Студопедия — СИМВОЛ ВОИНСКОЙ ЧЕСТИ И СЛАВЫ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

СИМВОЛ ВОИНСКОЙ ЧЕСТИ И СЛАВЫ






Вид Боевого Знамени вызывает волнение как у бывалого воина, так и у новобранца, только что пришедшего в воинскую часть. У российских бое­вых знамен долгая и славная история. Поначалу они представляли собой длинные шесты, на верхушках которых укреплялись пучки травы, ветки, конские хвосты. Позже к шестам стали прикреплять куски тканей яркого цвета, разнообразные по форме и размерам.

После крещения Руси на боевых стягах изображались лики святых, Бо­городицы и Спасителя. Вера в святость знамен на Руси была непоколеби­мой. Со временем религиозные изображения и слова молитв стали допол­няться, а потом и заменяться символическими знаками, выражавшими державную мощь страны. На них появились короткие изречения, боевые кличи, воинские призывы.

Во время походов стяги обычно возились при войске в обозе, вместе с оружием и доспехами. Но стоило войску приблизиться к ратному полю, как немедленно на нем водружался стяг — боевое знамя. Стяг был местом сбора для войск, он “стягивал” отдельные отряды. Обычно стяг развевал­ся возле военачальника, вождя.

В ожесточенных схватках слава доставалась тому, кому удавалось пробить­ся к неприятельскому стягу, подрубить его, а на это место водрузить свое зна­мя. Такой поступок являлся подвигом и почти всегда означал решительную победу над врагом. Высился стяг над полем битвы — значит рать боеспособна; поник стяг — значит враги сломили силу войска, значит поражение, конец боя...

Знамена всегда воодушевляли русских воинов в битвах. В часы страш­ной сечи на льду Чудского озера в 1242 г. чудо-богатыри земли русской вдохновлялись стягом своего вождя Александра Невского. Он высоко па­рил у Вороньего Камня. Каждый воин видел его и знал: там князь.

Когда в 1380 г. на Куликовом поле разыгралась жестокая битва между
русским войском и татарской ордой Мамая, в гуще страшного сражения
гордо развевался стяг Дмитрия Донского. Он демонстрировал воинам, что
с ними их полководец и вся слава земли русской. Важные изменения в эволюции знамен произошли в XVIII веке. При Петре; был составлен первый воинский устав. В нем Петр I утвердил сложившие­ся в веках традиции почитания знамени и ввел в армии клятву перед ним. Юбещаюсь и клянусь всемогущим Богом, — присягали солдаты Петра, — ito от команды и знамя, где принадлежу, хотя в поле, обозе или гарнизоне, шкогда не отлучаться, но за оным, пока жив, следовать буду”.

 


Подчеркивая глубокую значимость клятвы, Петр ввел в свой устав сло-за: “Кто к знамени присягал единожды, тот у оного до смерти стоять дол­жен”. Была установлена особая ответственность за сохранность знамени. [1о уставу Петра I знаменный взвод, не уберегший знамя, подлежал рас­стрелу, а полк расформированию.

Охрана боевого полотнища вверялась самым доблестным воинам. Вот как 5ыл определен долг знаменосцев в тяжелые минуты: “когда опасный слу­чай в ретираде учинится, тогда знамя от древка отодрать надлежит и у себя зхоронить или около себя обвить, и тако себя со оным спасать”. И петровс­кие солдаты — гвардейцы-преображенцы и семеновцы, гренадеры и дра­гуны, славные бомбардиры и пушкари — свято исполняли свой долг. Пет­ровский наказ пережил свою эпоху. Его нерушимо соблюдали и последую­щие поколения русских солдат.

...Шел 1805 год. В Аустерлицком сражении с французами знаменщик унтер-офицер Старичков получил тяжелое ранение. Вместе со знаменем он эказался окруженным французами. Ему угрожал плен. Верный своему долгу, Старичков сорвал с древка полотнище и спрятал под мундир. Ста-ричкова захватили французы. Тяжелая рана истощала его силы. Он чув­ствовал приближение смерти. Но и тогда не забыл о своем долге. Перед самой смертью подозвал к себе рядового Чайку, находившегося с ним в плену, и поведал ему тайну. Передав товарищу драгоценное полотнище, Старичков взял с него клятву, что тот сбережет знамя, и, пусть это стоит жизни, доставит его в Азовский полк. Чайка сдержал слово. Возвратив­шись из плена, вручил азовцам их знамя.

Во время осады Севастополя в 1854 г. батальону Минского полка, кото­рым командовал подполковник Ракович, пришлось вступить в бой с диви­зией неприятеля. Отважно сражались минцы. В яростном штыковом бою каждый из них имел перед собой до двадцати неприятельских солдат. Про­тивнику удалось овладеть знаменем батальона. Увидев святыню в неприя­тельских руках, подполковник Ракович, не обращая внимания на полу­ченные ранения, пробился к торжествующему врагу, державшему знамя, и сразил ударом шашки. Объединившись под сенью отбитого знамени, рус­ские воины с новой силой атаковали противника и добились победы.

Под сенью боевых знамен отважно сражались русские солдаты и офице­ры в ходе русско-японской войны 1904 —1905 гг., на полях сражений пер­вой мировой войны. Верность Боевому Знамени сохранили и приумножи­ли советские воины в боях у озера Хасан (1938 г.) и на реке Халхин-Гол (1939 г.), во время советско-финской войны (1939 — 1940 гг.) и особенно в годы Великой Отечественной войны 1941 — 1945 годов.

...10 июля 1941 г. небольшая горстка наших солдат и офицеров вступи­ла в неравный бой с фашистами у села Драги Грицевского района Хмель­ницкой области. Все воины погибли. Колхозники этого села тайно похоро­нили героев. Закончилась война. В 1947 г., когда прах погибших переко­сили в братскую могилу, под гимнастеркой полкового врача П.Ф. Павлен­ко нашли Знамя 608-го стрелкового полка, и оно вернулось в часть.

В боях с немецко-фашистскими захватчиками родилась Советская гвар­дия. 11 июня 1943 г. был учрежден образец гвардейского Красного знаме­ни, которое стало знаком боевого отличия части. В Положении о гвардейс­ких Красных знаменах говорилось: “Гвардейское Красное знамя обязыва­ет весь личный состав гвардейских армий и корпусов быть образцом для всех других частей и соединений Красной Армии”. Церемония вручения гвардейских Знамен включала новую традицию — клятву личного состава гвардейскому Знамени.


Не зная страха, геройски сражались под своими! знаменами гвардейцы. “Где гвардия стоит, там враг не пройдет. Где гвардия наступает, там враг не устоит”, говорили о Советской гвардии.

В годы войны родилась боевая традиция водружения Красных знамен над освобожденными городами. Это было почетное право тех, кто шел впереди.
Это была воинская честь, которую старался заслужить каждый полк, каж­дое подразделение. Заслужить отвагой, доблестью и воинским мастерством. 30 апреля 1945 г. над поверженным фашистским рейхстагом в Берлине
взвилось знамя 756-го полка 150-й стрелковой дивизии. Его установили разведчики этого полка Михаил Егоров и Мелитон Кантария. Сегодня это историческое знамя бережно хранится в Центральном музее ВооруженныхСил Российской Федерации.

Захват неприятельского знамени всегда считался высшей доблестью в бою. В Северную войну, при Петре I, овладев шведской крепостью Выборг, \ русские захватили 63 знамени. В 28 битвах, которыми руководил вели-I кий Суворов, было захвачено 609 знамен! В музеях страны хранятся 360 j шведских знамен эпохи Карла XII, 370 прусских — армии Фридриха II, более 200 — армии Наполеона.

Великая Отечественная война не явилась исключением. Вряд ли кого могут оставить равнодушными кадры тех славных лет: гордо развевающи­еся советские знамена на Параде Победы и поверженные трофейные фа­шистские штандарты... К подножию мавзолея было брошено 200 фашист­ских знамен. А легендарное Знамя Победы торжественно проплыло

впере­ди сводных полков всех фронтов. Ныне, в соответствии с президентским
указом, Знамени Победы в дни боевой славы должны отдаваться почести: наравне с Государственным флагом Российской Федерации.

Шуми, святое наше знамя,

", Шуми, как в старину!

Тебе знакомы кровь и пламя

Уж не в одну войну.

Тебя разили вражьи пули,

А ты вилось в боях,
И не сломили, не согнули
Тебя у нас в руках.

Так пелось когда-то в русской солдатской песне о знамени. Ее простые трогательные слова пережили несколько поколений.

Боевое Знамя олицетворяет собой беспредельную смелость и мужество, преданность своему народу и Родине. Оно напоминает каждому военнос­лужащему о героических традициях и священном долге защиты Отечества.

Весь личный состав воинской части обязан самоотверженно и мужествен­но защищать Боевое Знамя в бою и не допускать захвата его противником. При утрате Боевого Знамени командир части и военнослужащие, непос­редственно виновные в таком позоре, подлежат суду военного трибунала, а воинская часть расформированию. Поэтому пост № 1 у Боевого Знамени доверяют лучшим солдатам и сержантам.


Одним из самых почетных поощрений для воина является фотографи­рование у развернутого Боевого Знамени воинской части, Военно-морско­го флага корабля. Такие фотографии как дорогие реликвии, свидетельству­ющие о честном служении Родине, хранятся в семьях многих бывших во­еннослужащих.

Законно гордятся своим Военно-морским флагом и российские моря­ки. Его история уходит в глубокую древность. Еще во время морских похо­дов славян на Царьград в VIII — IX вв. их ладьи имели флаги. Первый флаг на русском боевом корабле “Орел” был поднят в 1668 г. Он сочетал в себе три цвета: красный, синий и белый, которые символизировали благород­ство, верность и мужество.

С 1712 г. военно-морским флагом стал Андреевский флаг — белое по­лотнище с синим крестом по диагонали, который просуществовал до ок­тября 1917 года. Под ним российские мореплаватели совершали кругос­ветные путешествия, открывали новые морские пути и земли, а военные моряки добывали славу в сражениях при Гангуте (1714 г.), у Чесмы (1770 г.), Тендры (1790 г.), Наварина (1827 г.), Синопа (1853 г.).

Незабываемую память оставили о себе экипажи моряков крейсера “Ва­ряг” и канонерской лодки “Кореец”. 9 февраля 1904 г. они вступили в бой с японской эскадрой, потопили вражеский миноносец и нанесли серьез­ные повреждения двум крейсерам. Израсходовав все снаряды, герои по приказу командира открыли кингстоны на израненном “Варяге” и взор­вали “Кореец”. Русские корабли ушли под воду, не спустив флагов перед врагом. В песне о “Варяге” есть проникновенные слова:

 

Не скажет ни камень, ни крест, где легли Во славу мы русского флага, Лишь волны морские прославят в веках Геройскую гибель “ Варяга ”...

В годы советской власти были учреждены новые Военно-морские фла­ги, но на первых порах они быстро менялись. Наиболее долгую жизнь, с 1935 г. до 1992 г., имел Военно-Морской флаг СССР. Он представлял со­бой белое полотнище с голубой полосой на нижней кромке. В левой поло­вине флага на белом фоне была красная пятиконечная звезда, в правой — серп и молот. Как и на первом флаге, поднятом на “Орле”, Военно-Морс­кой флаг СССР сочетал те же три цвета.

Под этим флагом советские моряки вписали в годы Великой Отечествен­ной войны немало ярких страниц в славную историю российского флота. За верность и любовь к Отчизне, мужество и героизм, проявленные в годы войны, десятки тысяч из них были удостоены боевых наград, около 600 человек стали Героями Советского Союза, 238 кораблей и частей были на­граждены боевыми орденами.

Сегодня на флоте новый — Андреевский флаг (учрежден указом Прези­дента Российской Федерации 26 июля 1992 г.) и новое поколение моряков. Но, как и прежде, оно законно гордится своим Военно-морским флагом, олицетворяющим величие и мощь России, ее героическое прошлое.

Подъемом флага начинается день на корабле, кончается спуском флага. По положению флагов можно узнать, что на корабле: радость (подняты стеньговые флаги и флаги расцвечивания), печаль (приспущенный флаг), стоит ли корабль на якоре (поднят гюйс) или готов к бою (на стеньгах Госу­дарственный и Военно-морской флаги), считает себя победителем (поднят флаг на мачте) или побежденным (спущенный флаг).


Морской устав Петра I ни под каким видом не допускал спуска флага, сдачи корабля врагу. Все русские и советские уставы повторяли этот пункт. Наши моряки только теоретически знают, что это такое — спустить флаг в бою: ни разу не спускался он в огне сражений.

1 В разные времена Боевые Знамена нашей армии выглядели по-разному. Однако какого бы цвета они ни были, что бы на них ни было изображено или написано, они всегда оставались святыней для тех воинов, что за ними шли, воевали под их сенью, защищали их в бою, отдавали за них свое са­мое дорогое достояние — жизнь.

КЛЯТВА НА ВЕРНОСТЬ РОДИНЕ

 

Многие, наверное, помнят плакат художника И. Тоидзе “Родина - мать зовет!”. На фоне красноармейских винтовок — фигура женщины в крас ном. Ее лицо, решительное и строгое, обращено к каждому, кто смотр] на плакат. Женщина, символизирующая Родину-мать, правой рукой сжимает текст военной присяги, левая властно указывает на призыв...

Почему в том горестном 1941 г. художник изобразил на этом плакате текст военной присяги? Таким образом он хотел наглядно показать огромное значение торжественной клятвы в деле защиты Отечества.

В народной памяти хранится множество пословиц и поговорок о вое ной присяге. Вот лишь некоторые из них:

“принял присягу — от нее ни шагу”;

верность присяге — закон победы”;

“присягой сила воина в огне боев удвоена”;

“присяга бойца — за Родину стоять до конца”;

“для российского солдата все слова присяги святы”;

“кто присяге верен, тот в службе примерен”;

“верность присяге рождает героев”.

Поскольку в присяге сконцентрированы благородные идеалы защит Отечества, то каждый воин, принимая ее, берет на себя высокие обязательства. Их исполнение составляет смысл воинской службы. С того момент как юноша в торжественной обстановке, перед лицом своих командире товарищей, родных и близких произнесет слова священной клятвы, i считается полноправным защитником Родины.

Какова история военной присяги в России? Упоминания о ней относятся к IX веку. В тот момент основу вооруженной силы Киевской Руси составляла княжеская дружина, по сути дела, первое профессионалы! воинское формирование. Естественно, обряд, связанный с приобщен” новичков к профессиональному кругу, имел особое значение и был наиболее почитаем. Клятвоприношению на верность князю обычно предшествовало действо, проверявшее будущих дружинников на физическую выносливость, ловкость, силу. От Византийской империи к княжеским друж нам перешел обычай целовать крест во время присяги. И не случайно во на, совершившего такой акт, церковь возводила в ранг “высокого христианского подвижника”. Его ожидала вечная память и “царствие небесное

Торжественное обязательство принималось в присутствии священника Запись, по которой служивый человек приносил присягу, называлась k стоцеловальной, или подкрестной. Религиозная вера служила гарант исполнения обязательств, данных воином. Кроме того, разновидность служебной присяги являлась поручная запись. Она предусматривала письменные гарантии какого-либо лица, в том числе и родственника за редактируемого. Таким образом, ритуал военной клятвы основывался не толь на страхе отлучения от церкви, но и на моральной ответственности пер своими поручителями.

Ярким, проникновенным действием выглядел обряд принесения священного обета на службу Отечеству во времена Петра I. По петровскому уста присяга должна была приноситься солдатами “при полку или роте, при распущенном знамени”. Присягающий обязан был, произнося текст при­сяги, “положить левую руку на Евангелие, а правую руку поднять вверх с простертыми двумя большими персты”. Если было много молодых солдат, то они поднимали только руку перед лежащим Евангелием и повторяли текст присяги вслед за читающим, после чего целовали Евангелие. Воины клялись “служить верно и послушно, во всем поступать так, как честно­му, верному, послушному, храброму и неторопливому солдату быть надле­жит”. После принесения присяги в строю присягающие подписывали ин­дивидуальные клятвенные обещания — “присяжные листы”.

Ритуал принятия военной присяги периодически изменялся, но в основе своей сохранился до 1917г. При этом рекрут всегда клялся, что он будет “слу­жить верою и правдою государю Императору, Его Наследнику и Отечеству”. Немалое символическое и воспитательное значение имели в проведении ритуала воинские атрибуты. Развернутое знамя, оружие, строй части да-

: вали почувствовать присягающему свою причастность к войсковому това­риществу и личную ответственность за защиту Отечества.

После октября 1917 г. первая военная присяга Рабоче-Крестьянской Красной Армии рождалась по почину самих красноармейцев и красных командиров. Тексты ее в частях и на кораблях были различны. В апреле 1918 г. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК) утвердил единый текст присяги для всей армии. Сама присяга тогда называлась “Формула торжественного обещания”.В марте 1922г. решением ВЦИК был установлен единый день принят • г: присяги — 1 мая. Воины стали присягать коллективно, в строю, перед па­радом. А в январе 1939 г. Президиум Верховного Совета СССР утвердил новый текст присяги (в связи с принятием в 1936 г. новой Конституции СССР). С этого момента воины стали принимать присягу в индивидуаль­ном порядке и скреплять ее собственноручной подписью.

Текст ныне действующей военной присяги утвержден Законом РФ “О воинской обязанности и военной службе” (1998 г.). Ее слова звучат лако­нично, по-военному чеканно:







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 440. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Стресс-лимитирующие факторы Поскольку в каждом реализующем факторе общего адаптацион­ного синдрома при бесконтрольном его развитии заложена потенци­альная опасность появления патогенных преобразований...

ТЕОРИЯ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ЛИЧНОСТИ В современной психологической литературе встречаются различные термины, касающиеся феноменов защиты...

Этические проблемы проведения экспериментов на человеке и животных В настоящее время четко определены новые подходы и требования к биомедицинским исследованиям...

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ ПЛОСКОЙ ФИГУРЫ Сила, с которой тело притягивается к Земле, называется силой тяжести...

СПИД: морально-этические проблемы Среди тысяч заболеваний совершенно особое, даже исключительное, место занимает ВИЧ-инфекция...

Понятие массовых мероприятий, их виды Под массовыми мероприятиями следует понимать совокупность действий или явлений социальной жизни с участием большого количества граждан...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия