Студопедия — ТЕМА 17. Зарождение эклектики в архитектуре Бё Псевдоготический стиль
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ТЕМА 17. Зарождение эклектики в архитектуре Бё Псевдоготический стиль






С конца 18 в. на территории Беларуси, в недрах классицизма распространяется увлечение готикой, пришедшее из Англии. Одним из ранних примеров применения псевдоготики является ратуша в Чечерске (конец 18 в.), соединяющая центрическую постройку классицизма с готическими формами здания.

Таким же ранним примером проявления псевдоготики в условиях классицизма является перестройка дворца в Гомеле в 1830-1840-х гг. архитектором Адамом Идзковским. В целом классицестический дворец, украшенный в коринфском и ионическом ордерах, получил ассиметричную общую композицию с четырёхярусной башней, стены которой прорезаны высокими тонкими тройными окнами и увенчиваются зубцами. Кроме работ в Гомеле, в творчестве А.Идзковского много построек в готическом стиле и на территории Польши.

Особенно широко псевдоготика распространилась с 1850-х гг. Наибольшее распространение она получила в усадебном и костёльном строительстве. Дворцы возводились в виде средневекового замка, набор готичесих форм которого включал стрельчатую арку, высокие и остроконечные крыши, шпили, ступенчатые щиты, контрфорсы и др. элементы. Ярким примером ранней псевдоготики является дворец Пусловских в д.Косово (Ивацевичский район Брестской обл.) (арх. Ф.Ящолд и В.Варкони, 1838), а также Кальварийский костёл (1839) и костёл св.Роха (1864) в Минске, костёл в д.Сарья (Г.Шахт, 1852-1857).

Одной из особенностей развития эклектики на территории Беларуси было воздействие на эстетическую мысль романтизма восстаний против царизма в 1830-1831 и 1863 гг. Их поражение сопровождалось наступлением государственно-имперской реакции, жестокой волны репресий, и в конечном счёте - переоценкой идеалов, в первую очередь в среде шляхты-дворянства, пытавшейся уйти от кровавой и страшной современности в образы "красивого прошлого". Обращение к наследству идеализированного прошлого было характерно и для других областей культуры - например, в творчестве А.Мицкевича (поэмы "Дзяды", "Пан Тадеуш", "Свитязь и Свитязянка" и др.).

Развитие промышленности требовало возведения новых зданий и сооружений, практичных и дешёвых по своим качествам. Здания построенные в классицизме не соответствовали этим требованиям, поэтому фабрики возводили на основе рационалистических подходов. Особенностью является то, что для белорусской промышленной архитектуры характерно решение фабрично-заводских зданий не в псевдорусских, а именно в псевдоготических формах - сахарный завод в Гомеле (1840 г.), дом управляющего фольварком Богуславский в Прудке (1849), водонапорные башни в Гродно и Минске (вторая половина 19 в.) и мн. др.

Широкое распространение в шляхетских усадьбах получило возведение семейных усыпальниц в псевдоготическом стиле. К этом же стилю относиться абсолютное большинство костёлов возведённых в 1890-1917 гг. Обычно это кирпичные постройки с 1-2 башнями увенчаными высокими остроконечными шпилями.

Тема 18. Архитектура Беларуси в сер. 19 - нач. 20 в.

К середине 19 в. в архитектуре Беларуси распространяется эклектика. Она главенствовала прежде всего в зданиях массового назначения - доходные дома, учебные, административные и торгово-финансовые учреждения, больницы, вокзалы, театры и т.д. Если в 1/п 19 в. ведущими типами сооружений в белорусских городах были дворцовые и культовые, то с 1860-х гг. ими становятся семинарии, гимназии и училища, торговые, лечебные и финансово-комерческие учреждения. Эти здания начиная с 1870-х гг. во многом содействовали формированию нового художественного облика городов.

Эклектика в Беларуси в своём развитии проходит 3 этапа:

1 этап. 1 пол. 19 - 1860-е гг. - переход от классицизма к стилизованным историческим стилям, в частности к псевдоготике. Эклектика раннего периода, включительно до 2/пол. 19 в. выделялась постоянством в отношении классицизма - использованием традиционных для него приёмов симетрично-осевой композиционной схемы и декоративных мотивов. Причины появления эклектики в Беларуси - те же, что и в остальных странах Европы.

2 этап. 1860-е-1890-е гг. - широкое использование метода историзма, основой которого являлась последовательная ориентация на архитектурные стили прошлого. В это время в результате подавления востания 1863 г. происходит усиление государственного контроля за культурной жизнью общества в Беларуси. В архитектуре оформляется 2 основных направления - официальное, ориентированное на византийские и древнерусские образцы (псевдоруссизм), и диаметрально противоположное неофициальное направление, связанное с национально-освободитительными и демократическими идеями, ориентированное на наследие Западной Европы (псевдоготика, псевдороманский и другие стили).

3 этап. 1890-е-1917 - возникновение на ретроспективно-эклектическом фоне архитектуры новых направлений - модерна и неоклассицизма.

Пседворусский стиль

Наиболее заметным и определяющим на общем фоне эклектических стилей в Беларуси был русско-византийский стиль, распространение которого в первую очередь было связано с православной церковью и имело определённую идейно-политическую и историко-культурную обусловленность. После подавления восстания 1830-1831 гг. перед российским правительством встала проблема укрепления западных рубежей империи. С целью искоренения "западного и польского влияния" и русификации населения Беларуси на специально выделенные государственные средства возводилось огромное количество православных храмов, которым отводилась ведущая роль в проведении государственной политики. ["То что не сделал русский штык, сделает русская школа"]. Такие мероприятия с одной стороны содействовали укреплению православия среди местного населения, а с другой - укреплению покорности царской власти на западных рубежах империи. В качестве дополнительной меры было существенно ограничено католическое строительство.

Первоначально в стиле псевдоруссизма строили только православные храмы. Распространению этого стиля в церковной архитектуре содействовал и специальный пункт в строительном уставе 1865 г., требовавший возведения православных храмов исключительно в "византийском духе", (цитата, Кулагин, с. 21).

Особенно массово строительство храмов в псевдорусском стиле проводилось после подавления восстания 1863 г. с подачи генерал-губернатора Муравьёва. Поэтому канонизированные варианты церквей в этом стиле, выстроенные в конце 19 в. в Беларуси часто называют "муравьёвками".

Наиболее распространённым в Беларуси был тип храма, имитировавший московскую церковную архитектуру 17 в. - вытянутая по прямой линии композиция, в которой вход под двухярусной колокольней ведёт через трапезную к квадратному объёму основного помещения, и далее в апсиду. Основное помещение храма увенчивалось одним куполом либо традиционными пятиглавием. (Полесская Никольская церковь в Гомеле, 1904).

Другой тип наиболее распространённого в Беларуси храма в русско-византийском стиле представлял собой крестообразное или квадратное в плане здание с большим центральным куполом на 4 внутренних опорах и "апостольскими" куполами-луковицами на углах, закомарами над трёхчастными фасадами, венцами кокошников, декоративным узорочьем. Яркий пример - церковь А.Невского в Борисове (1871-1874, арх. П.Меркулов), усыпальница Паскевичей в Гомеле (1870-1889, арх. Е.И. Чарвинский).

С целью "обрусения края" после подавления восстания 1863 г. многие католические храмы закрывались, передавались под православные церкви и соответственно перестраивались в псевдорусском стиле. С целью постройки православных храмов, но главным образом с целью перестройки ряда бывших католических костёлов в православные церкви в Беларусь специально было направленно несколько групп российских архитекторов. В результате таких "реконструкций" многим памятникам белорусской культовой архитектуры 17-18 вв. был нанесён значительный художественный урон - например, храмы в Юровичах, Мозыре, Вилейке, Гриневичах (Свислочский р-н) и мн. другие.

Большинство местных и приглашённых архитекторов проблему поиска национальной самобытности решали путём насыщения своих произведений многочисленными этнографическими и археалогическими деталями. Во внешнем оформлении зданий мастера часто использовали элементы традиционной архитектуры, в частности элементы художественной ковки - кронштейны, решётки, ограды. Широко использовалась художественная керамика (напр. церковь в д.Пиревичи, Жлобинского района), несколько реже - мозаики (часовня Паскевичей в Гомеле).

Постепенно псевдоруссизм широко распространился и в гражданской архитектуре, но в первую очередь в официальном строительстве - здание Минского Виленского вокзала. Наиболее ярко стилизаторство в духе древнерусской архитектуры с богатой орнаментацией и узористой кирпичной кладкой, проявилось в архитектуре Могилёва и Гомеля, где "русский" стиль имел наибольшее количество последователей - городской театр в Могилёве (1886-1888, арх. П.Камбуров), городская дума в Гомеле, (1880. арх. Торлин) и др.

Широкое распространение в промышленно-гражданском и жилом строительстве, особенно в восточной и центральной Беларуси, получил "кирпичный стиль", своими архитектурно-образными средствами соединявшийся с кирпичным псевдоруссизмом.

Одной з ярких национальных особеностей белорусской архитектуры этого времени являлось строительство из дикого камня. Наибольшей популярностью этот местный строительный материал пользовался при строительстве храмов в западных и частично в северо-восточных районах Беларуси. Эта традиция имеет свои корни ещё в гродненской архитектурной школе 12 в. Строительство из бутового камня было достаточно дешёвым, в отличие от строительства из кирпича, и придавало сооружениям особую художественную выразительность. Кирпич в основном использовался только для ответственных частей здания углов, проёмов окон и дверей. При возведении зданий из бутового камня большие швы-щели между валунами заполнялись мелкими камнями или щебнем. В самом конце 19 в. валуны и дикий камень в строительстве стали заменять колотым камнем. Эту технику дополняли кирпичной кладкой и штукатуркой, что в соединении с побелкой давало возможность создать яркие цветовые композиции - Успенская церковь в деревне Рабунь. Вилейского р-на (1862). костёл в г.Браслове, часовня при церкви в д.Сынковичи.

Псевдоренессанс.

Обращение к архитектуре ренессанса началось ещё в эпоху позднего классицизма. Влияние образцов зданий и сооружений ренессанса заметно уже в башне и парковом мосту Гомельского дворца. Обычно обращение к наследию ренессанса заключалось в использовании ордерно-арочной системы, филёнок, рустов и т.д. Архитектура псевдоренессанса характеризовалась контрастным соедининием тёмного фона кирпичной кладки с побелеными элементами декора (руст, наличники окон и дверей), а также использованием крыш сложной конфигурации. В псевдоренессансных постройках происходит отход от точной симметрии с центральной осью — преимущество отдаётся динамичной ассиметрии, а насыщенный фасадный декор призван асоциативно напоминать о гуманистической культуре эпохи Возрождения.

Типичным примером псевдоренессанса является дворец в г. Пружаны (1854-1870, арх. Ф.М. Ланци). Сложная композиция дворца состоит из двух больших групп объёмов, объединённых поперечным одноэтажным корпусом и высокой 4-гранной башней. В псевдоренессансном стиле построены также усадебные дома в д. Тарново, Лидского района, в дЛущики, Мядельского района, в п.Лынтупы.

В стиле переходном от псевдоренесанса к раннему модерну возведён дворец в Красном береге (Жлобинский район) (арх. Шретер, 1890-1893 гг.).

Влияние псевдоренесанса прослеживается в постройках театров — городского театра в Витебске (1873, арх. М.Корчевский), в Минске (1890, арх. К.Козловский). Учебные заведения обычно также оформлялись под ренессанс - гимназия в Витебске (1902, арх. В.Коршиков), в переходном от псевдоренессанса к псевдогреческому стилю - гомельская гимназия (1898, арх. С.Шабуневский).

Псевдобарокко.

В конце 19 в. в рамках авангардных поисков модерна, архитекторы обращаются к барочным скульптурным и декоративно насыщенным формам. Успешным и зажиточным слоям населения -предпринимателям и купечеству, аристократии, богатым приходам нужно было материальное отражение их стабильного положения в жизни. Одним из ранних примеров зданий в псевдобарочном стиле является дом врача в Гомеле Наума Александрова (1903, арх. С.Шабуневский).

Примером богатых шляхецких усадьб является дворец в д.Желудок (Щучинский р-н), построенный в 1907-1908 гг. арх. В.Маркони. Двухэтажный дворец с ломанной мансардной "французской" крышей имеет аристократично-импазантную и величественную композицию плавных, пластичных очертаний с элементами рококо - картушами, вазами, гирляндами и т.д.

Несохранившийся дворец Антонины Радзивилл в Маньковичах под Столином, представлял собой современную дворцовую композицию, асоциативно связанную с несвижским дворцом (1905. берлинский арх. Венцель). В первую очедь это достигалось за счёт использования мансарндрной крыши, высокой 4-ярусной башни, мощной въездной арки. В этом, бесспорно, отражено стремление владельцев подчеркнуть своё древнее происхождение.

В стиле близком к псевдобарокко возводятся вокзалы на ст. Новоельня (Дятловский ра-н) и в Гомеле (1880 г.), а также главный фасад театра "Модерн" в Рогачёве.

Псевдороманский стиль

В начале 20 в. архитекторы в Польше, Беларуси и Украине обращаются к романскому наследию. Через тяжёлые, закрытые, массивные формы и статичную приземлённость композиций архитектуры стремяться передать в зданиях суровый оборонительный характер романских прототипов 10-12 вв. Для этого используют систему простых геометрических объёмов кубы, паралеелепипеды. призмы, цилиндры, а также мощные арки, цилиндрические и крестовые своды и т.д. Общественным и дворцовым зданиям придаётся крепостной вид - дворец в д.Юршево, Оршанского района. Однако тяжеловесные мрачноватые формы псевдороманского стиля мало соответствовали запросам буржуазии и богатого дворянства при возведении личных резиденций. Поэтому наибольшее распространение этот стиль получил при возведении костёлов, которые получали вид мощной трёхнефной базилики с массивными стенами и башнями.

Крупнейшим произведением псевдороманского стиля является костёл св. Симона и Алены в Минске (Красный костёл) (1905-1910, польский арх. Т.Пайздерский). костёл Божьего Тела в д.Иказнь (начало 20 в.), костёл Сердца Иисуса в д.Слободка, Брасловский р-н (1903). костёл в Зельве.

На распространение стиля модерн в Беларуси большое влияние оказал немецкий модерн через творчество польских архиткторов. Однако основным законодателем этого стиля для Беларуси являлись Москва и Петербург - главные центры модерна в Российской империи (на которые, в свою очередь, значительное влияние оказал венский "сецесион"). Воспитанниками Петербургских высших технических учебных заведений были многие мастера белорусской и польской архитектуры конца 19 -начала 20 в. Таким образом в распространении стиля модерн проявилось традиционное для Беларуси соединение творчества мастеров восточного и западного направлений.

Модерн в Беларуси в своём развитии прошёл два этапа.

1 этап - 1890-е - начало 1900-х гг. — основное внимание уделяется не столько объёмно-пространственой композиции, сколько декоративно-пластическому оформлению здания.

Яркий пример постройки в стиле переходном от эклектики к раннему модерну - дворец в I.Красный берег, Жлобинского р-на. (1890-1893, арх. К.Шретер).

2 этап - 1907-1917 гг. - устанавливается твёрдая связь между архитектурой и функцией здания, активно распространяется конструктивный вариант стиля.

Индивидуалистический характер модерна способствовал строительству в этом стиле городских аристократических особняков, загородных усадьб и вилл, жилых и доходных домов. Показательны в этом плане жилой дом купца Грошикова в Гомеле (Билецкого 5, 1909, С.Шабуневский), в Гродно (Энгельса 13), в Слониме, гостиница в Минске (Интернациональая 16), усадебный дом в Свислочи, театры в Гродно, Орше и др. В стиле модерн возводились и учебные учреждения - техническое училище в Гомеле (Привокзальная, 2), гимназия в Рогачёве.

Широкое распространение получило строительство зданий банков в стиле модерн. Фасады этих зданий обычно решались в монументально-представительных формах. Использование самых новейших архитектурных форм и несгораемых конструкций вызывалось стемлением владельцев банков продемонстрировать свою современность и успешность. Сверхсовременная архитектурная выразительность банковских зданий, которую мог создать только стиль модерн, позволяла им задавать тон уличной понораме городов. Это особено заметно при угловом размещении здания и использовании башен. Таково, например, здание Поземельно-крестьянского банка в Гродно (1909-1913, арх. Б.П. Остороумов). Черты неорусского направления модерна несёт здание Поземельно-крестьянского банка в Могилёве (1903-1914, арх. А.В. Друкер).

Одним из многочисленных направлений эпохи модерна был неоклассицизм. Его появление связано не только с реакцией на разнообразие модерна, но и со стремлением части дворянства Беларуси - наследников шляхты ВКЛ-Речи Посполитой, в своём культурном противостоянии с Российской империей опереться на культуру и архитектуру Речи Посполитой конца 18 в. - эпохи "золотых шляхетских вольностей". С другой стороны, в условиях наростающей революционности широких народных масс, части аристократии и высшего слоя буржуазии более импонировали стабильность и консервативность неоклассицизма, чем свободный и изменчивый стиль модерн. В неоклассицизме строились городские особняки (Бобруйск), доходные дома (доходный дом Гая в Минске, Маркса, 30), церкви (Барановичи), здание реального училища в Гродно, здание банков в Бобруйске, Бресте, Гомеле (Русско-Азиатский банк).

Яркий пример архитектуры неоклассицизма - часовня-усыпальница в Мире (арх. Р.Марфельд, 1904 г.).

Ближе к началу Первой мировой войны, когда в обществе возростают патриотические и националистические настроения, модерн начинают воспринимать как один из каналов враждебной для России пропоганды, так как архитекторы часто обращались в своём творчестве обычно к немецким и австрийским образцам. Поэтому постепенно большинство архитекторов отходит от эстетической утопии декоративного модерна на позиции более рациональных форм конструктивизма и функционализма.

Стиль модерн в деревянной архитектуре.

Не смотря на сугубую индивидуалистичность (а значит потенциально - элитарность) стиля "модерн", проекты зданий в котором могли позволить лишь достаточно обеспеченные заказчики, этот стиль получает некоторое распространение и в таком виде народного творчества как деревянное зодчество.

Модерн в народной деревянной архитектуре проявился в применении ассиметричной композиции самого здания и резного декора выполненного в плавно-волнитых либо геометрических мотивах этого стиля. При этом непосредственно в возводимых деревянных зданиях названные элементы стиля "модерн" часто употреблялись с элементами традиционного местного народного зодчества - симетричными композиционными решениями планов и фасадов, резным архитектурным декором. Фиксируется два основных спосаба соединения традиционных и модерновых элементов:

1. Здание с ассиметрией общей композиции или только фасада, украшенное резным декором в целом традиционном для данного рэпёна или выполненном в стиле модерн. Как вариант - здание украшеное декором целиком соответствущим местным народным традициям архитектурной резьбы, но отдельные конструктивныя элементы (наличники, двери) выполнены или украшены в соответствии с мотивами модерна.

2. Здание традиционой композиции, украшенное целиком традиционным местным декором, но резное воплощение отдельных элементов которого переработано уже в соответствии со стилистикой декоративного направления модерна.

Однако нужно отметить, что все зафиксировнанные примеры проявления в народной архитектуре таких профессионального стиля как модерн, отмечены только в тех городах, которые в начале 20 в. представляли собой крупные промышленные центры с выразительной региональной культурной традицией - Гомель, Рогачёв, Речица и др.

Традиционно в белоруской истории архитетктуры к деревянным сооружениям в стиле "модерн" относят особняк купчихи Кацнельсон в Бобруйске (1912 г.). Однако кроме ассиметрии размещения входа, оформеления центрального окна второго этажа в виде традиционного для модерна мотива круга и вставленного в него прямоугольника, а также очень своеобразной трактовки образа здания (в целом с симетричной композицией) следов влияния стиля "модерн" в целом не прослеживается. Декоративное оформление, в целом, близкое к переработке традиционной народной архитектурой стилистики классицизма. Исходя из этого, данное здание можно отнести к воплощению стиля "модерн" в деревянной архитектуре только с некоторыми уточнениями - оно, скорее, пример применения отдельных мотивов стиля "модерн" и фольклоризированного восприятия неоклассицизма в деревянной аритектуре.







Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 1349. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

РЕВМАТИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ Ревматические болезни(или диффузные болезни соединительно ткани(ДБСТ))— это группа заболеваний, характеризующихся первичным системным поражением соединительной ткани в связи с нарушением иммунного гомеостаза...

Решение Постоянные издержки (FC) не зависят от изменения объёма производства, существуют постоянно...

ТРАНСПОРТНАЯ ИММОБИЛИЗАЦИЯ   Под транспортной иммобилизацией понимают мероприятия, направленные на обеспечение покоя в поврежденном участке тела и близлежащих к нему суставах на период перевозки пострадавшего в лечебное учреждение...

Тема: Составление цепи питания Цель: расширить знания о биотических факторах среды. Оборудование:гербарные растения...

В эволюции растений и животных. Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений. Оборудование: гербарные растения, чучела хордовых (рыб, земноводных, птиц, пресмыкающихся, млекопитающих), коллекции насекомых, влажные препараты паразитических червей, мох, хвощ, папоротник...

Типовые примеры и методы их решения. Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно. Какова должна быть годовая номинальная процентная ставка...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия