Студопедия — Психикой 2 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Психикой 2 страница






Поэтому следует вывод, что образы насилия влияют на общеличностную идентичность по трём направлениям: 1) формирование готовности к агрессивным действиям в результате закрепления или возникновения представления о допустимости физического насилия в межличностных отношениях. 2) научение посредством наблюдения. В процессе идентификации с киногероем зритель вольно или невольно усваивает определенные образцы агрессивного поведения. Полученная информация в дальнейшем может быть использована в реальной жизненной ситуации. 3) закрепление у зрителей существующих установок и образцов поведения. Таким образом, в детском развитии современное экранное искусство способствует формированию агрессивности как составляющих общеличностной идентичности человека.(К.А.Тарасов, 2003)У большинства ученых нет разногласий по поводу негативного влияния неконтролируемого потока сцен экранного насилия на детскую аудиторию и необходимости создания продуманной государственной политики по отношению к защите прав ребенка в области медиа. (А.В.Федоров, 2004).

В вопросе воздействия на психику ребенка следует обратить внимание, что такая структура психики как цензура (барьер критичности на пути информации, поступаемой из внешнего мира), у ребенка еще не сформирована. Потому почти любая информация из телевизора закладывает в психике ребенка установки и паттерны последующего поведения.Иного не дано. В этом заключается сильный манипулятивный эффект телевидения, когда человек может даже не понимать смысла информации, которую видит на экране ТВ; содержимое телепередачи может даже представлять из себя набор смешных историй со скандальным оттенком (усиливавшим суггестивный эффект, потому как любая провокация эмоций разрушает барьер критичности психики), и внешне как будто явного негатива не просматривается. Такой негатив становится заметен после, когда подросток начинает демонстрировать поведение, смоделированное раннее в результате просмотра ТВ. «Культ жестокости, насилия, порнографии, пропагандируемый в СМИ, печатных изданиях неограниченной продажи, а также в компьютерных играх и др., ведет к неосознаваемому порой желанию у подростков и молодежи подражать этому, способствует закреплению таких стереотипов поведения в их собственных привычках и образе жизни, снижает уровень пороговых ограничений и правовых запретов, что, наряду с другими условиями, открывает путь для многих из них к правонарушениям»,--отмечает В. Н. Лопатин[7].

Говоря об установках, мы должны говорить, что выражаются такие установки в запрограммированных моделях поведения. Выделяя одну их характеристик установки, Т.В.Евгеньева (2007) отмечает, что установкой называется состояние внутренней готовности индивида реагировать запрограммированным образом на объекты действительности или на информацию о них. Принято выделять несколько функций установки в процессе познания и мотивации поведения: познавательную (регулирует процесс познания), аффективную (канализирует эмоции), оценочную (предопределяет оценки) и поведенческую (направляет поведение). Рассматривая подобные функции, Т.В.Евгеньева приводит пример понимания различий между установками, известный как «парадокс Лапьера»[8]. Вкратце суть такова. В 1934 году Р.Лапьер провел эксперимент. Он решил объехать множество различных гостиниц в небольших американских городках, взяв с собой двух студентов-китайцев. Везде, где компания останавливалась на ночлег, хозяева гостиниц их встречали очень радушно. После того как Лапьер с китайцами возвратился на базу, он написал письмо всем владельцам гостиниц, с вопросом, может ли он приехать к ним с компанией, в которой будут китайцы. Почти все владельцы гостиниц (93%) ответили отказом. На этом примере можно увидеть, что оценочная установка по отношению к представителям конкретной расовой группы в ситуации, требующей поведенческой реакции, была вытеснена поведенческими установками хозяина гостиницы по отношению к клиенту. Т.В.Евгеньева (2007) отмечает хаотичный характер российских СМИ, которые ориентируются на рейтинг и привлечение рекламодателей, и дополняет приведенные установки еще одной: установкой барьера. Заметим, что подобная установка лежит в плоскости психоанализа, и обозначает собой тот факт, что информация поступаемая из внешнего мира, которая не наталкивается на предварительно заложенные в подсознание архетипы или паттерны поведения, не будет воспринята сознанием индивида, а значит до срока отправляется в подсознание. Но не исчезает. Об этом необходимо помнить. Потому как любая информация из внешнего мира, которая оказалась не воспринятая сознанием и вытесненное им в подсознание (в бессознательное), на самом деле по прохождении определенного времени начинает оказывать свое воздействие на сознание. Таким образом установки, внедряемые в подсознание, и направленные на формирование соответствующих мыслей, желаний и поступков индивида и масс, весьма устойчивые по времени, и растворяясь в бессознательном (как личном, так и коллективном) в виде образования соответствующих архетипов, оказывают ключевое влияние на жизнь человека. Мы уже отмечали повышенное восприятие любой информации детской психикой. Фактически любая информация, поступаемая в психику в детском возрасте откладывается в подсознание, а значит по прошествии времени начинает оказывать воздействие на сознание. Таким образом с помощью СМИ манипуляторы от бизнеса и власти программируют сознание масс на долгие годы, потому что взрослые люди живут установками, полученными в детстве.

Говоря о современных средствах массовых воздействий на аудиторию, мы должны говорить о сочетании рекламы и средств массовой коммуникации. Воздействуя на подсознание индивида, реклама приводит к тому, что человек уже не принадлежит самому себе. Он подчиняется навязываемым ему принципам и нормам жизни. И даже если сознательно он еще противится некоторым из них, подсознательно он уже делает выбор в пользу той или иной психологической установки со стороны манипуляторов.

Кроме того манипуляторами формируется комплекс неполноценности у определенных групп населения, не имеющих возможности купить тот или иной товар. Товар, соответствующий тому или иному стилю жизни. Например, телевидение посредством передач определенной направленности формирует образ успешных людей, имеющих средства, чтобы покупать себе любые товары. Народ желает приблизиться к такому же уровню потребления, отсюда рост кредитов со стороны банков, и в целом – рост невротических зависимостей и озлобленности в обществе, кредиты не всегда удается отдавать.

Выделяют пять стадий взаимодействия социума и телевидения. Первая стадия – интерес к источнику информации (т.е. к телевизору). Вторая стадия – оценка информации. Кроме того, обладание телевизором на этой стадии отмечается человеком как повышение собственного социального статуса. Третья стадия характеризует собой развитие массового телевидения. Телеприемник могут себе позволить приобрести многие семьи. На четвертой стадии — взрослые уже не только проводят значительное количество времени перед телевизором, но и телевизор уже начинает строить их жизнь посредством полученной когда-то информации посредством телепросмотра. Пятая стадия характеризует собой появление кабельного телевидения, а значит, растет избирательность в получении той или иной информации. (Я.Н.Засурский, 2001). При этом современный этап развития телевидения характеризует собой изменения, происходящие от простого просмотра телепередач через телеприемник (как это происходило в 20 веке), к таким разновидностям телевидения, как спутниковое (всемировое), кабельное (абонентское), кассетное (ТВ посредством лазерных дисков), титровое телевидение (видеотекст, телетекст). Кроме того, мы должны говорить и о том, что манипулирование психическим сознанием масс заложено в любой телетрансляции. Как отмечает А.Н.Фортунатов (2007), в специфике телевизионной информации заложена необходимость восприниматься некритично, соответствовать ожиданиям аудитории, ее стереотипам и устойчивым представлениям о реальности. Телепрограмма с первых же секунд должна сигнализировать зрителю о том, что она адресована именно ему, отвечает его потребностям. После этого такие импульсы должны повторяться с достаточной периодичностью, чтобы у сидящего перед экраном человека не появилось мотивов переключить канал. Зритель выступает своеобразным «резонатором» между собственными представлениями о мире и тем, что он видит по телевизору, получая из телевизора подтверждения правильности своего выбора.

При этом следует говорить об информационном управлении (посредством телевидения в частности, и средств массовой коммуникации в целом). Причем, рассматривая вопрос управления, можем заметить (основываясь на пример Перестройки и разрушения вследствие этого социального уклада советского общества), что эффективность подобных действий строилась на методологической базе Антонио Грамши, считавшим, что для разрушения общества массовая революция будет слишком сложна, так как является изменением «базиса», что в современных условиях относительно сложно. И легче в таком случае изменить «надстройки», то есть другими словами – направить манипулятивное воздействие на интеллигенцию, потому как изменение ее мировоззрения – окажется заметно выигрышнее, в том числе, и по времени, нежели чем пытаться изменить сознание всего общества сразу[9].

Рассмотрим манипуляции посредством телевидения. (С.К.Кара-Мурза, 2007).

1) Фабрикация фактов.

В данном случае эффект манипулирования происходит в результате мелких отклонений, используемых при подачи материала, но действующих всегда в одном направлении. Манипуляторы говорят правду, только когда правда может быть легко проверена. В остальных случаях – стараются преподнести материал в нужном им ключе. Причем ложь становится наиболее эффективной, когда опирается на заложенный в подсознание стереотип.

2) Отбор для материала событий реальности.

В данном случае эффективным условием программирования мышления является контроль СМИ с целью подачи единой информации, но различными словами. При этом допускается деятельность оппозиционных СМИ. Но деятельность их должна быть подконтрольна и не выходить за рамки разрешаемого им вещания. Кроме этого СМИ используют т. н. принцип демократии шума, когда ненужное манипулятором сообщение просто должно погибнуть под мощным выбросом разносторонней информации.

3) Серая и черная информация.

Во второй половине ХХ века СМИ стали использовать технологии психологической войны. Американский военный словарь 1948 г. дает психологической войне такое определение: «Это планомерные пропагандистские мероприятия, оказывающие влияние на взгляды, эмоции, позиции и поведение вражеских, нейтральных или дружественных иностранных групп с целью поддержки национальной политики». В руководстве (1964) говорится, что цель такой войны - «подрыв политической и социальной структуры страны… до такой степени деградации национального сознания, что государство становится не способным к сопротивлению».

4) Большие психозы.

Тайными задачами СМИ является превращение граждан нашей страны в единую массу (толпу), с целью общего регулирования распространения потока информации, которой обрабатывается сознание и подсознание людей. В итоге, такой толпой легче управлять, а средний обыватель беспрекословно верит самым нелепым утверждениям.

5) Утверждение и повторение.

В данном случае информация подается в виде готовых шаблонов, которые активно задействуют имеющиеся в подсознании стереотипы. Утверждение в любой речи означает отказ от обсуждения, поскольку власть идеи, которая может подвергаться обсуждению, теряет всякое правдоподобие. В мышлении человека сложился т.н. мозаичный тип культуры. СМИ являются фактором укрепления такого типа мышления, приучая человека мыслить стереотипами, и не включать интеллект при анализе материалов СМИ. С помощью повторения информация внедряется в глубины подсознания, туда, где зарождаются мотивы последующих действий человека. Чрезмерное повторение притупляет сознание, заставляя любой информации практически без изменений откладываться в подсознании. А из подсознания, через определенный промежуток времени, такая информация переходит в сознание.

6) Дробление и срочность.

В данной методике манипулирования используемой СМИ, целостная информация разделяется на фрагменты, чтобы человек не смог соединить их в единое целое и осмыслить проблему. (Например статьи в газете разбиваются на части и помещаются на разных страницах; текст или телепередача разбиваются рекламой.) Разрывая на кусочки информацию о важном событии, удается резко снизить воздействие сообщения или вообще лишить его смысла.

7) Упрощение, стереотипизация.

Данный вид манипуляции основан на том факте, что человек – продукт мозаичной культуры. Его сознание создано СМИ. СМИ, в отличие от высокой культуры, предназначены именно для массы. Поэтому в них были установлены жесткие ограничения на сложность и оригинальность сообщений. Оправданием для этого служит то правило, что представитель массы способен адекватно усваивать только простую информацию, поэтому любая новая информация подгоняется под стереотип, чтобы человек воспринимал информацию без усилий и внутреннего анализа.

8) Сенсационность.

В данном случае сохраняется принцип такого преподнесения информацию, когда из отдельных частей невозможно или очень затруднительно составить единое целое. При этом выделяется какая-либо псевдо-сенсация. А уже под прикрытием ее – замалчивается по настоящему важная новость (если эта новость по каким-то причинам является опасной для кругов, контролирующих СМИ). Непрерывная бомбардировка сознания, особенно «плохими новостями», выполняет функцию поддержания в обществе необходимого уровня «нервозности». Такая нервозность, ощущение непрерывного кризиса, резко повышает внушаемость людей и снижает способность к критическому восприятию.

9) Изменение смысла слов и понятий.

Манипуляторы от СМИ в этом случае вольно интерпретируют слова любого человека. При этом меняется контекст, часто принимая форму прямо противоположную или как минимум искаженную. Пример: когда римского папу во время визита в одну из стран спросили как он относится к домам терпимости, тот удивился, что, мол, разве они есть. После этого в газетах появилось экстренное сообщение: «Первое, что спросил папа, ступив на нашу землю, есть ли у нас дома терпимости?»

Мы уже заметили, что телевизионная трансляция служит некой ежедневной дозой духовного наркотика, позволяющей на время снимать невротическую зависимость. Избавление от зависимости происходит путем подключения к коллективному разуму. Как мы уже заметили, если определенное количество людей занимаются одним и тем же делом (например смотрят телевизор), то они объединяются в массу. А значит над такими людьми распространяются законы толпы (внушаемость, заразительность, подражание и проч.), и управлять такими людьми можно как бы из единого «командного центра». Какое-либо противостояние манипуляциям со стороны СМИ практически исключено. Все люди проживают в социуме, т.е. находясь между равномерно излучаемых друг от друга сигналов, взаимодействуют друг с другом в рамках одного общества схожего социального устройства, а значит имеют почти одинаковые страхи и радости, заботы и проблемы и т.п. Причем первоначальное подключение разума отдельных людей в единый разум происходит еще в детском саду и школе (т.н. дисциплинарных пространствах). Таким образом с детства в психике человека формируются механизмы, воздействие на которые в последующем позволяет объединять людей в массы и подчиняться вождю (главе государства) А что такое подчинение? Подчинение это снятие невроза. Делая как все, человек не подвергается давлению со стороны своих руководителей. В ином случае на него обрушивается поток критики, бессознательно провоцирующий в психике различного рода невротические зависимости (беспокойство, чувство вины, страх, тревожность, неуверенность в себе, и т.п.). Снятие таких зависимостей происходит путем объединения отдельных индивидов в единую массу, когда человек начиная играть по принятым в обществе правилам, перестает выделяться, а значит у него исчезает и симптоматика невротической зависимости. В результате чего мозг человека запоминает подобное, и в последующем, когда такой человек хочет сделать что-то отличное от общепринятого, он становится перед выбором: сделать это сознательно и пойти по пути противостояния обществу (а значит вновь ввергнуть себя в невроз), или делать все так как все, и относительно счастливо жить дальше. Большинство выбирает последнее. Поэтому когда вечером показывают развлекательные передачи – люди смотрят их, потому что кроме всего прочего знают что и другие, придя с работы, тоже смотрят эти же самые передачи.

Кроме того, СМИ оказывают психологическое воздействие на следующие сферы психики:

1) Потребностно-мотивационную (знания, убеждения, ценностные ориентации, влечения, желания).

2) Интеллектуально-познавательную (ощущения, восприятия, представления, воображение, память и мышление).

3) Эмоционально-волевую сферу (эмоции, чувства, настроения, волевые процессы).

4) Коммуникативно-поведенческую (характер и особенности общения, взаимодействия, взаимоотношений, межличностного восприятия). (В.Г.Крысько, 1999).

При этом психологическое воздействие имеет свои закономерности:

-- если оно направлено на потребностно-мотивационную сферу людей, то его результаты сказываются на направленности и силе побуждений (влечений и желаний) людей;

--если направлено на эмоциональную сферу психики, то это отражается на внутренних переживаниях, а также на межличностных отношениях;

-- сочетание воздействий на потребностно-мотивационную и эмоциональную вместе -- позволяет влиять на волевую активность людей и таким образом управлять их поведением;

-- влияние на коммуникативно-поведенческую сферу (специфику взаимоотношений и общения) позволяет создавать социально-психологический комфорт и дискомфорт, заставлять людей сотрудничать либо конфликтовать с окружающими;

-- в результате психологического воздействия на интеллектуально-познавательную сферу у человека изменяются в нужную манипуляторам сторону представления человека, характер восприятия им вновь поступающей информации и, в итоге, его «картина мира». (Проект Россия, 2006).

Таким образом телевидение и другие средства массовой культуры (кинематограф, глянцевые журналы и проч.) изменяют привычки людей, вводя им в подсознание новые установки, инициируемые властью и (или) капиталом. Происходит своеобразное зомбирование массового сознания. И закодированные таким образом люди начинают действовать в интересах правящей элиты, об этом даже не подозревая.

Д.А.Волкогонов (1983) приводит основные характеристики подобной тактики, отмечая, что наиболее характерными особенностями ее являются высокая степень избирательности воздействий, быстрая перестройка аргументации в зависимости от меняющейся обстановки, комплексное применение различных методов и приемов психологической войны, концентрация усилий на том или ином объекте, конкретной дате, регионе, социальной группе и т.п.

Выделяют три уровня воздействия на психику:

1) Усиление существующих в сознании людей нужных установок, идеалов, ценностей, норм. Закрепление этих элементов сознания в мировоззрении и жизненных установках.

2) Частные и малые изменения взглядов на то или иное событие, что оказывает воздействие на позицию и эмоциональное отношение человека к конкретному явлению.

3) Коренное, кардинальное изменение жизненных установок на основе сообщения драматических сведений и необычных новых данных.

Реализации первых двух установок достигается с помощью манипулирования в быстрый период времени, а третий уровень, характеризующий собой кардинальное изменение установок в моделях поведения масс, становится возможным в результате длительного воздействия на психику. (Д.А.Волкогонов, 1983).

На наш взгляд следует выделять такую важную роль телевидения, как возможность и избавления от невроза путем просмотра, например, кинофильмов. Такие фильмы как, например, «Груз 200», по силе достигнутых эффектов-воздействий на аудиторию и связанных с этим аффективных переживаний психики, способны добиться намного большего эффекта, чем многие психотерапевтические методики, требующие методичного и вдумчивого погружения пациента в свой внутренний мир. То есть в течении одного просмотра фильма подобного содержания, пациент разом снимает с себя груз наболевших психосоматических проблем, испытывая катарсис (очищение). Рассматривая механизмы достижения подобных эффектов-результатов посредством просмотра теле- или кинофильма, приведем классические приемы задействования в психике масс той эмоциональной составляющей, благодаря которой, собственно, и рождаются в душе чувства, которые помогают сопереживать героям фильмов путем бессознательной вовлеченности в сюжет и действие, разыгрываемое на экране.

А.В.Федоров (2007) приводит такую схему достижения эффекта у зрителя:

-- оркестровка» — психологическое давление в форме постоянного повторения тех или иных фактов вне зависимости от истины;

-- «селекция» («подтасовка») — отбор определенных тенденций — к примеру, только позитивных или негативных, искажение, преувеличение (преуменьшение) данных тенденций;

-- «наведение румян» (приукрашивание фактов);

-- «приклеивание ярлыков» (например, обвинительных, обидных и т.д.);

-- «трансфер» («проекция») — перенос каких-либо качеств (положительных, отрицательных) на другое явление (или человека);

-- «свидетельство» — ссылка (не обязательно корректная) на авторитеты с целью оправдать то или иное действие, тот или иной лозунг;

-- «игра в простонародность», включающая, к примеру, максимально упрощенную форму подачи информации.

-- «просеивание» информации (к примеру, для медиатекстов, претендующих на документальность, эффективно аргументированное выделение истинного и ложного, очищение информации от «румян» и «ярлыков» путем сопоставления с действительными фактами и т.д.);

-- снятие с информации ореола «типичности», «простонародности», «авторитетности»;

-- критический анализ целей, интересов «агентства»/авторов медиатекста».

Среди факторов, влияющих на притягательность теле- и кинофильма, выделяется демонстрацию сцен насилия, вызывающих дополнительный всплеск эмоций зрителя, а значит и вовлеченность в процесс просмотра. Рассмотрим классификацию притягательности сцен насилия для аудитории Дж.Кэнтор (1998):

1) Желание испытать волнение. Просмотр сцен с насилием активизирует сопереживание, увеличивает скорость сердцебиения и давление.

2) Стремление виртуально испытать агрессию (эффект эмпатии): многим медийным реципиентам нравится виртуально участвовать в агрессивных действиях. Увлечение медиатекстами, содержащими натуралистическое изображение сцен насилия, имеет прямое отношение к процессу получения удовольствия от созерцания подобных сцен, к идентификации с агрессором, а не с положительным персонажем или жертвой.

3) Игнорирование ограничений (эффект «запретного плода): родители часто лимитируют доступ детей к медийному насилию, отчего такого рода эпизоды становятся для определенной части несовершеннолетних более желанными.

4) Попытка увидеть насилие и агрессию, отражающие свой собственный опыт. В этом смысле агрессивные люди любят смотреть программы, показывающие характерное для них поведение. Исследования показывают, что люди, которые в реальной жизни ведут себя агрессивно, останавливают свой выбор на более агрессивных программах.

5) Изучение окружающего криминального мира: люди, для которых насилие является неотъемлемой частью их социального круга, больше интересуются насилием на экране.

6) Самоуспокоение: контакт с медиатекстами, содержащими сцены насилия, помогает людям отвлечься от собственных жизненных страхов и реальных проблем, так как, к примеру, типичный сюжет телесериалов заканчивается торжеством порядка и правосудия.

7) Гендерный эффект. В детской аудитории имеется гендерная разница в восприятии сцен насилия. Когда мальчики и девочки смотрят одну и ту же телепередачу, первые могут быть более подвержены «эффекту агрессии» и идентификации с типичным агрессивным мужским персонажем, тогда как девочки в большей степени испытывают страх, потому что идентифицируют себя с типичным женским персонажем-жертвой»;

Психотерапевтическая практика показывает, что немалую часть населения составляют своеобразные видеоманы. Это две возрастные категории: дети до 16 лет и пенсионеры. Явление видеомании напоминает наркоманию. Телеэкран существенно интенсифицировал гипногенную функцию, вплотную приблизив ее к гипнотической сути. (Л.П.Гримак, 2004).

Рассмотрим классификацию причин привлекательности медийного насилия для аудитории, разработанную Дж.Голдштайном (1998):

1) Субъектные характеристики. Наибольший интерес к теме насилия проявляют следующие категории:

а) мужчины;

б) индивиды, в большей степени, чем обычно, склонные к агрессивности;

в) те, чьи потребности в возбуждении и острых ощущениях можно определить в диапазоне от умеренной до высокой;

г) находящиеся в поиске своего социального «Я», или способа подружиться со сверстниками;

д) склонные к «запретному плоду»;

е) желающие увидеть восстановленную справедливость;

ж) способные сохранить эмоциональную дистанцию, для того, чтобы визуальные образы не вызывали слишком большое волнение.

2) Использование сцен, содержащих насилие: для управления настроением; для регуляции волнения и возбуждения; для возможности выражения эмоций;

3) Характеристики изображения насилия, которые повышают их привлекательность:

а) нереальность (музыка, монтаж, декорации);

б) преувеличенность или искаженность, фантастический жанр;

в) предсказуемый результат (справедливый финал);

4) Контекст. Сцены насилия (например, военная или криминальная тематика) более привлекательны в безопасной, знакомой обстановке.

Кроме того, сцены насилия в медиатекстах психологически готовят человека к напряженным эмоциональным ситуациям, позволяют проявить в символической форме свою физическую активность и способность действовать в кризисных ситуациях, осуществлять психическую саморегуляцию в момент замешательства.

Таким образом, среди основных причин притягательности медиатекстов, содержащих сцены насилия, у аудитории, А.В.Федоров (2007) выделяет следующие:

-- развлечение, рекреация, компенсация, желание испытать волнение/страх;

-- стремление виртуально испытать агрессию (эффект эмпатии);

-- отождествление с агрессивным персонажем или персонажем-жертвой (эффект идентификации);

-- игнорирование ограничений (эффект «запретного плода);

-- попытка увидеть насилие/агрессию, отражающие свой собственный опыт;

-- изучение окружающего криминального мира (постижение роли насилия в обществе и в районе обитания данной аудитории);

-- эффект самоуспокоения, т.е. эффект предчувствия счастливого финала и осознания того, что «весь этот кошмар происходит не со мной»;

-- гендерный эффект и т.д.

Все это полностью соотносится с основными теориями «медийных эффектов», которые описывают следующие механизмы воздействия аудиовизуальных произведений, содержащих сцены насилия:

- манипулирование чувством страха (например, стимулирование чувства страха перед агрессией и насилием);

- обучение аудитории насильственным/агрессивным действиям с их последующем совершением в реальной жизни (насилие как допустимый способ решения любых проблем);

- стимуляция, возбуждение агрессивных, подражательных инстинктов аудитории, ее аппетита по отношению к сценам насилия (особенно по отношении к аудитории с нарушенной психикой);

- «прививка» аудитории чувства равнодушия, безразличности к жертвам насилия, снижение порога чувствительности по отношению к проявлению насилия в реальной жизни;

- «катарсический», виртуальный и безопасный для окружающих выход агрессивных эмоций, не приводящих к негативным последствиям в реальной жизни». (А.В.Федоров, 2007).

Кроме того, посредством телевидения усиливается образование масс. Во время просмотра какой-нибудь популярной телепередачи мозг зрителей (независимо от отдаленности их друг от друга) подключается к единой системе, которая посредством знаков и символов, представляющих кодированный сигнал, формирует соответствующие психологические установки в подсознании человека. Таким образом зрители получают определенный код. Будучи закодированными – они начинают мыслить в заданных манипуляторами алгоритмах. Для активации кода достаточно дать сигнал. Методики кодирования тщательным образом разработаны в различных направлениях психотерапии (НЛП, психоанализ, гипноз и т.п.). Вопрос в том, что с развитием информатизации (21 век – век супертехнологий) появилась возможность проводить кодирование сразу огромной аудитории. У каждого телеканала имеются свои т.н. «целевые аудитории». Целевые аудитории телеканалов хорошо известны. Рейтинги составляются по приказу владельцев и руководителей каналов, т.к. приносят деньги спонсоров за рекламу. Каждая передача стоит определенную сумму. Сняв передачу, продюсер продает ее телеканалу, а телеканал прогнозирует ее рейтинг и в соответствии с этим рассчитывает стоимость рекламного времени. Если передача не будет приносить прибыль (основная прибыль ТВ за счет рекламы), такую телепередачу закроют. Законы программирования масс диктует рынок. Целевая аудитория, «подсевшая» на тот тили иной канал или телепередачу, становится еще более зависимой от ТВ. Для того чтобы исключить вредоносное воздействие ТВ на неподготовленных людей им следует воздержаться от просмотра телевизора. Более того, ТВ нельзя включать просто «для фона». Мы уже писали о том, что любая информация, попадающая в спектр действия репрезентативных или сигнальных систем человека, откладывается в подсознании. А значит – программирует человека, формируя паттерны и установки. Такой человек может не смотреть передачу, занимаясь другим делом (например, гладить белье, или готовить обед), но информация все равно входит в его подсознание. И усваивается такая информация намного быстрей, потому что цензура психики в этом случае практически бесконтрольно ослабевает. Например, если мы одновременно будем заниматься разными делами (читать, слушать музыку, идти или бежать и т.п.), то информация в таком случае практически беспрепятственно проникает в подсознание, и формирует там установки, в последующем влияющие на нашу жизнь.Любой поступок человека, любая его мысль, любое его желание – детерминировано раннее полученной психологической установкой. Начало подобной установки закладывается в детстве. Например, деспотичная мать, чувствуя возмущение по поводу непослушания ребенка, начинает выговаривать ему, что он ее не любит, тем самым бессознательно провоцируя в психике ребенка развитие невроза и психологической установки. Когда такой ребенок подрастает, и особенно если это девушка, то такая девушка несет негативные последствия полученной в детстве установки по жизни. С одной стороны эта девушка не может полюбить «слабого» (в ее представлении) мужчину из-за презрения к любой слабости (ведь мать ее учила, что надо быть сильной), но и не сможет сладить с «сильным» мужчиной, потому что имеет внутреннее (бессознательное) желание диктовать свою волю (как когда-то делала мать по отношению к ней или к мужу, ее отцу), а сильный мужчина руководить собой такой девушке-невротику не позволит. Он сам будет управлять ей, а значит у девушки произойдет дисбаланс в психике и она превратится в истеричку. Такая девушка будет хотеть невозможного: мужчина в ее представлении должен быть сверхсильным героем, чтобы понравиться ей, и в то же время он должен стать «подкаблучником» и выполнять любое ее желания. Слабого мужчину (который будет рад выполнять желания) она полюбить не может, а сильного любит – но он не выполняет ее желания, а сам выдает ей распоряжения, требуя беззаговорочного подчинения. И получается что и сама девушка как бы не виновата, а виновата ее истеричная мать, которая ввела таким образом психологическую установку в подсознание дочки, сформировав соответствующий паттерн поведения. Подсознание всегда оказывает влияние на сознание, причем фактор времени исключен, и то, что у человека отложилось в памяти (в бессознательном) через время непременным образом перейдет в сознание. Вопрос времени.







Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 455. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Ученые, внесшие большой вклад в развитие науки биологии Краткая история развития биологии. Чарльз Дарвин (1809 -1882)- основной труд « О происхождении видов путем естественного отбора или Сохранение благоприятствующих пород в борьбе за жизнь»...

Этапы трансляции и их характеристика Трансляция (от лат. translatio — перевод) — процесс синтеза белка из аминокислот на матрице информационной (матричной) РНК (иРНК...

Условия, необходимые для появления жизни История жизни и история Земли неотделимы друг от друга, так как именно в процессах развития нашей планеты как космического тела закладывались определенные физические и химические условия, необходимые для появления и развития жизни...

Основные структурные физиотерапевтические подразделения Физиотерапевтическое подразделение является одним из структурных подразделений лечебно-профилактического учреждения, которое предназначено для оказания физиотерапевтической помощи...

Почему важны муниципальные выборы? Туристическая фирма оставляет за собой право, в случае причин непреодолимого характера, вносить некоторые изменения в программу тура без уменьшения общего объема и качества услуг, в том числе предоставлять замену отеля на равнозначный...

Тема 2: Анатомо-топографическое строение полостей зубов верхней и нижней челюстей. Полость зуба — это сложная система разветвлений, имеющая разнообразную конфигурацию...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия