ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ
Формирование и развитие личности происходит на протяжении всей жизни. Личностный рост обусловлен множеством внешних и внутренних детерминант. К внешним, или детерминантам окружения, относятся: принадлежность индивидуума к определенной культуре, социально-экономическому классу и уникальной для каждого семейной среде. С другой стороны, внутренние детерминанты включают генетические, биологические и физиологические факторы. Принадлежность к той или иной культуре приводит, в конце концов, посредством социализации к нормативным моделям в мышлении, эмоциях и поведении. Осознаем мы это или нет, культурная среда формирует у нас образ себя, форму отношений с другими людьми, потребности и способы их удовлетворения, а также цели, к достижению которых мы стремимся. Точно так же принадлежность к определенному социально-экономическому классу оказывает влияние на ценности, установки и стиль жизни. В сущности, очень незначительное количество аспектов нашего развития может быть понято без учета групп, к которым мы принадлежим. Принадлежность к социальному классу часто определяет наш индивидуальный статус, участие в социальной жизни, привилегии и возможности, которыми мы обладаем. Факторы, обусловленные принадлежностью к определенному социальному классу, оказывают значительное влияние на то, в каких наиболее типичных стрессовых или конфликтных ситуациях мы оказываемся, а также как мы справляемся с ними. Есть даже доказательства того, что вероятность заболевания некоторыми формами психических расстройств коррелирует с принадлежностью к тому или иному социальному классу. Влияние семейного окружения также ощутимо сказывается на развитии индивидуума. Особое значение здесь имеет форма родительского поведения, убеждений и целей. Родители служат моделью для подражания и, посредством собственных поступков, оказывают влияние на детей, сохраняющееся на протяжении дальнейшей их жизни. Генетические факторы – это тот род влияния на поведение, который передается от родителей к детям благодаря механизмам наследственности. Наряду с окружающей средой они играют ключевую роль в обусловливании развития личности. Л. Хьелл и Д. Зиглер отмечают, что, исследования, проведенные на близнецах, предоставляют надежные доказательства того, что эмоциональная устойчивость, экстраверсия, альтруизм, застенчивость и робость устойчиво передаются по наследству. К другим личностным особенностям, которые имеют, как минимум, умеренно выраженный генетический компонент, относят отчужденность, агрессивность, стремление к достижениям, лидерство, воображение и чувство благополучия. Теории личности расходятся в том, какое значение в них придается вопросам развития и изменения в течение жизни; в описании факторов, ответственных за каждодневное развитие, а также в признании относительной роли генетических и средовых факторов, влияющих на развитие личности. Тем не менее, полная теория личности должна объяснять развитие структур и процессов, лежащих в основе поведения человека. С каждым типом теорий личности связано свое особенное представление о развитии личности. Психоаналитическая теория понимает развитие как адаптацию биологической природы человека к жизни в обществе, выработку у него защитных механизмов и согласованных со «Сверх-Я» способов удовлетворения потребностей. В теории Фрейда формирование личности представлено в виде последовательности стадий психосексуального развития. Теория черт основывает свое представление о развитии на том, что все черты личности формируются прижизненно, и рассматривает процесс их зарождения, преобразования и стабилизации как подчиняющийся иным, небиологическим законам. Теория социального научения представляет процесс развития личности сквозь призму формирования определенных способов межличностного взаимодействия людей. Гуманистическая и другие феноменологические теории трактуют его как процесс становления «Я». Карл Роджерс, например, придавал особое значение тому, как формируется Я-концепция индивидуума – и в ракурсе познания, и в эмоциональном отношении – под влиянием родительских установок и поведения на этапе формирования личности. В последние десятилетия усиливается тенденция к интегрированному, целостному рассмотрению личности с позиций разных теорий и подходов. Одной из таких концепций стала теория, принадлежащая американскому психологу Э. Эриксону. Психосоциальное развитие рассматривается им как эпигенетическая цепь критических периодов (кризисов, конфликтов, проблем), каждый из которых является критическим «в смысле поворотных пунктов, моментов выбора между прогрессией и регрессией, интеграцией и задержкой» (Эриксон, 1963). Теория психосоциального развития создавалась главным образом на клиническом опыте, но позднее иллюстрировалась с помощью психобиографического и этнографического материала; и до сих пор делаются попытки ее локальной проверки на основе более широких эмпирических данных, полученных с помощью стандартизированных методик. Э. Эриксон в своих взглядах на развитие придерживался так называемого эпигенетического принципа: генетической предопределенности стадий, которые в своем личностном развитии обязательно проходит человек от рождения до конца своих дней. Наиболее существенный вклад Э. Эриксона в теорию личностного развития состоит в выделении и описании восьми жизненных психологических кризисов, неизбежно наступающих у каждого человека: 1. Кризис доверия – недоверия (в течение первого года жизни). 2. Автономия в противоположность сомнениям и стыду (1–3 года). 3. Появление инициативности в противовес чувству вины (примерно от 3 до 6 лет). 4. Трудолюбие в противоположность комплексу неполноценности (возраст от 6 до 12 лет). 5. Личностное самоопределение в противоположность индивидуальной серости и конформизму (от 12 до 19 лет). 6. Интимность и общительность в противовес личностной психологической изолированности (около 20 лет). 7. Забота о воспитании нового поколения в противоположность «погружению в себя» (между 30 и 60 годами). 8. Удовлетворенность прожитой жизнью в противоположность отчаянию (старше 60 лет). Становление личности в концепции Эриксона понимается как смена этапов, на каждом из которых происходит качественное преобразование внутреннего мира человека и радикальное изменение его отношений с окружающими людьми. В результате этого он как личность приобретает нечто новое, характерное именно для данного этапа развития и сохраняющееся у него (по крайней мере в виде заметных следов) в течение всей жизни. Сами личностные новообразования, по Э. Эриксону, возникают не на пустом месте – их появление на определенной стадии подготовлено всем процессом предшествующего развития личности. Новое в ней может возникнуть и утвердиться лишь когда в прошлом уже были созданы соответствующие психологические и поведенческие условия. Э. Эриксон выделил восемь стадий развития, один к одному соотносимых с описанными выше кризисами возрастного развития. 1. Базисное доверие против недоверия: надежда – первая стадия. Позитивным исходом этой стадии является оптимистическое чувство доверия к миру, к людям. Эриксон считал, что чуткая забота о нуждах ребенка формирует у него чувства доверия и надежды. Следует отметить, что центральным симптомом посттравматического стрессового расстройства является регресс к этой стадии, точнее говоря, к возобновлению борьбы между доверием и недоверием. 2. Автономия против стыда и сомнения: воля – вторая стадия (1-3 года). На этой стадии формируется уверенность в себе, в свою способность принимать самостоятельные решения, появляется решимость преодолевать внешние барьеры. Предполагается, что эти качества связаны с успехами ребенка в овладении своим телом – в развитии двигательных навыков и произвольного, опосредствованного культурными нормами, контроля сфинктеров, регулирующих экскреторные функции (естественные отправления). Напротив, трудности и неудачи этого периода могут породить неуверенность в себе (сомнения), застенчивость, склонность к самообвинениям. Болезни или травмы, делающие взрослого человека беспомощным и зависимым от окружающих, могут привести к тому, что человеку вновь придется переживать борьбу между автономией и стыдом. 3. Инициатива против вины: целеустремленность – третья стадия (3-6 лет). Инициатива проявляется, прежде всего, в пределах семейных взаимоотношений как борьба за благосклонность родителей, что предполагает усвоение (интернализацию) требований последних, если это, в принципе, возможно; неудача ведет к покорности, чувству вины и тревоге. 4. Трудолюбие против неполноценности: умение – четвертая стадия (6-12 лет). «Трудолюбие» связано преимущественно с овладением знаниями и умениями, которые входят в содержание систематического обучения в данной культуре, а «неполноценность» – с опасностью почувствовать себя несостоятельным в сравнении со взрослыми. 5. Идентичность против диффузии ролей: верность – пятая стадия, соответствующая подростковому периоду и юности, когда, по Эриксону, индивид должен пересмотреть свою идентичность, особенно по отношению к семейному кругу, из которого он «вырастает», и к обществу, в которое он все больше «врастает». Новая идентичность развивается из постепенной интеграции всех частных идентификаций. Создав идентичность, человек в дальнейшей жизни должен ее поддерживать и развивать. Поэтому проблемы идентичности не исчезают на последующих стадиях. Они обостряются в связи с крупными переменами в жизни человека и общества. 6. Близость (интимность) против изоляции: любовь – шестая стадия жизни человека (ранняя взрослость). Именно на этой стадии психически здоровый индивид достигает того, что в классическом психоанализе называется генитальным уровнем, и становится способным к любви и творческой работе. С понятием близости связаны такие темы, как дружба и любовь, сексуальная близость, выбор брачного партнера, становление семьи. Неудачи в этой сфере жизни стимулируют чувства одиночества, подавленности и подозрительности. 7. Генеративность против стагнации: забота – седьмая стадия, которая соответствует среднему возрасту (зрелости). В узком смысле генеративность понимается как осуществление человеком родительской функции. В более широком смысле генеративность (продуктивность) надо понимать как осуществление любой общественно значимой деятельности. 8. Целостность эго против отчаяния: мудрость – последняя из 8 стадий жизни человека, когда, оглядываясь на прожитую жизнь, он испытывает либо чувство осмысленного удовлетворения, либо отчаяние, т.е. мучительную боль за бесцельно прожитые годы. Мудрости свойственно спокойное отношение к смерти, тогда как ее отсутствие выражается в страхе смерти. Теория Эриксона критиковалась за то, что в ней непропорционально много внимания уделено первым 20-25 годам жизни, тогда как большая часть жизни втиснута в 2 последние стадии. Особую позицию по вопросу о личностном развитии занимает Э. Фромм. Вот как он трактует цели и задачи личностного развития человека в условиях современного демократического общества. Демократия, писал он, – это система, которая не на словах, а на деле создает экономические, политические и культурные условия для полноценного развития индивида как личности. Развитие личности – это признание и реализация уникальных возможностей, имеющихся у каждого человека. Люди, считал автор, рождаются равными, но разными. Уважение самобытности человека, культивирование его уникальности, соответствующее его природе и сообразное высшим нравственным, духовным ценностям, – важнейшая задача воспитания. Личность должна развиваться свободно, и свобода ее развития на практике означает неподвластность любой высшей силе или цели, кроме самосовершенствования личности. Будущее демократии зависит от реализации индивидуализма в том положительном его понимании, которое смыкается с понятием индивидуальности. Индивидом как личностью не должна манипулировать никакая внешняя сила, будь то государство или коллектив. В отечественной психологии наиболее известные исследования в области формирования и развития личности связаны с теоретическими работами представителей школы Л.С. Выготского. Значительный вклад в решение проблемы личности внесли, в частности, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, опираясь на понятия о ведущей деятельности и социальной ситуации развития, введенные Л.С. Выготским, показала, как в сложной динамике взаимодействия деятельности и межличностного общения ребенка в разные периоды его жизни формируется определенный взгляд на мир, названный внутренней позицией. Эта позиция и есть одна из главных характеристик личности, предпосылка к ее развитию, которая понимается как совокупность ведущих мотивов деятельности. А.Н. Леонтьев представил свою концепцию структуры и развития личности, в которой центральное место отведено понятию деятельности. Деятельность –специфический вид человеческой активности, направленной на творческое преобразование, совершенствование действительности и самого себя. Как и у Л.И. Божович, основной внутренней характеристикой личности у А.Н. Леонтьева является мотивационная сфера личности. Другим важным понятием в его теории служит «личностный смысл». Он выражает отношение целей деятельности человека, т.е. того, на что она в данный момент непосредственно направлена, к ее мотивам, тому, что ее побуждает. Чем шире, разнообразнее виды деятельности, в которые личность включена, чем они более развиты и упорядочены (иерархизированы), тем богаче сама личность. Согласно А.Н. Леонтьеву, личность «рождается» дважды. Ее первое рождение относится к дошкольному возрасту, оно знаменуется актуализацией первого критерия личности. Второе же рождение происходит в подростничестве и выражается в стремлении и способности осознавать свои мотивы, выстраивать их иерархию в управлении поведением, ведущими в данной иерархии становятся мотивы долженствования. Механизмами формирования личности, в соответствии с концепцией Л.С. Выготского, являются: – присвоение – принятие ребенком норм поведения, демонстрируемых и требуемых взрослыми; – идентификация – отождествление ребенком себя со значимым взрослым, подражание ему; – принятие и освоение социальных ролей – подобен механизму идентификации, но, в отличие от него, может не иметь персонифицированного образца. Механизм принятия социальных ролей описывается в психологии с помощью понятий «социальная позиция» и «социальная роль». Позиция включает функциональныехарактеристики, это совокупность прав и обязанностей личности. Роль – определяет совокупность действий, ожидаемых социальным окружением. Социальная позиция и социальная роль позволяют дифференцировать стиль отношений, поведения, систему действий, которые следует освоить. Понятно, что каждый человек является исполнителем нескольких ролей. В некоторые из них он настолько вживается, что они становятся его сущностью. Такой, например, для женщины становятся роль матери, для военнослужащего – роль офицера, для молодого человека – роль студента. «Набор ролей» обусловлен культурными традициями общества, не совпадающими во временах и этносах. Указанные механизмы являются стихийными, однако, они могут приобретать и осознанные формы. В основе каждого из них лежит процесс интериоризации – перевода правил и норм внешнего поведения во внутренний план личности. Л.И. Божович, основываясь на теории деятельности А.Н. Леонтьева, в ряду стихийно действующих отмечает «сдвиг мотива на цель», когда в ходе освоения деятельности образуются новые мотивы, существовавшие прежде как цели этой деятельности. Очевидно, что мотивация личности может формироваться, благодаря «вычерпыванию» мотивов из осваиваемых видов деятельности, следовательно, деятельность – один из необходимейших факторов развития мотивационной сферы, являющейся ведущим показателем личностного формирования. Собственно же сознательным механизмом формирования личности являются формирование идеального образа «Я» и соотнесение с ним целей, поступков, линии жизни. Подобное личностное развитие А.Н. Леонтьев назвал «движением сознания по вертикали»,имея в виду расширение пространства мотивов личности. По мнению Б.Г. Мещеряковой и В.П. Зинченко, в общем виде развитие личности может быть представлено как процесс и результат вхождения человека в новую социокультурную среду. Если индивид входит в относительно стабильную социальную общность, он при благо-приятно складывающихся обстоятельствах проходит 3 фазы своего становления в ней как личности: – 1-я фаза – адаптация – предполагает усвоение действующих ценностей и норм и овладение соответствующими средствами и формами деятельности и тем самым до некоторой степени уподобление индивида другим членам этой общности; – 2-я фаза – индивидуализация – порождается обостряющимися противоречиями между необходимостью «быть таким, как все» и стремлением личности к максимальной персонализации; – 3-я фаза – интеграция – определяется противоречием между стремлением индивида быть идеально представленным своими особенностями и отличиями в общности и потребностью общности принять, одобрить и культивировать лишь те его особенности, которые способствуют ее развитию и тем самым развитию его самого как личности. В случае если противоречие не устранено, наступает дезинтеграция и, как следствие, либо изоляции личности, либо ее вытеснение из общности, либо деградация с возвратом на более ранние стадии ее развития. Когда индивиду не удается преодолеть трудности адаптационного периода, у него возникают качества конформности, зависимости, робости, неуверенности. Если на 2-й фазе развития индивид, предъявляя референтной для него группе личностные свойства, характеризующие его индивидуальность, не встречает взаимопонимания, то это может способствовать формированию негативизма, агрессивности, подозрительности, лживости. При успешном прохождении фазы интеграции в высокоразвитой группе у индивида форми-руются гуманность, доверие,справедливость, требовательность к себе, уверенность в себеи т.д. В связи с тем, что ситуация адаптации, индивидуализации, интеграции при последовательном или параллельном вхождении индивида в различные группы многократно воспроизводится, соответствующие личностные новообразования закрепляются, складывается устойчивая структура личности.
|