Студопедия — От терапии, центрированной на клиенте, к теории и практике становления человека
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

От терапии, центрированной на клиенте, к теории и практике становления человека






Теория терапии К. Роджерса формировалась и реформировалась им и его единомышленниками на протяжении всех лет его долгой профессиональной жизни; неизменными оставались ее «центриро­ванность» на человеке как личности и убежденность в том, что все эффективные формы психотерапии содержат один общий элемент, а именно качество психотерапевтических отношений.

В начале 1940-х гг., когда шла работа по подготовке его первой книги по недирективной психотерапии, основу дискуссии с веду­щими направлениями в области психологического консультирова­ния составляла идея отказа от роли терапевта в качестве эксперта и модификатора поведения. Терапевт способен лишь отразить, «от-зеркалить», выразить в словах чувства клиента и тем самым помочь в их прояснении и осознавании. В 1951 г., после того как была опуб­ликована «Клиенто-центрированная терапия», научной обществен­ности стало ясно, что речь идет о большем, чем просто изменение техники терапии. Предлагался принципиально новый взгляд на че­ловека, новая философская и методологическая позиция в психоте­рапии, реформирующая ее как систему. Открыто провозглашалось, что именно «клиент», а не «пациент», не «терапевт», является клю­чевой фигурой процесса; во-первых, потому, что никто лучше не понимает человека, чем он сам; никто лучше не может ему помочь чем он сам; никто лучше не знает направления, в котором эта по­мощь могла бы осуществляться, чем он сам.

Таким образом, клиент - это свободный в своем волеизъявле­нии и изменении человек, испытывающий определенные пробле­мы, которые он в принципе способен разрешить и самостоятельно и тем не менее решивший запросить помощь. В этом смысле он не тот, кто получает ее прописанной в обязательном порядке в качестве лекарства, что и отличает его принципиальным образом от пора­женного в «правах пациента» весьма репрессивной психиатрии 1950-х гг., каковой она была во.всем мире. Итак, свобода, уважение к правам человека (больного или здорового), убежденность в нали­чии источника здоровых сил и роста в самом человеке - вот что составляло революционное ядро нового подхода к терапии, где те­рапевту отводилась почетная роль «фасилитатора» и «садовника», создающего необходимые и достаточные условия для самоизмене­ния клиента. В определенном смысле действительно предлагалось изменить диспозицию, «плоскость» и «дистанцию» терапевтичес­ких отношений. В рамках новых взаимоотношений пациент и тера­певт выступали в качестве «партнеров», равноправных, поскольку на первое место выдвигались взаимно открытые и искренние чело­веческие отношения между двумя людьми, а также и поскольку пред­полагалось взаимное разделение ответственности за общее дело, где вклад клиента и терапевта оказывались в равной мере важными, как в знаменитом слогане Ф. Перлса «Я делаю свое дело, а Ты дела­ешь свое дело». Нам представляется, что, отстаивая принцип равно­правия, К.Роджерс имел в виду прежде всего этическое и отчасти религиозное, а не буквальное его толкование; и в этом смысле труд­но переоценить смелость подобного шага, ведь со времен З.Фрейда принцип своего рода «имморальности» терапии, т. е. свободы от ка­ких бы то ни было религиозно-этических догматов, считался обще­признанным. В то же время в психиатрических учреждениях сложи­лась откровенно циничная, репрессивно-манипулятивная практика отношения к пациенту, процветали электрошок и даже лоботомия; лечение на деле оборачивалось жестокостью, и люди выходили из клиник «адаптированными» к социуму и глубоко покалеченными им же (не будем сейчас говорить об отечественной психиатрии).

В последующие годы интерес К. Роджерса и все увеличивающе­гося числа его сподвижников направлялся на проверку и практи­ческое приложение его теории и метода. Впервые были иницииро­ваны исследования дословных записей-транскриптов терапевтиче­ских бесед, где тщательно изучались терапевтические диалоги, вер­бальные и невербальные способы достижения эмпатического по­нимания, детально выверялись гипотезы о направлениях измене­ния самооценки в процессе терапии, апробировались процедуры ее измерения. Это был также период широкого внедрения роджеровского метода в практику улучшения межличностных отношений - в менеджмент и воспитательные учреждения, в семейное консульти­рование и работу медицинского персонала в здравоохранении. Была показана его применимость в самых разных областях частной и социальной жизни, везде, где улучшение климата межличностных отношений могло способствовать эффективному разрешению кон­фликтных и проблемных ситуаций, снижению межнациональной не­терпимости, повышению творческого потенциала отдельного ин­дивида или малых групп. Так постепенно вырисовывалась и утвер­ждалась общегуманистическая ориентация роджерианской систе­мы как теории и практики содействия становлению и развитию че­ловека) общепринятое ее название - человеко-центрированный под­ход к терапии - представляется более спорным и слишком букваль­ным переводом с английского (person-centered approach).

Для К.Роджерса 1950-е гг. оказались периодом поиска компро­мисса между провозглашаемым феноменологическим подходом и вытекающим из него постулатом о принципиальной непознаваемо­сти человека «извне», т. е. с традиционно сциентистских позитивист­ских позиций, и одновременно стремлением донести свои взгляды до научной общественности, не нарушая общепринятых научных канонов. С особой очевидностью эта внутренняя борьба и извест­ная даже, на наш взгляд, неконгруэнтность, проступают в его ши­роко известном теоретическом и методологическом исследовании «Теория терапии, личности и интерперсональных отношений», опубликованном в многотомном фундаментальном издании «Пси­хология: научный подход»* (1959) по заказу Американской психо­логической ассоциации. Роджерс очерчивает там контуры понима­ния природы человека, психопатологии и психотерапии, представ­ляя свое исследование в форме системы научных представлений: ме­тодологических постулатов, дефиниций концептов, гипотез и вы­водов. Отмежевываясь от «стерильности» тех лабораторных иссле­дователей, для которых вычислительная машина главенствует в ка­честве инструмента познания, он скорее причисляет себя к исследо­вателям-этологам, исследователям-натуралистам. «Наблюдать вни­мательно, мыслить вдумчиво и творчески, - пишет Роджерс, - мож­но на любом уровне накопления опыта. Увидеть, что какая-то (сель­скохозяйственная) культура дает лучший урожай, если она растет на каменистых склонах, а не на заливных лугах, и осмыслить это наблюдение - вот где начинается наука» [8. - Р. 189]. В полном согласии с этим кредо применительно к целям терапии Роджерс по­лагал достаточным создание благоприятного эмоционального климата в терапевтических отношениях, чтобы совсем очевидностью шала проявляться присущая человеку тенденция к самоакту али­зации я позитивным конструктивным изменениям.

В действительности К. Роджерс ясно отдавал себе отчет, где на­ука начинается, но также было очевидно для него как для исследо­вателя, что наука является развивающимся методом исследования- отстаивая же феноменологический подход, он полагал, что наука развивается через развитие наших представлений, наших концеп­тов, наших взглядов на наблюдаемые явления. «Если движение про­исходит в направлении более точных измерений, более четких и стро­гих гипотез, открытий, имеющих большую валидность и большую обобщенность, то такая наука является здоровой и развивающейся Если нет, то это бесплодная псевдонаука...» [8. - Р. 189]. В этом смыс­ле рассмотрим его воззрения исторически, как они формировались, концептуализировались, как со временем наполнялись все более гу­манистическим содержанием основные понятия, а естественно-на­учная парадигма сменялась гуманитарной.

В уже упомянутой работе К.Роджерс с максимальной скрупу­лезностью дает определения необходимых и достаточных условий терапии, среди которых основными были и остались в более позд­них модификациях теории качества терапевта и отношений «тера­певт-клиент»: конгруэнтность терапевта, эмпатичность и безуслов­ное положительное отношение к клиенту. Таким образом, терапев­тические отношения, личные качества и установки терапевта и эмо­циональный климат человеческих отношений с первых шагов фор­мирования новой теории терапии были поставлены во главу угла. Революционность подобного подхода в конце 1950-х гг. очевидна. В эпоху, когда идеи кибернетики завоевывают умы и пленяют во­ображение не только писателей-фантастов, трудно отважиться по­ставить под сомнение традиционные ценности сциентизма. Когда в психотерапии безраздельно царят элитарный психоанализ (для не­многих) и бихевиоризм (для остальных), требуется мужество уче­ного, чтобы противопоставить себя и тем и другим, открыто про­возгласив: ни терапевтические методы (техники) оснащения тера­певта, ни клинические критерии оценки и определения тяжести или специфики психических расстройств не могут существенно влиять на процесс и исход эффективной терапии. Диагностические психи­атрические критерии виделись К.Роджерсу такими же ярлыками, защитными фасадами, скрывающими человеческую сущность, как ярлык «терапевта, занимающегося лечением». Главным же и опре­деляющим К.Роджерс считал «встречу». Раскрывая смысл этой ме­тафоры, он сближал его с «Я - Ты-диалогом» в терминологии М. Бу-бера и, обращаясь к нему самому в их знаменательной встрече в 1957 г., замечал; «Я чувствую, что, когда моя терапия эффективна, я присутствую в терапевтическом процессе как личность, а не как исследователь или ученый... для меня нет различия во взаимоотношениях, которые я формирую с нормальным человеком, шизофре­ником, параноиком, - я действительно не чувствую никакой разни­цы... мне кажется, если терапия эффективна, то в ней происходит такая же встреча личностей» [1. - С. 81]. Иными словами, личные, субъективно глубоко значимые отношения обоих участников об­щения провозглашаются практически единственным «методом» и «механизмом» терапии. (Идея, когда-то отвергнутая ортодоксаль­ным психоанализом, ожила в совершенно новом контексте.) Прав­да, К, Роджерс осторожно оговаривает, что сам он не работал в пси­хиатрической больнице и поэтому готов к критике своей позиции со стороны психиатров. Мы не будем сейчас обсуждать действи­тельно существующие достоинства и ограничения использования терапевтической модели К. Роджерса в клинике тяжелых личност­ных расстройств, где необходимость переживания глубокого эмо­ционального резонанса и эмпатического контакта с пациентом се­годня обсуждается в контексте использования терапевтического потенциала контрпереносных чувств терапевта.

К.Роджерс в своих ранних концептуализациях, используя язык современной ему теории познания как процесса выдвижения и по­следовательной проверки системы гипотез, формулирует шесть те­рапевтических условий-гипотез (совокупность которых можно рас­сматривать и как последовательность терапевтических стадий, и как последовательность изменений). Таким образом, К, Роджерс вводит в качестве важнейшей характеристики эффективности терапии не столько ее результат, сколько процессуальное движение. Остановимся подробно на раскрытии смысла каждого из этих условий, как они представлялись К. Роджерсу в период обоснования им «клиенто-цент­рированной терапии». Согласно принятой им научной парадигме, логика его рассуждений предполагала, что если соблюдаются необ­ходимые и достаточные терапевтические условия, то с известной ме­рой достоверности следует ожидать позитивных изменений клиента. 1. Два человека находятся в психологическом контакте. Сущность этого самоочевидного на первый взгляд утверждения раскрывает­ся через скрытое противопоставление метода терапии, принципи­ально ценящего не техники, какими бы изощренными они ни явля­лись, а отношения; не присутствие терапевта в качестве профессио­нала, а его бытие-в-контакте; психологический контакт предпола­гает также взаимность происходящих изменений в участниках кон­такта, когда каждый из участников в полной мере стремится сам вступить во взаимодействие.

Позволю себе дать чуть более расширенный комментарий этого положения (каким мне представляется его смысл «из сегодняшнего дня»), принципиально важного для организации процесса психо­логической помощи. Полагаю, что каждый из практикующих тера­певтов неоднократно сталкивался с ситуацией столь же драматич­ной, сколь и абсурдной с точки зрения медицинской модели психо терапии; нельзя помочь пациенту или клиенту, если он сам этого не желает, причем очень сильно; нельзя помочь, даже если видишь что человек страдает и нуждается в помощи, но сам он не имеет достаточной мотивации обращения; нельзя помочь по просьбе третьих лиц, нельзя воздействовать на отсутствующего; нельзя пред­лагать свои услуги - их можно предоставить только по свободно­му «запросу» клиента; нельзя удерживать, даже если терапевту ка­жется, что терапию целесообразно продолжать, и т.д. Возможно, что сама специфика начальных этапов консультативной практики с социально и педагогически «запущенными подростками» и небла­гополучными семьями способствовала формированию у К. Роджер­са более демократичного и толерантного отношения к этим обез­доленным людям, которым прежде всего было необходимо, чтобы их со вниманием выслушали, посочувствовали, утешили и поддер­жали. Здесь как нельзя уместным могло оказаться и пасторское уча­стие, и мудрость восточных философско-религиозных систем, ког­да излишний догматизм и ригоризм христианства уравновешивал­ся спокойным достоинством приятия жизни дао и дзен-буддизма; школу и того и другого К. Роджерс осваивал в молодости, и, несом­ненно, как и на многих западных интеллектуалов его поколения, этот опыт существенно повлиял на становление его профессиональ­ного самосознания и общее мировоззрение.

2. Один человек, клиент, находится в состоянии повышенной тревоги, ранимости и неконгруэнтности. Как описывалось ранее, психопатология понималась К.Роджерсом в очень обобщенном виде как нарушение соответствия между переживаниями человека и его представлением о самом себе. Чтобы сохранить самоуважение, человек прерывает связь (искажает, отрицает) со своим общим организмическим состоянием, по существу, с основным источником осознания своего Я; расплатой становятся повышенная хроническая тревожность, неуверенность в себе, ранимость, дискомфорт. Именно эти переживания в конечном счете и приводят его к мысли, «что-то со мной не так», именно в этих терминах формулировали свои жалобы пациенты, и именно на изменение Я-концепции в конечном счете, по мнению К. Роджерса, была ориентирована «клиенто-центрированная терапия», независимо от специфики клинического диагноза.

3. Второй человек в психологическом контакте является конгруэнтным в отношениях, гармоничным и интегрированным как личность. Для эффективной терапии необходимо, чтобы терапевт был открыт опыту, точно и правильно его символизировал, а следовательно, мог вступать с клиентом в контакт как целостная, свободная от защитной позиции по отношению к себе и другим личность. Это означает, помимо всего прочего, способность быть честным
перед самим собой и клиентом» быть в определенном смысле прозрачным, т.е. иметь свободный доступ к своим чувствам и не питаться маскировать его никаким «фасадом»; быть в принципе готовым открыть клиенту свой собственный внутренний мир, но, безус­ловно, в той мере, форме, в какой это уместно и полезно для теку­щего терапевтического процесса. Заметим, что и сам К.Роджерс многократно возвращался к осмыслению этого крайне важного, дискуссионного момента; его размышления о роли искренности, открытости и самораскрытия внесли существенный вклад в реин­терпретацию роли контрпереносных чувств в более глубоком по­нимании бессознательных процессов пациента и установлении проч­ных эмоциональных связей (по данному вопросу см. [4]).

Конгруэнтность терапевта выражается в доступности ему пере­живания безусловного положительного отношения и эмпатическо-го понимания клиента. Последнее, как показывает опыт, реализуе­мо исключительно при условии полного осознания терапевтом соб­ственных чувств во всей полноте их реального существования в фе­номенологическом поле. Терапевт только тогда способен оказать помощь, когда он полностью присутствует. «Понятие присутствия, -пишет Р. Мэй, - это то, что Сократ называл повивальной бабкой -полностью реальной в ее присутствии, но присутствующей со спе­цифической целью - помочь другому благополучно разрешиться от бремени, произвести на свет новую жизнь». Разумеется, К, Род­жерс не заблуждался: не следует, замечал он, ожидать от терапевта, чтобы тот был абсолютно и окончательно конгруэнтной личнос­тью в каждый момент своей жизни; но чтобы создавать и поддер­живать действительно «помогающие» отношения, терапевт должен быть настолько психологически зрелым, чтобы по крайней мере непосредственно в отношениях с клиентом он был способен пони­мать его коммуникации эмпатически.

4. Психотерапевт испытывает безусловное позитивное отноше­ние к клиенту. Терапевт принимает любые переживания клиента и не дает им оценок, т. е. воспринимает их без одобрения или порица­ния; тем самым он не предъявляет никаких «условий ценности» по отношению к его переживаниям. Кроме того, эта позиция терапев­та означает, что он с теплом, сочувствием, вниманием и серьезным уважением относится к клиенту, не пытаясь давать рецепты исцеле­ния, легковесно разуверять в беспочвенности страхов, не испыты­вает ужаса или неприязни, какими бы ни были переживания клиен­та с точки зрения общепринятой морали, но и не хвалит его, тем самым не подкрепляя одни способы поведения и не одобряя другие.

5. Психотерапевт стремится к эмфатическому пониманию внут­ренней системы координат клиента и стремится передать это по­нимание клиенту. Роджерс непрестанно подчеркивал терапевтиче­скую ценность вхождения терапевта во внутренний мир пациента, как если бы он был его собственным, но никогда не переходя ус­ловия «как если бы». В моменты эмпатического понимания (как пытался донести Роджерс свою точку зрения до Мартина Бубера в их знаменательной встрече в 1957 г.) «я, кажется, способен с очень большой ясностью чувствовать его (клиента. - Е.Т.) опыт, по-на­стоящему переживать его как бы изнутри, в то же время не теряя моей собственной индивидуальности... мне кажется, в этот момент я могу рассматривать его точку зрения, сколь бы искаженной она ни была, как столь же авторитетную, столь же справедливую, как и моя. И если в дополнение к этому движению с моей стороны мой клиент или человек, с которым я работаю, способен хотя бы отча­сти чувствовать мое отношение, то тогда, я верю, мы переживаем подлинный опыт встречи личностей, в котором каждый из нас ме­няется» [1. - С. 76-77]. В качестве комментария приведем здесь точку зрения Майкла Кана, специально посвятившего свое иссле­дование сравнительному анализу вклада Роджерса, Фрейда, Ко­хута и других представителей современного психоанализа в тео­рию терапевтических отношений. «Терапевтическая ценность эм­патического понимания, - отмечает Кан, - кажется достаточно ясной: если есть ощущение, что терапевт действительно пытается видеть мир так, как вижу его я, то чувствуется поддержка в стрем­лении к прояснению, а следовательно, к расширению понимания самого себя. Подобная эмпатия учит быть эмпатичным к себе, спо­койно осознавать свои переживания таким же образом, каким их осознает терапевт... Эмпатия другого оказывает решающее влия­ние на самоуважение. Если терапевт считает ценными время и уси­лия, затраченные на попытку понять мои переживания, то и я дол­жен это ценить».

6. Клиент переживает хотя бы в малой степени безусловное по­ложительное отношение и эмпатию терапевта, Роджерс был убеж­ден, что именно клиент, а не терапевт, ответствен за любой процесс изменений во время терапии; терапевт «следует» за клиентом, со­провождает его, но не торопит, не опережает. Поскольку в клиенте заложена мощная потребность в саморазвитии и самоактуализации, задачей терапевта является создание и поддержание таких условий, в которых процесс движения клиента начнет реализовываться. По этой причине, в частности, сам Роджерс считал антигуманным при­бегать к каким-то особым терапевтическим процедурам; можно было бы сказать, что единственная задача терапевта состоит про­сто в том, чтобы «быть» - создавать эмоциональный климат, при­годный для личностного роста, «быть» зрелым и опытным спутни­ком, сопровождая клиента в его трудном путешествии к самому себе, «быть» фасилитатором - проводником изменений, роста и обуче­ния; «быть» зеркалом, подтверждающим безусловную человечес­кую ценность клиента; «источником», из которого клиент может черпать силу и веру в себя, как писала об этом много позже Рут Сэн­форд, ученица и соратница Карла Роджерса [5].







Дата добавления: 2015-09-19; просмотров: 412. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Почему важны муниципальные выборы? Туристическая фирма оставляет за собой право, в случае причин непреодолимого характера, вносить некоторые изменения в программу тура без уменьшения общего объема и качества услуг, в том числе предоставлять замену отеля на равнозначный...

Тема 2: Анатомо-топографическое строение полостей зубов верхней и нижней челюстей. Полость зуба — это сложная система разветвлений, имеющая разнообразную конфигурацию...

Виды и жанры театрализованных представлений   Проживание бронируется и оплачивается слушателями самостоятельно...

Принципы, критерии и методы оценки и аттестации персонала   Аттестация персонала является одной их важнейших функций управления персоналом...

Пункты решения командира взвода на организацию боя. уяснение полученной задачи; оценка обстановки; принятие решения; проведение рекогносцировки; отдача боевого приказа; организация взаимодействия...

Что такое пропорции? Это соотношение частей целого между собой. Что может являться частями в образе или в луке...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия