Студопедия — П р е д и с л о в ие .
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

П р е д и с л о в ие .






1. М. П Цивилев и др. Инженерно-спасательные работы. – М.: Воениздат, 1975. – 224 с.

2. Я.С. Повзик и др. Пожарная тактика. – М.:Стройиздат, 1990. – 335 с.: ил.

3. РД 52.04.253-90 «Методика прогнозирования масштабов заражения сильнодействующими ядовитыми веществами при авариях (разрушениях) на химически опасных объектах и транспорте».

4. Я.С. Повзик. «Справочник руководителя тушения пожара». М., 2001

5. А.И. Веселов, Л.М. Мешман. «Автоматическая пожаро- и взрывозащита предприятий химической и нефтехимической промышленности».

6. Методика оценки возможной пожарной обстановки и расчёта сил и средств ППС ГО и чрезвычайных ситуаций по противопожарному обеспечению при проведении спасательных и других неотложных работ в результате землетрясений в Республике Казахстан. – А.: Департамент ГПС,1999.- 31 с.

7. Паспорт безопасности Южно-Казахстанской области. 2014 год.

8. Технический регламент «Общие требования к пожарной безопасности» 16.01.2009г. №14

9. Технический регламент «Требования к безопасности пожарной техники для защиты обьектов» 16.01.2009г. №16

10. Технический регламент «Требования по оборудованию зданий, помещений и сооружений системами автоматического пожаротушения и автоматической пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре» 29.08.2008г. №227

11. Г.Х. Харисов. Курс лекции «Аварийно – спасательные работы». - М.: МИПБ МВД России, 1999. – 110 с.

12. А.Б. Булкаиров, Р.С. Баймагамбетов «Пожарная тактика» 2010 г. Кокшетау.

13. Е. П. Михно. Ликвидация последствий аварий и стихийных бедствий. - М.: Атомиздат, 1979. – 288 с.

14. Ю. Ю. Каммерер, А.Е. Харкевич. Аварийные работы в очагах поражения. М.: Энергоатомиздат, 1990. – 288 с.

15. В. Г. Атаманюк и др. Гражданская оборона. - М.: «Высшая школа», 1986. – 207 с.: ил.

16. Справочник по противопожарной службе Гражданской обороны (ДСП). – М.: Воениздат., 1982. – 144 с.

17. Борьба с пожарами на объектах народного хозяйства в условиях ядерного поражения. - М.: Воениздат., 1973. – 222 с.

18. А. Т. Алтунин. Формирования гражданской обороны в борьбе со стихийными бедствиями. - М.: Стройиздат, 1978. – 245 с. с ил.

19. Я.С. Повзик, Н.С. Холошна «Тактические задачи по тушению пожаров» М.-ВИПТШ МВД СССР 1977г.

20. И.М.Абдураимов и др. «Физико-химические основы развития и тушения пожаров» М.-ВИПТШ МВД СССР 1980г.

21. Г. Шайдер, П.Перот. «Огнетушащие средства» М.- Стройиздат 1975г.

22. Аболенцев Ю.И., А.Л. Ровнов «Экономика противопожарной защиты» М.- ВИПТШ МВД СССР 1976г.

23. В.П. Иванников, П.П. Клюс «Справочник по тушению пожаров» -Киев 1985г.

24. Александрова Л.М., Справочник «Химия», М., 1990г.

25. Учебник “Товароведение пищевых продуктов” Москва, Экономика, 1989г.

26. М.Л.Габриэлянц “Товароведение пивоваренной продукции” Москва, Экономика, 1974г.

 

 

П р е д и с л о в ие.

Когда в пылу сражения, в горячей рукопашной битве воин за- дался целью во что бы то ни стало вскочить на неприятельский бруствер, он занят одной только этой мыслью, всё его существо жаждет только этого одного; он весь превратился в свою идею, и для него ничего больше на свете не существует, кроме своего же- лания и неприятельского бруствера. В это время не спрашивайте его, зачем это ему нужно, он не в силах соображать, ибо он увле- чён, охвачен своей идеей и больше не рассуждает. Для того чтобы попасть на бруствер, он жертвует всем, что имеет: он убивает, ра- нит, колет направо и налево, не замечая своих собственных ран, той опасности, которой подвергается, и даже в бешеном бою, по- ражённый насмерть роковым ударом, он, уже мёртвый делает не- сколько шагов по направлению к своей цели.

Не так ли поступают и все интеллигентные представители высшей расы земных существ в большинстве случаев своего жиз- ненного пути? Ведь жизнь во все эпохи существования человека никогда никому из нас не давала очнуться или одуматься; всегда и у всех одни впечатления и ощущения быстро сменяются другими, одни жизненные задачи без малейшего перерыва следуют за раз- ными испытаниями и превратностями, и каждый из нас, охвачен- ный и увлечённый вихрем житейского Вавилона, с самых юных лет до самой старости, стремится достигать земных идеалов и вся- кого рода житейских кумиров, возводимых требованиями своего века в цели земной жизни. Мы называем их образованностью, учё- ностью, талантами, славой, властью, господством и т.д., и т.д., и несёмся без оглядки в общем потоке житейской суеты, опасаясь


~ 4 ~

 

больше всего отстать в чём-нибудь от века, или как-нибудь отде- литься от своего общества, от этого вальпургиева стада, или этой тысячеголовой гидры, завладевающей нами и всецело присасыва- ющей нас к себе. Мы не смеем не быть во всём солидарным с ним во всякой мелочи и до малейших подробностей, ибо знаем, как оно немилосердно казнит всех отщепенцев и заклёвывает, и умерщ- вляет их так же, как заклёвывают галки всякую свою подругу, име- ющую какую-нибудь лишнюю против других отметину. Напротив того, зная направление общественного и модного стремления и его кумиров, наша заветная, но всегда скрытая от всех мечта опере- дить своих сверстников и через все правды или неправды, во что бы то ни стало, обогнать их и стать впереди.

В этой бешеной жизненной скачке, в этой отчаянной борьбе кого за своё существование, кого за своё первенство, мы ничего кругом себя не видим, не разбираем и не сознаём, кроме потреб- ностей дня, способных удовлетворить условиям общего стремле- ния, а впереди себя не видим ничего, кроме намеченных нами ку- миров.

В течение всей своей жизни мы попираем ногами всё внутри нас находящееся святое, возвышенное; отгоняем от себя всякие мысли, могущие чем-нибудь задержать или замедлить успех зем- ных удач, и когда, наконец, видим свои мечты сбывающимися, мы самодовольно говорим себе: «задача жизни блестяще мной окон- чена; всё, что было на меня возложено, я выполнил и теперь могу умереть спокойно».

Но рядом с этим, во все времена человечества, появлялись люди исключительные по нравственному и духовному развитию. Они всегда выделялись из толпы и никогда не следовали общему потоку жизненной суеты, но, напротив, останавливали людей в их заблуждениях и говорили: «Ведь Вы совершенно на ложном пути и решительно не понимаете истинной цели жизни и земной задачи. Разве земная слава и власть, разве возможность господствовать и эксплуатировать людей или приобретать знания и богатства могут быть названы конечными целями существования человека на земле? Неужели Бог создал людей для того только, чтобы дать од- ним возможность эксплуатировать, обижать и унижать других? Это было бы ужасно! Одумайтесь, остановите ваше стремление,


~ 5 ~

 

оно ложно и доведёт вас до погибели. Вы принимаете средство за цель. Власть, слава, богатство, таланты суть только орудия испы- таний ваших добрых и злых качеств, это только средства для ис- правления вас же самих, но цель жизни несравненно возвышеннее, она есть добро и милосердие, которые вы посеете на земле через свои дела и старание».

Но общество никогда не понимало этих людей, не выслуши- вало их, а ещё меньше исполняло их советы. Оно никогда не умело согласовать требований, предъявляемых этими людьми к каждому человеку, с условиями удовлетворения потребностей практиче- ской ежедневной жизни и с условиями борьбы с роковыми атри- бутами нашей земной жизни, как-то: нужда, холод и голод; а изме- нять обычный ход образа жизни или сделать его более подходя- щим к преследованию высших целей жизни никому и в голову прийти не могло, ибо это значило бы идти против общепринятого течения жизни. Притом же люди эти требовали от толпы, чтобы каждый стал выше своих страстей и пороков, требовали здравого отношения каждого к самому себе, большей работы над своим ум- ственным и нравственным самоусовершенствованием и меньшей горделивой жажды и пристрастия к земным делам. Понятно, что при малом развитии людей исполнение этих требований казалось чрезмерно трудным и, во всяком случае, несравненно труднее, чем исполнение условий обыденной практической жизни, а потому всё общество оставляло свою жизнь течь привычным порядком.

Века сменялись веками, поколения поколениями, и на старых выводах практической опытной деятельности воздвигались требо- вания новых, для каждого века современных, условий жизни. Люди с каждым веком становились всё умнее, развитее, но зато и требовательнее; стали строже относиться не к себе, но к окружаю- щим людям и к условиям жизни. Они стали отчётливее и настоя- тельнее понимать и чувствовать свой жизненный расчёт и условия своих личных выгод и невыгод. Практика общественной деятель- ности приспособляла разные понятия в форму наиболее подходя- щую под строй своей практической жизни, почему взамен понятий о добродетели выработались мало-помалу понятия о чести, чест- ности, благородстве и великодушии; понятия о всеобщем братстве


~ 6 ~

 

и взаимной любви заменились понятием о праве и понятием о тра- диционно геральдийских рангах наследственного происхождения высших и низших семейств, сообразно обладания каждым из них белой и чёрной костью; понятия о благочестии, смирении и покор- ности заменились чувством чёрствого исполнения своего долга, деловой аккуратности, настойчивости и педантичности; и всё че- ловечество зрело в атмосфере пороков, страстей, интриг, зависти, гордости, тщеславия и им подобных атрибутов общественной практической жизни.

При подобных условиях жизнь общества и каждого его члена не могла постоянно не усложняться; весь строй жизни, мысли, убеждений, науки и мировоззрений должен был создавать всё бо- лее и более ненормальное и антиальтруистическое направление жизненной деятельности, а потому и общее стремление к разви- тию принимало всё более и более характер личный и эгоистичный.

Эта ненормальность жизненной деятельности не могла, ко- нечно, не завести всё человечество далеко в область запутанно- стей, бесконечно затрудняющих существование каждого, и, как следствие полного искажения естественных взглядов друг на друга, отношения между людьми стали многосложны и для мно- гих окончательно невыносимы.

Каждый, возвышаясь в каком-либо отношении над другими, получал легальное право господствовать над ними, а нелегальное

– эксплуатировать, притеснять и унижать их. С одной стороны, людям умным, практичным, сильным волей или талантами, для того, чтобы с большим успехом возвышаться над людьми, было выгодно скрывать от всех и маскировать разными способами свои дела, свои намерения, а в особенности свои сильные и слабые сто- роны, т.е. свои пороки, недостатки и уродства как физические, так и нравственные. С другой стороны, людям более слабым или скромным и вообще менее одарённым природой умственно или физически, необходимо было ограждать себя от чрезмерного ко- варства людей, от их хитрости и дерзких посягательств, как на их личность, так и на их права. Всё это вызывало необходимость за- ключить в какие-нибудь рамки взаимные отношения между людьми, чтобы стеснить разгул и распущенность и хотя сколько- нибудь отрядить слабых от произвольных поступков и всякого


~ 7 ~

 

рода посягательств на них. Для удовлетворения обеих сторон в об- ществе установились этикет моды, принципы, правила приличия, светские обязательные обычаи и разные формы жизни, стесняю- щие поступки людей. Все эти меры были, конечно, бесполезны и не уберегали человека от тайных врагов, которым было может быть ещё удобнее действовать под прикрытием общественного благочестия, но эти меры обеспечивали по крайней мере внеш- нюю, показную сторону общественной жизни и устанавливали внешнюю сторону в отношениях людей.

Но многое, что было необходимо и имело смысл 100 или 200 лет тому назад, когда средний уровень умственного и нравствен- ного развития людей стоял ниже чем теперь, то могло бы в насто- ящее время считаться лишним и бесполезно усложняющим нашу жизнь. Но человечество, однажды привыкшее к известному эти- кету, к правилу подчиняться существующим: принципам, модам, приличиям и обычаям, уже не так легко расстаётся с ними, как бы они ни были стеснительны и нелепы; как бы отдельные личности не протестовали против них, ничто не в силах изменить общего модного течения жизни.

Поэтому каждый из нас, сам не замечая того, порабощённый смолоду привычкой исполнять в угоду обычаям все обращённые к нему требования жизни, торопится оправдать свою задачу, не уклоняясь от предначертанной ему программы, захлёбываясь от массы возложенных на него прямых обязанностей и от, ещё боль- шего количества совершенно в настоящее время не нужных и бес- цельных обязанностей, перешедших по традициям из глубокой старины.

В таком состоянии застаёт нас преддверье двадцатого столе- тия, и перед нашими глазами начинает совершаться диковинное, до сих пор в истории человечества небывалое явление: от общего кипучего, модного потока жизни стали сотнями и тысячами выде- ляться люди, утомлённые бесцельностью своих собственных по- ступков, своей пустой жизнью, влекущей их ложными путями к ложным идеалам. Они стали останавливаться поодаль от общего течения жизни, просыпаться как от тяжело удручающего их кош- мара и требовать применения разума к анализу основ нашей жизни. Они стали ощущать всю недостаточность сухого расчёта,


~ 8 ~

 

но требовать более живой естественной мысли, доходящей до при- чины каждой необходимости и раскрывающей все последствия её, и требуют от людей и от себя поступков, которые могли бы прямее вести к истинной цели его жизни.

С их точки зрения, нужно радикальное изменение всего ум- ственного строя мысли и новое мировоззрение, более соответству- ющее естественным требованиям природы от человека. Они гово- рят, что в настоящее время интеллигентный человек достаточно созрел для того, чтобы быть в состоянии додумываться до конца и уметь различать значение временных и переходных истин и целей, с которыми ему приходится сталкиваться в жизни, от вечных и аб- солютных. Интеллигентный человек должен уметь различать цель от средства, причины от их следствий и должен уметь отводить всему этому соответствующее место и давать преобладающее пре- имущество главенствующим моторам жизни и прогресса, как ду- ховного, так и нравственного и умственного.

Неужели в самом деле людям никогда не суждено понять, что вся жизнь общества и каждого отдельного его члена ведётся в раз- рез с указаниями разума и здравого смысла; что в ней чрезвычайно много лишнего, пустого и даже совсем бессмысленного, без чего людям жилось бы несравненно легче. Пусть каждый проверит свою жизнь, и если он в состоянии беспристрастно проследить её, то увидит, что всё общество и он сам, совершенно того не понимая, живёт машинально исключительно в силу привычек, образовав- шихся вследствие внушений, которые производили на него с са- мых ранних лет кормилицы, мамки, няньки, родители, воспита- тели, учителя и школы, и что эти внушения дополнялись внеш- ними давлениями, произведёнными окружающей средой, обще- ством и условиями благосостояния и довольства.

Родители и воспитатели наши, внушая нам жизненные при- вычки, руководствовались так же, как и мы, не разумом и здравым смыслом, но следовали своим собственным наследственным при- вычкам, возведённым в принципы жизни ещё дедами и прадедами, отчего так часто мы в своих поступках можем усмотреть осколки традиции самых древних времён, нисходящих чуть не до времён языческих и каменного периода, т.е. до такой древности, когда люди были ещё так мало развиты, что в сущности не могли дать


~ 9 ~

 

никаких полезных указаний относительно образа жизни здраво- мыслящему и интеллигентно-развитому современному человеку. А эти-то самые традиционные привычки и принципы, перешедшие в нас в силу внушений, были всегда самыми злейшими врагами всякой новой, свежей и возвышенной идеи, а следовательно, при- носят чрезвычайно много вреда, как нашему личному усовершен- ствованию, так и общему развитию века.

Заметьте, как на каждом шагу при обсуждении своих поступ- ков или своих мнений мы неправильно употребляем свой разум и здравый смысл, как мы часто им злоупотребляем и в какие ком- промиссы входим с ним; касается ли наше суждение обществен- ной или практической жизни, науки, наших отношений к людям или к окружающей природе, это всё равно, везде наши суждения переменчивы, узки, поверхностны и никогда не имеют достаточ- ности основания. Это лучше всего обрисовывается при обмене мнений.

Нет двух одинаковых мнений между людьми; каждый настаи- вает на своём, решительно не заботясь о том, чтобы через посред- ство спора или обоюдного обмена мысли восстановить истину и затем держаться её. Этого никогда нет, истина остаётся всегда одна в стороне от спорящих, и после спора всякий остаётся при своём мнении, даже тот, кто принужден считать себя побеждён- ным.

Ведь если основания, принятые для суждения, одни и те же, то выводы разума и логики должны вести к одинаковым результатам и разногласий не должно быть; стоит только спорящим добросо- вестно согласиться между собой, проверить основания мысли, ход суждения, указать друг другу обоюдные ошибки, и вывод полу- чился бы одинаковый. Но дело в том, что редко ведутся споры с целью выяснения истины, но всегда преследуется тщеславное намерение, во что бы то ни стало взять перевес над своим против- ником, быть победителем и, став в общественном мнении выше, осмеять его и восторжествовать.

Многие спорят для того, чтобы спорить; им нравится самый процесс спора; сегодня они защищают одно мнение, а завтра ему противоположное и хвастают тем, что в обоих случаях остаются


~ 10 ~

 

победителями. Эта любовь к одержанию победы при обмене мне- ний совсем не редкость и несравненно более распространена, чем об этом думают; напротив, её надо до некоторой степени искать в каждом из нас и в каждом споре, ибо людей способных судить бес- пристрастно и радоваться успеху ближнего очень мало; большин- ство никогда не отказывается от случая указать другому, что и в его, хотя и правильном, суждении есть доля смешного.

Если это не было бы так, то не существовало бы целой науки эристики об искусстве вести в обществе дебаты. Наука эта возво- дит искусство вести спор на степень настоящего турнира, где спо- рящие прямо становятся в оборонительные друг против друга по- ложения и, как на каждом поединке, наносят удары, парируют их, и более искусный спорщик должен всегда иметь перевес, незави- симо от того на чьей стороне правда.

При сём необходимо заметить, что эристика не создана искус- ственно для научения человека злу и пренебрежению к истине; со- всем напротив, она обращает лишь внимание на наиболее распро- странённые уклонения от правильного суждения или на ошибки мысли, которые, сами того не замечая, допускают люди, делая свои выводы и заключения. Она основывается на практике жизни и весьма наглядно указывает, как далеко заводит неправильная форма суждения в область самообмана.

 

Разбирая все уклонения от правильного суждения, на которые указывает эристика, и находя то одни, то другие неверности поло- жительно в каждой речи, в каждом суждении и на каждом шагу, надо, к сожалению, сказать, что ничто так не редко между людьми, как светлый и ясный разум, здравый смысл и непритворное жела- ние быть ближе к истине.

В ещё большие ошибки, чем форма суждения и образ мысли, заводят нас недостаточность оснований, принимаемых нами как исходные точки нашего мышления. Выражая свою мысль, или об- суждая какой-нибудь вопрос, мы всегда имеем какую-нибудь базу или основу мышления, которую мы можем тут же и высказать или можем подразумевать, но всегда от неё мы строим дальнейший вы- вод разума. Например, я говорю: так как я привык ежедневно спать


~ 11 ~

 

ночью по 8 часов и просыпаться в 9 часов утра, а завтра мне пред- стоит встать в 7 часов, то я лягу двумя часами раньше, а вас по- прошу разбудить меня в 7 часов утра». Я могу высказать всю эту мысль, или сказать только последнее, т.е. разбудите меня завтра в 7 часов утра, тем не менее, естественный ход моего мышления ос- нован на положении, что я привык спать ежедневно по 8 часов и просыпаться в 9 часов, и это положение служит в данном случае основанием или исходным пунктом дальнейшего вывода.

Мы всегда принимаем исходные пункты своего мышления за непреложные истины, за нечто не подлежащее ни оспариванию, ни доказательству, потому что они состоят из наших привычек, из нашего привычного мировоззрения или обычных и общепринятых принципов и правил жизни, которые, как мы себе представляем, не подлежат никакому контролю разума, так как в них не может быть внесена ни малейшая поправка, ни изменение, так как они освящены давностью в истории нашей жизни и в жизни наших предков. А между прочим, вот эти-то самые непогрешимые ос- новы нашего мышления в слишком частых случаях не имеют ни- каких ни разумных, ни логических оснований. Вот их-то мы всегда меньше всего подвергаем контролю нашего разума, так как всегда мы меньше всего сомневаемся в своей собственной погрешимости и в погрешимости основных принципов и обычаев, принятых об- ществом. С другой стороны, если бы даже признали их неразум- ными и нелогичными, мы всё же не были бы в состоянии ни отре- шиться от своих собственных привычек, ни сломать принципов и обычаев общества, и всякий наш протест в этом направлении напо- минал бы только борьбу с ветряными мельницами.

Само собой разумеется, как бы вывод ни был разумен и ло- гично построен, он всегда будет лжив, если исходит из недоста- точно разумом проверенных данных, и все наши поступки, вы- званные подобными выводами, будут одинаково ошибочны и не- естественны.

И как много в жизни общества и каждого из нас ошибок, за- блуждений, нелогичностей, на которых основывается наша жизнь, но которые мы считаем до такой степени непреложными, что нам и в голову прийти не может проверить их, а все они отражаются неблагоприятно на нашей жизни и заставляют нас совершать часто


~ 12 ~

 

совсем бессмысленные поступки.

Для более наглядного выяснения своей мысли мы считаем не- обходимым привести несколько примеров, но решительно теря- емся в массе и обилии их. Их мы находим в каждом уголке дея- тельности человека: среди наук, искусств, медицины, обществен- ных отношений, между людьми в практической жизни, в семейной и решительно где угодно. Всякий знает и чувствует на себе, как много в его ежедневной жизни мелочей и дрязг разного рода, от которых желал бы он отделаться, видя их полную бесцельность и не видя никакой разумной причины их существования. Стоит войти в любую гостиную любой страны мира, в любой семейный дом, в любую хату рабочего, обратить внимание на любой факт из жизни живущих в них людей и спросить: чем оправдываете вы этот обычай, или привычку или всё, что касается строя жизни? Всякий удивится подобному вопросу и с первого раза затруднится ответом и откажется отвечать; но если вы будете настойчивы и су- меете заставить говорить, то вы всегда будете получать одни и те же стереотипные ответы: это так принято, а потому без этого нельзя; или – как же иначе, все так делают; или это требование века, и мы уже так привыкли; или это делали наши деды и пра- деды, зачем будем мы иначе делать; и ни одного объяснения не получите вы со ссылкой на здравый смысл и на чистый разум.

И это не в каких-нибудь мелочах жизни, в которых было бы действительно всё равно, как ни поступать, так или иначе. В этих случаях, понятно, не стоило бы раздумываться, а действительно было бы проще всего делать так, как принято, или так, как другие поступают, но ведь это часто касается фактов серьёзных, влеку- щих за собой важные последствия, которых каждый должен бы был остерегаться как чего-нибудь опасного, вредного или безнрав- ственного, а потому должен бы избегать.

Приведём первый пример: Обратите внимание, как каждая добродетельная и разумная мать холит и бережёт свою всей душой любимую дочь. Она просто не надышится ею, учит, воспитывает, внушает скромность и самое утончённое приличие не в одних только внешних формах, но учит сохранять чистоту душевную и учит возвышать свои чувства до высших идей всего прекрасного, святого и разумного. Одна из её главных задач состоит в том,


~ 13 ~

 

чтобы оберегать свою дочь от худого примера: она удаляет от её взоров всё нечистое, порочное и двусмысленное; и результаты ра- зумного и задушевного воспитания выходят действительно удиви- тельны; дочь растёт ангелом добродетели и обладает некоторыми талантами. Таким образом, цель матери – сделать из своей дочери добродетельную жену, мать-воспитательницу своих будущих де- тей и добрую и достойную своего отечества гражданку – оправды- вается прекрасно.

Сколько посеяно хлопот, сколько любви, самоотвержения, осторожности, умения и предусмотрительности; какие прекрас- ные и возвышенные преследовались цели и стремления; одним словом, всё изобличает в матери женщину умную, рассудитель- ную и в высшей степени благонамеренную.

Но вот период образования кончается. Мать объявляет дочери, что она уже почти большая и что наступила пора показать на прак- тике жизни результаты того, чему она так долго училась, и что она должна выказать все свои добрые качества, скромность, умение вести себя в обществе и т.д. Дождавшись первого большого бала, начинаются приготовления её к первому выезду в большой свет. Никто не потрудится спросить, чувствует ли она к этому влечение или отвращение. Если она не хочет того, ей говорят: дурочка, ты ещё жизни не понимаешь, все сперва боялись и привыкли же к тому; и сама мать одевает дочь в бальное платье, т.е. снимает с неё все те одеяния, которые не принято снимать публично, обнажает ей всё, что до сих пор сама учила скрывать, и заставляет в ярко- освещённом зале, обнявшись с мужчиной, принимать самые не- возможные позы и делать самые соблазнительные телодвижения при многочисленном обществе, осматривающем со всех сторон эту несчастную жертву, приносимую модному веянию. Многие ли замечают, что на алтарь общественного приличия приносятся все лучшие чувства, вся природная скромность и стыдливость? Мно- гие ли оценивают всю важность этого грустного факта, который не может не отразиться пагубно на всей последующей жизни и иметь важные последствия в образовании характера этого моло- дого, ещё не сложившегося существа? Наконец, многие ли ува- жают те горячие слёзы, которыми заливалась бедная девушка пе- ред тем, чтобы выйти в зал в костюме, унижающем достоинство


~ 14 ~

 

всякой жены, всякой матери и всякой женщины, как венца творе- ния живых существ на земле? – Нет, в обществе нет сострадания, ни пощады никаким отщепенцам от него, и никто не смеет быть лучше и чище других, все должны подходить под общий строй, делать то же, что делают другие, и переживать то же, что пережи- вали другие. Общество только надзирает, оценивает и критикует: кто смотрит на бедную жертву со злой иронической улыбкой, если она вполне безупречна и во всех отношениях прекрасна, а потому нельзя послать по её адресу ни одного обидного или критического замечания; а кто просто – с видом эксперта, осматривающего вновь привезённый на базар свежий живой товар.

Проанализируйте хорошенько этот совершенно обыденный жизненный факт, сколько найдёте вы диссонансов, нелогичностей, непоследовательностей, ошибок против совести, нравственности, здравого смысла, и вы сами удивитесь, как может подобный образ действий держаться в интеллигентном и разумном обществе? От- вет один: «так принято».

Второй пример. Многие находят совершенно логичным после полученного ими личного оскорбления драться на дуэли для вос- становления своей якобы утерянной чести. Спросим себя: что та- кое честь? – «Честь есть сознание своего личного достоинства, со- стоящего из доброго имени, незапятнанного никакими преступле- ниями, ни проступками, и признание этого факта другими».

Каким же образом, если признать это объяснение правильным, можно понять, что, совершая преднамеренное убийство, можно восстановить свою честь, утерянную будто бы вследствие одного праздного слова, сказанного другим, на которое сам оскорблённый не подавал никакого повода? Каким образом это слово может за- пятнать честь, а преднамеренное собственноручное убийство мо- жет восстановить её? Совершенно непонятно. Одно объяснение:

«так принято».

Третий пример. Всё здание материалистического и позитив- ного изучения физики, химии, физиологии, космогонии и многих других естественных наук построено на двух главных основных положениях: во-первых, что материя вечна, т.е. что количество её, которое существует ныне, существовало от вечных времён и будет


~ 15 ~

 

вечно существовать, а во-вторых, что материя обладает от вечно- сти достаточным количеством свойств и качеств, чтобы быть в со- стоянии сама, без помощи и вмешательства какой бы то ни было посторонней причины, самостоятельно творить все явления при- роды, весь видимый нами мир и всё живущее.

Сколько тысяч лет существуют науки (если признать их про- исхождение от Арабов и древних Египтян)! Сколько сотен тысяч учёных положили свою жизнь на изучение и разработку их; как старался каждый из них всё выше и выше надстраивать здание своей науки, быть безупречным и непогрешимым в своих выводах, для чего обставлял науку всевозможными способами проверок знания и строгим анализом: всё гипотетичное и сомнительное не включалось в область позитивного метода изучения природы и только одни положительные и неоспоримые данные получали право служить основанием для дальнейших выводов. Всё здание наук представляется нашему воображению чем-то непоколеби- мым, неоспоримым и великим.

Но спросим себя: чем доказываются оба основных положения наук, служащие ей краеугольным камнем и исходным пунктом всякого материалистического и позитивного научного вывода? Чем доказывается, что материя вечна или что она обладает всеми необходимыми качествами и свойствами, чтобы творить миры? Оказывается, что о доказательстве этих двух положений меньше всего озабочивались учёные; за них говорит одна давность. Учё- ные просто привыкли считать их за неоспоримые научные истины, и эта привычка переходила из поколений в поколения без малей- ших изменений, несмотря на протесты сотни великих учёных, в числе которых находились ещё Ньютон и Лейбниц.

В настоящее время можно сказать, что современная наука очень близка к тому, чтобы окончательно опровергнуть оба этих положения и признать полную подчинённость и зависимость ма- терии от сил, действующих на неё и образовывающих её.

Во что обращается здание, если разрушить его фундамент? Много ли в позитивной науке останется неоспоримых данных, если признать основные положения, служащие исходными пунк- тами для всех научных выводов, ошибочными? Сколько в таком случае потребуется ввести в неё изменений, сколько дополнений и


~ 16 ~

 

переделок, если наука будет принуждена покинуть господствую- щий ныне позитивизм и его принципы: 1) автоматичности, 2) необ- ходимости, 3) всесилия законов природы и перейти на принцип господства в природе Разумной Воли, предусмотренности и пол- ной целесообразности всех явлений?

Если только позитивизм будет принужден признать, как мно- гие уже лучшие учёные признали, что силы образуют материю и что силы эти имеют разумное начало, то придётся признать и со- средоточие сил в одном Всеобъемлющем, Разумном Центре всех сил и Бесконечно Премудрую и Разумную Единую Волю, правя- щую вселенной, а при этом допущении, конечно, от позитивизма и камня на камне не останется. Но за то новая обновлённая наука, поставленная на истинную и логическую почву, даст после всех её преобразований необыкновенный скачок вперёд, ибо многое, что теперь кажется нам непонятным, при новом строе наук получит совершенно простое и естественное разрешение.

Четвёртый пример. Человек заболевает, например, болезнью печени и желчи; во всех подобных случаях принято посылать не- медленно за доктором и начинать серьёзное лечение. Доктор, рас- сматривая больного как субъекта, в которого проникло известное количество болезнетворного яда, старается дать соответствующее количество противоядия, чтобы парализовать действие яда, и про- писывает лекарства, диету и режим.

Лечение помогает, но по прошествии известного времени бо- лезнь возвращается и притом каждый раз с новою силой. Лечение каждый раз возобновляется, дозы лекарств усиливаются и с тече- нием времени и те лекарства, которые оказывали благоприятное действие, становятся недостаточными. Приходится прибегать к сильнодействующим лекарствам и разного рода наркотикам, кото- рые, собственно говоря, не излечивают болезнь, но только притуп- ляют ощущения боли, позволяя болезни усиливаться и идти своим естественным ходом. Все сильнодействующие лекарства, и в осо- бенности наркотики, действуя благоприятно в одном направлении, оказывают в высшей степени вредное действие на другие органы, бывшие до сих пор здоровыми. Доктора охотно допускают подоб- ного рода расстройства в том предположении, что, когда коренная болезнь пройдёт, то излечатся сами собой все побочные недуги,


~ 17 ~

 

вызванные наркотиками и сильнодействующими лекарствами. Но предположите, что болезнь упорствует, то в результате получается полное расстройство всего организма, и все удивляются, отчего явились столь сильные усложнения болезней у человека, который всю жизнь был здоров?

Никому и в голову не придёт спросить себя о причине болезни, несмотря на то, что этот вопрос должен всегда стоять раньше са- мого лечения, ибо: 1) если устранить причину, то и болезнь должна прекратиться сама собой без всякого лечения; а во 2) если причина не устранена, то сколько ни лечить, болезнь должна же вновь вер- нуться; ибо нельзя залечивать рану, если в ней находится какая- нибудь щепка, которая делает больше вреда, чем приносит пользы лекарство.

Например, разбирая настоящий случай, надо заметить, что бо- лезни печени и желчи бывают, конечно, от разных причин; но очень часто причина этой болезни зависит от нравственных моти- вов. Человек зол и завистлив, всякая его собственная неудача раз- дражает его и приводит в ярость; каждый успех других доводит его до дрожи во всём теле и заставляет внутренне завидовать до скрежета зубов; его болезнь, мешая ему в делах, приводит в отча- яние, и злость и зависть кипят в нём и день и ночь. Такое ненор- мальное напряжение желчных пузырьков служит основной причи- ной расстройства, как самой желчи, так и соседних непосред- ственно с ней связанных органов. Разумно ли в этом случае лечить болезнь сильно действующими лекарствами и наркотиками и не обратить нисколько внимания на причину болезни и не поста- раться удалить её?

Более половины всех существующих на земле болезней, и в том числе почти все нервные болезни, могут быть причислены к числу тех болезней, причина которых кроется в нравственных не- достатках, пороках, в неправильных отношениях к жизни и в том мировоззрении, с которым человек смотрит на себя, на окружаю- щих его людей и на препятствия и превратности, встречаемые им на жизненном пути.

Если бы люди разумно относились к своей жизни и поступкам, они поняли бы, что сам здравый смысл указывает во всех этих бо- лезнях: прежде чем начинать стравливаться лекарствами, следует


~ 18 ~

 

усиленно постараться исправить свои пороки, недостатки и своё мировоззрение, и что радикальное излечение вс







Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 350. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Тактика действий нарядов полиции по предупреждению и пресечению правонарушений при проведении массовых мероприятий К особенностям проведения массовых мероприятий и факторам, влияющим на охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, можно отнести значительное количество субъектов, принимающих участие в их подготовке и проведении...

Тактические действия нарядов полиции по предупреждению и пресечению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков В целях предупреждения разрастания групповых нарушений общественного порядка (далееГНОП) в массовые беспорядки подразделения (наряды) полиции осуществляют следующие мероприятия...

Механизм действия гормонов а) Цитозольный механизм действия гормонов. По цитозольному механизму действуют гормоны 1 группы...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит...

Кран машиниста усл. № 394 – назначение и устройство Кран машиниста условный номер 394 предназначен для управления тормозами поезда...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.015 сек.) русская версия | украинская версия