Студопедия — Краткая биография Сергея Есенина
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Краткая биография Сергея Есенина






 

(1895-1925)

 

 

Жизнь- обман с чарующей тоскою,

Оттого так и сильна она,

Что своею грубою рукою

Роковые пишет письмена.

 

(1925 г.)

 

 

Бурной и печальной была судьба Есенина. Яркая и беспокойная жизнь во многом способствовала неимоверной популярности его стихов задушевных, близких и понятных самым разным людям. О ней еще при жизни стали складываться легенды…

 

«Стихи начал слагать рано»

 

Родившись в семье крестьянина Александра Никитича Есенина в селе Константиново Рязанской области, мальчик очень скоро лишился родительского внимания, мать вынуждена была отправиться в Рязань на заработки. Дед с бабушкой взяли внука на воспитание.

 

В 9 лет, уже подросшего Сергея Есенина, отправляют в Константиновское земское училище, а затем - в церковно- учительскую школу в маленьком городке.

 

После Константинова, где его детство «прошло среди полей и степей», четырнадцатилетний подросток оказывается вдали от дома, в закрытой школе-интернате. Склонность к сочинительству не прибавляла юноше авторитета в глазах ребят. Все больше и больше начинал чувствовать он себя «белой вороной»,впрочем не без скрытой гордости ощущая свою исключительность, избранность.

 

Через несколько лет, работая над составлением первого сборника «Радуница»(1916г.), поэт пометил некоторые из входящих в него стихов 1911-1912 г. и если верить есенинским датировкам, то это самые ранние его стихи были написаны 16-17 лет, бесхитростные и чистые:

 

Ты поила коня из горстей в поводу,

Отражаясь, деревья ломались в пруду

В пряже солнечных дней время выткало нить

Мимо окон тебя понесли хоронить.

(«Подражание песне»,1910г.)

«Теперь решено. Я один. Жить теперь буду без посторонней помощи…» -пишет восемнадцатилетний Есенин своему другу уже из Москвы. Здесь он поначалу служит в мясной лавке, где работает его отец, вскоре поступает в типографию - помощником корректора. Ему неуютно и тягостно в Москве, и духовный подъем нередко сменяется «скучными песнями и грустными звуками». И все же московская жизнь не проходит для Есенина даром. Именно здесь в народном университете Шанявского, он получает основы гуманитарного образования. На одном из поэтических вечеров в университете Есенин читал новые стихи,слушателям особенно запомнилось «Гой ты, Русь моя родная…» 1914 г.

 

В конце 1915- начале 1916 имя Есенина встречается на страницах многих изданий рядом с именами самых известных поэтов. В это же время Есенин знакомится и сближается с поэтом Н.А. Клюевым, стихи которого во многом перекликались с есенинской музой. Оба поэта выступают под единым «крестьянским» знаменем.

 

Шла Первая мировая война, призыва в действующие войска удалось избежать. Есенин служил санитаром в Царскосельском военно-санитарном госпитале. Летом 1916 г. в Царском Селе он читал свои стихи в лазарете для раненных в присутствии императрицы. Это выступление, как и выступление несколькими месяцами ранее в Москве, вызвало негодование в петербургских литературных кругах.

 

В Царском Селе Есенин посетил Н.Гумилева и А.Ахматову и прочел им стихотворение поразившее их своим, казалось бы пророческим, последним четверостишьем:

Все встречаю, все приемлю,

Рад и счастлив душу вынуть.

Я пришел на эту землю,

Чтоб скорей ее покинуть.

(«Край любимый! Сердцу снятся…», 1914 г.)

 

«О, Русь, взмахни крылами…»

 

Февральскую революцию 1917 г. Есенин встретил восторженно. Ему чудилось, что из пламени, охватившего страну, вот-вот «Фениксом, жаром -птицею возлетит мужицкая Русь».

 

О, Русь, взмахни крылами,

Поставь иную крепь!

С иными временами

Встает иная степь.

(1917г.)

В эту пору в Есенине ощущалась большая перемена. Он казался мужественнее, взволнованно - серьезнее, чем в первые годы петербургской жизни. Поэт чувствовал себя одним из пророков, возвещающих наступление нового, «крестьянского» рая на земле. И вот одну за другой Есенин пишет небольшие поэмы, совершенно отличные от того, что им было создано прежде: «Отчарь»(1917г.), «Октоих» (1917г.) и, пожалуй, наиболее известную «Инонию»(1918г.; Инония - иная страна).

В 1918 г. восторженно приподнятое настроение сменяется у поэта растерянностью и недоумением. И вместе с А. Мариенгофом и В.Шершеневичем в последние месяцы 1918 г. берет на себя роль одного из организаторов имажинизма. литературное течение, представители которого заявляли, что цель творчества состоит в создании образа.

 

«…Я разлюбил нищую Россию»

 

Осенью 1921 г. в Москву приехала известная танцовщица Айседора Дункан, она встретила С. Есенина и вскоре они стали мужем и женой. Весной 1922 г. супруги улетели в свадебное путешествие, сначала в Европу, а потом в США. Как многим впервые попавшим в Европу русским людям, ему сначала нравится, что там «все прибрано и выглажено под утюг», но очень скоро он начинает «хлопать себя по колену и скулить, как собака».

 

В Америке и Европе Есенину не хватает «души», а встречи с русскими эмигрантами наводят тоску и грусть. В это время он и создает первые стихи из цикла «Москва кабацкая».

 

«Отговорила роща золотая…»

 

В последние годы жизни, несмотря на перепады настроения и ощущения бездомности, Есенин после возвращения из Европы много и увлеченно работает, много ездит по стране. Лирика Есенина становится одновременно и трагичнее, и сложнее. Одну за другой он пишет «маленькие поэмы» с красноречивыми названиями, говорящими сами за себя - «Возвращение на родину», «Русь бесприютная», «Русь уходящая», «Письмо к женщине». Певучи и на удивление мелодичны и стихи из цикла «Персидские мотивы», написанные во время поездки в Грузию и Азербайджан.

 

Но смысл судьбы будто ускользает от автора, в прошлом «мальчика», жившего «в простой крестьянской семье», «желтоволосого», «с голубыми глазами», а ныне «прохвоста и забулдыги», которого преследует «Черный человек».

 

Чуть ли не каждое стихотворение, написанное поэтом в эти годы, свидетельствует о том, что развязка его судьбы близка, в том числе и маленький шедевр «Отговорила роща золотая»:

 

Отговорила роща золотая

Березовым, веселым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком.

(1924 г.)

 

 

Жить С.А.Есенину осталось недолго. 24 декабря 1925 года Есенин приехал из Москвы в Ленинград, как он говорил, на постоянное место жительства. 27 декабря, утром, в гостинице «Англетер», сочинил стихотворение:

 

До свиданья, друг мой, до свиданья,

Милый мой, ты у меня в груди:

Предназначенное расставанье

Обещает встречу впереди.

 

До свиданья, друг мой, без руки, без слова,

Не грусти и не печаль бровей.

В этой жизни умирать не ново,

Но и жить, конечно, не новей.

 

(1925 г.)

 

А в ночь с 27 на 28 декабря, как писал поэт и критик В.Ходасевич, «он обернул вокруг своей шеи…веревку от чемодана, вывезенного из Европы, выбил из-под ног табуретку и повис лицом к синей ночи, смотря на Исаакиевскую площадь».

 

3.«Сказка об авторе» -

(Мифы и образы С.А. Есенина)

 

Талант Сергея Есенина, его загадочная гибель привлекали внимание столь многих, что написанное о нем может составить отдельную библиотеку. В то же время очень часто исследователи переписывают друг друга, искажая правду, мифологизируя образ поэта. Даже записи современников нельзя назвать безоговорочной истиной, ведь субъективное отношение к поэту неизбежно накладывало отпечаток. Многие мифы о Сергее Есенине часто берут начало из фактов его биографии, собственных заявлений, домыслов читателя, «настроения» эпохи. Еще при жизни, многочисленные сплетни и выдуманные истории не обходили его стороной, но он далеко не всегда стремился их опровергать, его фигура была окружена многочисленными мифами, не всегда точными, а порой и вовсе фантастическими. 3.1 С.А.Есенин «крестьянский поэт» Там, где капустные грядки Красной волной поливает восход, Клененочек маленький матке Зеленое вымя сосет… С. Есенин(1910г.) В рамках литературы в целом, С.Есенина принято считать «деревенским» поэтом. Но на наш взгляд, это определение для таланта Есенина является очень узким и в основном подходит лишь для характеристики его раннего образа. Как писал сам поэт в своей автобиографии «Стихи начал слагать рано. Толчки давала к этому бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами мне не нравились, и я их переделывал на свой лад. Стихи начал писать подражая частушкам.» Хороша была Танюша, краше не было в селе,Красной рюшкою по белу сарафан на подоле.У оврага за плетнями ходит Таня ввечеру.Месяц в облачном тумане водит с тучами игру. С.Есенин (1911) Бабушка сумела передать своему внуку всю прелесть народной устной и песенной речи. «Омут розовых туманов», «осеннее золото лип», «рдяный мак заката», «Русь - малиновое поле». Эти мотивы находят свои истоки в рязанских раздольях, где родился и провел свое детство С.А.Есенин. Ранняя лирика поэта – это своего рода драма деревенского парня, романтика и лирика, влюбленного в поля и леса человека, желающего рассказать о своей восторженной любви к примитивной жизни, рассказать о простой ее красоте. Среди современников бытовало мнение, что если Есенин вышел из крестьянской среды и не получил должного образования, то вряд ли можно говорить о его связях с литературными традициями. Распространению такого мнения о себе во многом способствовал и сам поэт, который, видя, что окружающие принимают его за некого крестьянского «пастушка», начинал подыгрывать им, закрепляя за собой этот образ. Современник и друг С.А.Есенина А. Мариенгоф в своем «Романе без вранья» вспоминает слова самого С.Есенина: «— Тут, брат, дело надо было вести хитро. Знаешь, и сапог-то я никогда в жизни таких рыжих не носил, и поддевки такой задрипанной, в какой перед ними предстал. Говорил им, что еду бочки в Ригу катать. Жрать, мол, нечего…» И очень скоро о нем заговорили, как о чуде. «Шелест шелка, запах духов, смешанная русско-парижская болтовня... И среди всего этого звонкий голос Есенина, как предостережение из другого мира, как ледяной ветерок в душистой оранжерее…» - именно так описывает свои встречи с С.Есениным в петербургских салонах 1915 г. поэт Григорий Иванов.Кто-то воспринимал Есенина лишь как будоражащего воображение паренька из деревни (зачастую он сознательно притворялся таким), конечно, не обошлось без доли лукавства и желания понравится слушателям. Поддерживая образ «крестьянского поэта» (о чем мы можем прочитать в воспоминаниях А. Мариенгофа) Есенин до последнего не хотел и оттягивал переезд сестер в Москву, чтобы став городскими барышнями они не помешали его карьере и репутации «крестьянского паренька». Я пастух, мои палаты-Межи зыбистых полей,По горам зеленым – скатыС гарком гулких дупелей… С.Есенин (1914 г.) Вскоре талант С.Есенина и образ «Рязанского Леля», как называли его в писательских кругах, приблизили «последнего поэта деревни» к заветной мечте, «за мировой славой в Санкт-Петербург приехал, за бронзовым монументом…» В конце 1915- начале 1916 имя Есенина встречается на страницах многих изданий рядом с именами самых известных поэтов. «Когда Есенин уже твердо стоял в литературе на своих собственных ногах, говорил своим голосом и носил свою есенинскую «рубашку» (так любил называть он стихотворную форму), наступил новый этап его творчества. Отойдя от родной деревни, давно потерявшей прежнюю духовную основу,он окунается в стихию бунтарства и озорства. И на смену «образу деревенского парня» приходит долго и усердно создаваемый миф о «хулигане» и «скандалисте», Есенин с отчаянной решимостью подводит итог прошлой жизни: Да! Теперь все решено. Без возвратаЯ покинул родные поля.Уж не будут листвою крылатойНадо мною звенеть тополя. Низкий дом без меня ссутулился,Старый пес мой давно издох.На московских изогнутых улицахУмереть, знать, судил мне Бог…(1922г.)

 

3.2 С.А.Есенин «хулиган» и «скандалист»

 

(Историческая эпоха, как фактор,

источник вдохновения и творчества С.А. Есенина)

 

 

Мне осталась одна забава:

Пальцы в рот - и веселый свист.

Прокатилась дурная слава,

Что похабник я и скандалист.

(1923)

 

Исследователи творчества С. Есенина неоднократно обращали внимание на «хулиганскую» сущность лирического героя его стихов и на «творческое», или «образное», «хулиганство» поэта.

 

Идея свободы творчества и неразрывно связанный с нею феномен «хулиганства» являются знаковыми в русской культуре Серебряного века. Эпоха исторических переворотов ознаменовалась кризисом культуры, преобладанием в ней тенденций к разрушению. Опыт литературных революций востребовал к жизни тип автора-индивидуалиста, не принимающего никакие литературные авторитеты, переоценки ценностей авторского «Я» утверждалось через отрицание, установившегося в литературе, канона.

 

В свою очередь литературный критик А.К. Воронский попытался объяснить «хулиганскую» сущность есенинского лирического героя национально - исторически: «Есть в опоэтизировании забулдыжничества нечто от деревенского дебоша парней, от хулиганства, удали, отчаянности, от неосмысленной и часто жестокой траты сил, а это, в свою очередь, связано с нашей исторической пугачевщиной».

 

По мнению же друзей и современников поэта, в «есенинском хулиганстве» прежде всего, повинна критика, а затем уже читатель и толпа. Именно критика надоумила С.Есенина создать свою «хулиганскую» биографию, пронести себя «хулиганом» в поэзии и жизни.

А. Мариенгоф в своих воспоминаниях о С.Есенине, пишет о критической заметке, которая стала неким толчком для написания стихотворения «Дождик мокрыми метлами чистит», в котором С.Есенин впервые в стихотворной форме заявил о себе как о хулигане:

 

Дождик мокрыми метлами чистит

Ивняковый полет по лугам.

Плюйся, ветер, охапками листьев,-

Я такой же, как ты, хулиган.

 

***

 

Но не бойся, безумный ветр,

Плюй спокойно листвой по лугам.

Не сотрет меня кличка «поэт»,

Я и в песнях, как ты, хулиган.

 

(1919г.)

 

 

И после огромного успеха «Хулигана»- первого стихотворения в подобном амплуа для С.Есенина, поэт решил, что именно этот «образ» и есть его дорога, его «рубашка». «Есенин вязал в один веник поэтические свои прутья и прутья быта. Он говорил: “Такая метла здоровше”. И расчищал ею путь к славе».

«Я не знаю, что чаще Есенин претворял: жизнь в стихи или стихи в жизнь»-писал друг поэта, рассказывая так же несколько случаев из жизни Есенина, в которых описывал показное, несколько надуманное «хулиганство» поэта. «Запланированные» дебоши и скандалы были одним из способов поддержания «имиджа скандалиста».

Данную мысль не раз подтверждал и сам С.Есенин, говоря о людях, для которых писал в стихах эпатирующие строчки, поэт заметил: «- Это они хулиганы и бандиты в душе, а не я. Оттого-то и стихи мои им нравятся. А я хулиганю как раз ровно настолько, чтобы они считали, что я пишу про себя, а не про них».

 

Хулиган я, хулиган.

От стихов дурак и пьян.

Но и все ж за эту прыть,

Чтобы сердцем не остыть,

За березовую Русь

С нелюбимой помирюсь.

(1925 г.)

 

 

"...Рядясь в маску хулигана, - пишет Ольга Воронова, занимавшаяся исследованием творчества Есенина, - поэт не ограничивается стремлением эпатировать мещанскую толпу, он преследует иную, более значительную цель - донести до современников некие выношенные им истины, не во всём совпадающие с принятой большинством мерой ценностей и идеалов... Это намеренное антисоциальное поведение человека, при котором он живет под личиной «поврежденного в уме».

Возникают параллели со средневековой культурой и можно провести аналогию с площадным шутом - «мудро безумствующим персонажем», остроумным и сквернословным. «В нем есть мозги, чтоб корчить дурака;/А это дело требует смекалки:/Он должен точно знать, над кем он шутит,/Уметь расценивать людей и время» (У.Шекспир, «Двенадцатая ночь, или что угодно»).

Из уст шута, «выворачивающего наизнанку реальность», безнаказанно звучит правда о людях, об общественном строе. Не побоимся предположить, что и С.Есенин, «всегда любивший слово нутром выворачивать наружу, к первоначальному его смыслу», высказывал свою правду о мире и людях, прикрываясь маской «скандалиста», творя миф «хулигана».

Кроме того, вероятно, для поэта это так же возможность замаскировать, скрыть под маской шута разочарование, несбывшиеся надежды и отчаяние.

Образ «хулигана», «скандалиста», человека нарушающего общепринятый порядок и строй, сделал поэзию этого периода «принятой» и «освещенной» в уголовном мире, который вовсе не жалует стихов.

3.3 С. Есенин – поэт принятый уголовным миром.

 

 

Ведь и себя я не сберег
Для тихой жизни, для улыбок.
Так мало пройдено дорог,
Так много сделано ошибок.

 

С.Есенин (1923г.)

 

 

Поэтизация хулиганства... Есенинское хулиганство, прославленное стихами, с нотками тоски, все, вызывающее жалость, протест, обреченность, тон обиженного на мир, оскорбленного миром человека все это нашло отклик в душах заключенных.

Чем же так близка эта поэзия Есенина преступному миру? В.Шаламов, автор «Очерков преступного мира», объясняет подобную популярность, прежде всего, проходящим через стихи «хулигана» воспеванием пьянства, кутежа, разврата, кроме того, определенным отношением к женщинам, к которым в уголовном мире относятся с презрением, считая её низшим существом. Женщина не заслуживает ничего лучшего, кроме издевательств и грубых шуток. Есенинские стихи о пьяных проститутках блатные знают наизусть и давно взяли их «на вооружение». Мы не владеем полной информацией о том, какие именно стихи считаются «классикой»в преступных кругах, но смеем предположить, что среди них такие как: «Сыпь, гармоника. Скука…Скука», «Да теперь решено, без возврата..»:

 

Шум и гам в этом логове жутком,Но всю ночь напролёт, до зари,Я читаю стихи проституткамИ с бандитами жарю спирт. Сердце бьётся всё чаще и чаще,И уж я говорю невпопад:- Я такой же, как вы, пропащий,Мне теперь не уйти назад. (1922 г.)

 

 

И воспевание женщины матери:

 

Ничего, родная! Успокойся.

Это только тягостная бредь.

Не такой уж горький я пропойца,

Чтоб, тебя не видя, умереть.

 

***

 

И молиться не учи меня. Не надо!

К старому возврата больше нет.

Ты одна мне помощь и отрада,

Ты одна мне несказанный свет.

 

(1924 г.)

 

Круг почитателей таланта С.А.Есенина охватывает разные социальные группы, что еще раз подтверждает гениальность поэта.

 







Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 861. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Репродуктивное здоровье, как составляющая часть здоровья человека и общества   Репродуктивное здоровье – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия при отсутствии заболеваний репродуктивной системы на всех этапах жизни человека...

Случайной величины Плотностью распределения вероятностей непрерывной случайной величины Х называют функцию f(x) – первую производную от функции распределения F(x): Понятие плотность распределения вероятностей случайной величины Х для дискретной величины неприменима...

Схема рефлекторной дуги условного слюноотделительного рефлекса При неоднократном сочетании действия предупреждающего сигнала и безусловного пищевого раздражителя формируются...

Виды и жанры театрализованных представлений   Проживание бронируется и оплачивается слушателями самостоятельно...

Что происходит при встрече с близнецовым пламенем   Если встреча с родственной душой может произойти достаточно спокойно – то встреча с близнецовым пламенем всегда подобна вспышке...

Реостаты и резисторы силовой цепи. Реостаты и резисторы силовой цепи. Резисторы и реостаты предназначены для ограничения тока в электрических цепях. В зависимости от назначения различают пусковые...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия