживает в развивающихся странах. Продолжительность 'жизни в этих странах увеличилась с 45 лет в 1960 г. до 60 лет в 1982 г. За этот период в развитых странах она соответственно возросла с 70 до 76 лет (Београд, Политика, 1985, с. 7). 1 Пантић Н. Цит. раб., с. 9. 2 cм.: Mapковић Д. Место социjалне екологиjе у универзитетском образовању за заштиту човекове средине. — «Универзитет данас». Дубровник, 1987, с. 353—364. 1 Продановић Т. Улога науке и образовања у развоjу еколошке свести. — «Универзитет данас». Дубровник, 1984, с. 395. 2 Бepбepовић Л., Xaњалић К., Шарић Т. Универзитет и еколошки изазов. — «Универзитет данас». Дубровник, 1984, с. 295. 1 Маркович Д.Ж. Социальная экология. М., Изд-во МГСУ «Союз», 1996, с.99. 1 Сторонники позитивистского метода различаются по отношению к возможности установления причинности. Одни считают, что следует отказаться от категории причинности как метафизической и спекулятивной, а законы должны быть только общими и способствовать предвидению явлений. Другие считают, что явление не объяснено до тех пор, пока не открыта его причина. Эмиль Дюркгейм развивает функционалистское объяснение взаимосвязей общественных явлений. 2 Некоторые исследователи считают, что при разработке исторического метода, во-первых, недооценивается причинное и функциональное объяснение, так как он ограничен описанием явлений и выявлением индивидуальных связей между ними. Во-вторых, не обеспечивается возможность проверки результатов исследования. И тем не менее этот метод используется в социологии в различных вариантах с целью преодоления недостатков позитивизма и функционализма. 3 Так или иначе, в качестве предмета социальной экологии выступает система социоприродных отношений, возникающая и функционирующая как результат сознательной рациональной деятельности людей или как единство и взаимодействие природы и общества (см.: Марков Ю.Г. Социальная экология. Новосибирск, 1986. с. 65; Афанасьев В.Г. Системность и единство. М., 1980, с. 163). 1 Во все времена подлинно великие ученые, оставившие след в науке, использовали индуктивно-дедуктивный и эмпирически-рациональный методы (Mapковић М. Философски основи науке. Цит. раб., с. 24). 1 Понятие теории многозначно. Оно часто употребляется в качестве синонима любому знанию. Однако в узком смысле теория означает совокупность знаний, более или менее проверенных, объясняющих явление или область явлений. 2 «Поэтому граница между теорией и методом часто условна. На эмпирическом уровне познания от чувственно-конкретного к абстрактному создаются теоретические обобщения, которые могут быть оформлены в теорию, обобщающую (описывающую) закономерности на этом уровне. А на реляции от абстрактного к мысленно конкретному такие теоретические формулировки применяются в качестве метода» (Комаров В.Д. Социальная экология — философские аспекты. Л., 1990, 1 «Единица измерения существования — это не только организм, но и его окружение (большее целое). Если биосфера эволюционирует в направлении соответствующей природной системы, то это соответственно повышает степень кооперации и взаимной поддержки, что, в свою очередь, сопровождается меньшей степенью свободы для составных частей системы. Это наиболее убедительно показал Лавелок в своей теории, рассматривающей планету как новый организм, оптимизирующий условия для своего существования» (Sterling Stephen R. Towards an ecological world view. — «Ethics of Environment and Development». London, 1990, p. 81). 2 Поэтому люди должны относиться к «семье Земля», как к чему-то, что является большим, нежели их окружение; эта «семья Земля» — необходимое и незаменимое условие их существования, их жизни. Более подробно см.: Kothary Rajni. Environment, technology and ethics. — там же, с. 32. 1 «Отчуждение как корень зла — это основной мотив, который современная экологическая философия принимает даже тогда, когда отрицает все христианское мировоззрение. Поскольку источник зла — отчуждение от собственных основ, а его решение — возвращение к этим основам, то экологический кризис в своей самой глубокой основе — отчуждение человека от того, из чего черпает свои силы» (Erazim Konak. Filosoficka ekologie pо dvacati letech. — «Filosoficky časopis», Praha, 1993, p. 938). 1 Печуjлић М. Савремена социологиjа, с. 119. 2 Majop Ф. Сутра, jе увек касно, с. 79. 3 Sterling Stephen R. Towards an ecological world view. Цит. изд., с. 85. 1 «Выражение «количественный» используется в тех случаях, когда речь идет об удовлетворении одной стороны жизни — о достижении все большего материального благополучия. Выражение «качественный» употребляется для измененного человека по отношению ко многим сторонам и аспектам жизнедеятельности... Эти два противоположных принципа лежат в основе двух противоположных концепций прогресса: доминирующей силы и потребления, с одной стороны, и творческой силы и самопознания — с другой» (Марковић М. The development vision of socialist humanism. — «Ethics оf Environment and Development». Цит. раб., с.129). 2 Там же. 3 «Те экологи, которые предлагают отказ от промышленной цивилизации и возврат к земледельческому и скотоводческому обществу, теряют смысл к истории и стремятся к компромиссу в критике экологии современного общества. Человечество не может вернуться в прошлое, к страданию и бедности. Оно может и должно стремиться к использованию возросшего производства в других целях, кроме накопления материальных богатств» (там же, с. 133). 4 «Быть свободным значит, во-первых, осознавать существующий плюрализм возможностей; во-вторых, выбрать одну из них и вести себя в соответствии с этим выбором, в-третьих, быть в состоянии контролировать ситуацию и не допускать неожиданных последствий» (Марковић М. The development vision of socialist humanism. Цит. раб., с. 132). 1 Konak Erazim. Цит. раб., с. 944. 2 «Гуманизм и наука — это единое культурное движение, соединенное в человеке как источнике и цели, важнейшей чертой которого является научность: твердое стремление подчинить законам природы современное и прошлое богатство природы и истории; требование разумности и право распоряжаться своей собственной судьбой и природой» (Majop Ф. Сутра je увек касно. Цит. раб., с. 219). 3 В решении экологических проблем можно исходить из следующего принципа: «Пусть наука исследует и открывает, а общественные органы принимают решения по поводу того, что производить и потреблять; общественное мнение помогает правительствам, информирует их и предупреждает; профессиональные «советники по будущему» охраняют современность от необдуманных перемен; демократия контролирует правительства; социология должна предостерегать науку и технику и вдохновлять политику (Jовановић Д. Ведрина, рад и старање, вepoвaње и знање. Београд, 1971, с. 6). 1 Теория — это более или менее проверенное знание, объяснение фактов и данных, а гипотеза — предполагаемое объяснение (чаще всего основанное на теоретическом объяснении). 2 Горюнов В.П. Техника и природа. Л., 1980, с. 40. 3 Социальный детерминизм и научно-технический прогресс. Л., 1982, с. 52—53. [6] См. подробнее: Урсул А.Д. Перспектива экоразвития. М., 1990. [7] Комаров В.Д. Социальная экология. Л., 1990, с. 88. [8] См. подробно: Мамедов Н.М. Экология и техника М.,1989. 1 Подробнее см.: Бурбах X. Филозофиjа технике. Загреб, 1979; Баљ Б. Техника као заjедница. Нови Сад, 1991. 1 Подробнее см.: Ђукановић М. Еколошки изазов. Београд, 1991, с. 55—62. 1 «В той же мере, в какой научная истина является сама по себе одной из моральных ценностей, наука будет продолжать играть опосредованно этическую роль в человеческой истории. Благодаря микропроцессорам наука прогрессивно начнет ускорять регистрацию и анализ новой информации. Ученые смогут освободиться от всех чисто технических исследовательских видов деятельности, которые будут проводиться в соответствии с установленными объективными правилами (например, статический анализ, решение уравнений с несколькими неизвестными, формальные логические операции, установление диагноза в медицине и т.д.). Будущим ученым не придется хранить в памяти многочисленную информацию, и это существенно изменит характер многих сегодняшних профессий, обеспечит более полное развитие социальной экологии (Марковић М. Етички проблеми науке. — В кн.: Проблеми науке у будућности. Београд, 1991, с. 143). 2 «Малые шаги делают малые люди, пришибленные методами из справочника. Большие шаги характерны для великих людей, умеющих соединить смелость и мечту с проницательностью» (Маjор Ф. Сутра je увек касно. Београд, 1991, с. 223). 3 Подробнее см.: Марковић М. Филозофске основе науке. Цит. раб., с. 521—525. 1 Подробнее о научной проверке см.: Маркович Д. Общая социология. Ростов-на-Дону. 1993, 2 Печуjлић М. Савремена социологиjа. Цит. изд., с. 51. 1 Гирусов Э.В. Система «общество — природа». Проблемы социальной экологии. М., 1976, с. 125. 2 Отделение естественного окружения от социального имеет свое оправдание и необходимость при научном и конкретном социальном анализе, а также при принятии мер в области экологической политики (Цифрић И. Социjална екологиjа. Загреб, 1989, с. 50). 1 См.: Цифрић И. Социjална екологиjа, с. 59—63. 2 «Историческое пространство» соприкосновения, т.е. пересечения естественных и социальных систем можно наблюдать как тенденцию постоянного увеличения пространства взаимности и все большей взаимообусловленности. Чем совершеннее и более развита человеческая система, включая сюда и средства производства, проникающие в естественные системы, тем больше его зависимость» (там же, с. 63). 3 «И животные имеют историю, именно историю своего происхождения и постепенного развития до своего теперешнего состояния, но они являются пассивными объектами этой истории... Люди же, наоборот, чем больше они удаляются от животных в узком смысле слова, тем в большей мере они делают свою историю сами, сознательно...» (Маркс К., Энгельс Ф. ПСС, т. 20, с. 258). 1 Пантић Н. Природа и човек. Београд, 1984, с. 18. 2 «Человек является непосредственно природным существом. В качестве природного существа, притом нового природного существа, он, с одной стороны, наделен природными силами, жизненными силами, являясь деятельным природным существом; эти силы существуют в нем в виде задатков и способностей, в виде влечений; а с другой стороны, в качестве природного, телесного, чувственного, предметного существа он, подобно и органическим существам, является страдающим, обусловленным и ограниченным существом, т.е. предметы его влечений существуют вне его, как не зависящие от него предметы. То, что человек есть телесное, обладающее природными силами, живое действительное, чувственное, предметное существо, означает, что предметом своей сущности, своего проявления жизни он имеет действительные чувственные предметы или что он может проявить свою жизнь только на действительных чувственных предметах. Быть предметным, природным, чувственным — это все равно что иметь вне себя предмет, природу, чувство или быть самому предметом, природой, чувством для какого-нибудь третьего существа» (Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1956, с. 631). 3 Там же, с. 632. 4 Там же, с. 590. 1 «Ученые все больше убеждаются, что на нашей планете существуют две системы: естественный порядок, первичный, который, несмотря на многообразие различных форм и процессов материи, остается последовательным своим первоначальным свойствам, медленно изменяясь на протяжении миллионов лет, и социальный порядок, отличающийся надстройкой природной среды и своими специфическими формами, образованиями и стремлениями, что делает его автономным и почти противостоящим природному порядку» (Милисављевић Р. Друштво на планети 3емља. Београд, с. 38). 2 Политичка енциклопедиjа. Београд, 1975, с. 521. 3 Kopaћ Ж. Човек и град. Београд, 1979, с. 10. 1 Маркс К., Энгельс Ф. ПСС, т. 13, с. 640. 2 Подробнее см.: Црнобрња М. Човекова животна средина и економски развоj. Београд, 1984. 3 Качаревић М., Кончар-Ђурђевић С. Извори загађивана и чувања квалитета ваздуха. Београд, 1977, с. 6. 1 «Гидрологический цикл действует как мощный насос, качающий огромные количества воды. Испаряясь, вода попадает в атмосферу, конденсируется и в виде осадков опять выпадает на землю, спускаясь с более высоких регионов, куда она падает из атмосферы, в более низкие, т.е. в моря и океаны; вода содержит в себе огромный энергетический потенциал. Кроме того, она переносит растворенную и нерастворенную в ней материю, так что при своем движении по земле (это же относится и к подземным водам) постепенно утрачивает свои качества» (Црнобрња М., Цит. раб., 1 «Эта присущая только Земле динамика на поверхности планеты обусловлена столкновением постоянной активной, открытой материальной системы Земли с непрерывным, сложным воздействием «внешней» космической среды» (Пантић Н. Наука о Земљи и будућност. — «Проблеми науке у будућности». Београд, 1991, с. 255). 2 Почва составляет 148 млн. кв. км, т.е. 20% всей поверхности Земли. Полезная площадь для обработки и скотоводства составляет около 4 млрд. га, в 1980 г. на каждого человека на Земле приходилось по 1 га. Но она уменьшается в результате роста численности населения и строительства различных объектов. 3 «Мировой фонд с/х угодий каждый год уменьшается на 50—70 тыс. кв. км, из них --от 6 до 12 млн. га пашни в результате эрозии почвы, наступления пустынь, строительства поселений на пахотных землях, новых дорог, искусственных озер, промышленных площадей...» (Продановић Т. Еколошки проблеми и самоуправно друштво. Чачак, 1986, с. 20). 4 Наибольшая часть кислорода имеет биологическое происхождение. Его производство связано с растениями, растущими на земле, и водорослями пресных под и морей. Поэтому, уничтожая леса и загрязняя реки и моря, люди разрушают источники кислорода. 1 Црнобрња М. Цит. раб., с. 28. 2 Odum Eugene P. Ecology. The University of Georgia, 1963, с. 7. 1 «Главное функциональное целое экосистемы — население. Оно занимает несколько функциональных мест, которые вместе с его ролью весьма важны в процессе движения энергии и круговороте внутреннего содержания. И окружение, и количество энергии в любой системе ограничены. Когда население в своей численности достигнет границы, регулируемой экосистемой, оно должно стабилизироваться или даже упасть из-за болезней, голода, конфликтов, низкой рождаемости или по другим причинам» (The New Encyclopedia Britannica. 1974, vol. 6, p. 198). 2 Brown L., Selznick E. Sociology. San-Francisko, 1978, p. 8. 3 Станковић С. Екологиjа животиња. Београд, 1962. с. 117. 4 Janковић М. Екологиjа. Београд, 1962, с. 117. 1 Станковић С. Цит. раб., с. 282. 2 Поповић С. Заштита воде и ваздуха од загађивања. Београд. 1975, с. 8. 3 Станковић С. Цит. раб., с. 17. 1 Jaнковић М. Савремени научно-теориjски аспекти односа човека и биосфере. — «Човек и животна средина у СР Србиjи». Београд, 1977, с. 71—-72. 2 «Биомы можно легко распознать, так как они отличаются специфическими экологическими, структурными, организационными, географическими и другими факторами. Каждое из этих сообществ имеет свои специфические растения и животных, которые приспособлены к жизни в ней» (Jaнковић М. Екологиjа. Цит. раб., с. 123). 3 Концепция экосистем может быть распространена на всю нашу планету: «как и всем другим животным, нам необходимо, чтобы жить, соответствующее снабжение пищей, представляемой зелеными растениями, производящими углеводороды из солнечной энергии. Также нам необходимо и пространство, где будем жить» (Popenal D. Sociology. New Jersey). 1 Пантић Н. Природа и човек. — «Човек и природа». Цит. раб., с. 15. 2 Jaнковић М. Савремени научно-теориjски односи човека и биосфере, с.73—74. 3 «Биосфера — открытая система живой природы, обусловленная составом земной коры, атмосферой и гидросферой. Солнце ¾ главный источник энергии, которую система получает и распределяет, так что с помощью живой материи неорганическая материя включается в круговой цикл этой гигантской системы. И хотя речь идет об огромных количествах необходимой теплоты для ее сохранения, в районах с умеренным климатом хватает одного часа солнечного нагревания, чтобы получить энергию, достаточную на год» (Милисављевић Р. Цит. раб., с. 27—28). 1 Jанковић М. Савремени научно-теориjски односи човека и биосфере, с. 75. 2 «Человек занимает исключительное положение между живыми существами благодаря тому, что научился преодолевать границы, выдвигаемые ограниченным физическим пространством для роста населения. Это позволило ему вывести правила и теории, обеспечивающие более эффективное соотношение с физической и общественной средой» (Behavior and Environment. New York — London, 1971, p. 365). 3 Ђорђевић С. Хумана екологиjа. Београд. 1977, с. 19. 4 «Поэтому именно в переработке предметного мира человек впервые действительно утверждает себя как родовое существо. Это производство есть его деятельная родовая жизнь» (Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1956, с. 566). 5 Данон J. Марксизам и савремени развоj биолошких наука. Београд, 1979, с. 88¾89. 1 Социолошки лексикон. Београд, 1982, с. 307. 2 Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1956, с. 564. 3 Гостушки Д. Човек jе човеку околина. — «Човек и средина». Београд, 1975, № 1, с. 18. 4 Edited by R.H. Moss and Insel P.M. Issues in social Ecology. 1974, p. 497—498. 5 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1956, с. 567. 6 Там же. [9] «Различают два типа общественных отношений: равенства и неравенства, в первом случае участники общественных отношений равны между собой, в другом — подчинены другим, находятся в большей или меньшей степени под их влиянием, т.е. властью. В обществе с развитым разделением труда общественные отношения никогда не могут быть отношениями равенства в вышеназванном буквальном значении» (Социолошки лексикон. Београд, 1982, с. 129). 1 Социолошки лексикон, Цит. раб., с. 355. 2 Бojaновић P. Психологиjа међуљудских односа. Београд, Нолит, 1979, с. 12. 3 Подробнее см.: Маркович Д.Ж. Социология труда. М., 1989, с. 205—219. 4 Large М. Social Ecology. London. 1981, p. 43—44. 5 Dellbert С. Miller, Wiliam H. Farm. Industrial Sociology. New York, 1980, p. 743. 1 Економска енциклопедиjа. Београд, 1984, с. 1185. 1 Економска енциклопедиjа. Београд, 1984, с. 1185. 2 Подробнее см.: Маркович Д.Ж. Общая социология. Ростов-на-Дону, 1993, с. 310—319. 3 Подробнее см.: Костић Ц. Социологиja села. Београд. 1975, с. 33—35; Byjoвић C. Град и dpyшmвo. Београд, 1982. 4 Социолошки лексикон. Цит. раб., с. 325. 1 Социолошки лексикон. Цит. раб., с. 325. 2 «Каждая культура располагает определенными правовыми, этическими, моральными нормами иобычаями, поддерживающими осмысленное и полезное поведение, а также «негативными санкциями» (запреты, цензура и т.д.), смысл которых сводится к созданию осложнений или препятствий для хаотичного и нецелесообразного поведения. Виды и число этих норм, т.е. уровень нормативности, зависит от исторических обязательств, их соотношение тоже меняется» (там же). 3 Социальная экология изучает отношение общества и социальных групп к окружающей среде,а не индивидуальное поведение отдельно взятых людей, которое с этой точки зрения изучает экологическая психология (Kopaћ Ж. Човек и град. Београд, 1978, с. 129—152). 1 Понятие «качество жизни» является новым понятием в общественных науках. Оно впервые стало употребляться лишь во второй половине XX века и обязано своим возникновением целому ряду источников. В философии темой «повседневной жизни» систематически занимались Г. Лефебр, 2 Подробнее см.: Берковић Е. Основна питања животња стандарду. — «Економска мисао». Београд, 1981, №1, с. 38. 3...Экологический аспект этого понятия одновременно стал связующей нитью с различными толкованиями его в промышленно развитых и развивающихся странах (Mитић Г. Социолошко-економски аспекта квалитета човекове средине у савременом друштву (докторска дисерmaциja). — Факултет политичких наука, 1990, с. 60). 1 Mитић Г. Указ. соч., с. 60. 1 Koковић Д. Квалитет живота и хуманизациjа свакодневнице. — В кн.: Екологиjа и криза. Нови Сад, 1989, с. 64. 2 Мекли М. Кулутура и демократиjа. — «Кулутура», Београд, 1971, № 53, с. 149. 1 Koковић Д. Указ. соч., с. 62. 2 Бepковић Е. Квалитет животног стандарда. Указ. соч., с. 19. 3 Там же. 4 Супек P. Oвa jeдuнa земља. Указ. соч., с. 82. 1 Ђукановић М. Еколошки изазов. Београд, Елит, 1991, с. 278¾279. 2 Рус В. Друштвени развоj и квалитет живото. — «Социологиjа». Београд, 1985, № 1—2, с. 82. 1 Чобелић Н. Друштвепо економски аспекти заштите животне средине. ¾ В кн.: Проблеми науке у будућности (зборник радова). Београд. САНУ, 1991, с. 372. 2 G. Gradier. A propose de la qualite de la vie. Paris, UNESKO, 1976, p. 6. 3 Нов став о nuтањy животне средине. Ниш, МОР информациjе. Институт за документациjу заштите на раду, 1981, № 2, с. 22—23. 1 Лукић P. Xoћe ли разум победити. — «Човек и животна средина», Београд, 1976, № 1, с. 34—36. 1 Каличанин П. и Паракосић В. Здравље за све—заштита и унапређење менталног здравља. Београд, Научна книга, 1988, с. 38. 2 Mapjaновић P. Jeдан поглед на тзв. проблем човекове средине. — «Гледишта», Београд, 1980, №2, с. 41. 3 Mapковић M. Поглед у свету на однос човека и животне средине. — В кн.: Човек, друштво, животна средина (зборник радова). Београд, САНУ, 1981, с. 41—45. 4 Рихта P. и др. Цивилизациjа на раскршћу. Београд, Комунист, 1971, с. 181. 1 Подробнее см.: Маркович Д.Ж. Социология труда. М., Изд-во РУДН, 1997. 2 Подробнее см.: Тупиеско Л.С. Социалистический образ жизни как объект управления. М., 1983;Сизем-ская И.Н. Человек и труд, условия гармонии и развития. М., 1981; Work and quality of working life. London, 1973. 1 В.О. Pettman. Quality of Working Life, International Institute of Social Economics. Partington, 1987. Подробнее см.: Hirszowics M. Industrial Sociology. Oxford, 1981, p. 96—97. 1 Об актуальных проблемах качества трудовой среды см.: Дворжек С. Технологиjа као друштвени проблем. — «Ревиjа за социологиjу». Загреб, 1988, № 3; Muкшић Д. Производно и социjално значење нових технологиja. — «Peвиja за социологиjу». 1988, № 3. 2 Подробнее см.: Report the Director-General. Environment and World of Work. International Labour conference, 77 session, Geneva, 1990. 3 MOP информације, Институт безбедности и заштите на раду. Ниш, 1990, № 2, с. 7 [10] См.: Штайгервальд Р. Потенциал непролетарского протеста // Борьба коммунистов и политика Союзов. Прага, 1987, с. 142¾151. [11] См.: Nichts Jinks — nich recht rechtas? — Uber diе Zukunft. Hamburg, 1983. [12] См.: Marschalek R., Pelinka P. Rot-Grüner Anstob. Wiеn, 1983, s. 37¾38. [13] Подробнее см.: Бункина М.К., Климов Ю.М., Мотылев В.В. Разум против безумия. Социально-экологические аспекты новых массовых движений. М., 1987. [14] Подробнее об этом см.: Вукасовић В. Међународна сарадња у области заштите животне средине—међународно-правни аспекти. Београд. Институт за међународну политику и привреду, 1980; Колбасов О.С. Международно-правовая охрана окружающей среды. М., 1982. [15] Когда говорят об охране окружающей среды, то реже всего под этим подразумевают появление «интеллектуальной», «культурной», «социальной» или какого-либо другого вида угрозы как общественной категории. В этом случае общественные факторы не так активно влияют на окружающую среду, как факторы «физической» природы, и не приводят к резко бросающимся в глаза последствиям. Однако если их рассматривать в социологическо-политическом аспекте, то их последствия могут быть тяжёлыми и долговременными. То, что эти общественные факторы не находят своего немедленного проявления, нисколько не умаляет необходимости их выявления, уничтожения и предотвращения (Чок В. Међународноправна заштита животне средине. — «Без-бедност и друштвена самозаштита», Београд, 1990, № 4, с. 17). [16] Пелеш М. Међународна сарадња у области заштите животне средине. — В кн.: Човек, друштво, животна средина. Београд, САНУ, 1981, с. 60—61. [17] ЮНЕП как самостоятельная международная организация со специальной компетенцией была создана в 1972 г. на основании резолюции Генеральной Ассамблеи, юридическая обязательность которой основывается на положениях Устава ООН. [18] Вукасовић В. Међународна сарадња у области заштите животне средине. — В кн.: Човек, друштво, животна средина. Београд, САНУ, 1981, с. 86¾87. [19] Подробнее об этом см.: Edited by A.S. Bhalla. Environment and Development. ILO, Geneva, 1992. [20] Пелеш М. Указ. соч., с. 63. [21] Подробнее об этом см.: Корнеева А.И. Общество и окружающая среда. М., Мысль, 1985, [22] С 1972 г. в рамках ЕЭС осуществляются пятилетние программы в области охраны окружающей среды. [23] Текст Европейской хартии об окружающей среде и здоровье был опубликован в журнале «Ревиja рада», Београд, 1990, № 225—226, с. 27—33. [24] Sundsvall Statement on Supportive Environment. Sundsvall, Sweden, 1991. [25] «Политика», Београд, 1986,23.02. [26] Конференция была проведена в Бразилии 3—4 июня 1992 г. Ее организаторами были Генеральная Ассамблея ООН, Всемирная метеорологическая организация. На Конференции были приняты следующие документы: Программа ООН по окружающей среде; Программа действий на 21 век; Конвенция об изменении климата; Конвенция о биологическом разнообразии; Принципы управления и защиты от всех типов шума. [27] Повестка дня 21 (Программа действий на XXI век) состоит из следующих глав: Основа действий, цели, виды деятельности — управление; Данные и информация; Международное и региональное сотрудничество и координация усилий; Средства (инструменты) осуществления ¾ финансирование и оценка затрат; Наука и технология, развитие людских ресурсов и институциональное укрепление (Подробнее об этом см.: Напори Уједињених нaциja за бољ у животну средину XXI века. Савезно министарство за животну средину. Београд, 1992). [28] См.: Реформирование России: мифы и реальность. М., 1994, с. 339¾342. [29] См.: Власть.1996, № 1, с. 63. [30] См.: Социально-экономическое положение России. 1995. М., 1996.№ 12, с. 280. [31] Там же, с. 281. [32] См.: Власть. 1996, № 1, с.64. [33] См.: Немцов А. Указ. раб., с. 3. [34] См.: Реформирование России: мифы и реальность. М., 1994, с. 347. [35] См.: Власть. 1996. № 1, с. 61. Более полные данные приводятся в Приложении № 10. [36] См.: Власть. 1996. № 1, с. 347¾346. [37] См.: Народное хозяйство РСФСР в 1990 год. М., 1991, с. 286. [38] Там же, с. 289. [39] См.: Страны-члены СНГ в 1993 году. Стат. сборник. М., 1994, с.486. [40] См.: Российский бюллетень по правам человека. Вып. 2. М., 1994, с. 49. [41] См.: Социально-экономическое положение России. Январь¾октябрь 1994 г. М., 1994, с. 123. [42] См.: Социально-экономическое положение России. 1995. М., 1996, № 12, с. 290. [43] См.: Народное хозяйство РСФСР в 1991 году, с. 291, 296. [44] См.: Независимая газета. 1997. 17 января, с. 5. [45] См.: Вопросы статистики. 1994. №1, с.52. [46] Основные характеристики демографической ситуации, сложившейся в России, приводятся в Приложениях № 5¾9. [47] См.: Биржевые ведомости. 1994. №27, с. 10. [48] См.: Российский статистический ежегодник. Официальное издание. М., 1996, с. 37. [49] Данные приведены без учета численности военнослужащих РККА и погранохраны НКВД. Источник: «Всесоюзная перепись населения 1937 г.» Краткие итоги: Институт истории СССР АН СССР. 1991. [50] Для характеристики процессов естественного движения населения можно, помимо абсолютных данных, использовать относительные показатели. Это особенно важно в тех случаях, когда возникают сомнения в достоверности официальной статистики или сведениях, содержащихся в периодической печати, выступлениях политических деятелей и других, аналогичных указанным, случаях. Общий коэффициент рождаемости можно получить на основе следующей формулы: К [51] См.: Российский статистический ежегодник. Официальное издание. М., 1996, с. 57. [52] См.: Народное хозяйство Российской Федерации. М., 1992, с. 108. [53] По итогам обсуждения национального доклада о проблеме народонаселения России для Каирской Международно
|