Студопедия — СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ МИФОВ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ МИФОВ






 

Этих предварительных замечаний достаточно, чтобы уточнить несколько

характерных положений, касающихся мифа. В самом общем смысле можно

сказать, что миф, каким он приживается в первобытных обществах:

 

1) составляет историю подвигов сверхъестественных существ;

 

2) это сказание представляется как абсолютно истинное (так как оно относится

к реальному миру) и как сакральное (ибо является результатом творческой

деятельности сверхъестественных существ);

 

3) миф всегда имеет отношение к "созданию", он рассказывает как что-то

явилось в мир, или каким образом возникли определенные формы поведения,

установления и трудовые навыки; именно поэтому миф составляет парадигму

всем значительным актам человеческого поведения;

 

4) познавая миф, человек познает "происхождение" вещей, что позволяет

овладеть и манипулировать ими по своей воле; речь идет не о "внешнем",

"абстрактном" познании, но о познании, которое "переживается" ритуально,

во время ритуального воспроизведения мифа или в ходе проведения обряда

(которому он служит основанием);

 

5) так или иначе миф "проживается" аудиторией, которая захвачена священной и

вдохновляющей мощью воссозданных в памяти и реактуализированных событий.

 

Проживание мифа предполагает наличие истинно "религиозного" опыта, поскольку

он отличается от обычного опыта, от опыта каждодневной жизни. Религиозный

характер этого опыта есть следствие того факта, что актуализируются

легендарные события, события возвышенного характера и наполненные

чрезвычайной значимости. Мы как бы заново присутствуем при творческих актах

сверхъестественных существ. Мы покидаем мир обыденности и проникаем в мир

преображенный, заново возникший, пронизанный невидимым присутствием

сверхъестественных существ. Речь идет не о коллективном воссоздании в памяти

мифических событий, но об их воспроизведении. Мы ощущаем личное присутствие

персонажей мифа и становимся их современниками. Это предполагает

существование не в хронологическом времени, а в первоначальной эпохе,

когда события произошли впервые. Именно поэтому можно говорить о временном

пространстве мифа, заряженном энергией. Это необычайное, "сакральное" время,

когда обнаруживаются явления новые, полные мощи и значимости. Переживать

заново это время, воспроизводить его как можно чаще, заново присутствовать

на спектакле божественных творений, вновь узреть сверхъестественные существа

и воспринять их урок творчества ~ такое желание просматривается во всех

ритуальных воспроизведениях мифов. Вообще мифы показывают, что мироздание,

человек и жизнь имеют сверхъестественное происхождение и

сверхъестественную историю, и что эта история значима, обладает большой

ценностью и является образцом для подражания.

 

Трудно было бы найти лучшее заключение для этой главы, как процитировать

классический отрывок, где Бронислав Малиновский пытается выделить природу и

функцию мифов в примитивных обществах: "Если рассматривать миф как нечто,

наполненное жизнью, то он не дает объяснения, способного удовлетворить

научную любознательность; он является повествованием, которое воскрешает

первозданную реальность, отвечает глубоким религиозным потребностям,

духовным устремлениям, безусловным требованиям социального порядка, и даже

требованиям практической жизни. В цивилизациях примитивных народов миф

исполняет незаменимую функцию: он выражает, возвышает и кодифицирует

верования; он защищает и налагает моральные принципы; он гарантирует

действенность ритуальной церемонии и предлагает правила для практической

жизни, необходимые человеческой цивилизации; он отнюдь не лишенная

содержания выдумка, а напротив, ~ живая реальность, к которой человек посто

янно обращается; это ни в коей мере не абстрактная теория и не простое

развертывание образов, это кодификация религии примитивных народов и их

практической мудрости (...) Все эти сказания служат для аборигенов

выражением первозданной реальности, более величественной и богатой

смыслом, чем реальность современная, и определяющей ежедневное существование

и судьбу человечества. Знание, которое человек имеет об этой реальности,

раскрывает ему смысл ритуалов и задач духовного порядка, так же как и форму,

в которую он должен их облечь".

 







Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 363. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Деятельность сестер милосердия общин Красного Креста ярко проявилась в период Тритоны – интервалы, в которых содержится три тона. К тритонам относятся увеличенная кварта (ув.4) и уменьшенная квинта (ум.5). Их можно построить на ступенях натурального и гармонического мажора и минора.  ...

Понятие о синдроме нарушения бронхиальной проходимости и его клинические проявления Синдром нарушения бронхиальной проходимости (бронхообструктивный синдром) – это патологическое состояние...

Опухоли яичников в детском и подростковом возрасте Опухоли яичников занимают первое место в структуре опухолей половой системы у девочек и встречаются в возрасте 10 – 16 лет и в период полового созревания...

Краткая психологическая характеристика возрастных периодов.Первый критический период развития ребенка — период новорожденности Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последую­щая жизнь проходит под знаком этой травмы...

РЕВМАТИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ Ревматические болезни(или диффузные болезни соединительно ткани(ДБСТ))— это группа заболеваний, характеризующихся первичным системным поражением соединительной ткани в связи с нарушением иммунного гомеостаза...

Решение Постоянные издержки (FC) не зависят от изменения объёма производства, существуют постоянно...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия