Студопедия — Анализ поведения и деятельности ребенка в игре. 1. Принятие задачи — учебной (на первом этапе), игровой (на протяжении всей игры), совместных действий (на третьем этапе).
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Анализ поведения и деятельности ребенка в игре. 1. Принятие задачи — учебной (на первом этапе), игровой (на протяжении всей игры), совместных действий (на третьем этапе).






1. Принятие задачи — учебной (на первом этапе), игровой (на
протяжении всей игры), совместных действий (на третьем этапе).

2. Произвольность поведения — длительность сохранения зада­
чи (время), успешность неоперационального и итогового видов
контроля (словесный отчет о действиях).

3. Владение пространственными действиями — умение опреде­
лять направление движения, владение «пространственной» лек­
сикой, скорость выполнения действий.

4. Владение знаковым письмом — умение кодировать и декоди­
ровать информацию.

5. Характер общения — сотрудничество, соперничество, мани­
пуляции и др.

Примерный набор ходов-«приказов»

1. 2 клетки вверх, 3 клетки вправо.

2. 3 клетки влево, 5 клеток вниз, 2 клетки вправо.

3. 4 клетки вправо, 2 клетки вниз, 3 клетки влево, 1 клетка
вверх.

4. 1 клетка вниз, 7 клеток вправо, 2 клетки вправо, 4 клетки
вверх, 3 клетки влево.

5. 6 клеток вниз, 4 клетки влево, 12 клеток вверх, 2 клетки
вправо, «перелететь» в левый верхний угол.


3.2. «УМЕЛАЯ ПОРТНИХА»

Оборудование и материалы:

1. Два набора игровых полей (по три игровые карты, разде­
ленные соответственно на шесть, девять и двенадцать клеток).

2. Два одинаковых набора пуговиц (по 7—10 штук), различа­
ющихся по цвету и форме.

3. Схемы-задания, контрольные карточки.

4. Шкала роста «Сила памяти», фишки-пуговицы (трех-, че­
тырех- и пятицветные).

5. Цветные карандаши.

Содержание вводной беседы психолога с ребенком:«Ты знаешь, кто такая портниха? Верно, это мастерица, которая умеет шить одежду — брюки, юбки, платья... И почти ко всякой одежде ей нужно пришить пуговицы. Посмотри, на твоей одежде есть пуго­вицы? Видишь, на платье -- маленькие пуговки, а на куртке, пальто — большие. Портниха подбирает к одежде подходящие пу­говицы. Сегодня мы начнем играть в игру, которая так и называ­ется "Умелая портниха". Ты узнаешь, как портниха отличает пу­говицы друг от друга, научишься разгадывать мои загадки и сочи­нять загадки от лица портнихи про пуговицы».

На первом этапе игры взрослый вместе с ребенком опре­деляют пространственные признаки шестиклеточного игрового поля (в случае затруднений рекомендуем перейти к дополнитель­ному упражнению «Молчаливая страница»; см. приложение 2).

Здесь же взрослый предлагает ребенку познакомиться с набо­ром пуговиц. Для этого он предлагает ему рассмотреть один набор пуговиц: «Скажи, чем все эти пуговицы отличаются друг от дру­га?» Как правило, дети чаще всего в первую очередь отмечают различия в цвете. «Давай разложим эти пуговицы по цветам», -предлагает психолог. Затем все пуговицы перемешиваются. «А чем еще они различаются? — вновь спрашивает психолог. — Да, они разные по размерам. Давай разложим их на большие, средние и маленькие». Далее психолог снова задает вопрос о различии пуго­виц. И так до тех пор, пока ребенок называет разные признаки разделения пуговиц на группы. Если ребенок затрудняется, пси­холог выкладывает перед ним две пуговицы, имеющие явные раз­личия (например, по количеству дырочек для пришивания), и предлагает ребенку найти это различие, а затем разложить пуго­вицы по вновь выделенному признаку.

Собственно игра начинается на втором этапе. На занятии «Где какая пуговица» взрослый выставляет на своем поле три пу-


 


говицы из имеющегося у него набора. Ребенок должен запомнить их расположение. Затем взрослый накрывает листом бумаги игро­вое поле, а школьник, выбрав из своего набора такие же, как у него, пуговицы, расставляет их соответствующим образом на сво­ем игровом поле. Далее он сверяет выполненное им задание с образцом.

На этом же этапе игры ведущий обучает ребенка приемам эф­фективного запоминания (занятие «Куда и как пришить пугови­цы»): взять пуговицу в руки, рассмотреть ее, описать вслух ее осо­бенности, место ее расположения на поле (например, «красную большую круглую пуговицу пришиваем в правый верхний квад­рат» и т.п.).

На следующем занятии вводятся временное ограничение и до­полнительное условие: описывать пуговицу, ее местоположение про себя.

В зависимости от успешности освоения ребенком игровых дей­ствий используются девяти-, двенадцатиклеточные поля, увели­чивается количество пуговиц (4—5 штук).

На третьем этапе (занятие «Пришиваем пуговицы вмес­те») возможны следующие варианты:

- ребенок выступает в роли ведущего, взрослый — его партне­
ра по игре;

- ребенок обучает игре своего товарища (знакомит с игровым
полем, с правилами игры, проводит ее);

- играют два ребенка, одинаково знакомые с правилами игры.
В этом случае задания усложняются: увеличивается игровое поле

(двенадцатиклсточное), количество пуговиц (4 —5 и больше).

На четвертом этапе игры (занятие «Потерявшиеся пу­говицы. Поможем портнихе») взрослый дает ребенку игровое поле и схему-задание (рис. 4, А): «Давай поможем рассеянной портни­хе. Она получила заказ и забыла, какие пуговицы куда надо при­шить. Хорошо, что остался рисунок-схема. Посмотри внимательно на него и попробуй найти место для каждой пуговицы».

Ребенок должен выбрать из своего набора пуговицы соответ­ствующего цвета и расставить их на своем игровом поле в поряд­ке, обозначенном на схеме.

Затем взрослый предлагает ребенку самому составить подоб­ную схему. На поле выставляются пуговицы, ребенок запоминает их местоположение. Затем пуговицы убираются, и он заполняет контрольную карточку (рис. 4, Б), закрашивая необходимые квад­раты соответствующим цветом (занятие «Потерявшиеся пугови­цы. Подсказка для памяти»).

На этом этапе возможна игра в паре со сверстником -- как знакомым с правилами игры, так и не имеющим игрового опыта.

Шкала роста «Сила памяти» состоит из набора карточек, обо­значающих шести-, девяти-, двенадцатиклеточные поля (в зави-

 

3 Андрущенко


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Где какая пуговица Куда и как пришить пуговицы Куда и как пришить пуговицы Пришиваем пуговицы вместе Потеряв­шиеся пуговицы (поможем портнихе) Потеряв­шиеся пуговицы (подсказка для памяти)  
                            -        
             
             
                         
             
             

 
 

Условные обозначения:

 
 
—желтый цвет; —синий цвет

красный цвет; коричневый цвет;

Рис. 4. Вариант схемы-задания (А) и контрольная карточка (Б) к занятию «Потерявшиеся пуговицы. Поможем портнихе»

 

—синий цвет; —оранжевый цвет; —отверстие в фишке-пуговице

Условные обозначения:

 
 
Рис. 5. Фишки-пуговицы

— красный цвет;

— желтый цвет;

— зеленый цвет;


Условные обозначения: — прорези для фишек

Рис. 6. Шкала роста «Сила памяти»

симости от возможностей ребенка на каждом занятии выбирается карточка соответствующей сложности), и набора разноцветных фишек-пуговиц, обозначающих соответствующий объем памяти на каждом занятии (рис. 5, 6). Количество клеток на карточке шкалы роста соотносится с вариантом игрового поля, использовавшего­ся на занятии. В конце каждого занятия ребенок выбирает фишку-пуговицу с соответствующим количеством цветов (в зависимости от того, сколько пуговиц он запомнил безошибочно).

Смысл игры для ребенка проявляется в безошибочной ориен­тации в условном и реальном пространстве, правильном и успеш­ном запоминании цвета и места пуговиц, увеличении объема па­мяти, соревновательном режиме.







Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 383. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Приложение Г: Особенности заполнение справки формы ву-45   После выполнения полного опробования тормозов, а так же после сокращенного, если предварительно на станции было произведено полное опробование тормозов состава от стационарной установки с автоматической регистрацией параметров или без...

Измерение следующих дефектов: ползун, выщербина, неравномерный прокат, равномерный прокат, кольцевая выработка, откол обода колеса, тонкий гребень, протёртость средней части оси Величину проката определяют с помощью вертикального движка 2 сухаря 3 шаблона 1 по кругу катания...

Неисправности автосцепки, с которыми запрещается постановка вагонов в поезд. Причины саморасцепов ЗАПРЕЩАЕТСЯ: постановка в поезда и следование в них вагонов, у которых автосцепное устройство имеет хотя бы одну из следующих неисправностей: - трещину в корпусе автосцепки, излом деталей механизма...

Примеры решения типовых задач. Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2   Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2. Найдите константу диссоциации кислоты и значение рК. Решение. Подставим данные задачи в уравнение закона разбавления К = a2См/(1 –a) =...

Экспертная оценка как метод психологического исследования Экспертная оценка – диагностический метод измерения, с помощью которого качественные особенности психических явлений получают свое числовое выражение в форме количественных оценок...

В теории государства и права выделяют два пути возникновения государства: восточный и западный Восточный путь возникновения государства представляет собой плавный переход, перерастание первобытного общества в государство...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия