Студопедия — Виды, механизмы и цели познавательной деятельности
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Виды, механизмы и цели познавательной деятельности






Информация – это мера определенности чего-либо. Для того чтобы это понять, рассмотрим следующий пример. Допустим, у нас есть ящик, разделенный на два отсека перегородкой. В этой перегородке есть отверстие, которое может быть открытым либо закрытым. В ящик помещены 10 занумерованных шаров (№ с 1 по 10), которые, когда отверстие открыто, могут свободно перемещаться из одного отсека в другой. Проведем два эксперимента. В ходе первого эксперимента, предварительно открыв отверстие, будем некоторое время встряхивать ящик, давая возможность шарам свободно перекатываться из одного отсека в другой. Во втором эксперименте поместим 8 случайно взятых шаров[113] в первый отсек, а два оставшихся – во второй. По окончании экспериментов закроем отверстие между отсеками и спросим кого-либо, кто не мог заглянуть внутрь ящика в ходе экспериментов, но при этом знает об их условиях, в каком из отсеков находится, шар № 5? Его ответ будет таков: в случае первого эксперимента шар № 5 может находиться с вероятностью 50% в каждом из отсеков, во втором – более вероятно, что шар № 5 находится в первом отсеке, чем во втором.

Данный пример позволяет понять, как связаны между собой понятия «информация» и «энтропия». Энтропия – это мера беспорядка какой-либо системы, которая состоит из множества элементов. Чем система менее упорядочена, т.е. более хаотична, тем энтропия больше. И наоборот. Первый эксперимент, когда шары случайным и равновероятным образом распределены в каждом из отсеков, является случаем максимальной энтропии, которому одновременно соответствует минимальная информационная определенность. Во втором эксперименте, когда шары распределены не равновероятно, а специально упорядочены в соотношении 8:2, величина энтропии ниже, а степень информационной определенности – выше.

Заслуга в установлении формального отношения между количеством информации и степенью организации (сложности) какой-либо системы принадлежит американскому инженеру и математику Клоду Шеннону (1916 – 2001), который показал, что чем выше уровень беспорядка (хаоса) в организации системы, тем меньше она содержит информации и наоборот. Информация в том смысле, какой ей придал Шеннон, – это объективный количественный показатель степени организации и определенности чего-либо.

Знание – это осведомленность относительно чего-либо. Понятие «знания», с одной стороны, близко понятию «информация», так как «осведомленность» – это тоже определенность в чем-либо, которая может быть «большей» или «меньше». Но, с другой стороны, в понятие «знание» включен также и субъективный момент. Знание – это какая-либо выделенная часть данных, которая значима для субъекта и которая интерпретируется им в связи с той или иной его потребностью, оценивается с позиции той или иной его установки (при этом не обязательно осознаваемой) и в результате этого имеет тот или иной смысл. Например, сообщение «зима в этом году не будет холодной» как определенные «данные», как степень информационной определенности имеет объективный характер (как просто сведения). Однако, допустим, для обывателя, думающего о том, как не замерзнуть зимой, и для ученого-метеоролога, пытающегося понять закономерность изменения температуры на планете, это сообщение обладает разным смыслом.

Смысл – это какое-либо определенное мыслимое содержание. «Что-то» в контексте и в связи с отношением к «чему-то». Например, сообщение «2, 4, 16, 256» имеет смысл, так как здесь каждое следующее число ряда – квадрат предыдущего, а сообщение «‴©‼⅓√fб», как целое выражение, бессмысленно.

Хотя о «смысле» как о мыслимом содержании принято говорить относительно сознательной деятельности человека, однако в более широком значении этого термина о смысле можно говорить и за пределами процесса сознательной деятельности человека. Например, для животного те определенные элементы экосистемы, которые соотносятся с особенностями его психосоматической организации и соответствуют его потребностям, имеют для него смысл. Другие же, несоотносимые, будут бессмысленными.

Получение, обработка и оперирование информацией как знанием может протекать и без осознания этого со стороны соответствующего субъекта. То есть, о знании можно говорить безотносительно к сознанию. Это справедливо, в частности, для любых биологических систем, а также для искусственных кибернетических (самоуправляемых) устройств. Описанный Ч. Дарвином механизм эволюции живых систем как результат случайных мутаций, полезные из которых закрепляются и транслируются далее посредством естественного отбора – пример получения и обработки информации без осознания этого. Рефлексы и инстинктивные программы поведения – это пример инкорпорированного в тело соответствующего субъекта (животного и человека) знания как вести себя целесообразно без осознания этого.

Частным случаем механизма получения, обработки и оперирования знанием является сознательная деятельность человека, главными особенностями которой является абстрактность (чего нет у любых животных) и осознаваемость. Специфика познавательной деятельности человека состоит в том, что он способен строить и оперировать абстрактными моделями действительности, которые не являются точными копиями, отражениями соответствующих сред обитания, но которые есть обобщенные образы этих сред. В том числе, их возможных прошлых и будущих состояний.

Главная цель познавательной деятельности у всего живого одна и та же: эффективная адаптация к условиям среды и реализация собственных целей. Если животное непосредственно включено в свою среду обитания и в лучшем случае может устанавливать и использовать те или иные зависимости между явлениями только в рамках данной, конкретной среды, оперируя, в частности, наглядными образами, то человек вместо конкретной среды обладает абстрактным миром, он может образовывать абстрактные понятия и представления, эффективно оперируя ими[114].

Познавательная деятельность человека, понятая не как пассивное отражение (не как «копирование») действительности, а как процесс активного отношения к ней, как открытие и конструирование знаний на основе, с одной стороны, опытных данных, а с другой, – врожденных и культурно обусловленных способов его категоризации и осмысления, осуществляется в таких основных формах познания, как «ощущение», «восприятие» и «мышление».

Ощущение – это элементарное субъективно переживаемое состояние психики, связанное с какими-либо процессами, которые происходят или только внутри тела (например, ощущение боли вследствие каких-либо патогенных процессов в организме), или также и во внешнем мире (тоже ощущение боли, но инициированное воздействием внешних объектов). Ощущения делятся по модальности (способу их данности психике) в соответствии со спецификой органов чувств. В частности, цвет дан в зрении, тон и тембр – в слухе, запах – в обонянии. В XIX в. немецкий физиолог Иоганн Мюллер (1801 – 1858) показал, что одни и те же ощущения могут вызываться стимулами разной природы. Например, зрительные ощущения могут вызываться не только светом, но также посредством механического или электрического раздражителя. Взятые в отдельности, ощущения, хотя и информируют об определенных процессах внутри и вне организма, однако не отражают их объективные свойства. Например, нельзя сказать, что «сладкий» сахар, который ощущается как «сладкий», таковым является и объективно.

Восприятие – это целостное субъективно переживаемое состояние психики, существующее, как правило, в момент непосредственного контакта с предметами и процессами.

Существовавшее в философии Нового времени (английский эмпиризм), а также в возникшей на ее основе ассоциативной психологии убеждение о том, что ощущения – это наиболее близкие к реальности элементарные «атомы» психической жизни, из которых затем посредством действия ассоциативного механизма строятся восприятия, не соответствует действительности. В частности, в рамках гештальтпсихологии (начало XX в., основные представители М. Вертгеймер, К. Коффка, В. Кёлер) было доказано, что первичными данными психики являются не отдельные ощущения, а целостно воспринимаемые образы – гештальты (нем. «Gestalt» – форма, образ, структура).

Взаимодействуя с внешним миром, человек сразу воспринимает те или иные целостные объекты, например, других людей и животных, вещи и элементы ландшафта и т.д., а не получает сначала отдельные ощущения, из которых затем конструирует определенные восприятия. Другими словами, в действительности можно видеть, цветы, а не ощущения красного и зеленого. Можно слышать шум прибоя, грохот грома и звуки речи, а не ощущения громких или тихих звуков.

Согласно современным философско-психологическим представлениям, восприятие – это активный процесс собирания организмом информации об окружающей среде. Американский психолог Джеймс Гибсон (1904 – 1979), обратил внимание на то, что человек в случае естественного и обыденного восприятия имеет дело не с отдельными абстрактными характеристиками и свойствами мира (в частности, не с пространством и временем как абстракциями физики Ньютона, и не с атомами и электронами как объектами квантовой механики), а с его экологическими характеристиками, которые напрямую соотнесены с его потребностями. По словам Гибсона, «восприятие возможностей не является процессом восприятия лишенных значений физических объектов, к которым как-то добавляется смысл, причем таким образом, что никто не может понять, как это делается; это процесс восприятия экологических объектов, насыщенных значениями. Любое вещество, любая поверхность, любая компоновка обязательно кому-нибудь предоставляет какие-то возможности (полезные или вредные)»[115]. По мнению Гибсона, процесс восприятия непосредственно связан с деятельностью соответствующего субъекта и потому это не абстрактный спектакль, который как бы разыгрывается на сцене его сознания. Восприятие – это «психосоматический акт живого наблюдателя»[116].

Наряду с ощущением и восприятием среди форм чувственного познания существуют также и представления. Представление – это наглядный чувственный образ каких-либо предметов или ситуаций, который отличается от восприятия тем, что он существует в рамках психики без непосредственного контакта последней с внешним миром. Представления принято подразделять на представления памяти и воображения.

Мышление – это процесс решения проблем, выражающий­ся в переходе от условий, которые задают проблему к получению соответствующего результата. Мышление предполагает активную конститутивную деятельность сознания по переструктурированию исходных дан­ных, их анализ и синтез. От рефлекторных реакций и использования готовых навыков мышление отличается тем, что здесь процесс решения той или иной проблемы всегда происходит в реальном времени. В случае мыслительной деятельности та или иная проблемная ситуация разрешается не на основе только готовых и апробированных программ поведения как их простая и, возможно, неосознаваемая подстановка к условиям данной ситуации, а посредством такого психического акта, где имеет место творчество как отыскание такого способа решения, который не существовал ранее в полностью готовом виде.

Мышление может быть направлено либо на понимание ре­альных обстоятельств, либо на достижение практическо­го результата. В первом случае проясняются, в частности, следующие проблемы: «Что представляет собой то или иное знание в контексте других представлений об этом?», «Как устроен тот или иной локальный регион бытия или мир в целом?». Второй случай связан с ответом на вопрос: «Как, с помощью каких средств, достичь того, что мне нужно?».

Характерное для Нового времени представление о том, что мышление – это только ненаглядное размышление «в уме» посредством установления связей между понятиями или посредством оперирования числовыми значениями, в настоящее время дополнено за счет признания других форм мышления в качестве самостоятельных. В частности, мышления на базе восприятий и образных представлений. Мышление на основе восприятий выражается в переструктурировании зрительного поля (например, в ходе решения задач с геометрическими фигурами, в связи с оперированием наглядными моделями). Мышление на основе образных представлений – это, например, комбинирование таких представлений в мышлении музыканта или писателя.

О мышлении можно говорить не только в связи с использованием какой-либо системы знаковых средств, которые замещают реальность, но также и без них. Этому, в частности, соответствует мышление как выполнение перцептивных практических действий. Например, перебирающая в магазине те или иные аксессуары и смотрящая на себя в зеркало девушка с целью понять, насколько они подходят к ее новому гардеробу, несомненно, осуществляет акт мышления, так как она пытается определить, какое из возможных сочетаний соответствующих предметов будет наиболее красивым.

В виду того, что отдельные этапы творческой деятельности носят неосознаваемый характер, процесс творчества издавна был окутан некоторым ореолом таинственности. В частности, раньше считалось, что создание чего-то принципиально нового не обходится без вмешательства потусторонних сил, божественных или дьявольских; что творческие способности – это некий «дар свыше» и творческий человек – это как бы некий сосуд, устами которого говорят «высшие силы». В настоящее время в рамках исследования психологических особенностей творческого процесса принято опираться на предложенную английским психологом Грэхемом Уоллесом (1858 – 1932) четырехзвенную модель его описания. В работе «Искусство мышления» Уоллес выделил следующие 4 последовательные этапа в развитии творческого акта:

- подготовительная стадия, на которой происходит формулирование задачи, и предпринимаются начальные (но безуспешные) попытки ее решения;

- инкубация идеи, когда происходит временный отказ от попыток решения и исследователь переключается на другие вопросы;

- озарение как мгновенное интуитивное проникновение в существо проблемы;

- проверка или испытание и реализация (в том числе, формализация) обнаруженного решения.

Все этапы творческого процесса представляют собой сложное взаимодействие. С одной стороны, этапы творческого процесса включают в себя сознательно отбираемые стратегии и пути решения задачи, упорядочивание данных по интересующей конкретного исследователя проблеме. С другой стороны, они содержат неосознаваемые исследователем установки и предпочтения, его ценностные ориентиры и неявные, но присутствующие в памяти фрагменты информации. Первая и последняя стадии являются преимущественно осознаваемыми, а вторая и третья – бессознательными.

В рамках гештальтпсихологии попытки описания процесса творческой деятельности были предприняты немецкими психологами Максом Вертгеймером (1880 – 1943) и Карлом Дункером (1903 – 1940). Вертгеймер, в частности, в работе «Продуктивное мышление» описал процесс творческой деятельности на примере разных областей знания (преимущественно физики и математики) как процесс переструктурирования гештальтов. Исследование творческого процесса – одна из важных тем в современной когнитивной психологии, где большую роль в описании механизмов мышления играет компьютерная метафора. Проблема формализации когнитивных процессов является важнейшей проблемой при разработке систем искусственного интеллекта как основы различного рода автоматизированных экспертных систем[117]. В частности, американским ученым в области информатики Марвином Мински (род. 1927) была разработана концепция «фреймов» (англ. frame – «каркас», «рамка») как способов представления знаний в искусственном интеллекте[118].

Согласно современным представлениям, соответствующим доктрине универсального эволюционизма, любое знание изначально имеет опытное происхождение и априорности, в частности, в том смысле, как это понимал И. Кант, не существует[119]. Основатель современной эволюционной эпистемологии, австрийский этолог и философ Конрад Лоренц (1903 – 1989) в статье «Кантовская концепция a priori в свете современной биологии» высказал мнение о том, что любые психосоматические особенности живого организма являются продуктом его длительной эволюции и могут быть поняты только в связи с той средой, в которой он ведет свою жизнедеятельность. В процессе эволюционного изменения для эффективного решения задач адаптации к соответствующим условиям у организма вырабатываются определенные «априорные» особенности и свойства. Однако априорными они являются только с точки зрения данного организма или какого-то ограниченного числа поколений, так как они, действительно, не выработали их в процессе своей жизнедеятельности, а получили уже в готовом виде при рождении. Если же посмотреть с точки зрения более широкой временной перспективы, то окажется, что когда-то давно этих способностей и свойств не было, как не было в готовом виде и соответствующих организмов. Как пишет об этом Лоренц, «тот, кто знаком с врождёнными реакциями живых организмов, согласится предположить, что априори существует в силу наследственной дифференциации центральной нервной системы, специфичной для разных видов и определяющей наследственную предрасположенность мыслить в определённых формах. Подобная концепция «априори» – как органа – означает деструкцию данного понятия: то, что возникло в процессе эволюционной адаптации к законам естественного внешнего мира, возникло в известном смысле апостериори, – хотя и совершенно иным образом, нежели посредством абстракции или дедукции из прошлого опыта»[120]. В частности, по словам Лоренца, как, например, лошадиное копыто адаптировано к степному грунту, так и центральный нервный аппарат человека адаптирован к той реальности, с которой он вынужден контактировать. Формы человеческой интуиции и категории его мышления приспособлены к реально-сущему аналогично тому, как ступни наших ног приспособлены к полу или рыбий плавник к воде. Ничего из того, что может помыслить мозг человека, не имеет абсолютной, априорной значимости в истинном смысле слова, в том числе и математика со всеми ее законами, ибо последние есть не что иное, как орган квантификации внешних вещей.

Наша логика, основанная на законах тождества и исключенного третьего – это логика «твердых тел», которая, соответственно, и возникла в связи с оперированием с ними. Или, как пишет Лоренц, «нельзя считать совершенно невозможным, что все, приобретающее твердую форму, как в физической, так и в интеллектуально-психической сферах, есть вынужденный переход из жидкого состояния некой плазмы в твердое»[121].

Сходная точка зрения отстаивается и в рамках генетической эпистемологии швейцарского психолога и философа Жана Пиаже (1896 – 1980), который исследовал процесс эволюции психики живого, в том числе и на примере индивидуально-психического развития ребенка в процессе его индивидуального взросления.

Согласно Пиаже, загадку интеллекта, т.е. вопрос о том, как он мог возникнуть, нельзя разрешить, если во взгляде на него исходить только из формальной логики как развитой системы правил мыслительной деятельности. По мнению Пиаже, «логика является зеркалом мышления, а не наоборот»[122]. Другими словами, логика как развитая аксиоматика разума – это конечный продукт длительной эволюции когнитивных способностей живого в связи с необходимостью адаптации к определенным условиям существования. Настоящая задача исследователя состоит в том, чтобы попытаться понять и описать, как происходит становление интеллекта, т.е. понять, как именно интеллект вырастает из низших по отношению к нему психических способностей. Если же этого не делать и исходить во взгляде на интеллект только с точки зрения его продукта (формальной логики), то тогда и открывается крайне неэвристичная перспектива панлогизма с ее необъяснимым «миром идей» и законами «чистой мысли», которые существуют как бы всегда и только «прикосновение» к которым делает разум умом.

«Гипотеза непосредственного постижения мышлением универсалий, существующих независимо от него, … химерична с генетической точки зрения. Допустим, что ложные мысли взрослого аналогичны в плане своего существования мыслям истинным. Как быть в таком случае с теми понятиями, которые ребенок последовательно конструирует на разных стадия своего развития? А «схемы» довербального практического интеллекта? «Существуют» ли они вне субъекта? А схемы животного[123]? Если зарезервировать вечное существование за одними только истинными мыслями, в каком возрасте начинается их постижение?»[124].

По мнению Пиаже, природа интеллекта одновременно логическая и биологическая и чтобы понять последний, на него надо взглянуть с эволюционно-функциональной точки зрения. При этом исходить следует из того, что всякое поведение – и как видимое действие во внешнем мире, и как интериоризованное действие в мышлении – есть адаптация. Любой индивид действует только в том случае, если он испытывает потребность в действии, которая возникает, если в какой-то момент произошло нарушение равновесия между средой и организмом. Действие в этом случае направлено на реадаптацию к новым условиям. В этой реадаптации можно выделить физиологическую и психологическую составляющие.

Первая, например, состоит в изменениях особенностей физиологического обмена веществ в организме индивида с целью достичь равновесия с новыми материально-физическими условиями существования[125]. В рамках же длительной временной перспективы (эволюция вида) здесь можно говорить и о постепенном изменении тела. Вторая, т.е. психологическая составляющая реадаптации, проявляется в изменении особенностей поведения. При этом поведение, понимаемое в смысле функционального приспособления, предполагает существование двух тесно связанных между собой аспектов: аффективного и когнитивного. Аффективный или чувственный аспект адаптации проявляется в том, что чувства приписывают поведению цель, тем самым совершенно определенным образом направляя его. Чувства выступают или как регуляторы внутренней энергии (например, субъективно переживаемый «интерес»), или как факторы, регулирующие у субъекта обмен энергией с внешней средой (например, разного рода «ценности» и «желаемости», включая межиндивидуальные и социальные ценности). «Воля может пониматься как своего рода игра аффективных и, следовательно, энергетических операций, направленных на создание высших ценностей[126] и на то, чтобы сделать эти ценности обратимыми и сохраняющимися (моральные чувства и т.д.)»[127].

Что касается когнитивного аспекта, то операции, которые выполняет интеллект, это не какая-то особая и автономная реальность, но лишь часть общего механизма реадаптации. Если чувства приписывают поведению цель, то интеллект предназначен для того, чтобы снабдить деятельность эффективными средствами, т.е. логикой как техникой[128]. Восприятия, сенсомоторные научения (навыки), акты понимания, рассуждения и размышления – все это направлено ни на что другое, как на организацию, структурирование отношений между средой и организмом. Однако самой совершенной из психических адаптаций является интеллект.

В содержательном плане развитие механизмов психосоматической адаптации с точки зрения роста их эффективности можно описать следующим образом. Органическая адаптация к действительности обеспечивает лишь мгновенное, реализующееся в конкретном месте и поэтому весьма ограниченное равновесие между живущим в данное время существом и современной ему средой. Простейшие когнитивные функции, такие, как восприятие, навык и память, более эффективны, так как они продолжают это равновесие как в пространстве (в частности, восприятие удалённых объектов), так и во времени (предвосхищение будущего, восстановление в памяти прошлого). Но еще большей эффективностью обладает интеллект, способный в силу присущей ему абстрагирующей способности обеспечить тотальное равновесие со средой, ассимилируя последнюю в форме абстрактных схем и категорий и, тем самым, освобождая его владельца от необходимости рабского подчинения ситуации «здесь» и «теперь».

По мнению Пиаже, наиболее характерной особенностью интеллекта является его обратимость, которая проявляется в том, что последний способен как сначала сконструировать гипотезы, так и затем отстраниться от них, вернувшись к исходному моменту рассуждения. В своих рассуждениях интеллект может сначала пройти путь и потом повторить его в обратном направлении, не меняя при этом используемых понятий. Наглядным примером такой способности интеллекта является логическая и математическая операция транзитивности[129], так как здесь хорошо видно, как мысль без ущерба для мыслимого содержания может двигаться как в одну, так и в обратную сторону. Благодаря такой особенности формализованных систем мысли как транзитивность, интеллект, как бы двигаясь по ним, способен создавать абстрактные модели действительности и при необходимости, производя соответствующие расчеты, может их масштабировать, т.е. использовать общую модель описания для объяснения конкретного случая[130].

По сравнению с интеллектом навык гораздо менее эффективная способность, так как он нетранзитивен. Например, моторный навык действует только в одном направлении и, допустим, умение осуществлять движение в другом направлении означает приобретение нового навыка[131].

Что касается вопроса о том, как именно и из чего вырастает интеллект, то это, по мнению Пиаже, происходит следующим образом. Интеллект начинается с простейших эмпирических поисков, которые затем, уже на высшем уровне, характеризуют деятельность по созданию гипотез. Вопрос, гипотеза и проверка, совокупность которых и образует интеллект, находятся в зачаточной форме уже в потребностях, пробах и ошибках, которые можно обнаружить у менее развитых существ, способных лишь к сенсомоторным адаптациям. «Поведение тем более «интеллектуально», чем сложнее и многообразнее становятся траектории, по которым проходят воздействия субъекта на объекты. …С точки зрения структурного механизма простейшие сенсомоторные адаптации неподвижны и одноплановы, тогда как интеллект развивается в направлении обратимой мобильности. Именно в этом … и состоит существенная черта операций, характеризующих живую логику в действии»[132].

Необходимо подчеркнуть, что положения эволюционной эпистемологии Лоренца и генетической эпистемологии Пиаже вовсе не противоречат современным теориям о существовании врожденных форм знания. В частности, они вполне согласуются с теорией врожденной «языковой компетентности» американского лингвиста Ноама Хомского (род. 1928) как врожденной способностью к построению типовых лингвистических конструкций. Такие конструкции – если они есть – следует рассматривать как относительно устойчивые формы организации структур мозга, которые вполне могли возникнуть в ходе длительной эволюции.

Следует заметить, что знание в его различных формах – это не только результат познания (как уменьшение степени неопределенности), но оно также обладает и функцией закрепления и трансляции социокультурного опыта поколений. Социокультурная память выступает как закрепление определенных результатов познания и основанная на ней традиция как определенный «типичный» для данного общества способ понимания и метод решения тех или иных проблем. Примером этого являются, в частности, различные «картины мира».

Социализаторская функция знания проявляется в том, что те или иные определенные усвоенные и апробированные способы понимания и интерпретации какого-либо вида реальности выступают в качестве условия взаимопонимания между индивидами (как предпосылка коммуникации). Кроме того, эти способы помогают осознанию индивидами их принадлежности к целому, т. е. к соответствующей культуре, социальной группе, где приняты те или иные когнитивные практики в качестве «самоочевидных» и «истинных» способов интерпретации и понимания.

Осознание различия между когнитивной и социокультурной составляющей всякого знания важно в плане определения критериев, предъявляемых тому или другому типу знания. В частности, для таких форм знания, как миф, религия и мораль главным является накопление, сохранение и воспроизводство соответствующего опыта, а не его обновление и развитие. Требование последнего, наоборот, выступает в качестве первоочередного критерия в отношении таких форм знания, как философия и наука. Таким образом, в отличие от философии и науки, для религии и морали[133] как форм знания познавательные задачи не являются основными, а их познание осуществляется в виде усвоения индивидами коллективных представлений или в виде личностного духовного роста.

Что касается деления знания на теоретическое и практическое, то это различие связано, в первую очередь, с особенностями их функционирования в той сфере опыта, к которой они принадлежат. Практичес­кое знание тесно связано с соответствующей деятельностью и общением, направлено на их ситуативное обслуживание и потому обладает сла­бой рефлексивностью. В данной области знания не происходит выработка новых смыслов, которые могут быть приданы соответствующим предметам или способам деятельности, но они здесь транслируются извне, из других форм опыта. Поэтому, например, в практической политике наряду с элементами научности в значительной степени присутствует заимствованная из религии оппозиция «сак­рального» и «профанного». Здесь широко практикуется мифотворчество и магическая мето­дика подмены имен и ситуаций.

Теоретическое знание (идеология, теология, философия, наука), в отличие от практического ориентировано на выработку новых смыслов и привнесение их в реальность. Этот тип знания в той или иной степени дистанцирован от объекта и содержит, преимущественно, схемы и модели какой-либо специфи­ческой деятельности, которые обретают форму понятий, законов, теорий в ходе их рефлексивной разработки. Практическое знание име­ет, как правило, неявный, невербальный, ритуализированный и не всегда осознаваемый характер, в то время как теоретическое, наоборот, предполагает явную и ясную текстуальную или словесную форму.







Дата добавления: 2015-09-19; просмотров: 2085. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Пункты решения командира взвода на организацию боя. уяснение полученной задачи; оценка обстановки; принятие решения; проведение рекогносцировки; отдача боевого приказа; организация взаимодействия...

Что такое пропорции? Это соотношение частей целого между собой. Что может являться частями в образе или в луке...

Растягивание костей и хрящей. Данные способы применимы в случае закрытых зон роста. Врачи-хирурги выяснили...

Упражнение Джеффа. Это список вопросов или утверждений, отвечая на которые участник может раскрыть свой внутренний мир перед другими участниками и узнать о других участниках больше...

Влияние первой русской революции 1905-1907 гг. на Казахстан. Революция в России (1905-1907 гг.), дала первый толчок политическому пробуждению трудящихся Казахстана, развитию национально-освободительного рабочего движения против гнета. В Казахстане, находившемся далеко от политических центров Российской империи...

Виды сухожильных швов После выделения культи сухожилия и эвакуации гематомы приступают к восстановлению целостности сухожилия...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия