Общие характерные черты СредневековьяОбщей характерной чертой духовной жизни феодального общества было господство религии в области идеологии. Различные религиозные учения — буддизм, христианство, ислам и их церковные организации выполняли одинаковую функцию — укрепляли господство феодалов над народом и являлись «наивысшим обобщением и санкцией существующего феодального строя». Огромная роль религии в общественной жизни средневековых государств обусловила и сильнейшее влияние ее на культуру и искусство. В Западной и Восточной Европе и в Византии христианская церковь подчинила себе школу, превратила философию в служанку богословия, заставила служить церкви искусство и науку. Этим в значительной степени объясняется преимущественно религиозный характер средневековой философии, литературы и искусства этих стран, а также замедленное развитие естественных и точных наук. Это же привело и к господству аскетических идеалов в искусстве, к выражению в нем прежде всего духовного начала, что так резко отличает памятники средневекового искусства от памятников классической древности. Вместе с тем наряду с церковной и светской культурой феодалов жила и развивалась народная культура, находившая выражение в народном эпосе, сказаниях, песнях, в самобытном и ярком прикладном искусстве и других областях творчества. Народное творчество служило основой лучших произведений средневекового искусства и литературы. На всем протяжении своего развития культура феодального мира складывалась в борьбе прогрессивных и реакционных сил. В период, когда началось разложение феодального строя, вместе с первыми ростками капитализма возникает и новое мировоззрение — гуманизм, послужившее основой жизнеутверждающей культуры Возрождения.
• синтез различных видов искусства, где ведущее место отводилось архитектуре; • ориентированность художественного языка на условность, символику и малый реализм, связанные с мировоззрением эпохи, в которой устойчивыми приоритетами были вера, духовность, небесная красота; • эмоциональное начало, психологизм, призванные передать накал религиозного чувства, драматизм отдельных сюжетов; • народность, (в эпоху Средневековья народ был творцом и зрителем: руками народных умельцев создавались произведения искусства, воздвигались храмы, в которых молились многочисленные прихожане. Используемое церковью в идеологических целях культовое искусство должно было быть доступным и понятным всем верующим); • имперсональность (согласно учению церкви, руку мастера направляет воля Бога, орудием которого считался зодчий, камнерез, живописец, ювелир, витражист и т.д., нам практически неизвестны имена мастеров, оставивших миру шедевры средневекового искусства).
Как уже отмечалось выше, лицо средневекового искусства определяла архитектура. Но в эпоху германских завоеваний античное архитектурное искусство пришло в упадок. Поэтому в области архитектуры Средневековью пришлось начинать все заново.
|