Студопедия — Плюрализм мнений и единство истины
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Плюрализм мнений и единство истины






 

Знание отдельного человека по какому-либо вопросу называется мнением. В результате демократических преобразований и расширения свободы реальностью в нашей стране стал плюрализм мнений, т.е. наличие некоторого множества взглядов по какой-либо политической, экономической, нравственной, художественной или научной проблеме. Поэтому в последние десятилетия вновь после античности стала весьма актуальной проблема соотношения мнения и истины. В политической, экономической, нравственной, художественной, научной сферах плюрализм мнений имеет свои особенности, однако общими остаются такие вопросы: 1)Если свобода означает возможность каждому человеку иметь своё мнение, а мнений много, то следует ли отсюда, что и много истин по одной и той же проблеме? 2) Или же всё таки истина одна, а мнения с ней ничего общего не имеют? Именно в такой недиалектической форме этот вопрос обычно и ставился в прошлом, начиная от Протагора (любое мнение – истина) и Платона (мнение и истина несовместимы).

Мнение и истина представляют собой диалектические противоположности. Истина без мнений отдельных людей не существует, она вырабатывается из этих мнений. Но мнения – это не истина. Истина, объясняющая какой-либо объект, одна. Единство истины есть отражение единства объекта. Мнений же много. Объекты, особенно социальные, представляют собой сложные системы. Поэтому истина тоже сложна и многогранна. Истина – это целостное отражение объекта, она воспроизводит его в единстве всех его сторон и связей. Мнение же – это частичное, фрагментарное отражение объекта, оно воспроизводит лишь его отдельные стороны и свойства, часто к тому же в искажённом виде. Мнение может содержать в себе момент, частицу истины.

Многообразие подходов и мнений – положительный фактор в познании, поскольку позволяет наиболее полно охватить различные стороны и грани объекта. Однако плюрализм мнений по тем или иным проблемам политики, экономики, культуры, науки не является конечным результатом и конечной целью познания, а представляет собой некий исходный его этап. На следующем этапе познания борьба различных мнений должна завершаться конструктивным, синтетическим решением – установлением единой, объективной, целостной истины, включающей в себя правильные моменты мнений. Для достижения этой истины собственно и нужны дискуссии. Если же они ведутся ради процесса спора, то ценности они не имеют. На новом уровне познания, предполагающем более глубокое постижение объекта (познание сущности второго порядка), вновь возникает плюрализм мнений и подходов, который затем снова должен смениться новым, ещё более содержательным синтезом и т.д.

В процессе выработки конструктивного решения очень важна роль интеллектуального лидера или координатора, управляющего дискуссией, например, спикера парламента, научного руководителя и т.д. Его трудная функция состоит в том, чтобы выделить из отдельных мнений рациональные моменты, освободить их от односторонности, субъективизма и включить в целостную картину объекта. Особая трудность заключается в том, что различные мнения (а чаще всего бывает два полярных мнения) обычно выступают как взаимоисключающие, и человек, включающийся в дискуссию, не может подняться над ними, а просто присоединяется к одному из них.

Важно также отметить, что различные мнения могут быть неравноценными по содержащимся в них моментам истины. Когда мы говорим, что перед лицом истины все равны – и академик и рядовой преподаватель – то это означает лишь то, что ни у кого нет монополии на истину, но не то, что истины у всех поровну. Мнение может быть более объективным, менее объективным, наконец, просто ошибочным. Например, в корпускулярной и волновой гипотезах света истина была представлена приблизительно одинаково в каждой из них, а корпускулярно-волновая теория света стала их синтезом. А вот в гипотезах о сущности теплоты – молекулярно-кинетической и гипотезе теплорода – истина была представлена в основном в первой из них, которая и приобрела в дальнейшем статус научной теории, тогда как гипотеза теплорода оказалась в целом ложной, хотя её математический аппарат и нашёл в последующем некоторое применение.

 

 







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 614. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗНОС ДЕТАЛЕЙ, И МЕТОДЫ СНИЖЕНИИ СКОРОСТИ ИЗНАШИВАНИЯ Кроме названных причин разрушений и износов, знание которых можно использовать в системе технического обслуживания и ремонта машин для повышения их долговечности, немаловажное значение имеют знания о причинах разрушения деталей в результате старения...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Виды сухожильных швов После выделения культи сухожилия и эвакуации гематомы приступают к восстановлению целостности сухожилия...

КОНСТРУКЦИЯ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ ВАГОНА Тип колёсной пары определяется типом оси и диаметром колес. Согласно ГОСТ 4835-2006* устанавливаются типы колесных пар для грузовых вагонов с осями РУ1Ш и РВ2Ш и колесами диаметром по кругу катания 957 мм. Номинальный диаметр колеса – 950 мм...

Философские школы эпохи эллинизма (неоплатонизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм). Эпоха эллинизма со времени походов Александра Македонского, в результате которых была образована гигантская империя от Индии на востоке до Греции и Македонии на западе...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.007 сек.) русская версия | украинская версия