Студопедия — Апогей навязчивых идей
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Апогей навязчивых идей






Пока человек защищен безумием, он действует и благоденствует, однакостоит ему освободиться от живительной тирании навязчивых идей, как он теряетсебя и разрушается. Тогда он начинает со всем мириться, распространять своютерпимость не только на мелкие пакости, но и на преступления, злодеяния,пороки, извращения: все у него идет по одной цене. Его снисходительность,разрушительная уже сама по себе, распространяется на всех виновных, на жертви палачей, вместе взятых; он принадлежит сразу ко всем партиям, потому чтоготов согласиться с любым мнением; студенистый, зараженный бесконечностью,он лишился своего "характера", потому что у него нет ни ориентира, нинавязчивой идеи. Универсальное видение делает все вещи неразличимыми, а тот,кто еще различает их контуры, не будучи ни их другом, ни врагом, носит всвоей груди восковое сердце, которое равнодушно принимает форму предметовили людей. Его жалость обращена на само существование, а его милосердиесклоняется в сторону сомнения, а отнюдь не любви; это скептическоемилосердие, плод знания, и оно извиняет любые отклонения от нормы. А вот чтокасается пристрастного человека, живущего в безумии принимаемых решений иосуществляемого выбора, то он никогда не бывает милосердным. Неспособныйразделять сразу все возможные точки зрения, стиснутый рамками собственныхжеланий и принципов, он находится в гипнотическом сне конечного. Происходитэто оттого, что земные твари могут развиваться, лишь повернувшись спиной куниверсальному... Быть чем-то определенным -- без каких-либо оговорок --всегда предполагает ту или иную форму безумия, от которого жизнь, этотапогей навязчивых идей, избавляется лишь затем, чтобы тут же зачахнуть. 60

"Небесная собака";

Никто не знает, что человек должен потерять, чтобы посметь отбросить всторону любые условности. Никто не знает, что потерял Диоген, ставчеловеком, который позволяет себе все, который претворил в жизнь своисокровеннейшие мысли с такой сверхъестественной наглостью, с какой этосделал бы какой-нибудь бог познания, похотливый и одновременно непорочный.Большей искренности история не знает; это, пожалуй, предельный случайоткровенности и трезвости ума и в то же время пример того, чем мы могли быстать, если бы воспитание и лицемерие не сдерживали наших желаний ипоступков. "Однажды некий человек впустил его к себе в богато обставленный дом исказал ему: "Главное, не плюй на пол". Диоген же, которому как раз хотелосьплюнуть, плюнул ему в лицо, крикнув, что это единственное грязное место вовсем доме, где он смог удовлетворить свое желание" (Диоген Лаэртский). Какой человек, будучи принят в богатом доме, не сожалел о том, что унего нет океана слюны, чтобы утопить в нем всех существующих на землесобственников? А с другой стороны, кто не сглотнул своего мелкого пле-вочкаиз страха, что он попадет на физиономию почтенного пузатого вора? Мы все до смешного робки и осторожны: цинизм в школах не преподается.Гордость тоже. "Менипп1 в своей книге "Доблесть Диогена"; рассказывает, чтотого взяли в плен и продали в рабство, а там спросили, что он умеет делать.Диоген ответил: "Распоряжаться, -- и крикнул глашатаю: -- Так что спрашивай,кто хочет купить себе хозяина!" Человек, смело выступивший против Александра2 иПлатона3, занимавшийся рукоблудием в общественном месте ("Вотведь было бы хорошо, если бы, потерев себе таким же образом брюхо, можнобыло бы избавиться от чувства голода!"); житель знаменитой бочки и владелецпрославленного фонаря, изготовлявший в молодости фальшивые деньги (можно лиотыскать более подходящее для киника ремесло?), какой опыт приобрел он, этотчеловек, общаясь со своими ближними? Разумеется, такой же, как и мы все, снекоторой, однако, разницей: единственным предметом его размышлений и егопрезрения был человек. Свободный от искажающих призм какой бы то ни быломорали и какой бы то ни было метафизики, он только тем и занимался, чтоснимал с него одеяния, дабы показать нам его еще более голым иотвратительным, чем он предстает в любых комедиях, в любыхапокалипсисах4. "Сократ, сошедший с ума" -- вот как называл его Платон. "Сократ,ставший искренним" -- вот как следовало бы его назвать. Сократ, отрекшийсяот Добра, от условностей и от общества, Сократ, ставший наконец толькопсихологом. Однако Сократ -- при всем своем величии -- подчиняетсяусловностям; он остается учителем, образцом для подражания. И только Диогенничего не предлагает; суть его поведения -- как, впрочем, и суть кинизма --определяется утробной боязнью стать человеком, стать посмешищем. Мыслитель, отказавшийся от иллюзий в отношении человеческой реальности,отказавшийся от уловок в виде мистики, но желающий при этом остаться врамках этого мира, приходит к такому мировоззрению, в котором 61 перемешиваются между собой мудрость, горечь и фарс. Если же он, дабыуединиться, выбирает заполненную народом площадь, то волей-неволей начинаетсмеяться над "себе подобными" или демонстрировать свое отвращение, которое снашим христианством и нашей полицией мы уже не можем себе позволить. Дватысячелетия проповедей и законоуложений подсластили нашу желчь. Хотя, правоже, кто сейчас, в этом спешащем мире, остановится, чтобы ответить на нашивыходки или упиться нашим воем? Уже одно то, что величайшего знатока рода человеческого прозвали "собакой";, доказывает, что у человека никогда не хватало мужествапримириться с собственным образом и что он всегда бесцеремонно отвергалистину. Диоген изжил в себе всякое позерство. Каким же он от этого сталчудищем в глазах других людей! Ведь для того, чтобы занять почетное место вфилософии, нужно быть комедиантом, нужно уважать игру в идеи ивоодушевляться мнимыми проблемами. В любом случае человек как таковой -- этоне по вашей части, господа философы! Вот что сказал Диоген Лаэртский: "Как-то на Олимпийских играх глашатай провозгласил: "Диоксипп победиллюдей". На что Диоген ответил: "Он одержал победу над рабами, а люди -- этопо моей части". И в самом деле, он, не имевший ничего, кроме котомки, нищий из нищих,подлинный святой в сфере зубоскальства, побеждал людей так, как никтодругой, притом гораздо более грозным, чем у завоевателей, оружием. Нам следует радоваться случайности его появления на свет до наступленияхристианской эры. А то ведь кто знает -- не сделался ли бы он, пожелавотрешиться от мира и поддавшись нездоровому искушению внечелове-ческимприключением, всего лишь заурядным аскетом, которого канонизировали бы послесмерти, и он благополучно затерялся бы в календаре среди прочих блаженных.Вот именно тогда он бы и стал настоящим сумасшедшим, он, нормальный человек,не причастный ни к какому учению, ни к какой доктрине. Явив собой образнеприглядного человека, он единственный показал нам, что все мы таковы.Враждебная к доводам очевидности религия не пожелала признать достоинствкинизма. Но сейчас пришло время противопоставить истинам сына Божия истины"небесной собаки", как называл Диогена один из современных ему поэтов.






Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 400. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Различия в философии античности, средневековья и Возрождения ♦Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит...

Именные части речи, их общие и отличительные признаки Именные части речи в русском языке — это имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение...

Интуитивное мышление Мышление — это пси­хический процесс, обеспечивающий познание сущности предме­тов и явлений и самого субъекта...

Объект, субъект, предмет, цели и задачи управления персоналом Социальная система организации делится на две основные подсистемы: управляющую и управляемую...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия