Студопедия — Все, что направлено против народа, не может быть моральным, а потому допускает аналогичные средства борьбы
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Все, что направлено против народа, не может быть моральным, а потому допускает аналогичные средства борьбы






 

Человеческая история – круговорот событий.

Одни формы гос. устройства сменяют другие. Сначала вожди избирались из числа сильных и храбрых, позднее – мудрых и справедливых.

Со временем монархи перерождаются в тиранов. Народ восстает и свергает их

Республика - лучшая форма правления, однако итальянская действительность, по мнению М., требовала установления единовластия.

М. полагает, что насилие не должно быть самоцелью; оно должно исправлять, а не разрушать. Чрезмерное насилие может вызывать страх и ненависть, а они чреваты гневом масс.

Руководить можно не только наказанием, но и лаской, НО:

Любят на свое усмотрение, а страшатся на усмотрение государя

Своего слова князь должен придерживаться только тогда, когда ему это выгодно, иначе он может быть обманут сам.

Правитель, не способный на жестокость, не может удержать власть: от наказаний страдают отдельные люди, милосердие ведет к беспорядку, грабежам и убийствам, от которых страдает все население

Лучше убить, нежели угрожать: угрожая, мы создаем и предупреждаем врага, убивая – избавляемся от него навсегда.

Правитель должен быть скупым, а не щедрым, ибо скупость наполняет казну, не обременяя подданных, а щедрости на всех не хватит и она тяжким бременем ложится на народ.

 

Симпатии М. - на стороне средних и высших слоев торгово-ремесленнического населения итальянских городов / народа – popolo. Он побаивался черни / plebs, которая легко вовлекалась в авантюры.

Успешный правитель должен обладать такими чертами:

1. его авторитет / власть базируются на поддержке сторонников

2. подчиненные должны знать, чего они могут ожидать от своего правителя, и понимать, чего он ждет от них

3. тот, кто руководит, должен иметь волю к выживанию

4. он должен быть эталоном мудрости и справедливости для своих сторонников

 

В поисках соц-политического идеала не все мыслители апеллировали к идеям свободы личности, индивидуализма, защиты частной собственности

Авторы альтернативных «рецептов» указывали на целесообразность общ. собственности, коллективистских принципов в соц. жизни. Так в XVI – XVІI ст. появляются концепции УТОПИЧЕСКОГО СОЦИАЛИЗМА.

 

Томас Мор (1478 – 1535) происходил из состоят. семьи лондонского судебного чиновника. Учился в Оксфорде, где примкнул к кружку оксфордских реформаторов. Занимал видные гос. должности: был канцлером одного з герцогств, дипломатом, работал в Парламенте, где критиковал налог. политику Генриха VII, за что впал в немилость и вернулся к полит. деятельности лишь после смены главы гос-ва. Был знаком с греч. и лат. авторами, библейскими текстами, работами «отцов» христ. церкви. Будучи католиком, отказ. присягнуть королю как главе англиканской церкви, в связи с чем был заключен в Тауэр и через 3 года казнен.

В 1886 году причислен к лику святых, в 1935 – канонизирован.

Написал целый ряд антипротестантских полемических трактатов; его проза повлияла на драматургическую д-сть Шекспира.

Его самое известное произведение – диалог «Утопия» ИЛИ «Золотая книга, столь же полезная, как и забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия». Стиль книги – робинзонада.

«Топия» (грецьк.) – место: евтопия – хорошее место / оутопия – несуществующее место

Как и в «Государстве» П., в У. нет не только частной, но и личной собственности. Тут нет денег, драгоц. металлов – золота, серебра. Хотя для внеш. экон.отношений они используются.

Производство в У. обобществленои основано наремесленническом труде. Каждый должен был овладеть определенным ремеслом, а во время сбора урожая граждане в необходимом количестве привлекались к выполнению с/х работ. Есть среди граждан категория профессионально занимающихся наукой – они освобождены от физического труда.

Наиболее тяжелую и неприятную работу выполняют рабы – осужденные за тяжкие преступления.

Люди работают по 6 часов в день, а остальное время отдают наукам и искусству. Важной ценностью провозглашается здоровье человека; жизнь не должна быть аскетичной, все разумные потребности следует удовлетворять в тех масштабах, которые не вредят здоровью.

Достаточно высокая производительность труда и равное участие в производстве и распределении обеспечивают безбедную жизнь всех граждан.

В Утопии действует демократический полит. режим (выборность руководства, участие в госуд. делах ….). Руководителей и священников выбирают из числа тех, кто занимается интеллектуальным трудом.

 

Томмазо Кампанелла,наст. имя – Джованни Доменико (1568 – 1639) родился в семье сапожника. Уже в детстве демонстрировал недюжинные интеллектуальные способности, благодаря чему его приняли в школу, дав возможность учиться бесплатно. Для продолжения обучения в 15 л. он идет в монастырь ордена доминиканцев. За то, что К. в 1599 г. возглавил антииспанский заговор в Калабрии, он был помещен в тюрьму. Там провел 27 лет и написал свой «Город солнца» (1602 р.).

До заключения и уже в застенках создал целый ряд произведений по философии /Философия, доказанная чувствами/, педагогике, астрономии, медицине. Благодаря покровительству папы Урбана VIII, который любил астрологию, К. передали в ведение римской инквизиции и оправдали. Он уехал во Францию, где даже опубликовал часть своих произведений.

В философии придерживался идей сенсуализма и деизма. Хотя и сочетал их с религиозной мистикой, увлечением магией и астрологией.

 

Повествование в «Городе Солнца», как и в «Утопии», ведется от имени путешественника: он посетил остров, жители которого «вели философский образ жизни общинной».

В городе-государстве отсутствует частная собств-ть. Вообще К. считает безбожием выдвижение на первый план приватних, индивидуальных интересов.

Ввиду наличия у соляриев заинтересованности в труде он достаточно продуктивен и рабочий день длится всего 4 часа.

Соляриям не присущи чрезмерные материальные запросы; в соц. плане это практически однородная общность. Соц. неоднородность присутствует лишь в аспекте разделения труда на умственный и физический, управленческий и труд исполнителей.

Способности у всех явл. разными от природы, что обусловлено в т.ч. расположением светил, звезд; их можно усовершенствовать в процессе обучения.

К. считал астрологию наукой:

много что в жизни определяется независимыми от нас обстоятельствами, но ч-к как свободное и деятельное существо может влиять на судьбу.

 

Во главе государства – МЕТАФІЗИК – наиболее компетентный из специалистов: его квалификация охватывает практически все отрасли знания – как филос., так и технического и точного (физика, математика, астрология, история и даже живопись). Он, как и любой другой солярий, обучен ремеслам.

 

Управлять гос-вом Метафизику помогают помощники, главные из которых –

- по военному делу (МОЩЬ)

- по наукам (МУДРОСТЬ)

- по питанию, деторождению, воспитанию (ЛЮБОВЬ)

Регулярно в государстве собирается Большой совет – народные сборы, к-рые правомочны переизбирать правительство.

Некоторые полагают, что утопия К. – это воплощение идеи меритократии – власти специалистов – или аристократии – власти лучших. Некоторые наз. это теократией /власть жрецов

В Городе Солнца нет моногамной семьи,хотя отношения между м-нами и ж-нами определенным образом регламентируются / контроль помощника по любви и астролога.

Обучение детей предусматривает такие элементы, как игры, усвоение наук, ремесел, работа в поле. На досуге солярии имеют возможность совершенствоваться телесно и интеллектуально.

Законы, по к-рым живут солярии, вырезаны на медной доске при входе в храм. Их основная суть – в библейском правиле: чего не хочешь самому себе, не делай другому, и что хочешь, чтобы делали тебе, делай и ты сам.

К. XV – XVI ст. – начало новой эпохи в истории соц.-филос. мысли Украины. Тип византийско-славянской христ. ф-фии, что определял дух. жизнь У. до этого времени, исчерпал себя.

В XV ст. гибнет Византия, хотя еще во время своего сущ-ния, после раскола церквей, восточно-византийская культурная традиция начала отмежевываться от западной.

Украина попала под власть полсько-литовского гос-ва (в 1452 р. оккупируется Волынь, с 1472 р. – Киев с прилегающими территориями). Этот период знаменуется борьбой за полит. самоопределение и существование как отдельной нац. общности, а также идейным сопротивлением католицизма.

Одновременно через Польшу осущ-ся активные научные и культурные контакты с Зап. Европой, где постепенно распространяются идеи Ренессанса с его «пропагандой» справедливого соц. строя, не обремененные религ. догматикой.

В них человек, его потребности и интересы (в т.ч. земные, плотские) выходят на первый план (гуманизм). Обосновываются идеи свободы и челов. достоинства.

В соц.-филос. мысли новые идеи заимствовались в виде синтеза аристотелизма и платонизма (познание возможно через постижение Бога),

Одновременно РЕФОРМАЦИЯ провозглашает отсутствие посредников между ч-ком и Богом: шлях к единению с Богом – самососредоточение, углубление во внутр. дух. мир.

 

Обогащаются науч. знания о ч-ке, природе, Вселенной. В У. в это время действует кружок укр. книжников, которые с к. ХV ст. осуществляют переводы на староукраинский язык серии трактатов по вопросам метафизики, логики, медицины, астрономии. Одним из основных был трактат (своеобразная энциклопедия) «Аристотелевские врата».

Наиболее яркие представители этой плеяды:

Юрий Дрогобыч (ок.1450-1494 гг.)

Павел Русин из Кросна (умер в 1517 г.) Ст. Ориховский Роксолан (1513 – 1566 гг.).

Практически все они обучались, как минимум, в Краковском ун-те, некоторые и в Болонье, в ун-тах Германии. Ю.Дрогобыч получил в Болонье степень д-ра философии и медицины и преподавал там, а потом занял должность ректора университета.

Ст. Ориховский род. в с. Ориховицы близ Перемышля. ______________

Обучался в Краковском, Венском, Виттенбергском, Падуанском и Болонском ун-тах; совершенствовал знания в Венеции, Риме, Лейпциге. Прослыл выдающимся оратором, публицистом, ф-фом.

Среди учителей О. был даже Мартин Лютер, работавший на момент пребывания О. в Европе в Виттенбергском ун-те.

Возвратившись после 17-летнего пребывания в Европе в Перемышль О. принимает участие в гуманистическом движении. Благодаря д-сти О. и др. гуманистов в укр. соц. мысли утвердился взгляд на человека как активного творца, субъекта истории.

О. считается отцом отечественной историографии; он наз. историю учительницей жизни. Как и др. гуманисты, он не отождествляет историю человечества с историей церкви. Причины ист. событий – в реальной земной жизни.

Жанр, который он использовал, это, в осн., памфлеты, речи, листы, диалоги. Напр. «Обращение к польской шляхте», «О турецкой угрозе », «О целибате», «Напутствие польскому королю Сигизмунду Августу»…

Он счит. автором не дошедшей до нас брошюры «О природном праве». В Европеэту проблему одним из первых поднял Г.Гроций (1625 г., робота «О праве войны и мира»).

Концепция прир. права выступала орудием критики церковных и в целом феод. порядков как таких, что не соответствуют прир. справедливости.

Прир. право (закон) стоитвыше людских законов, т.к. их можно заменить, а природное право - нет.

Г-во возникает в результате общ. договора, ибо людям свойственно врожденное стремление к взаимной помощи и склонность друг к другу, которая «нас будто склеивает и узлом вяжет»

РАБОТА « Напутствие польскому королю Сигизмунду Августу »

I часть: Как нужно защищать государство. Дает советы о том, что нужно активно привлекать молодежь к делам государственным, чтобы привыкала к трудностям

II часть: Что в государстве больше – закон или король. Государство – достойнее короля; закон – душа и разум державы, такой закон больше короля, он даже лучше самой державы, тем более если она слабая. Благодаря закону избирается 1 человек, которого мы зовем королем, это уста, глаза и уши закона.







Дата добавления: 2015-08-10; просмотров: 350. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Виды сухожильных швов После выделения культи сухожилия и эвакуации гематомы приступают к восстановлению целостности сухожилия...

КОНСТРУКЦИЯ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ ВАГОНА Тип колёсной пары определяется типом оси и диаметром колес. Согласно ГОСТ 4835-2006* устанавливаются типы колесных пар для грузовых вагонов с осями РУ1Ш и РВ2Ш и колесами диаметром по кругу катания 957 мм. Номинальный диаметр колеса – 950 мм...

Философские школы эпохи эллинизма (неоплатонизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм). Эпоха эллинизма со времени походов Александра Македонского, в результате которых была образована гигантская империя от Индии на востоке до Греции и Македонии на западе...

ИГРЫ НА ТАКТИЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Методические рекомендации по проведению игр на тактильное взаимодействие...

Реформы П.А.Столыпина Сегодня уже никто не сомневается в том, что экономическая политика П...

Виды нарушений опорно-двигательного аппарата у детей В общеупотребительном значении нарушение опорно-двигательного аппарата (ОДА) идентифицируется с нарушениями двигательных функций и определенными органическими поражениями (дефектами)...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия