Студопедия — Периодизация и источники индийской философии
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Периодизация и источники индийской философии






 

Зачатки философского знания появляются в Древней Индии еще в середине I тыс. до н.э., когда формируется государство и происходит социальное расслоение общества. Древнеиндийская философия носит ярко выраженный религиозный характер, корни которого уходят в религию Вед (древних сборников священных песен, гимнов и т.п.). Раз­витие Древнеиндийской философии проходит по трём следующим этапам:

1) ведический (XV-VI вв. до н.э.) – предфилософский период появления зачатков философских знаний в священных текстах индуизма;

2) эпический (VI-II вв.. до н.э.) – период, когда многие идеи, первоначально высказанные в религиозной литературе, получают собственно философскую обработку, формируются все основные школы индийской философии;

3) классический (II-I вв. до н.э.) – время развития критически-рефлексив-ного метода и окончательного утверждения на его основе основных философских идей в индийской философии.

На каждом этапе философская мысль суще­ствует в различных формах, имеет различные источники.

На первом (ведическом) этапе главным источником философ­ской мысли, который, однако, не теряет своей авторитет­ности вплоть до наших дней, являются Веды.

Веды дословно означают «знание». Для человека ве­рующего ведическое знание – священное, абсолютное, бо­жественное откровение. Для нас же Веды – это собира­тельное название большого количества литературных произведений, которые создавались – писались, перера­батывались, дополнялись и расширялись, комментирова­лись – на протяжении без малого двух тысяч лет. Наиболее ранние из этих произведений представляли собой записи первоначально создававшихся устно и пере­дававшихся от одного поколения к другому песен и гим­нов в честь многочисленных богов, которым поклонялись индусы. В этих гимнах воспевалось могущество богов и содержались молитвы, взывавшие к их помощи и мило­сти.

Известны четыре основных сборника таких гимнов, каждый из которых имел собственное название – «Ригведа», «Самаведа», «Атхарваведа», «Яджурведа». Основой ведической литературы считается «Ригведа», сложившаяся к XII-X вв. до н.э. Единственный имеющийся у нас перера­ботанный текст «Ригведы» содержит 1028 песен (примерно равен по объему «Илиаде» и «Одиссее» вместе взятым). «Самаведа» предназначалась для жреца, в чьи обязанности входило сопровождение об­рядов священными песнопениями, а потому представляет собой, по сути дела, собрание мелодий. В «Яджурведе» стихи сочетаются с отрывками из особых заклинательных изречений в прозе «яджус», откуда и проис­ходит название этой Веды. Именно в «Яджурведе» впервые получает признание институт четырёх сословий – жрецов, воинов, рабочего люда и неприкасаемых. «Атхараведа» – самая незначительная по объему (731 гимн) и значению Веда. Все три Веды были отредактированы и записаны между IX и VII вв. до н.э.

Брахманы (буквально – «толкование высшей сути») – коммен­тарии к Ведам, чаще всего обращенные к их ритуальной стороне. В ведической литературе можно встретить упоми­нания о двух десятках Брахманов. Однако самостоятельное значение имеют не более десяти.

Араньяки («лесные книги») – это в основном правила поведения для отшельников, которые удалились от мир­ской суеты в джунгли, чтобы в одиночестве коротать там свой век в размышлениях о высших тайнах Вселенной и смысле человеческой жизни.

Упанишады (буквально, «сидящие у ног Учителя») – соб­ственно философская часть Вед. Это не книги и не фило­софские трактаты в современном смысле слова, а собрания текстов, сочиненных в большинстве своем безымянными авторами в различное время и на различные темы. Тем не менее, именно в них от имени легендарного или полулеген­дарного мудреца поднимались и решались многие из тех проблем, которые мы считаем философскими. Для их осмысления вводятся особые абстрактные понятия и кате­гории, т.е. создается специфический философский язык и оттачивается философский способ рассуждения – кри­тический, но в то же время логически связанный и доказательный. Главный философский мо­тив Упанишад – «Познай самого себя, и ты познаешь мир и бога». Обычно считается, что существуют 108 Упанишад, десять из которых являются главными. Упанишады, как и Брах­маны, можно считать сложившимися к IX-VIII вв. до н.э.

Для самих древних индусов Веды, Брахманы, Араньяки и Упанишады в первую очередь являлись священными книгами, в которых излагались основы их религиозных верований и ритуалов, т. е. чем-то сродни нашей Библии. Как правило, в детстве они изучали ведические гимны, особенно «Ригведу», в зрелом возрасте, становясь отцами семейства и полноправными членами общины, обязанны­ми соблюдать предписываемые своей национальной рели­гией (индуизмом) обряды, они обращались к Брахманам. Араньяки и Упанишады изучались только немноги­ми, хотя и необыкновенно уважаемыми людьми, которые вели аскетический образ жизни.

На втором (эпическом) этапе основными источниками в индий­ской философии являются поэмы « Рамаяна » и « Махабхарата ». Наиболее существенный и оригинальный философ­ский элемент содержит шестая из 18 книг «Махабхараты» – «Бхагавад-гита», которую вполне можно рассматривать как самостоятельное философское произведение. Если в самой «Махабхарате» повествуется об истории человечества с не­запамятных времен, то события, о которых рассказывает­ся в « Бхагавад-гите », занимают сравнительно небольшой в хронологическом отношении промежуток времени – накану­не битвы между двумя родственными царскими родами за право унаследовать власть над государствами Северной Индии.

Для третьего (классического) этапа в древнеиндийской философии характерны Сутры. Сутрав переводе с санскрита означает «нить», и в этом смысле она представляет собой ряд кратких за­меток «для памяти». Это название возникает потому, что философские споры в большинстве своем происходили в форме устных бесед учителя с группой своих учеников. Сутра как произведение обычно состояла из собрания крат­ких изречений и афоризмов, которые суммировались и систематизировались в различных философских взглядах, часто при этом приводились возражения против этих взглядов и соб­ственные ответы на возражения. По содержанию же Сут­ры – это первые чисто философские трактаты.

 







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 385. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

ТЕОРИЯ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ЛИЧНОСТИ В современной психологической литературе встречаются различные термины, касающиеся феноменов защиты...

Этические проблемы проведения экспериментов на человеке и животных В настоящее время четко определены новые подходы и требования к биомедицинским исследованиям...

Классификация потерь населения в очагах поражения в военное время Ядерное, химическое и бактериологическое (биологическое) оружие является оружием массового поражения...

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА Воспитывать сегодня подрастающее поколение на со­временном уровне требований общества нельзя без по­стоянного обновления и обогащения своего профессио­нального педагогического потенциала...

Эффективность управления. Общие понятия о сущности и критериях эффективности. Эффективность управления – это экономическая категория, отражающая вклад управленческой деятельности в конечный результат работы организации...

Мотивационная сфера личности, ее структура. Потребности и мотивы. Потребности и мотивы, их роль в организации деятельности...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия