Студопедия — Самореализация.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Самореализация.






Один из основополагающих принципов Глубинной экологии, принцип самореализации. Этот принцип гласит, что все существа обладают неотъемлемым правом на самореализацию, которая заключается для человека в расширении и углублении его «Я», посредством самоидентификации человека с окружающим миром. «Посредством отождествления себя с окружающим миром, истинной любви к своему расширенному «я», люди могут увидеть, что их интересы совпадают с защитой окружающей среды.» [16.,c.8]. Так реализуя этот принцип, человек будет воспринимать всякий урон наносимый окружающей среде как урон самому себе. Таким образом, этот принцип позволит решать экологические проблемы на новом, более глубоком уровне, на уровне психического восприятия. Арне Несс приводит анализ данного принципа:

«1. Мы недооцениваем себя, поэтому я делаю упор на личность. Мы все время путаем ее с узким «эго».

2. Человеческая природа такова, что при достаточном созревании, мы не сможем обойтись без "отождествления" себя с другими существами, прекрасными или уродливыми, большими или маленькими, разумными или нет. Позднее я детальнее остановлюсь на своем принципе отождествления.

3. В традиционных представлениях созревание личности проходит через три стадии — от «эго» до социальной личности, и от социальной личности до метафизической. При таком представлении наше отождествление с другими человеческими существами, а тем более с природой, весьма незначительное. Поэтому я ввожу новое понятие экологической личности. С самого начала мы можем чувствовать себя внутри природы, быть связанной с ней или даже быть для нее. Общество и человеческие отношения важны, но наша личность для нас важнее, как и ее отношения с окружающим миром. Эти отношения распространяются не только на людей и человеческое общество, но и на сообщество всех живых существ.

4. Радость и смысл жизни повышаются в результате роста самореализации, в результате полной реализации потенциала каждого живого существа. Каково-бы ни было различие между существами, рост самореализации означает расширение и углубление своей личности.

5. Из-за неизбежного процесса отождествления себя с другими, мы начинаем созревать, наша личность расширяется и углубляется. Мы "видим себя в других". Самореализация затруднена, если самореализация тех, с которыми мы себя отождествляем, недостаточна. Любовь к себе должна преодолеть этот препятствие за счет помощи в самореализации других в соответствии с формулой "живи и давать жить другим." Таким образом, все, чего только можно достичь с помощью альтруизма — ответственное, моральное отношение к другим — может быть достигнуто — и даже больше — с помощью расширения и углубления нашей личности. В соответствии с Кантом, мы начинаем "действовать прекрасно", вне зависимости от того, морально это или аморально.

6. Вызов сегодняшнего дня – это спасение планеты от дальнейшего ее разрушения, направленного против просветленного эгоизма людей и других существ, уменьшающего радость существования.» [18, c. 2].

Эмпатия является средством к достижению самореализации, к выработке «экологического Я»: «Я приведу лишь одно определение, которое можно рассматривать как приближенное определение "экологической личности". Экологическая личность человека – это то, с чем себя отождествляет данный человек.

Это ключевое описание (а не собственно определение) личности переносит тяжесть определения на процесс отождествления личности.

Какова главная суть такого отождествления? Это ситуация, при которой отождествление вызывает чувство глубокого сопереживания (эмпатию). Сорок лет назад я впервые испытал это чувство при встрече с нечеловеческим существом. Я смотрел в старинный микроскоп на то, как смешиваются две химические жидкости. В этот момент с лемминга спрыгнула блошка и попрыгав по столу опустилась в раствор кислоты. Спасти ее было практически невозможно. Блошка умирала долго. Ее судороги были ужасными. В тот момент, совершенно естественно, я также ощутил боль и сочувствие к этому существу. Это сочувствие основывалось прежде всего на процессе моего отождествления с этим существом, "Я сам был блошкой." Если бы я был от нее отчужден и не видел в ней ничего «своего», то ее смертельные муки не вызвали у меня никаких эмоций. Поэтому для сострадания или солидарности, необходимо отождествление; или, в случае с людьми, солидарность.» [18].

Несс утверждает, что прибегнув к такой эмпатийной сопричастности всему мирозданию, отпадёт нужда в какой-либо морализаторской деятельности, так как уважительное отношение к природе станет таким же естественным, как естественно для нас не задумываться о контроле над своим дыханием.

Арне Несс проводит принцип ГЭ самореализации с «самореализацией» в пантеистическом учении Спинозы, выраженному в работе «Этика». Так норвежский философ в своей работе «Спиноза и экология» видит как минимум 16 точек соприкосновения учения Спинозы и Глубинной экологии. Например седьмой пункт данного эссе гласит: «Каждое существо стремиться к самосохранению и развитию своей сущности или природы. Каждая сущность это манифестация Природы или Бога. Сущетсвует бесконечное множество способов в которых божественная сущность проявляет себя. И бесконечное число существ, в которых выражается сущность Бога или Природы.

Первичное всепроникающее стремление это не достижение всего лишь адаптации к внешнему воздействию. Это стремление заключается в активном формировании природы. Успешные попытки, создают новые пути реализации. Основная мотивация к такому формированию, это усиление и расширение само-причинности (self-causing). Термин «самореализация» лучше чем термин «самосохранение», первое это суггестивная активность и креативность, последнее это пассивно консервативная и оборонительная позиция.» [17, c.7].

Норвежский философ сравнивает принцип самореализации с учением Индуизма «Адвайта-веданта», учением о не двойственности, утверждающим единство субъекта и объекта. Будучи вдохновлённый деятельностью М. Ганди, метафизика которого строилась на этом учении, Арне Несс уповает на ненасильственную борьбу в деле защиты окружающей среды.

Глубинные эклоги выделяют 3 стадии самореализации человека: а) отождествление себя с «Я», эгоистическая позиция; б) отождествление себя с обществом, социализация; в) отождествление себя со всем окружающим миром, и в конечном счёте абсолютом. «Ду­хов­ный рост, или рас­ц­вет, рас­к­ры­тие, на­чи­на­ет­ся, ког­да мы пе­рес­та­ём по­ни­мать или рас­с­мат­ри­вать се­бя как изо­ли­ро­ван­ных, огра­ни­чен­ных, кон­ку­ри­ру­ю­щих эго и на­чи­на­ем иден­ти­фи­ци­ро­вать се­бя с дру­ги­ми людь­ми — сво­ей се­мьёй, дру­зья­ми, и, в ко­неч­ном счё­те, со всем на­шим ви­дом. Одна­ко в глу­бин­ной эко­ло­гии чув­с­т­во соб­с­т­вен­но­го «я» тре­бу­ет даль­ней­ше­го рос­та и зре­лос­ти, оно пред­по­ла­га­ет иден­ти­фи­ка­цию се­бя не толь­ко со всем че­ло­ве­чес­т­вом, но и со всем осталь­ным ми­ром, не при­над­ле­жа­щим к че­ло­ве­чес­ко­му ро­ду. Мы дол­ж­ны ви­деть даль­ше на­ших узких сов­ре­мен­ных куль­тур­ных пред­с­тав­ле­ний и цен­нос­тей, общеп­ри­ня­то­го по­ни­ма­ния на­ше­го вре­ме­ни и мес­та, а это луч­ше все­го дос­ти­га­ет­ся пос­ред­с­т­вом ме­ди­та­тив­но­го про­цес­са глу­бин­ной пос­та­нов­ки воп­ро­сов. Толь­ко та­ким пу­тём мо­жем мы на­де­ять­ся стать пол­нос­тью зре­лой, уни­каль­ной инди­ви­ду­аль­нос­тью.» [3, с.9].

Таким образом через принцип самореализации осущевствляется равноправие всех форм на жизнь и процветание.







Дата добавления: 2015-08-10; просмотров: 482. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Понятие о синдроме нарушения бронхиальной проходимости и его клинические проявления Синдром нарушения бронхиальной проходимости (бронхообструктивный синдром) – это патологическое состояние...

Опухоли яичников в детском и подростковом возрасте Опухоли яичников занимают первое место в структуре опухолей половой системы у девочек и встречаются в возрасте 10 – 16 лет и в период полового созревания...

Способы тактических действий при проведении специальных операций Специальные операции проводятся с применением следующих основных тактических способов действий: охрана...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Методика исследования периферических лимфатических узлов. Исследование периферических лимфатических узлов производится с помощью осмотра и пальпации...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия