КОНЦА XIX – НАЧАЛА XX ВЕКА
Зав редакцией ГН Усков Редактор Л А Дрибииская Художник ЛЯ Михалевский Художественный редактор Ю Э Иванова Технический редактор Л А Овчинникова Компьютерная верстка С Н Луговая Корректор Г Н Петрова Оператор М Н Паскарь
Изд № ЛЖ-197 Подп в печать 23 08 2000 Формат 60x88 1/16 Бум газеты Гарнитура «Тайме» Печать офсетная Объем 26,46 уел печ л + 0,25 уел печ л, форз 26,96 усл кр-отт. 29,16 уч. Изд. Л. +0,41 уч.-изд. Л. Форз. Тираж 13000 экз Зак № 2048.
Лицензия ЛР № 010146 от 25.12.96
ГУП «Издательство «Высшая школа» 101430, Москва, ГСП-4, Неглинная ул, д 29/14 Факс 200-03-01, 200-06-87, E-mail V Shkola@g23 relcom га, hltp //www v shkola ru
Лицензия ЛР № 071190 от 11 07 95 Издательский центр «Академия» 105043, Москва, ул 8-я Парковая, д 25
Отпечатано с готовых диапозитивов в ГУП ИПК «Ульяновский Дом печати» 432601, г Ульяновск, ул Гончарова, д 14
[1] ТолстойЛ.Н. Поли. собр. соч.: [В 90 т.] М., 1936. Т. 26. С. 231.
[2] Цит. по: Соловьев Б.И. Поэт и его подвиг. М., 1973. С. 664. [3] Аполлон. 1910. № 1 [4] Горький М. Собр. соч.: В 30 т. Т. 28. С. 322.
[5] Русская литература XX века (1890–1910)/Под ред. С.А. Венгерова. М., 1917. Т. 2. Ч. 2. С. 339.
[6] Вехи: Сборник статей о русской интеллигенции. М., 1909. С. 3. [7] Там же. С. 4.
[8] Цит. по: Русская художественная культура конца XIX – начала XX века (1908–1917). М., 1977. Кн. 3. С. 45.
[9] См.: Весы. 1905. № 12; 1906. № 1.
[10] См.: Луначарский А.В. Собр. соч.: В 8 т. М., 1967. Т. 7. С. 142.
[11] Маяковский В. Поли. собр. соч.: В 13 т. М., 1955. Т. 1. С. 275. [12] Архив А.М. Горького. М., 1966. Т. 2. С. 236.
[13] См.: Золотое Руно. 1906 № 2.
[14] См.: Аполлон. 1909. N° 3.
[15] Горький М. Собр. Соч. В 30 т. Т. 25. С. 342
[16] Плеханов Г.В. Соч. М.; Л, 1925. Т. 10. С. 116. [17] Толстой Л.Н. Поля. собр. соч.: [В 90 т ] Т. 23. С. 40.
[18] См.: Короленко В.Г. Дневник (1881–1893) Полтава, 1925. Т. 1. С. 129. [19] См.: Сергеенко П.А. Толстой и его современники. М., 1911. С. 227.
[20] Горький М. Собр. соч.: В 30 т. Т. 28. С. 113. [21] Виноградов В.В. О языке художественной литературы. М., 1959. С. 151.
[22] Виноградов В.В. О языке художественной литературы. С. 149. [23] Тагер Е.Б. Горький и Чехов // Горьковские чтения 1947–1948 / Под ред. М Еголина, Б.М. Михайловского, С.М. Петрова. М.; Л., 1949 С. 433.
[24] Стасов В.В. Собр. соч.: В 3 т. М., 1952. Т. 3. С. 265–266.
[25] Горький М. Материалы и исследования. Л., 1934. С. 334.
[26] Серафимович А. Собр. соч.: В 10 т. М., 1947. Т. 5. С. 354.
[27] См.: Горький М. Собр. соч.: В 30 т. Т 29. С 17.
[28] Плеханов Г.В. Соч/Под общей ред. Д Рязанова М.Л. 1925, Т. 14. С. 146. [29] Короленко В.Г. Дневник (1881–1893) Т. 1. С. 127.
[30] Натуралистические тенденции сказались в этот период и в очерковой литературе ~- в интересных, насыщенных конкретным жизненным материалом очерках Н. Тана-Богораза («Чукотские рассказы», 1900), А. Свирского («Ростовские трущобы», 1893; «В стенах тюрьмы», 1894), С. Елпатьевского («Очерки Сибири», 1893).
[31] Горький М. Статьи. 1905–1916. Пг., 1918. С. 137. [32] Толстой Л.Н. Собр. соч.: В 90 т. Т. 78. С. 58–59.
[33] Толстой Л.Н. Поли. собр. соч.: [В 90 т.] Т. 30. С. 185.
[34] Горький М. Собр. соч.: В 30 т. Т. 23. С. 317. [35] Короленко В.Г. Избр. письма. М., 1936 Т 3. С. 196.
[36] Горький М. Собр. соч.: В 30 т. Т. 29. С. 107. [37] Адамович Г. Одиночество и свобода. Нью-Йорк, 1955. С. 72–73.
[38] Скиталец. Встречи//Красная новь. 1934. № 10. С. 163.
[39] Архив А.М. Горького. М., 1954. Т. 4. С. 192 [40] Блок А. Собр. соч.- В 8 т. М.; Л, 1962. Т. 5. С. 110.
[41] Блок А. Собр. соч.: В 8 т. М.; Л., 1962. Т. 5. С. 114.
[42] Воровский В.В. Эстетика. Литература. Искусство. М., 1975. С. 389. [43] Станиславский К.С. Собр. соч.: В 8 т. М., 1958. Т. 5. С. 244.
[44] Горький М Собр. соч.- В 30 т. Т. 29. С. 12. [45] Горький М. Собр. соч. В 30 т Т. 28. С 373.
[46] Горький М. Материалы и исследования. Л. 1936. Т. 2. С. 328. [47] Цит по: Куприн А.И. Собр. соч.: В 9 т. М., 1964. Т. 1. С. 29.
[48] См.: Горький М. Собр. соч.. В 30 т. Т. 28. С. 337.
[49] Русская литература XX века (1890–1910)/Под рея. СА. Венгерова. Т. 2. Ч. 2. С. 322
[50] Блок А. Собр. соч.: В 8 т. Т. 5. С. 141. [51] Бунин И.А. Собр. соч.: В 9 т. М., 1965. Т. 1. С. 120.
[52] Горьковские чтения. 1958–1959. М., 1961. С. 18–19.
[53] Весы. 1907. № 1. [54] Бунин ИЛ. Поли. собр. соч. Пг., 1915. Т. 6. С. 317. [55] Горьковские чтения. 1958–1959. С. 18. [56] См.: Михайлов О.Н. И.А. Бунин. М., 1967. С. 51.
[57] Бабореко А.К. И. Бунин: Материалы для биографии. М., 1967. С. 61. [58] Гольдин С.А. О литературной деятельности И.А. Бунина конца восьмидесятых – начала девяностых годов.//Ученые записки Орехово-Зуевского пед. ин-та, 1958. Т. 9. вып. 3. С. П.
[59] В большой семье: Альманах. Смоленск, 1960. С. 246.
[60] Горький М. Собр. соч.: В 30 т. Т. 28. С. 201.
[61] Горьковские чтения. 1958–1959. С. 53.
[62] Горьковские чтения 1958-1959 С 92 [63] Московская весть 1911 №3 12 сент.
[64] Афанасьев В.Н. И.А. Бунин. М., 1966. С. 210.
[65] Бунин И. Окаянные дни. Лондон, 1973. С. 120.
[66] Wasiolek E The Fiction of Ivan Bunin. Harvard. 1954 P 306
[67] См.: Бунин И.А. Повести. Рассказы. Воспоминания. М., 1961. С. 627. [68] См.: Долгополое Л. На рубеже веков. Л., 1977.
[69] Цветаева М. Письма к А. Тестовой. Прага. 1969. С. 106. [70] Паустовский К. Собр. соч. М., 1982. Т. 3. С. 331–332.
[71] Там же. С. 336–337. [72] Наш современник. 1965. № 7. С. 104.
[73] Цит. по Бабореко А. И.А. Бунин. М., 1983. С. 283. [74] Степун Ф. Встречи. Мюнхен, 1962. С. 101–102.
[75] Автобиографическая справка//Русская литература XX века (1890–1910)/Под ред. С.А. Венгерова. Т. 1. С. 141. [76] Вересаев В.В. Соч.: В 4 т. М., 1948. Т. 4. С. 221.
[77] Вересаев В.В. Соч.: В 4 т. Т. 4. С. 328. [78] Цит. по: Русская литература XX века (1890–1910)/Под ред. С.А. Венгерова. Т. 1. С. 143.
[79] К этому времени Вересаевым уже было опубликовано стихотворение «Раздумье» (1885) и рассказ «Мерзкий мальчишка» (1887).
[80] Горький М. Собр. соч.: В 30 т. Т. 28. С. 232.
[81] См.: ГорькийМ., Чехов А. Переписка. Статьи. Высказывания. М., 1951. С. 30. [82] Там же. С. 31–32.
[83] Горький М. Собр. соч.: В 30 т. Т. 28. С. 406. [84] Вересаев В.В. Собр. соч.: В 5 т. М., 1961. Т. 5. С. 498.
[85] Вересаев В.В. Собр. соч.: В 5 т. М., 1961. Т. 5. С 499. [86] Горький М. Письмо в редакцию//Русское слово. 1913. N° 21.
[87] См.: New Jork Review of Books. 1981. V. 28, № 14. P. 51. [88] Пикетов Н. Горький и наука. М., 1948.
[89] См.: Горький М. Собр. соч.: В 30 т. Т. 15. С. 42. [90] Михайловский Б.В. Творчество Максима Горького и мировая литература. М., 1965
[91] Горький М. Собр. соч.: В 30 т. Т. 27. С. 305.
[92] Горький М. Собр. соч.: В 30 т. Т. 25. С. 347. [93] Горький М. История русской литературы. Архив А.М. Горького. С. 219. [94] Горький М. Собр соч.: В 30 т. Т. 23. С. 356.
[95] Горький М. Собр. соч.: В 30 т. Т. 25. С. 348.
[96] Горький М. Собр. соч.: В 30 т. Т. 25. С. 322. [97] Горький М. Собр. соч.: В 30 т. Т. 24. С. 496–497.
[98] Горький М. Собр. соч.: В 30 т. Т. 3. С. 441-^42.
[99] Горький М. Собр. соч: В 30 т Т 28. С. 81.
[100] Горький М. Собр. соч.: В 30 т. Т. 4. С. 441.
[101] См.: Михайловский Б.В., Тагер Е.В. Творчество М. Горького. М., 1969.
[102] См.- Овчаренко А.И. О положительном герое в творчестве М. Горького 1892–1907. Статьи. М., 1965.
[103] Горький М. Собр. соч.: В 30 т. Т. 28. С. 219.
[104] Русское богатство. 1902. № 4.
[105] Горький М. Собр. соч.: В 30 т. Т. 26. С. 423. [106] Горький М. Собр. соч.: В 30 т. Т. 26. С. 423–424.
[107] См.: Горький М. Собр. соч.: В 30 т. Т. 28. С. 241. [108] Цит. по: «На дне» М. Горького: Материалы и исследования. М.; Л., 1940. С. 223.
[109] Горький М. Собр. соч.: В 30 т. Т. 28. С 283.
[110] Горький М. Собр. соч.: В 30 т. Т. 6. С. 552.
[111] Горький М. Собр. соч.: В 30 т. Т. 6. С. 552. [112] Там же. С 553.
[113] Горький М. Собр. соч.: В 30 т. Т. 25. С. 320.
[114] Горький М. Собр соч.- В 30 т. Т. 17. С. 7. [115] Горьковские чтения. М, 1962. С. 7. [116] Андреева М.Ф. Переписка. Воспоминания. Статьи. Документы. М, 1968. С. 137.
[117] Горький М. Собр. соч.: В 30 т. Т. 29. С. 154.
[118] Цит. по: Спиридонова Л. М. Горький: Диалог с историей. М, 1994. С. 92.
[119] Там же. С. 99.
[120] Горький М. Собр. соч.: В 30 т. Т. 24. С. 48.
[121] Чернышевский Н.Г. Эстетика. М., 1969. С. 166. [122] См.: Горький М. Собр. соч.: В 30 т. Т. 23. С. 358.
[123] В 1893 г. пьеса ставилась в Александрийском театре; в 1894 г. вышло отдельное ее издание; в 1905 г. пьеса была переиздана. Одна из редакций пьесы имела название «Царство смерти»
[124] Вечерний Ленинград. 1946. 17 июня. [125] Наши достижения. 1933. № 5–6
[126] Горький М. Собр. соч.: В 30 т. Т. 24. С. 66. [127] Горький М. Статьи. 1905–1916. С. 137.
[128] Письма М. Горького к ВА. Анучину. Самарканд. 1941. С. 19.
[129] Горький М. Собр. Соч.: В 30 т. Т. 29 с. 252. [130] Горький М. Собр. Соч. в 30 т. Т. 24. с. 156.
[131] «Изложение фактов и дум, от взаимодействия которых отсохли лучшие куски моего сердца» и отрывок, условно названный «Биография» (см.: Горький М. Собр. соч.: В 30 т. Т. 1). [132] Горький М. Письма к писателям и И.П. Ладыжникову. М., 1959. С. 145. Горький [133] Горький М. Материалы и исследования. Т. 1. С. 298. [134] См.: Горький М. Собр. соч.: В 30 т. Т. 29. Письмо № 464. [135] Письмо Н. Буренину // Летопись жизни и творчества А.М. Горького. М., 1958. Т 2. С. 215.
[136] Горький М. Собр. соч.: В 30 т. Т. 24. С. 154.
[137] Горький М. Собр. соч.: В 30 т. Т. 14. С. 239.
[138] Горький М. Историк русской литературы: Архив А.М. Горького. М., 1939. С. 204
[139] Новая жизнь. 1918. № 100.
[140] Серафимович А. Собр. соч.: В 10 т. Т. 10. С. 462.
[141] Серафимович А. Собр. соч.: В 10 т. Т. 5. С. 354. [142] Цит. по: Фатов Н.Н. А.С. Серафимович. Л., 1927. С. 194–195.
[143] Серафимович А. Собр. соч.: В 10 т. Т. 5. С. 354
[144] Серафимович А. Собр. Соч. В 10 т Т 3 С 146 [145] Там же С 32
[146] Серафимович А. Собр. соч.: В 10 т. Т. 4. С. 472. [147] Серафимович А. Исследования. Воспоминания. Материалы. Письма. М.; Л., 1950.
[148] См.: Серафимович А. Собр. соч.: В 10 т. Т. 5. С. 352.
[149] Современные рабоче-крестьянские поэты в образцах и автобиографиях. Иваново-Вознесенск, 1925. С. 19.
[150] Кржижановский Г.М. Воспоминания о Ленине. М., 1938. С. 33.
[151] Бедный Д. Собр. соч.: В. 5 т. М., 1954. Т. 5. С. 258.
[152] Воспоминания о Демьяне Бедном: Сб. статей. М., 1966. С. 342–343.
[153] Одесские новости. 1910. № 8294. 15/28 дек. [154] Известия книжных магазинов т-ва М.О. Вольф... М., 1913. № 1. С. 27–28.
[155] Русская литература. 1971. № 1 С. 158. [156] Горький М. Собр. соч.: В 30 т Т 24. С. 38.
[157] Русская литература конца XIX –начала XX в. 1908–1917. М., 1972. С. 133. [158] С.Н. Сергеев-Ценский в жизни и творчестве: Воспоминания соврем» Тамбов, 1963. С. 9.
[159] Толстой А.Н. Поли. собр. соч.: В 15 т. М., 1948. Т. 13. С. 412. [160] Горький М. Собр. соч.: В 30 т. Т. 30. С. 279.
[161] Горький М. Собр. соч.: В 30 т. Т. 29. С. 142.
[162] См.: Дооктябрьская «Правда» об искусстве и литературе. М, 1937. С. 15. [163] Одно из первоначальных названий романа – «Болотные огни». [164] Толстой А.Н. Поли. собр. соч.: В 15 т. Т. 13. С. 412. [165] Там же. С. 84, 85.
[166] Луч правды. 1917. 4 декабря.
[167] См.: Толстой А.Н. Наваждение. Рассказы. 1917–1918. Одесса, 1922. [168] См.: Скрижаль. Сб. 1. Пг., 1918. [169] Толстой А.Н. Сестры. Берлин, 1922. С. 4.
[170] Из истории литературных отношений первой четверти двадцатого столетия //Ученые записки/Моек, обл. пед. ин-та. Т. CXVI. Очерки из истории советской литературы. Сб. III. M., 1962. С. 168 [171] Более позднее название – «В Париже». [172] См., например, его письма К.И. Чуковскому.
[173] Толстой А.Н. Поли собр. соч.: В 15 т. М., 1949. Т. 13. С. 12. [174] Советские писатели. Автобиографии: В 2 т. М., 1959. Т. 2. С. 451–452. [175] Бунин И.А. Воспоминания. Париж, 1950 (очерк «Третий Толстой»). [176] См.: Берберова Н. Курсив мой (Автобиография) М., 1996.
[177] Никитина Е.П. Русская поэзия на рубеже двух эпох. Саратов, 1970. С. 94.
[178] Цит. по: Клычков С. Стихотворения. М., 1985. С. 12. [179] Цит. по: Клычков С. Стихотворения. С. 13.
[180] Горький М. Собр. соч.. В 30 т. Т. 17 С. 64.
[181] Есенин С. Собр. соч.: В 5 т. М., 1962. Т. 5. С. 11, 23.
[182] Есенин С. Собр. соч.: В 5 т. Т. 5. С. 127.
[183] Черный С. Стихотворения. Л., I960. С. 301–302. [184] См: Золотое руно. 1909. № 7–8. С. 145. [185] Седых А. Далекие, близкие. Нью-Йорк, 1962. С. 76.
[186] Там же. С. 90. [187] Адамович Г. Одиночество и свобода. Нью-Йорк, 1955. С. 239.
[188] Тэффи. Городок. Новые рассказы. Париж, 1977. С. 6.
[189] Седых А. Далекие, близкие. С. 86–87
[190] Седых А. Далекие, близкие. С. 89. [191] Там же. [192] Спиридонова-Евстигнеева Л.А. Русская сатирическая литература начала XX века-М., 1977. С. 170.
[193] Ленин В.И. Поли. собр. соч. Т. 44. С. 249.
[194] Минский Н. При свете совести. СПб., 1890. С. 1. [195] Манн Т. Собр. соч.: В 10 т. М., 1961. Т. 10. С. 363.
[196] Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. М., 1901. Т. 2. С. 2.
[197] Бенуа А. Возникновение «Мира Искусства». Л., 1928. С. 43. [198] См.: Мир Искусства. 1898–1899. № 1–2. [199] Архив А. Бенуа//Цит. по: Соколова Н. Мир Искусства. М.; Л., 1934. С. ИЗ [200] Мир Искусства. № 1– 2.
[201] Мир Искусства. № 1–2.
[202] Литературно-эстетические концепции в России конца XIX –начала XX века. М., 1975 С. 227–228.
[203] Брюсов В. Далекие и близкие. М., 1912. С. 159–160.
[204] Брюсов В. Мудрое дитя. Творческие замыслы И. Каневского //Коневской И. Стихи и проза. М., 1904. С. XII–XIII.
[205] См.: Корецкая И.В. Импрессионизм в поэзии и поэтике символизма// Литературно-эстетические концепции в России конца XIX –начала XX века. М., 1975. [206] Орлов Вл. Бальмонт. Жизнь и поэзия // Бальмонт К.Д. Стихотворения. Л., 1969 С, 55. [207] Брюсов В. Далекие и близкие. С. 159. [208] Эренбург И. Собр. соч.: В 9 т. М., 1966. Т. 8. С. 96.
[209] Орлов Вл. Бальмонт: Жизнь и поэзия. С. 58.
[210] Весы. 1905. № 12. С. 76. [211] Блок А. Собр. соч.: В 8 т. Т. 5. С. 374–375 [212] Седых А. Далекие, близкие. С. 68.
[213] Там же. С. 70. [214] Там же. С. 71. [215] Цветаева М. Соч.: В 2 т. Минск, 1988. Т. 2. С. 278–279. [216] Там же. С. 288.
[217] Впервые опубликован в журнале «Вопросы жизни» (1905. N° 6–11); отдельным изданием вышел в 1907 г. [218] См.: Старикова Е. Реализм и символизм//Развитие реализма в русской литературе. М., 1974. Т. 3.
[219] Терапиано Ю. Встречи. С. 28. [220] Адамович Г. Одиночество и свобода С. 59. [221] Мережковский Д. Иисус Неизвестный. Прага, 1932. Т. 1; 1933. Т. 2. [222] Мережковский Д. Наполеон. Белград, 1929. Т. 1– 1.
[223] Цит. по: Русская литература в эмиграции. Питтесбург, 1972. С. 178–179
[224] Гиппиус 3. Синяя тетрадь. Петербургский дневник. 1914–1918. Белгр С. 213, 230.
[225] Шагинян М.О. О блаженстве имущего. Поэзия З.Н. Гиппиус. М., 1912. С. 16.
[226] Максимов Д. Брюсов. Поэзия и позиция. Л., 1969. С. 36.
[227] См.: Нижегородский листок. 1900. 14 нояб. [228] Горький М. Собр. соч.: В 30 т. Т. 28. С. 141.
[229] См.: Весы. 1905. № 4.
[230] Русь 1904. 15 мая. № 152. [231] См.: Гусев Н.Н. Два года с Толстым. М., 1928. С. 16.
[232] Брюсов В. Собр. соч.: В 7 т М., 1975. Т. 6. С. 360. [233] Брюсов В. Собр. соч.: В 7 т. Т. 2. С. 417.
[234] Драма «Земля» впервые опубликована в 1905 г.
[235] Антокольский П. Валерий Брюсов// Брюсов В. Собр. соч.: В 7 т. Т. 1. С. 24,13.
[236] Соловьев Вл. Общий смысл искусства/ /Соловьев Вл. Собр. соч.: В 10 т. СПб., 1912 Т. 6. С. 77. [237] Там же. С. 78. [238] См. его статьи и доклады по вопросам искусства: По звездам. СПб., 1908; Борозды и межи. Пг., 1916.
[239] Соловьев Вл. Собр. соч.: В 10 т. Т. 6. С. 243. [240] БелыйА, Арабески. М., 1911. С. 139. [241] Эллис. Русские символисты. М., 1910. С. 232.
[242] Белый А. Стихотворения. Берлин; Пг.; М., 1923. С. 117.
[243] Минц З.Г. Блок и русский символизм//Литературное наследство. М., 1980 Т-Александр Блок. Новые материалы и исследования. Кн. 1. С. 120.
[244] Минц З.Г. Блок и русский символизм. С. 122.
[245] Там же. С. 129.
[246] Переиздавая в 1916 г. свои стихи, автор решительно переработал сборник: убрал название, дополнил текст стихами 1907 и 1908 гг. и подразделил книгу на четыре раздела: «Пузыри земли», «Ночная фиалка», «Разные стихотворения» и «Город». В таком виде сборник вошел в состав второй книги стихотворений. Завершался том циклом «Вольные мысли».
[247] Блок А. Собр. Соч. В 8 т. Т. 5. С. 237–238. [248] Записные книжки Ал. Блока. Л., 1930. С. 70–71.
[249] В каноническом тексте блоковского собрания стихи этого сборника распределены в трех разделах - «Снежная маска», «Фаина» и «Вольные мысли».
[250] Стихи этого цикла посвящены Н.Н. Волоховой –драматической актрисе театра В Ф. Комиссаржевской.
[251] Жирмунский В. Поэзия Блока//Об Александре Блоке. М.; Пг., 1921. С. 138
[252] См.: Орлов Вл. Александр Блок. С. 88. [253] Блок А. Собр. соч.: В 8 т. Т. 5. С. 103.
[254] Орлов Вл. Александр Блок. С. 93.
[255] Максимов Д. Поэзия и проза Ал. Блока. Л., 1975. С. 131–132.
[256] Максимов Д. Поэзия и проза Ал. Блока. С. 135.
[257] Блок А. Собр. соч.: В 8 т. Т. 3. С. 295.
[258] Блок А. Собр соч.: В 8 т. Т. 3. С. 299. [259] Там же. С. 297. [260] Блок А. Собр. соч: В 8 т. Т. 3. С. 298.
[261] Блок А. Собр. соч.: В 8 т. Т. 8. С. 479. [262] См.: Бекетова М.А. Александр Блок. Пг., 1922. С. 256–257.
[263] Подробнее о поэме см.: Смола О.П. «Черный вечер, белый снег...»: Творческая судьба поэмы Александра Блока «Двенадцать». М., 1993. [264] Аверинцев С. Вячеслав Иванов // Иванов Вяч. Стихотворения и поэмы. Л., 1976.
[265] Iwanov W. Dostoewski. Tubingen, 1932. Английский перевод этой книги: Freedom and the Tragic Life. London, 1952.
[266] Степун Ф. Встречи. Мюнхен, 1962. С. 144–145.
[267] Сарабышов Д.В. Русская живопись XIX века среди европейских школ. М., 1980. С 214.
[268] Тагер Е.Б. Модернистские течения и поэзия межреволюционног десятилетия//Русская литература конца XIX –начала XX века. (1908–1917). М., 1972 С. 293. [269] Соколова Н. Мир искусства. С. 94. 314
[270] Городецкий С. Мой путь // Советские писатели. Автобиографии. М., 1959 Т. 1. [271] Жирмунский В.М. Преодолевшие символизм//Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л., 1977. С. 110.
[272] См.: Блок А. Собр. соч.: В 8 т. Т. 6. С. 314. [273] Ремизов А. Встречи. Париж, 1981. С. 177. [274] Блок А. Собр. соч.: В 8 т. Т. 6. С. 181.
[275] Машинский С. Сергей Городецкий// 'Городецкий С. Стихотворения и поэмы-1974. С. 15.
[276] Евгеньев Н.Н. Модернистские течения и поэзия межреволюционного Десятилетия//Русская литература конца XIX –начала XX в. (1908–1917). С. 310–311. [277] Блок А. Собр. соч.: В 8 т. Т. 6. С. 183.
[278] Жирмунский В.М. Преодолевшие символизм. С. 123. [279] Там же. С. 124. [280] Жирмунский В.М. Творчество Анны Ахматовой. Л., 1973. С. 36.
[281] Жирмунский В.М. Творчество Анны Ахматовой. С. 60.
[282] Жирмунский В.М. Творчество Анны Ахматовой. С. 36. [283] Берберова Н. Курсив мой. Автобиография. М., 1996. С. 178. [284] Богомолов Н.А. Жизнь и поэзия Владислава Ходасевича/Ходасевич Вл. Стихотворения. Л., 1989. С. 12. [285] Там же. С. 23.
[286] См.: Белый А. «Тяжелая лира» и русская лирика//Современные записки. 1923. [287] Берберова Н. Курсив мой (Автобиография). С. 212. [288] Там же.
[289] Блок А. Собр. соч.: В 8 т. М., 1962. Т. 6. С. 337. [290] Иванов Г. Стихотворения. Третий Рим. Петербургские зимы. Китайские тени. М., 1989. С. 97.
[291] Иванов Г. Собр. соч.: В 3 т. Т. 1. М., 1994. С. 571. 336 [292] Берберова Н. Курсив мой (Автобиография). С. 531. [293] Литературная газета. 1987. 18 февр.
[294] Там же.
[295] Брюсов В Собр сом В 7т М, 1975 Т 6 С 450, 455
[296] Брюсов В. Собр. соч.: В 7 т. Т. 6. С. 453. 454.
[297] Цит. по: Новый мир. 1983. № 10. С. 211. [298] Произведения художников-модернистов 1910-х годов демонстрировались на выставках «Ослиный хвост» (1912), «Мишень» (1913), «Футуристы. Лучисты. Примитив» (1915).
[299] Футуристами были изданы и другие сборники: «Садок судей» (1-й сб.– Пг., 1910, 2-й сб.– Пг., 1913), «Дохлая луна» (М., 1913), «1-й журнал русских футуристов» (М., 1914) и др.
[300] Дуганов Р. Поэт, история, природа//Вопр. литературы. 1985 № 10. С 156.
[301] Перцов В. Маяковский. М; Л., 1950. С. 320.
[302] Цит. по: Волошинские чтения. М., 1981. С. 4–5.
[303] Брюсов В. Собр. соч.: В 7 т. Т. 6. С. 342. [304] Брюсов В. Далекие и близкие. М., 1912. С. 172.
[305] Цветаева М. Соч.: В 2 т. М., 1980. Т. 2. С. 254. [306] Орлов Вл. Перепутья: Из истории русской поэзии начала XX века. С. 262.
[307] Рождественский Вс. Марина Цветаева// 'Цветаева М. Соч В 2 т. М, 1980. Т 1 С 15–16.
[308] Зайцев Б.К. Соч.: В 3 т. М., 1993. Т. 1. С. 41–54. [309] Русская литература XX века». М., 1916, Т. 3. Кн. 8. Т. 3, Кн. 8. С. 65–66.
[310] Зайцев Б.К. Голубая звезда. М., 1989. С. 377.
[311] Русская литература конца XIX–начала XX в. 1908–1917. М., 1972. С. 200–201. [312] Зайцев Б. Далекое. Вашингтон, 1965. С. 109–110. [313] Зайцев Б.К. Соч.: В 3 т. Т. 1. С. 51. [314] Вышел отдельным изданием в 1926 г. в Праге. [315] Зайцев Б.К. Соч.: В 3 т. Т. 1. С. 52. [316] Чеботаревская ан. Б. Зайцев. Рассказы//Образование. СПб., 1907. 20 февр. № 2. [317] Зайцев Б.К. Соч.: В 3 т. Т. 1. С. 53. [318] Зайцев Б. Дом в Пасси. Берлин, 1935. [319] Адамович Г. Одиночество и свобода. Нью-Йорк, 1955. С. 205. [320] Степун Ф. Встречи. Мюнхен, 1962. С. 133
[321] Литературное наследство. М., 1965. Т. 72: М. Горький и Леонид Андреев. С. 351. [322] Курьер. 1900. 27 февр.
[323] См.: Горький М. Литературные портреты. М., 1959. С. 163. [324] Леонид Андреев (автобиографическая справка)//Русская литература XX века (1890–1910)/Под ред. С.А. Венгерова. Т. 2. Ч. 2. С. 245. [325] Леонид Андреев (биографическая справка). С. 245.
[326] Цит. по: Иезуитова ЛЛ. Творчество Леонида Андреева (1892–1906). Л., 1976 [327] Михайловский Б.В. Путь Л. Андреева//Михайлове/сны Б.В. Избр. статьи. М., 1969. С. 359. [328] Архив М. Горького. М., 1959. Т. 8. С. 35. [329] Литературное наследство. Т. 72: М. Горький и Леонид Андреев. С. 150 (письмо от 1902 г.).
[330] Искусство. 1925. N° 2. С. 266–267. [331] Короленко В.Г. О литературе. М., 1957. С. 363. [332] Короленко В.Г. О литературе. С. 363.
[333] Реквием. Сборник памяти Л. Андреева. М., 1930 С 63–64.
[334] Луначарский А. Критические этюды. Л., 1925. С. 260.
[335] Вересаев В.В. Собр. соч.: В 5 т. М, 1961. Т. 5. С. 406.
[336] Литературное наследство. Т. 72: М. Горький и Леонид Андреев. С. 35. Ученые [337] Ученые записки/Тартуского ун-та. 1962. Вып. 119. С. 389. [338] Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. М.,1933. С. 564. [339] См.: Биржевые ведомости. 1907. 28 нояб.
[340] Леонвд Андреев о новой пьесе «Океан»//Наш журнал. М., 1910. № 5. [341] Вересаев В.В. Собр. соч.: В 5 т. Т. 5. С. 410.
[342] Вопр. театра. М., 1966. С. 299.
[343] Солнце России. 1911. № 50. С. 11. [344] См.: Горький М. Статьи. 1905–1916. С. 133.
[345] Белый А. Арабески. С. 489.
[346] Струве Г. Русская литература в изгнании. Нью-Йорк, 1956. С. 259.
[347] Ремизов А. Встречи. 1981. С. 212-213. [348] Там же. С. 214.
[349] Кодрянская Н. Алексей Ремизов. Париж, 1954. С. 303. [350] Седых А. Далекие, близкие. С. 103–104.
[351] Основателями «Оплешника» были Вадим Л. Андреев, Д.Г. Резников, В.Б. Сосинский. [352] Кодрянская Я. Алексей Ремизов. Париж, 19S4. С. 9. [353] Там же. С. 94
[354] Кодрянская Н Алексей Ремизов. С. 200. [355] Там же. С. 300
|