Студопедия — Литератур поздней римской республики. Эпоха гражданских войн.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Литератур поздней римской республики. Эпоха гражданских войн.

Ориентиры меняются, и за образец берется греческая лит-ра эпохи эллинизма. Поэзия малых форм, идиллии, буколика.

Кризис в Риме воспринимается, как мировой кризис. В литературе рассуждают о том, что мир рушится и кто виноват в этом. Винят писатели самих людей, ибо их характер и нрав изменился. Раньше думали о Риме, а теперь они бегут за богатством.

Гражданская война заняла большое место в литературе. Это либо описание основных событий, либо рассуждения о нравах. Разговоры о людях – попытка переосмысления александрийского стиля.

В театре этого периода происходит кризис. Авторов очень много, но интересы переносятся на ателлану и мим в литературной обработке.

Эпоха Поздней Республики начинает развиваться сатира (Гай Лциллий и Марк Варрон).

Появление философского эпоса Лукреция.

Популярность эпиграмм и элегий.

Возникновение движения неотериков, подражавших александрийским поэтам (Катулл).

Появляется перевод Варрана Атацинского «Аргонавтики».

В прозе. Историческая проза развивается, появляются исторические мемуары, монографии, появление научно-популярной истории. Рассвет политического римского красноречия (Цицерон). Первый сборник писем. Начинают развиваться филологические и антикварные сочинения (Луций Элий Стелон) Самый крупный ученый своего времени. Он первым пишет комментарии к древним гимнам. Пишет сочинения, посвященные комедии. Трактаты о формах и стиле римской прозы и поэзии. Создает комментарии к законам 12 таблиц. Его учениками были Марк Туллий Цицерон и Марк Варрон.

Гай Луцилий (2 пол 2 века до н.э.). Первый римский литератор из римских всадников. Не принимал участие в военной деятельности. Писал в жанре сатиры и считается ее основателем. Называет сборник «Сатуры». Сатира целиком национальный жанр, освещающий жизнь римского об-ва. Приписывается 1400 сатир. Первоначальный сборник его сатир был разделен на 30 книг. Есть биографические сатиры, бытовые зарисовки с использование фигур: ораторов, гладиаторов, гетер, скряг и т.д. и т.п. В первой сатире он пародирует римский сенат через собрание богов. Появляется любовная тематика. Рассуждает о типичной женской алчности, что потом станет классическим. Луцилий говорит, что брак это приятное зло. Пишет сатиры и о науках, чаще говорит о медицине. Говорит о том, что нет жизни без греческой философии. Идеал жизни он видит в древнем Риме. Прославляет виртус. Луцилий чистил весь Рим своими сатирами.

Он делает сатиру оружием политической борьбы. Не боится упоминать имена своих героев. Некоторые сатиры он строит в форме диалога между людьми разных профессий, характеров, это всегда 2 крайности. Почти не использует мифологическую тематику. Иронично оценивает свое твор-во. Позже все римские сатирики начинают свои произведения с обращения к Гаю Луцилию.

Считал своей задачей создать в римской литературе произведения, достойные подражания. Именно благодаря нему сформировалась классическая римская сатира Горация….

Марк Теренций Варрон Реатинский (116-27) они изучал греческий язык и литературу, ездил в Грецию для изучения философии. Написал 486 томов или 600, а может быть и 1000. Сохранился только трактат о с/х и о латинском языке. Писал и драму и прозу и стихи. Исторические сочинения: «О жизни римского народа» описание нравов, обычаев и носят бытовой характер. «Древности» биографии знаменитых деятелей, сочинения географического характера, рассказы о бога и культах. Написано под влиянием александрийской поэзии. Трактат о латинском языке из 3 частей. 1 посвящена объяснению учения почему предметам даются их названия. 2 как названия склоняются по падежам. 3 объясняет как соединить слова для четкого выражения мысли. Язык Варрона был небрежен и немного некрасив, но принес пользу грамматике. Сочинение это содержит много цитат архаического римского период. «О происхождении латинской речи», «О грамматике», «О пользе букв» дошли во фрагментах. Варрон закладывает основы грамматики, риторики, астрономии, геометрии, математики. Популярность ему принесли «Портреты» 700 описаний портретов граждан, которые принесли пользу гос-ву начинает он с Гомера и Гесиода, а заканчивает портретами своих современников. Написал ряд произведений о римской драме «Плавтовские исследования». «О ранних поэтах» Гней Невий, Квинт Эний здесь было много цитат. Философские сочинения Варрона. «Логическая история» 76 книг. Дошла во фрагментах. Это серия диалогов на различную тематику, сохранилось 16 заглавий диалогов. 1 заглавие – имя действующего лица диалога; подзаголовок относился к смыслу трактату «Орест или о безумии». Из этого сочинения был составлен сборник сентенций Варрона. «Глупость невежд есть слава знающего», «Все знать невозможно, а знать немного не стоит похвалы». «Де агри культура» о с/х разделен на 3 части: 1 – земледелие, 2- скотоводство, 3 – домоводство. Варрон пишет трактат в форме диалога. Поэтические истории: «Псевдотрагедии» 6 книг«Сатуры», «О природе вещей», «Поэмы»

«Миниповы сатуры» 150 книг. Минип – представитель греческой философии, стоик. Задача трактата – изложить основные положения греческой философии. Нзвание Сатуры Варрон заимствует у Эния. Здесь смешивается и форма диалога, шутки, эпиграммы, мим. По стилю они ближе к сатире. Варрон представляет различные стихотворные размеры.Он включает греческие слова, а иногда и фразы. Варрон часто выступает от имени Минипа. Здесь меньше имен и конкретики, главной темой является общий упадок нравов, безграмотность, падение литературного вкуса, подлоги, погоня за богатством и противопоставление этого образу ранней римской республики. Варрон пытается вернуть устои раннего Рима. Варрон говорит, что старые поколения не узнали бы в современных людях римлян. Тема краха республики, связанная с падением нравов людей тоже очень ярка, но здесь мы не найдем конкретного осмеяния отдельныз личностей. Эта тема подхвачена Вергилием в буколиках. Он впервые упоминает римский триумвират с Цербером. Римский форум он впервые сравнил с рынком, где торгуют избирательными голосами. Говорит о том, что никто не повинуется законы и действует лишь закон «Бери и давай». Варрон обрушивается на излишние проявления роскоши, эта мысль развивается у Корнелия Тацита. Часто Варрон относится к философам иронично, как пустоголовый, спорящих по пустякам.

Всречается сатура посвященная литературной критике. Он не критикует стиль ранней римской лит-ры. Но мы можем увидеть примеры из паллиаты. Мы видим гетер, воинов, паразитов, которые становятся постоянным набором персонажей для сатиры.

Варрон пользовался огромным уважением. Уже при жизни ему был поставлен памятник, установлен в библиотеке Озиния Полиона. Вергилий, Овидий и Тит Ливий говорят о нем с восторгом. Больше всего прославились его портреты.

Римская драма в эпоху поздней республики.

Трагедия катурната и претескты. Претекста развития не получила. Претекста и Персы Эсхила – первые примеры исторической драмы, которая в античность развития не получила.

Начал трагедию Квинт Эний (катурната) он был первым римским самостоятельным драматург. Марк Пакувий (220 -?) прожил 80-90 лет. Приписывается 12 катунат и 1 предескта. Получил прозвище Ученый. Связано это с: 1 с тем, что он начал переделывать не только Еврипида, но и Эсхила и Софокла; 2 он создает высокий стиль римской трагедии (архаизирует язык, придумывает и новые слова и термины). Первый драматург, пишущий только трагедии. Относились к нему по-разному. Прозвище его звучит слегка иронично. Трагедии его были написаны для римской элиты (образованная публика)

Луций Акций (170-85). Со 140 года в римском театре идет соперничество Марка Пакувия и Луция Акция, после смерти Пакувия Луций остается не превзойден. 45 трагедий, несколько произведений по филологии, по истории римской поэзии, драмы. От Марка Пакувия он взял прием контаминации нескольких греческих драматургов. Соединял трагедии разных драматургов, но на один сюжет. Ввел трагедии фиванского цикла, аргосского и аттического циклов. Эго твор-во – наивысший расцвет катурнаты. Мифологические сюжеты слегка меняли характер и значение. Орестея напоминала современный Рим и свелась к противоборство двух политических группировок (Агамемнон и Эгисф). Луций Акций пытается вернуть простоту стиля в трагедию, делает ее понятной для всех. Эго стиль – стиль современной римской драмы, диалоги приближаются к стилю разговорного языка. Старается передать эмоциональную обстановку. Он был вольноотпущенником, но не боялся выступать против элиты, показывал в мифических героях представителей римской аристократии, не кому не угождал и не боялся. «Пусть ненавидят, лишь бы боялись» - говорил он. Он был близок к Цицерону и принимал участие в политической жизни. Акций выступал за возвращение Цицерона в Рим. Учеников у него не было и после смерти Акция трагедия приходит в упадок. Он был последним писателем трагедии классического образца. Больше великих трагиков не было.

Трагедия декламаци, где почти нет действия, но много рассуждения. Комедия и трагедия меняются

1 век до н.э. палиата теряет свою значимость. Появляется комедия тогата – национальная римская комедия. Закон о том, что нельзя выводить в комедию римских граждан отменен. Популярностью этот жанр популярен недолго, существует она где-то 50 лет. Не сохранилось почти ничего. Луций Аффраний, Тит Квинций Атта, Тит Титиний, их биографий нет. Есть 500 маленьких фрагментов. Действие тогаты происходит не в Риме, а в Италии. Персонажи носят латинские имена и одеты в латинские одежды. Состав персонажей меняется, рабов почти нет и занимают они самое низкое место, они не носят интригу, не умней своих хозяев. Основные персонажи – среднего достатка горожане, представители определенной профессии, часто профессия вынесена в заглавие. Женские персонажи становятся более значимы (свободные римские ли италийские гражданки). Часто женские образы – пародии на разные профессии (юрист, политик, врач). Большое место уделяется теме женского приданного и ее положения в семье.

Два вида тогат: трабея (один из видов парадной римской тоги)посвящена высшим слоям общества и табернария (таверна) пермсонажи – завсегдатаи кабаков, грубая и простонародная тогата.

Вместо тогаты, паллиаты, претексты и катурнаты приходя ателлана и мим.

Ателлана на рубеже 2-1 века приобретает литературную обработки и ставится на городских праздниках. Изначально ставилась после трагедии, но позже приобретает самостоятельное значение. Сохранилось около 300 фрагментов. Новий и Луций Памопоний. Сохранились 4 персонажа, но иногда к ним добавлялись персонажи из паллеита (воины и паразиты). Для ателланы характерна грубость и вульгарность. В ателлану проникаются политические намеки и насмешки, но после преследований авторов, они уходят из ателланы. Теперь насмехаются на эллинофильством. Популярностью пользовались драки, беготня, подтекст. Называлась по маске и профессии «Мак трактирщик», «Маки близнецы», «Пак, провалившийся на выборах».Ателлану очень быстро вытеснил мим.

Мим – небольшая бытовая сценка с политическим намеком (могли принимать участие женщины), актеры могли выступать без масок. Мим во многом схож с ателланой, но меньше вульгарности и постоянных персонажей. Тематика – повседневная жизнь сельского или городского населенеие. Значение придавалось песне, музыки, танцу.

Децем Лаберий (106-43) римский всадник, но скрывал это, потому что писал мим. Шутит против Юлия Цезаря и «пожелал» принять участие в соревнованиях мимов, что исключило его из сословия всадников. Позже жалуется на то, что Цезарь заставил его так опозориться. Позже Цезарь вернул Лаберью перстень всадника.

Публий Сир – вольноотпущенник из Сирии. Победил Лаберия. Мимы построены на импровизации, задавал лишь тему.

В империю самым популярным жанром становится пантомима, которую образованные люди вообще не воспринимали.

Неотерики – «новаторы, модернисты». Впервые использовал Цицерон к группе молодых поэтов, которые хотели изменить мир и поэзию. В поэзии неотериков воплотились элементы александрйского стиля: малоизвестаня мифология, ученость, использование терминов. Проникает поэзия малых форм, эпиграмма, эпилий. В римской литературе появляется любовная тематика.

В эпоху ранней республики женских образов практически нет, лишь упоминания. У неотериков появляется образ возлюбленной, передача чувств. От Каллимаха неотерики переняли лозунг «Лучше меньше, да лучше». Тщательно обрабатывали и подбирали слова. Поэмы пишутся десятелетиями. Из-за этого некоторые произведения становятся слишком заумными и непонятными.

Реформа литературного языка. Язык вычищается от архаизмов, вышедших из употребления терминов (критика Квинта Эния, Гнея Невия). Увеличение кол-ва стихотворных размеров.

Валерий Кальф из Италии прозвище Латинской сирены. Прославился как покровитель и меценат. Приписываются 2 поэмы, которые не сохранились.

В кружок неотериков входило несколько десятков поэтов, но в истории остался только Гай Валерий Катулл.

Катулл (87-57) из Вероны, жил в Риме. Много пишет о себе и своих друзьях, развлечениях. Писал посвящения и обращения друзьям. 16-17 веках немецкие филологи разбили сочинения Катулла на 3 части. 1-60 лирические произведения; 61-68 эпиталамии, эпиллии; 69-116 эпиграммы. Прославился сборником лирических произведений посвященных Лесбии. Это любовная история, которая длилась несколько лет. Клодия Купру – замужняя возлюбленная Катулла. Лесбия – указывает на греческие предпочтения Катулла (поклонник Сапфо с Лесбоса). Использует мотивы и образы Сапфо. Цикл к Лесбии можно разделить на 3 группы стихов: 1 самая романтичная и счастливая (знакомство и начало отношений перевод Сапфо с переделкой, рассуждение о красоте с александрийскими элементами, стихотворение на смерть птички Лесбии, которое стало классическим примером описание смерти маленького существа и горя хозяина, впервые он говорит, что любит Лесбию больше, чем себя, 83, 92 впервые описывает свои чувства к Лесбии и от ее лица пытается объяснить, что она чувствует к нему, делает постоянные и привычные элементы необычными и новыми, разбирает вопрос о том, что есть красота); 2 показывается, что есть и проблемы, ревность и обиды, измены и воссоединение. Имя Лесбии не называется. Эмоциональность поэзии достигает наивысшего расцвета. Противоречивость и сила чувств. Подражает Анакреонту о любви и одновременной ненависти. Он пытается объяснить, что его держит в этой любви, что его держит мучительная страсть, но при этом возникает презрение и ненависть. 3 самая мрачная, речь идет об окончательном разрыве. Много резких высказываний и желчи, говорит о ее недостойном поведении.

Дружеская поэзия основана на поэзии Алкея и Анакреонта. В дружбе предательства быть не может, это преступление. Он очень дорожит друзьями, искренне радуется творческим успехам друзей и даже немного преувеличивает из заслуги. Но часто и пишет и шутки про своих друзей, иронизирует. Появляется имя Сестия, чье имя станет нарицательным. Сестий – богач, друг Катулла, который был щедрым, богатым, устраивает богатые обеды, он принимая приглашение, нужно готовиться к тому, что он будет весь день слушать его бездарные риторские речи.

Есть несколько стихотворений, описывающих природу, здесь он ближе к Феокриту. Описывает имения своих друзей, где все красиво и хорошо.

Тема кризиса римского гос-ва освящена мало. Катулл здесь ничего нового не говорит.

Начиная с Катулла, в Риме появляется любовная поэзия. Оказал влияние на создание нового жанра – римской любовной элегии.

Тит Лукреций Карр. Задачей ставил популяризацию греческой культуру и философию. «О природе вещей» - один из немногих философских эпосов римской литературы. О Лукреции сведений почти нет. (98год рождения, а может 99 – 56, 55) Говорят, что он из Рима, а может, и италик. Кем был социально тоже не известно. Отзывов современников почти нет.

Поэма «О природе вещей» пересказывает учение Эпикура. В основном сосредоточил свое внимание на смертности души, отсутствии загробного мира и естественности смерти. Пытается понятно изложить учение Эпикура об атомах. Главная идея – отсутствие загробного мира и что это пережиток прошлого. Нет нужды бояться мук Аида. Смерть – избавление от земных страданий. Космос и мир созданы не богами, а самостоятельно. С помощью законов природы можно понять все, что у годно. Пытается соединить физику Эпикура с важными для него этическими проблемами. Если нет бессмертия, то нет смысла обессмерчивать свое имя. Тело и душа неразделимы. Самое главное – доверять своим чувствам, которые разум должен правильно истолковать. Разделена на 6 книг. 1,2 посвящены теории уст-ва космоса, здесь он говорит о невмешательстве богов в создание космоса. 3 книга – учение о души. 4 книга – учение о чувствах человека. 5 книга – космогония, в которую он вплетает краткий очерк о развитии культуры и языка. 6 книга – объяснение законами природы суеверий и страхов. Самый главный для Лукреция критерий знания – чувства. Весь мыслительный процесс построен на чувствах. Во всем виноват разум, который неправильно истолковал чувства. Уделяет большое внимание современности. Господствуют з страсти: стремление к власти, наживе, похоти, все они влекут человека на путь к преступлению. Использует рабочую версию (выдвигает несколько предположений), принцип аналогии Лукреция (непонятное объясняет на простых примерах). В разных книгах он пишет по-разному. Где-то все просто и коротко, а где-то сложно и запутано. У современников особой популярностью не пользовался, слава пришла к нему в эпоху золотого века. Вергилий в Буколиках и Георгиках основывается на положениях Лукреция. Но его снова забывают в раннее средневековья, возвращается в Возрождение.

Римское ораторско ис-во, риторика. Тоже основывалась на греческой. Первые речи появились в конце 3- начала 2 века. В Риме участие в Сенате, Народном собрании, судебных заседаниях послужили поводом к развитию римского красноречия. Судебное красноречие было всегда, в позднюю республике появляется политическое красноречие, а в эпоху империи появляется торжественное красноречие. Элементы красноречия включались во многие литературные и исторические произведения. Сохранились фрагменты речей республики и империи в цитатах поздних авторов. Дошло много обзоров, очерков, посвященных римскому красноречию. 7 трактатов Цицерона, Тацета. Сами речи ораторов целиком только Цицерон, но фрагментов было много. Также сохранились биографии римских ораторов. Сохраняется борьбы между эллинофилами и латинской школой красноречия.

Аппий Клавдий сохранилась первая защитная речь против мира Рима и царя Пирра (Эпирр).

Марк Порций Катон 2 век. Сохранилось несколько речей. Самый большой фрагмент – за «Родосцев» написана во время войн Рима с македонским царем Персеем. Родосцы отказались и римляне решили пойти на Родос, чтобы наказать их. Катон говорил о том, что родосцы не помогли не Риму, но они не помогли и македонцам. Он против эллинофильства, но использует приемами греческой софистики. Много синонимов, риторических вопросов, градация (усиление, нагнетание), «Знай дела, слова придут» - пожелание Катона римским ораторам.

Братья Тиберий и Гай Гракхи 2 половина 2 века. Первым реформы проводит Тиберий, за что был убит своими противниками. Использовал принцип депору (уместности) умение говорить сообразно обстановке. Нужные слова для нужной обстановки. От Гая сохранилось порядка 70 фрагментов. Политическое красноречие. Использовал афоризмы, риторические вопрос, субъекцио (беседа вслух с воображаемым противником)

Поздняя риторика прославилась четверкой Великих римских ораторов. Марк Антоний, Луций Лициний Красс, Квинт Гартензий, Марк Туллий Цицерон.

Марк Антоний (143-87) продолжатель дела Катона. Противник греческого, знаток греческой риторики, но скрывал это. Говорил, что главное не стиль и теория, а практика. Его стиль был приближен к разговорному языку, был небрежен к выбору слов и стихотворному ритма. Прославился игрой голоса и жестикуляцией, неожиданными оборотами речи. Брался за безнадежные дела и выигрывал их. Защищает бывшего ветерана, которого обвиняют во взяточничестве. Вообще не говорит о взятках. Речь посвятил восхвалению его военного прошлого, в конце разорвал тунику обвиняемого, показывая его шрамы. Разве такой мог предать римские идеалы? Умело манипулировал эмоциями аудитории.

Луций Лициний Красс (140-91) эллинофил, знаток теории, философии, образован. Стал первым стилистом и выделил теорию риторики. Говорил о том, что надо тщательно выбирать слова, использовал депорум и субъекциум. Предложил использовать шутку и иронию.

Квинт Гартензий (114-50). Больше актер, чем ритор. Представитель азианского красноречия. Имел красивую внешность, подбирал к речи прическу и тогу. Проходил выучку у актеров, обладал прекрасной памятью, мог запомнить речь противника. Отношение к нему было крайне противоречивым.

Марк Туллий Цицерон (106-43) представитель сословия всадников родом из Арпина. Был эллинофилом, учился в греческой школе в Риме. С 80 годов начинает адвокатскую практику, занимается переводами греческих авторов (Ксенофонта). Философию изучал у лучших представителей эпикурейства и стоицизма. Учился актерскому мастерству у Эзопа и Росция также как и Гартензий. Ездир на Родос, где занимался риторикой. Также был известным политиком. Использовал и аттицизм и азианизм в своих речах, благодаря чему выработался его собственный язык красноречия. Целиком дошло 58 речей Цицерона (политические и судебные речи по уголовным и административным делам) датировка от 81-43 годов. Дошел первый сборник писем (397 писем адресованных Титу Аттику) 28 писем брату Квинту и около 400 писем разным лицам всего около 800. Дошло 12 философских сочинений Цицерона (7 трактатов по истории риторике, посвященных римскому красноречию с отсылками к греческому)Фрагменты недописанных речей.

Трактаты по риторике: «О подборе материала, Об ораторе, Подразделения риторики, Брут, Оратор, О лучшем роде оратора, Топика» Написаны в разное время, но составляют единую теорию. Говорит нам о том, какая подготовка необходима для будущего оратора: история права, литература, история. Каждый оратор должен быть знатоком философии (разделы посвященный этике и логике) Логика необходима, чтобы правильно обработать содержание речи, чтобы верно и логично выстроить речь, этика необходима для того, чтобы правильно выбрать тот прием, который вызовет у слушателя необходимую реакцию. Только познав людей можно правильно воздействовать на их души.\

Данные оратора: природный талант, навыки/опыт, знания. На первое место Цицерон ставит знания. Цицерон выделяет обязанности оратора: оратор должен найти, что сказать (тема), найденное надо расположить по порядку, придать словесную форму найденному и расположенному, утвердить все в память (заучить), произнести речь. Кроме этого есть дополнительные задачи: оратор должен расположить к себе аудиторию, изложить ясно и четко сущность дела, установить спорный вопрос, подкрепить свои положения аргументы и доказательствами, опровергнуть доводы противника, самое важное – заключение, где он должен четко и ярко подвести итог своей речи.

Произнося речь говорить надо громко, ясно и красочно, но манера произнесения должна соответствовать содержанию речи. Каждый оратор должен обладать природный даром: быстрота и подвижность ума, находчивость, хорошая память, внешние данные (громкий звучный голос, приятная внешность, крепкое телосложение (Луций Лицилий Красс)). Цицерон пишет о необходимость использования юмора. Рассуждает о том, что такое смех и когда нужно вызывать у аудитории смех. Впервые Цицерон включил в риторику шутку и юмор, как один из приемов оратора. Умение оратора воздействовать на чувства аудитории. Обращаться к чувствам лучше всего во вступлении и заключении. Люди чаще всего руководствуются не законами, а чувствами и эмоциями и оратор должен уметь манипулировать ими. Цицерон выделяет несколько стилей речи: спокойный, тихий или низкий(подходит для убеждения), средний (для наслаждения), высокий или величественный (для волнения аудитории). Самый важный – высокий. Приемы: дефорум (принцип уместности). Главное определить, какой стиль уместен в той или иной речи, в простом деле нужен стиль для убеждения, в сложном деле надо уметь сочетать разные стили в разных частях речи. У Искората Цицерон заимствует ритм и музыкальность речи. Каждое слово должно быть подобрано, каждая фраза должна быть ритмичной, но слова надо брать из обыденной речи. Следует избегать архаизмов и редких слов.

На практике мы видим, что Цицерон часто нарушал свои же собственные правила. Говорит о том, что нельзя начинать с обращения или риторического вопроса, но часто нарушал это правило. Речи произносились и составлялись устно. Речи, которые сейчас считаются лучшими были переделаны позднее, когда были дописаны. Иногда речи писали несколько человек, которые распределяли между собой части. Цицерон писал заключения. Для Цицерона характерен выбор слов, подбор материала. Очень любил использовать диалоги с воображаемым противником. Прославился Цицерон как судебный оратор. Самое главное речи было выиграть процесс. Иногда пишет в защиту и обвинения персонажей по одному и тому же делу. Оратором не движет стремление к правде и истине, главное представить правдоподобное явление и наоборот. Часто использовал прием градации. Часто находит один пункт для построения защиты и строит все на нем, не замечая все остальное. Поэтому множество повторов. Использует шутку и иронию. Использует примеры из биографии, намекая на то, что поступок из прошлого влиял на будущее. Манипулировал доказательствами. У него почти не упоминаются факты. Зато опирается на слухи и сплетни и это является основным аргументом. Четко разделялись основные и дополнительные доказательства. Прямые улики против подзащитного – Цицерон не говорит о них или опирается на косвенные улики, если наоборот косвенные данные против подзащитного – то они выдаются за ложь. Часто факты искажаются.

Сборник писем – самое раннее дошедшее до нас собрание писем. Вошли письма с 68-43 года. Это не литературное письмо, а реальный документ. Опубликованы после смерти Цицерона. Переписка очень разнообразная и по объему и тематике. Короткие записки, письма-рекомендации, подробные отчеты о деятельности магистратов в провинциях, личная переписка. Стиль зависит от того, кому письмо адресовано. Пишет он и политикам и представителям патрицианских и плебейских семей. Тит Пампоний Аттик лучший друг, письма к которому наиболее искренние, письма к нему не имеют запретных тем. Здесь перед нами предстает реальный человек без своих приемов и манипуляций. Здесь Цицерон жалуется на несправедливую судьбу, мы видим его нерешительность, советуется с другом.

Вторая группа писем обращена к семье и близкому кругу, где он менее открыт и правдив. Чаще говорит о внешних проблемах. Отдельным блоком идут письма к брату. Где советует как управлять провинцией. В письмах Квинту Цицерон рассуждает о современной литературе. Поддерживает брата в его литературных начинаниях.

Переписка Цицерона – подлинный неотредактированный документ. Здесь реальные факты, психологический срез эпохи. Нет никакой стилизации. Язык и стиль писем приближен к разговорному, часто шутит. Сам себя он совсем по-другому оценивает, скромничает и иронизирует.

Научные и философские про-ния делят на 3 части: риторические, философские, политические. Сам он их так не делил. Основные: Трактат о гос-ве (дошла треть) написан в форме диалога, участники – представители кружка Сципиона. Здесь он рассматривает формы правления. Особое место уделено Республике. Возвращается к идее Платона об идеальном гос-ве. Говорит о том, что проходящее, но бессмертна посмертная слава. Идеальный правитель – подлинный римский сенатор.

Законы Цицерона – упрощенный пересказ законов Платона. Это диалог Цицерона с братом. У Платона заимствует идею о высшем разуме.

О пределах добра и зла, где он излагает стоицисские принципы.

Тусскуланские беседы тоже в форме диалога, но напоминают отдельные лекции о добре, зле, смерти, страдании. О судьбе, О дружбе, О полезном и прекрасном, О природе богов. Все философские сочинения переплетены с римским бытом.

В эпоху золотого века он становиться обязательным автором для изучения. Его стиль был признан классическим (золотой стиль Цицерона). Сборник писем тоже стал примером для подражания. Философским сочинениям подражали отцы церкви поздней античности. Риторические трактаты стали своеобразным учебником в Средние века. Образование риторов шло по системе трактатов Цицерона.

Историческая проза

Римская историческая проза развилась из хроник и ежегодных летописей. В середине 5 века до н.э. в Риме существовали таблицы понтификов (анналы) ежегодные записи календарного характера. Потом к ним добавились консульские фасты (кон 4 века) каждый год датировался правлениями 2 консулов и событиями за год. В 3 века до н.э. добавились еще и хроники (Патриции составляют истории своего рода) на основе этих хроник во 2 веке был создан труд «Великие анналы» Публий Сцевала. Они не сохранились, но есть цитаты.

Литературная обработка начинается в 3 веке. Гней Невий и Квинт Эний. Первым историком Рима принято считать Квинта Фабия Пиктора – патриций и Сенатор. Обработал в прозе древнюю римскую хронику. На греческом языке им была написана первая история Рима. Пиктор создал школу ранних римских историков. Все они писали историю от Энея, шло по годам и сохраняло вид хроники. Марк Порций Катон был первым автором, который писал на латыни. «Начала» были написаны не в форме летописи. Написан с некой претензией на научность и исследование. Старался проверять материал. Впервые осветил историю Италии. Катон впервые вводил не фиктивные, а свои собственные речи.

В начале поздней республики начинаются 2 направления: научное и художественно-дидактическое. Научное направление – Полибий (201-120) аристократ из ахейского города, был в Риме в час-ве политического заложника. «Всеобщая история» 40 книг, сохранилось 5. Он стал первым обоснователем теории римского господства (романоуентризма). Успех Рима он видел в сочетании монархии, демократии и аристократии. Он дает всемирную историю с точки зрения завоевания Римом гос-в и права Рима на это. Сформулировал 3 принципа историка: тщательное изучение источника, обязательное знакомство с местностью, где происходят события, личный опыт в политических и военных делах. Все это необходимо для правдивого изложения материала. Основатель научно-исторического жанра.

Поссидоний (Грек)2-1 века. История Писсидония – история взаимоотношений Рима и Греции, выступает против Рима. Труд тоже не сохранился целиком.

Историография поздней республики

Гай Юлий Цезарь (101-44) приписывают 2 труда комментарии «Записки о галльской войне», «О гражданской войне».

Записки о галльской воне положили основание историческим мемуарам. Цезарь был отправлен в галлию для завоевания 2 части Галлии. Цезарь провел там 7 лет. Его противники говорят о том, что Цезарь ворует добычу, которая должна идти в Сенат. Цезарь пишет ежедневные отчеты, которые и легли в основу «Записок». Повествование деловое, напоминающее документ, но каждая фраза максимально информативна. Задачей Цезаря было доказать, что война ведется в интересах Рима и Галии, в которую римляне несут цивилизацию. Очень много подробностей, описание боев, множество имен, описание подвигов, изложены нравы и обычаи варваров и история Галии. Речи Цезарь тоже включает в повествование, приписывая их историческим лицам. Характер деловых исторических мемуаров, в которых сочетается объективный и субъективный взгляд на происходящее. Цезарь был поклонником Аттического стиля, был против архаизмов.

Гай Салюстий Крисп (86-35) ему приписывается 3 исторических сочинения «Заговор Катилины», «Война с Югуртой» дошли целиком, а «История» сохранился во фрагментах. Салюстий положил начало исторической монографии. Он был сторонником Цезаря. Подражал стилю записок Цезаря. Здесь мы видим и влияние греческой историографии. Каждое произведение содержит большое философское вступление. Салюстий пытается обрисовать развитие римской истории и основывает на теории Платона об идеальном гос-ве и постепенном его ухудшении. Задачей этих трудов – показать историю на примерах наиболее ярких и памятных событий (те только положительные, но и преступные деяния). Например, заговор Катилины и война с нумедийским царством, возглавляемым царем Югуртой. Он показывает продажность сенаторов, и прочие проблемы об-ва. Для произведений Салюстия присуще спокойное повествование, но со вставками ярких картинок (паника в Риме). Он обратил внимание на значение личности в истории. Уделял большое значение типу х-ра. Салюстий был лучшим мастером исторического портрета. Прекрасно умел акцентировать внимание на важном для него моменте. Он пытался объяснить поступки людей, сравнивая их с действиями другого персонажа в похожей ситуации. Не претендует на научность. Язык Салюстия со множеством архаизмов и риторических высказываний, антитез. Что-то среднее между аттическим и азианским стилем. «История» - пересказ современных автору событий.

Корнелий Непод (109-32) приписывается 2 сочинения «О знаменитых людях», «Хроника». «Хроника» - вариант всемирной истории (греко-римская), изложенная в популяной форме, рассчитана на широкую публику (3 книги), «О знаменитых людях» (16 книг) биографии в популярной форме. Рассказывается об иноземных полководцах и 2 римских историках. Задача – познакомить публику с иноземными нравами и обычаями, несложное историческое описание. Корнелий Непод – первый популяризатор. Минусы: нельзя рассматривать, как серьезный источник. Но изложение яркое, красочное. В широких массах сочинения Непода пользовались популярностью.

К научному направлению ближе всех из этих историков был Цезарь.

Римская классика Золотого века (44 до н.э. – 14 н.э.)

Хронология датируется временем правлением первого императора Октавиана Августа. Устанавливается Прицнципат «первый». Августа воспринимают как спасителя от кризиса. Август официально восстанавливает древнюю римскую республику. На самом же деле он создает раннюю римскую империю.

В литературе преобладают темы о возвращении к старым обычаям, о возрождении Рима; гражданин должен ставить интересы гос-ва превыше собственных, тема войны с точки зрения того, что война – проклятие, о наступлении эпохи мира. За образец римская лит-ра берет греческую классику и Гомера. Эпос – один из наиболее важных жанров. Политическое красноречие уходит в прошлое, зато развивается торжественное. Формируется художественно-дидактическое направление историографии Тит Ливий. Золотой век – наивысший расцвет римской поэзии (Вергилий, Гораций, Овидий). Римская любовная элегия (Тибулл, Проперций). Золотой век – тяжелое время для театра, расцвет пантомимы. Появляются литературные кружки вокруг богатых и знатных людей. Основных было 3: Гай Меценат кружок, куда входили Гораций, Вергилий, Тит Ливий, Проперций, кружок приближенных к Августу, 2 Марк Валерий Мицелла (Овидий) выходили за рамки того, что распространял Август, Гай Озиний Поллион. Поллион образовал первую общественную бибилиотеку. Озиний Поллион основал рецитации (публичные выступления поэтов и риторов с дальнейшим обсуждением).

Римляне пытаются переплюнуть греков с их литературой, в их стиле, но лучше. Тема золотого века (5 веков Гесиода), но теперь говорят о том, что Золотой век вернулся. У римских авторов появляется понятие цикличности. Концепция удревления рода Юлиев (пошли от Энея). Как Эней возродил троянский народ в Риме, так Август (его потомок) возрождает Рим.

Публий Вергилий Марон (70-19). Вергилий, как Гом




<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Регулирования рынка труда в России. | I. Описание установки.

Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 835. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Толкование Конституции Российской Федерации: виды, способы, юридическое значение Толкование права – это специальный вид юридической деятельности по раскрытию смыслового содержания правовых норм, необходимый в процессе как законотворчества, так и реализации права...

Значення творчості Г.Сковороди для розвитку української культури Важливий внесок в історію всієї духовної культури українського народу та її барокової літературно-філософської традиції зробив, зокрема, Григорій Савич Сковорода (1722—1794 pp...

Постинъекционные осложнения, оказать необходимую помощь пациенту I.ОСЛОЖНЕНИЕ: Инфильтрат (уплотнение). II.ПРИЗНАКИ ОСЛОЖНЕНИЯ: Уплотнение...

Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь Педагогическая культура- часть общечеловеческих культуры, в которой запечатлил духовные и материальные ценности образования и воспитания, осуществляя образовательно-воспитательный процесс...

Устройство рабочих органов мясорубки Независимо от марки мясорубки и её технических характеристик, все они имеют принципиально одинаковые устройства...

Ведение учета результатов боевой подготовки в роте и во взводе Содержание журнала учета боевой подготовки во взводе. Учет результатов боевой подготовки - есть отражение количественных и качественных показателей выполнения планов подготовки соединений...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия