Студопедия — Основные теории исторических закономерностей.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Основные теории исторических закономерностей.






 

В средние века господ­ствовала христи­анская интерпре­та­ция исто­рии: смысл истории и жизнь человечества виделись в воле Бога.

1. Теория общественно-экономических форма­ций Карла Маркса и Фридриха Энгельса. Согласно этой тео­рии, история человечества есть исто­рия развития и смены общест­венно-экономических формаций. Ведущим фактором исто­рического развития является эконо­мика, совершенствование орудий труда. Каждой ступени развития про­изводительных сил (люди труда, пред­меты труда и орудия труда) соот­ветствуют определённые производствен­ные отношения (совокупность экономических от­ношений между людьми в процессе производства), формирующие соци­альную структуру общества. К. Маркс (1818–1883) и Ф. Энгельс (1820–1895) делят историю человечества на пять формаций: перво­быт­нооб­щинную, рабовладельческую, феодальную, капитали­стическую и коммуни­стическую. Переход от одной формации к другой происхо­дит путём революций. К. Маркс утверждал, что «революция – это локо­мотив истории», «насилие – пови­вальная бабка истории». При советской вла­сти эта теория была объявлена непо­грешимой, хотя К. Маркс признавал, что некоторые страны, в том числе и Россия, не укладываются в предло­женную им модель.

2. Теория цивилизаций. Её создатели – русский учёный Николай Данилевский (1822–1885), английский историк и социолог Арнольд Тóйнби (1889–1975), немецкий философ Освальд Шпенглер (1880–1936) и др.

Цивили­зациясообщество людей, имею­щих сходную ментальность, общие основополагающие духовные ценности и идеалы, а также устой­чивые особые черты в социально-по­литической организации, эконо­мике, культуре. Такой подход ставит в центр истори­ческого процесса чело­века с особенно­стями его ментали­тета, взаимосвя­зями с обществом, и общество как саморазви­вающуюся систему. Менталитет (менталь­ность) (от лат. mentalis – умственный) – образ мыслей, совокупность умственных навыков и духовных установок, присущих отдельному человеку или общественной группе. Каждая ци­вили­зация прохо­дит ста­дии зарождения, расцвета, разложения и ги­бели. Про­должительность существования цивилизации – от 1 до 1,5 тыс. лет.

Существуют три типа цивилизаций: природные (первобытные) сообщества, восточный и западный типы цивилизаций.

а) природные сообщества – первобытные народы, живущие так же, как жили их далёкие предки (племена Африки, бассейна р. Амазонки и др.). Этот тип цивилиза­ции характеризуется отсутствием прогресса, гар­монией человека и при­роды, коллективной организацией социальной жизни (род, племя), соблю­дением традиций, запретом на их нарушение (табу). Он очень хрупок и почти исчез.

б) восточный тип цивилизации (Древний Египет, Китай, Вавилон) характеризуется подчинением личных ин­тересов общинным, государственным. Люди делятся на группы с чётко закреплен­ными социаль­ными ролями, переход из одной группы в другую невозмо­жен (касты в Индии). Черты восточного типа цивилизации: принцип коллекти­визма, авторитар­ное государство, являющееся верховным собственни­ком. Тип государства – деспоти́я, т.е. ничем не ограничен­ная власть правителя, опираю­щаяся на вооружённую силу. Перед лицом владыки одина­ково бесправны все. Это компенсируется развитием духовной жизни. Вера в предопре­делённость судьбы (фатализм) отра­жает отсутствие возмож­ностей человека влиять на историче­ский про­цесс.

в) западный тип цивилизации характеризуется идеей про­гресса, прежде всего, в сфере материаль­ной культуры. Это античные общества Древней Греции и Рима, современ­ные об­щества Западной Европы, Северной Аме­рики и т.д. Для него характерна идеология индиви­дуализма (приоритет личности, её инте­ресов, право человека самому опреде­лять свою судьбу с ответст­венностью за себя и свою семью). Черты западного типа цивилизации: высокий нравственный престиж труда, рыночная экономика, частная собственность и классовая структура общества, зрелые формы классовой организации (профсоюзы, партии), формирова­ние гражданского общества (системы доброволь­ных объединений граждан, незави­симая от государства и противо­стоящая произ­волу его структур). Формой государ­ства является правовая демократия, основанная на разделении властей (законодательной, исполни­тельной, судебной), верховенстве за­кона и прав личности.

Возникает вопрос о месте России в сис­теме цивилизаций. К какому типу цивилизаций она отно­сится? Россия – цивили­зационно неоднородное обще­ство, которое не относится ни к одному из типов цивилизаций в чис­том виде. От­сюда для России всегда не просто стояла проблема выбора альтер­натив развития.

 

3. Теория этносов Л. Н. Гумилёва. Развитием цивилизационного подхода стала теория этносов Льва Гумилёва (1912–1992), утверждающая, что исторический процесс есть рожде­ние, сосуществование и исчезнове­ние этносов. Этносдинамиче­ская система, включаю­щая людей, элементы ланд­шафта, культур­ную традицию и взаимосвязи с сосе­дями (фран­цузы, греки, велико­рос­сы и др.). Этносы делятся на субэт­носы. Например, в ве­ликорусском эт­носе можно выделить казаков, сибиряков. Несколько эт­носов образуют супер­этносы (Западная Европа, Россия и др.). Развитие этносов определяется пассионарностью – стремлением к активной деятельности, переизбыток энергии. Гумилёв выделяет пассионариев – людей с высоким уровнем энергетики, сверхактив­ных, посвятивших себя достиже­нию определённой цели. Рождение этноса учёный связывал с пассионарным толчком. На­пример, пассионарий Чингисхан в XIII в. объединил пле­мена монголов и начал завоевание мира. Эт­нос переживает периоды подъёма, оскудения, инерции и умирания.

Теория этносов популярна, но её критики указы­вают на не­чёткость и противоре­чивость некоторых положений, на не всегда объектив­ный подбор фактов ради создания определённой схемы.

***

История России, соединившая прошлое Древней Руси, Мос­ковского царства, Российской империи, Советского Союза и по­сткоммуни­стической Российской Федерации с их эво­люционной преем­ственностью и, вместе с тем, революционными переходами от одной об­щественной сис­темы к другой, напоминает пёструю мозаику. Наша история разнооб­разна и противоречива. Здесь есть всё: созидание и разрушение, взлёты величия и ка­тастрофы падения, блестящие достижения разума и трагические ошибки, благо­родство и жестокость государ­ствен­ных деятелей. Мы можем согла­ситься с высказыванием Николая Чернышевского, что «исторический путь – не тротуар Невского проспекта», но невозможно согласиться со словами поэта Фёдора Тю́тчева, утверждавшего, что «русская история до Петра Вели­кого сплошная панихида, а после Петра Великого – одно уголовное дело».

Любить свою Родину и гордиться принадлежностью к ней – не значит мифологизировать её историю и оправдывать все ошибки и преступления, совершённые существовавшими на её территории режимами. Изучение прошлого нужно не ради суда над ним, а ради более точ­ного понимания поступков, поведения людей и народов, ради использо­вания опыта предков в дальнейшем развитии цивилизации. Будем скру­пулезны при установлении подлинности фактов, вдум­чивы при их со­поставлении, уважительны к нашей истории и лю­дям, её творившим, и одновременно непримиримы к безнравственности и насилию. Пусть осознание уроков истории поможет совер­шенст­вованию нашего общества. Как гласит мудрость, «кто забы­вает исто­рию, обрекает себя на повторение пройденных оши­бок».

 

***







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 374. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Шов первичный, первично отсроченный, вторичный (показания) В зависимости от времени и условий наложения выделяют швы: 1) первичные...

Предпосылки, условия и движущие силы психического развития Предпосылки –это факторы. Факторы психического развития –это ведущие детерминанты развития чел. К ним относят: среду...

Анализ микросреды предприятия Анализ микросреды направлен на анализ состояния тех со­ставляющих внешней среды, с которыми предприятие нахо­дится в непосредственном взаимодействии...

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ ПЛОСКОЙ ФИГУРЫ Сила, с которой тело притягивается к Земле, называется силой тяжести...

СПИД: морально-этические проблемы Среди тысяч заболеваний совершенно особое, даже исключительное, место занимает ВИЧ-инфекция...

Понятие массовых мероприятий, их виды Под массовыми мероприятиями следует понимать совокупность действий или явлений социальной жизни с участием большого количества граждан...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия