Студопедия — Ларри Нивен, Стивен Барнс
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Ларри Нивен, Стивен Барнс






 

С концом советской эпохи возникает другая крайность, характерная для постсоветского литературоведения: в пафосе освобождения от революционно-демократического "кода прочтения" исследователи стремятся не к адекватному познанию смысла авторского высказывания, а выражаясь языком героев Достоевского, к желанию "как бы кого огорошить". Мировосприятие автора подменяется и вытесняется исследовательским. Ни Островский, ни его тексты, ни тем более тот контекст понимания, который связан с духовными мировоззренческими ценностями драматурга", не имеют никакого значения, кроме "произвола" авторской концепции. Отсюда парадокс: в таком стремлении "огорошить", проявляется, как правило, все тот же революционно-демократический "код понимания" произведений русской классической словесности. Пафос "отрицания" добролюбовской концепции, проявленный в публицистическом очерке о "Грозе" П.Вайля и А.Гениса как мещанской трагедии, на деле приводит критиков к утверждению другой концепции, но все в той же манере революционно-демократической публицистики.

 

А.А. Григорьев большим злом, чем "отвлеченные теории", считал "праздную игру в мысль": "Теории все-таки к чему-нибудь ведут и самою своею несостоятельностью раскрывают нам шире и шире значение таинственной нашей жизни!.. Оказалась узка одна – явится другая. Однако только праздная игра в мысль и самоуслаждение этою игрою – незаконны в наше кипящее тревожными вопросами время. Теоретикам можно пожелать только несколько побольше религиозности, то есть уважения к жизни и смирения перед нею, а ведь эстетикам, право, и пожелать-то нечего!"

 

В письме к Аполлону Григорьеву Островский в конце 1862 года пишет: "Теоретикам можно раздувать идейки и врать: у них нет конкретной поверки; а художникам нельзя: перед ними – образы. <…> врать только можно в теории, а в искусстве - нельзя".

 

С конца 1990-х годов постепенно оживляется интерес к А.Н.Островскому, появляются Сборники работ, целиком посвященные ему. С 2000-го года устраиваются конференции в музее-усадьбе драматурга "Щелыково", по материалам конференций издаются сборники научных работ – "Щелыковские чтения". Накопление и переосмысление материала – длительный процесс и, хочется верить, он даст свои плоды, если исследователь русской классики будет понимать, к постижению каких духовных величин он приступает.

 

Подводя итог критической рецепции драматургии А.Н.Островского, нужно заметить, что ни в советский, ни в постсоветский период она никогда не рассматривалась предметно (в соответствии с термином И.А.Ильина художественный предмет) как двунаправленное движение, начинающееся с постижения Главного Смысла (художественной предметности и образности) и ведущее к прояснению эстетико-содержательных закономерностей произведения и, наоборот, от изучения этих закономерностей к Главному Смыслу.

 

И.Ильин обосновывает особую стратегию восприятия и истолкования художественного произведения: тип чтения как "воссоздания художественного создания", чтения как художественную встречу читателя с писателем. И. Ильин противопоставляет свой метод чтения "формальной критике", сосредотачивающейся на "раздробленном", "осколочном" чтении литературы, в результате которого и происходит разрыв части и целого, приводящий к изучению «периферийных" сфер текста.

 

Стратегия чтения И.Ильина связана с пониманием духовно-предметного состава произведения как "источника озарения и умудрения". А такое понимание, по мысли И.Ильина, связано в России с сущностной и укорененной традицией русского национального искусства – с определяющим влиянием "греко-восточного православия". Игнорирование определяющего влияния на творчество Островского православно-христианского мировосприятия, глубинной связи драматурга со святоотеческим Преданием, прочной укорененности в нем Островского вновь отбросит исследователя "назад, к Добролюбову!", в данный момент – к Добролюбову в постмодернистской обертке.

 

Пытаясь воспринять драматургию Островского "из Главного Смысла", мы обобщили и сформулировали некоторые существенные, как нам кажется, свойства творчества Островского:

 

Драматургия Островского носит ярко выраженный религиозно-национальный характер. Религиозное у Островского – сущностное, а не стилистическое (не орнаментально-колористическое) явление. Христианский идеал утверждается на глубинных уровнях произведения, прежде всего в сфере художественной образности, восходящей к православной символике, к Первообразу.

 

Островский – поэт русской национальной жизни, ее светлых и идеальных сторон, ее цельности и единства, поэт православно-бытового уклада России. И это свойство тянется к Островскому от Пушкина, а от Островского к Шмелеву, в частности, через традицию поэтизации вещи, всего предметного мира, традицию освященного, православного восприятия вещи, где вещь – символ одухотворенного бытия.

 

Как показывает анализ рецепции Островского, быт, изображенный драматургом, был, по словам А.Григорьева, "камнем претыкания" для революционно-демократической критики, антихристианской по своей сути, так как именно через предметные, вещные символы Островский, как и любой поэт вообще, сообщает о неизменных основах национальной жизни, корнями уходящей в Предание: "Быт, составляющий фон широкий картины, взят – на всякие глаза, кроме глаз теории, – не сатирически, а поэтически, с любовью, с симпатиею очевидными, скажу больше – с религиозным культом существенно-народного".

 

История показывает, что уничтожение бытия начинается с уничтожения быта. Об этом провидчески в свое время писал П.Флоренский:

"Разорив православный быт, реформа Петра нанесла сильный удар православию, лишив его, по крайней мере, в городах и образованном классе, его тела – быта. Результаты второго исторического удара православию, революции – еще нельзя учесть".

 

Сказанное вовсе не означает, что Островский идеализировал жизнь. Как писал А.В.Дружинин, "изучение светлых сторон данной жизни для Островского не могло перейти в розовый свет, односторонность или идилличность. Для этого наш автор был слишком поэтом, то есть человеком по преимуществу зорким".

 

Островский смотрит на жизнь глазами поэта-христианина, не отводя глаз от ее несовершенства, но всегда с любовью к жизни и человеку, хранящему в себе образ Божий. Антиномия Света и Тьмы характерна как раз для православного миропонимания. Человек, согласно православной антропологии, пребывает во тьме после своего грехопадения в любом обществе. Но он призван к обожению. Поэтому не случайно в основе многих сюжетов Островского проявляется главная идея: преображения (просветления) души человека. "Тьма", как правило, у Островского не присуща всему миру, она не обладает качествами целостности и непроницаемости. Герои Островского относятся к миру как Божьему творению любовно. Мир в целом у Островского светел и иерархичен: он никогда не заканчивается земными границами, а автор и его герои ясно видят перед собой Идеал.

 

Революционно-демократическая критика выводит антиномию Света и Тьмы из православного контекста понимания, десакрализирует ее и трансформирует в духе атеистического мировосприятия.

 

Г.В.Мосалева

Ларри Нивен, Стивен Барнс







Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 359. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

СИНТАКСИЧЕСКАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ В языке различаются уровни — уровень слова (лексический), уровень словосочетания и предложения (синтаксический) и уровень Словосочетание в этом смысле может рассматриваться как переходное звено от лексического уровня к синтаксическому...

Плейотропное действие генов. Примеры. Плейотропное действие генов - это зависимость нескольких признаков от одного гена, то есть множественное действие одного гена...

Методика обучения письму и письменной речи на иностранном языке в средней школе. Различают письмо и письменную речь. Письмо – объект овладения графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации языкового и речевого материала...

Ганглиоблокаторы. Классификация. Механизм действия. Фармакодинамика. Применение.Побочные эфффекты Никотинчувствительные холинорецепторы (н-холинорецепторы) в основном локализованы на постсинаптических мембранах в синапсах скелетной мускулатуры...

Шов первичный, первично отсроченный, вторичный (показания) В зависимости от времени и условий наложения выделяют швы: 1) первичные...

Предпосылки, условия и движущие силы психического развития Предпосылки –это факторы. Факторы психического развития –это ведущие детерминанты развития чел. К ним относят: среду...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.007 сек.) русская версия | украинская версия